И организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 419.4 Kb.
страница1/2
Дата27.05.2016
Размер419.4 Kb.
  1   2


На правах рукописи

 

КУЛЕШОВА Галина Михайловна

 

Содержание и организация

индивидуальной деятельности учащихся

в дистанционном обучении

 


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Москва – 2009



 

Работа выполнена в лаборатории методологии общего среднего образования Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»



Научный руководитель: член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук



Хуторской Андрей Викторович


Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор



Чистякова Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук



Иванова Елена Олеговна


Ведущая организация: Московский государственный

областной университет


Защита состоится 22 января 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения». Автореферат диссертации размещен на сайте Института http://ismo.ioso.ru

Автореферат диссертации разослан 19 декабря 2008 г.




Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук





О.С. Медведева

Общая характеристика ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. В современных условиях информатизации и инновационной ориентации общества основой содержания и организации образовательной деятельности выступает социальный заказ на индивидуализацию образования, а также потребности учащихся в творческой самореализации с помощью средств телекоммуникаций.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством РФ (распоряжение № 1662-р от 17 ноября 2008 г.) указано: «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования».

Новый интерес к использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и дистанционному обучению (ДО) связан с оснащением школ новейшими компьютерами, подключением к сети Интернет. По данным социологов, активное внедрение компьютерных технологий в школы произошло повсеместно во всех регионах России, что говорит о благоприятных обстоятельствах для освоения ДО в образовательном процессе, причем именно учениками. Однако проведённые опросы свидетельствуют о существующем противоречии между оценкой учителями и учениками позитивных эффектов, связанных с использованием компьютера и Интернета на уроках. Применение ИКТ в учебном процессе пока почти не связывается с использованием их дидактических возможностей для индивидуализации обучения и самореализации учащихся.

Процесс индивидуализации обучения привлекает пристальное внимание ученых и практиков в течение длительного времени. Имеется достаточное количество работ, составляющих основу для решения проблем индивидуализации очного образования (Ю.К. Бабанский, М.Н. Берулава, О.С. Гребенюк, Е.О. Иванова, А.А. Кирсанов, Т.М. Ковалева, А.Д. Король, В.М. Монахов, И.Э. Унт, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, С.Н. Чистякова, Н.М. Шахмаев и др.), дистанционного обучения (А.А. Андреев, Г.А. Андрианова, С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.). Однако до сих пор нет исследований, посвященных содержанию и организации индивидуальной деятельности учеников в дистанционном обучении, направленном на их творческую самореализацию.

Многие методики и технологии дистанционного обучения нацеливают учащихся преимущественно на репродуктивную деятельность и формальные, тестовые результаты. Учебный материал переносится в дистанционное обучение из очного без необходимого учёта специфики использования учениками ИКТ. Это приводит к тому, что общественная и личностная потребность в активизации ученика и его ответственности за выстраивание собственной образовательной траектории не находит в дистанционном обучении необходимых условий реализации.

В существующих формах дистанционного обучения, охватывающих большое количество обучающихся посредством телекоммуникационных средств, индивидуальная деятельность по самореализации школьников затруднена. Наш опыт оценки работ участников дистанционных эвристических олимпиад и анализ проведения дистанционных профильных курсов приводит к выводу, что не более 10-15% школьников активно проявляют в своей деятельности индивидуальность. Большинство ученических работ свидетельствует о шаблонности, стандартности подходов к учебной деятельности со стороны учащихся.

В то время как дидактический потенциал используемых в дистанционном обучении средств телекоммуникаций, таких как гипертекстовая технология представления учебного материала, веб-форум, чат, интерактивность этих средств, являются уникальными возможностями для индивидуализации обучения, они остаются невостребованными во взаимодействии субъектов дистанционного обучения. Трудности организации индивидуальной деятельности ученика в дистанционном обучении заключаются также в методической необеспеченности педагогического подхода, предполагающего индивидуальную траекторию учения.

Проведённый нами анализ позволил сделать вывод о необходимости подготовки как школьников, так и педагогов к продуктивной индивидуальной деятельности в дистанционном обучении, выявлении содержательной и процессуальной сторон этой деятельности, а также в разработке соответствующих педагогических средств и технологий.

Таким образом, выбор темы исследования «Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении» объясняется её актуальностью, существующими в дистанционном обучении противоречиями, а также отсутствием разработки вопросов индивидуальной образовательной деятельности учащихся в теории и методике информатизации образования в средней школе.

Проблема исследования состоит в выявленном в дистанционном обучении противоречии между индивидуальными потребностями школьников в творческой самореализации и недостаточной методической разработкой необходимого содержания и организации их индивидуальной деятельности. Под творческой самореализацией мы понимаем процесс и результат индивидуальной деятельности ученика, позволяющей ему активно и целостно участвовать в формировании содержания и организации своего образования через реализацию «индивидуальной образовательной траектории» освоения предметных областей.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию индивидуальной деятельности ученика в дистанционном обучении.

Объектом исследования является индивидуальная деятельность учащихся в дистанционном обучении.

Предметом исследования выступают содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. Исследование проведено на примере дистанционных гуманитарных курсов.

Предмет исследования, поставленная цель, а также проведённый поисковый эксперимент, определили гипотезу, которая заключается в предположении:



если содержание индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении составят не только знания, но и опыт специально выделенной системы деятельностей, а организация обучения будет происходить при следующих педагогических условиях:

  • целеполагание, реализация индивидуальной деятельности учащихся и её рефлексия происходит в открытой образовательной среде;

  • реализуется опора педагога на самостоятельную работу обучающихся;

  • технология организации индивидуальной деятельности ученика включает этапы: подготовительный, организационно-проектный, самоопределения, программирования, реализации индивидуальной образовательной программы и рефлексивно-оценочный;

  • базовой характеристикой организации индивидуальной деятельности учащихся выступает интерактивное взаимодействие субъектов обучения с помощью технологий веб-форума, чата, электронной почты,

то реализация перечисленных педагогических условий приведёт к следующим результатам:

  • дистанционная индивидуальная деятельность ученика состоится и окажется измеряемой, что будет проявляться в степени достижения его личных учебных целей;

  • результативность (продуктивность) индивидуальной деятельности ученика в ходе дистанционного курса будет обнаружена с помощью оценки его образовательного продукта (уровни креативности, осознанности, личностной значимости, рефлексии);

  • в результате реализации «индивидуальной образовательной траектории» (ИОТ) произойдёт проявление и развитие совокупности следующих личностных качеств ученика: ценностно-смысловые (познание самого себя, своих способностей и возможностей; самоопределение в учебной теме; определение смыслов и перспектив её изучения; конкретизация личных целей в индивидуальной образовательной программе); познавательные и эвристические (умение ставить учебные цели, работать самостоятельно; планирование; умение рефлексировать; самооценка; способность действовать в нестандартных ситуациях, создавать образовательный продукт); информационные (навыки работы с компьютером; умение работать с электронной почтой; умение работать со средствами телекоммуникаций и Интернет; поиск необходимой информации; анализ и отбор информации; преобразование, сохранение и передача информации); коммуникативные (знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными в пространстве людьми; умение работать дистанционно с педагогом, с учащимися, в группе).

Перечисленные в гипотезе условия и результаты, конкретизированные на предметном уровне, составляют систему оценки результатов продвижения ученика в дистанционном обучении по «индивидуальной образовательной траектории».

Цель, предмет и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория», описать её специфику и основные характеристики в условиях дистанционного обучения.

2. Определить условия организации и реализации «индивидуальной образовательной траектории» ученика в дистанционном обучении.

3. Разработать модель организации «индивидуальной образовательной траектории» ученика, выявив содержание его индивидуальной дистанционной деятельности.

4. Выявить компоненты методического обеспечения для организации индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении, описать их взаимосвязь и определить совокупность личностных качеств, с помощью которых происходит их творческая самореализация.

5. Опираясь на результаты педагогического эксперимента, разработать научно-практические рекомендации по проектированию и реализации индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении.

Методологическую основу исследования составляют положения теории эвристического обучения (В.И. Андреев, П.Ф. Каптерев, В.Н. Соколов, Н.К. Сергеев, А.В. Хуторской и др.); идеи дифференциации и индивидуализации обучения (Е.О. Иванова, Т.М. Ковалева, И.М. Осмоловская, И.Э. Унт, М.А. Холодная и др.); идеи информатизации образования (С.А. Бешенков, Е.П. Велихов, Б.С. Гершунский, В.Г. Кинелев, А.А. Кузнецов, Н.Д. Никандров и др.); идеи философии возможностей применительно к субъектам образования (М.К. Мамардашвили, С.С. Аверинцев, Ш.А. Амонашвили и др.).

Исследование проводилось в рамках научной школы человекосообразного образования (А.В. Хуторской), главной целью которой выступает проектирование и реализация образования, направленного на выявление заложенного в человеке потенциала.

Педагогический эксперимент по организации дистанционного обучения осуществлён на базе Центра дистанционного образования «Эйдос», в инновационной деятельности которого принимают участие около 2000 школ.

В ходе исследований для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету:



  • сравнительно-сопоставительный анализ философских, психологических, педагогических и методических исследований, материалов научных конференций, периодической печати;

  • работа с поисковыми системами сети Интернет: Yandex, Google, Rambler, Апорт для получения и анализа информации по проблемам индивидуализации;

  • анализ электронных телеконференций, материалов веб-форумов, чат-занятий, электронных журналов сети Интернет;

  • моделирование - для апробации условий и элементов методики организации ИОТ ученика в очных и дистанционных мероприятиях, на профессиональных сайтах дистанционного педагога;

  • наблюдение за учебным процессом во время дистанционных курсов; анкетирование дистанционных учеников и педагогов с целью анализа процесса индивидуализации обучения;

  • контент-анализ и анализ методом ключевых слов рефлексивного материала дистанционных и очных профильных курсов, дистанционных эвристических олимпиад для диагностики уровней развития личностных качеств учащихся;

  • рефлексивный анализ собственной экспериментальной деятельности в качестве дистанционного педагога, выявляющий проблемы и способы их решения;

  • поисковый эксперимент по разработке и применению технологий индивидуальной траектории ученика; констатирующий и формирующий педагогический эксперименты для реализации целей исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998-2004 г.г.) – констатирующий эксперимент, который заключался в осмыслении особенностей построения «индивидуальной образовательной траектории». Анализировался опыт разработки и проведения авторского дистанционного профиль-класса в рамках Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года». Изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная педагогическая, философская и психологическая литература.

Второй этап (2004-2006 г.г.) поисковый эксперимент – подготовка практической базы исследования путем анализа дистанционной эвристической образовательной деятельности, проверка эффективности различных средств дистанционного обучения. Проведён обучающий педэксперимент с очными и дистанционными учениками по применению разработанных средств телекоммуникаций.

Третий этап (2006-2008 г.г.) – обучающий эксперимент по выявлению и апробации педагогических возможностей телекоммуникаций для построения и реализации «индивидуальной образовательной траектории», апробация разработанной модели «индивидуальной образовательной траектории»; определялось содержание и организационно-педагогические условия, необходимые для осуществления индивидуальной деятельности школьников в дистанционном обучении, проверялась гипотеза, обобщались результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Раскрыто содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория» ученика в условиях дистанционного обучения и определены его педагогические характеристики: личностная продуктивность ученика в изучаемой предметной области, обеспечиваемая с помощью компьютерных и телекоммуникационных средств; письменная фиксация и сохранность индивидуальных ученических образовательных продуктов; рефлексия образовательной деятельности; педагогическое сопровождение индивидуальной деятельности учащихся посредством электронной почты, технологий веб-форума и чата.

  2. Построена модель организации «индивидуальной образовательной траектории» учащихся в дистанционном обучении, включающая 3 уровня: проектирование, реализация, рефлексия. Каждый уровень реализуется субъектами обучения (учениками, педагогами) с помощью средств, способствующих организации образовательной среды, мотивационному обеспечению индивидуальной деятельности учеников, их целеполаганию и рефлексии.

  3. Определены показатели индивидуальной образовательной деятельности учеников: результативность (продуктивность) деятельности; проявление и развитие установленной совокупности личностных качеств (ценностно-смысловые, познавательные, эвристические, информационные, коммуникативные).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что идеи человекосообразности образования, деятельностного подхода и эвристического обучения конкретизированы применительно к дистанционному обучению в форме обоснования содержания и организации дистанционной индивидуальной деятельности учащихся, обеспечивающей их творческую самореализацию.

Определены субъектные, ценностно-нормативные, дидактические, технологические условия организации «индивидуальной образовательной траектории» ученика в дистанционном обучении с использованием средств телекоммуникаций.

Выделены этапы технологии организации индивидуальной деятельности ученика в дистанционном обучении: подготовительный, организационно-проектный, самоопределения, программирования, реализации индивидуальной образовательной программы и рефлексивно-оценочный.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:


  • рекомендаций для авторов учебных и методических пособий, дистанционных педагогов по проектированию и реализации индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении;

  • серии дистанционных курсов, построенных на основе созданной модели индивидуализации дистанционного обучения;

  • системы оценки результатов продвижения ученика по «индивидуальной образовательной траектории» во время дистанционного обучения.

Достоверность и обоснованность результатов подтверждены комплексом методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, использованием широкой экспериментальной базы, количественным и качественным анализом экспериментальных данных, апробацией и обсуждением полученных результатов в очных и дистанционных формах со специалистами в исследуемой области.

На защиту выносятся:

  1. Содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория», включающее проект, процесс и результат реализации индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении на основе индивидуализации, эвристичности и открытости образовательной среды в условиях интерактивного взаимодействия субъектов обучения с помощью телекоммуникаций.

  2. Модель организации «индивидуальной образовательной траектории» ученика в дистанционном обучении, которая включает три уровня: проектирование, реализацию и рефлексию, а также совокупность учебных и методических средств реализации этой модели на практике.

  3. Группа личностных качеств учащихся (ценностно-смысловых, познавательных, эвристических, информационных, коммуникативных), определяющих содержание их индивидуальной деятельности в дистанционном обучении. К таким качествам относятся: познание самого себя; самоопределение; умение ставить и конкретизировать личные цели в учебной программе; эвристические умения добывать знания; умение рефлексировать; коммуникативные умения; самооценка и др. Конкретизация личностных качеств учащихся в дистанционном обучении позволяет обеспечить их развитие и проверку уровня сформированности.

Апробация и внедрение результатов

Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных (Новосибирск, 2005; Троицк, 2006), Всероссийских (Москва, 2004; Нефтекамск, 2004), республиканских (Уфа, 2007, 2008) научно-практических конференциях; дистанционных телеконференциях (2002, 2003), 6-ти Всероссийских дистанционных августовских научно-практических конференциях (2003–2008); 4-х очных и дистанционных методологических семинарах ЦДО «Эйдос» (2004–2005); 2-х межрегиональных Интернет-педсоветах (Уфа, 2006-2008). Результаты исследования внедрены в практику работы в очном обучении на базе МОБУ СОШ № 10 и НУДО «Школа менеджеров» г. Нефтекамска, дистанционно - на базе 58-ти учебных заведений России, осуществляющих экспериментальную деятельность под руководством соискателя; в 17-ти дистанционных оргдеятельностных курсах для педагогов: (2003–2008), 6-ти дистанционных профиль-курсах для старшеклассников (2003–2007); 2-х дистанционных мастер-классах (2005–2006). Материалы исследования получили одобрение на Всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года». Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях ученого Совета по общим проблемам среднего образования, лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО, в Башкирском институте развития образования.



Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Включает 23 таблицы, 4 рисунка, 13 диаграмм и 3 схемы. Общий объем работы 184 страницы, приложения – 30 страниц. Библиографический список содержит 222 источника.
Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность исследования, показывается состояние изученности проблемы, определяются цель, объект и предмет исследования, формулируются гипотеза и задачи исследования, раскрываются теоретико-методологические основы, этапы, методы исследования, положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Предпосылки индивидуализации дистанционного обучения» представлены результаты анализа научных источников по проблемам индивидуализации; выделено современное определение понятия «индивидуализация», позволяющее раскрыть его сущность с точки зрения дистанционной деятельности учителя и ученика; рассмотрены эвристические аспекты индивидуализации; даны определения «дистанционного эвристического обучения» и «индивидуальной образовательной траектории» для решения проблемы творческой самореализации школьников в индивидуальной дистанционной деятельности.

Актуальность обращения к проблемам индивидуализации дистанционного обучения определяется современными требованиями к развивающемуся в ходе образования человеку. Переход общества к новой образовательной парадигме предполагает создание условий для самореализации каждого учащегося на основе индивидуализации образовательного процесса. Необходимость педагогически и методически обеспеченной индивидуализации обучения является условием подготовки учащихся к непрерывному образованию. Данные положения подчеркиваются в Законе Российской Федерации «Об образовании» [Раздел II, статья 14]. Таким образом, выполненное исследование обусловлено инновационными процессами в образовании, объясняемыми как динамичностью современной жизни, так и требованиями системы образования.



Гуманизация, информатизация и профилизация образования, являющиеся предпосылками индивидуализации в современных условиях, позволяют логически выделить ведущие принципы и актуализировать разработку методического обеспечения. Как считал Б.Г. Ананьев, «одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей…». По мнению И.В. Роберт, дистанционное обучение имеет все основания для личностного роста учащихся, а раскрытие потенциала становится тем путем, по которому в идеале следует пройти каждому человеку.

В результате анализа философской и психолого-педагогической литературы, затрагивающей вопросы индивидуализации (Н.А. Бердяев, В.П. Беспалько, О.С. Гребенюк, В.В. Гузеев, Дж. Дьюи, Т.М. Ковалева, А. Маслоу, В.С. Рабунский, К. Роджерс, Г.К. Селевко, В.И. Слободчиков, И.Э. Унт, Э. Фромм, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.), нами обнаружено, что в определении понятия «индивидуализация обучения» учёные ориентируются на два различных аспекта: 1) «учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка», что предполагает доминирование активности учителя по отношению к ученику; 2) «оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его собственных психологических ресурсов», что предполагает процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Приоритетной основой содержания понятия «индивидуализация обучения» нами выбран второй аспект, который предусматривает организацию индивидуальной образовательной деятельности школьников и разработку её содержания по отношению к ДО.

Проанализировав работы, посвященные дистанционному обучению (А.А. Андреев, Г.А. Андрианова, В.П. Беспалько, В.Г. Кинелев, В.П. Мозолин, В.А. Трайнев, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров, С.А. Щенников и др.), мы установили, что в ряде направлений развития дистанционного обучения существует тенденция механического воспроизведения учащимися знаний (информации), нацеленность на получение и передачу информации без интерактивной обратной связи между педагогом и учеником. В других исследованиях дистанционное обучение предстаёт как дополнительный резерв индивидуальной творческой самореализации учащихся.

Главное направление индивидуализации в ДО, актуализирующее деятельность учащихся, связывается нами с организацией продуктивного (в отличие от информационного) дистанционного эвристического обучения, которое имеет существенное преимущество в силу оперативности, информативности, креативности, продуктивности возможностей и условий для реализации персональной «образовательной траектории» школьников. Под дистанционным эвристическим обучением понимается совместная творческая образовательная деятельность, осуществляемая удаленными друг от друга субъектами обучения с использованием телекоммуникаций, в ходе которой происходит продуктивное взаимодействие педагога и учеников с целью освоения ими знаний, способов деятельности и реализации «индивидуальной образовательной траектории».

Проведенный анализ специфики «индивидуальной образовательной траектории» ученика в дистанционном эвристическом обучении позволил выделить следующие её характеристики, во-первых, личностную продуктивность образовательной траектории; во-вторых, создание уникального творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств, различных программ и приложений; в-третьих, письменную фиксацию и сохранность образовательных продуктов; в-четвертых, осознание результатов индивидуальной деятельности в рефлексии; в-пятых, педагогическое сопровождение и мониторинг обучения посредством электронной почты, технологий веб-форума и чата.

В ходе исследования выявлены закономерности реализации образовательной траектории в интегративной предметно-учебной, личностной и коммуникативной образовательной среде дистанционного эвристического обучения, такие как обусловленность выбора темпа, способа и последовательности освоения содержания образования гипертекстовой технологией организации текстового материала, а также зависимость качества индивидуального образовательного продукта от проявления, формирования и развития ключевых компетентностей, включающих совокупность личностных качеств. Образовательную траекторию ученика характеризуют ценностно-смысловые, познавательные, эвристические, информационные, коммуникативные ключевые и общепредметные компетентности, которые обеспечивают её реализацию. Данной закономерности имеется подтверждение в работах А.А. Кузнецова и М.П. Лапчика, выделяющих ИКТ-компетентность как «деятельностную образованность» в сфере информационно-аналитической, познавательной, коммуникативной и других деятельностей.

Для конструирования понятия «индивидуальная образовательная траектория» нами выделена совокупность его существенных признаков: личностный смысл обучения, ученическое целеполагание, индивидуальная образовательная программа, рефлексия, а также принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. В результате нами введено следующее определение:

«Индивидуальная образовательная траектория» ученика в дистанционном эвристическом обучении есть проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Исходя из специфики данного понятия, выявлены принципы организации «индивидуальной образовательной траектории» ученика, которыми являются: открытость, расширение и обогащение образовательной среды; интерактивное взаимодействие (оперативная обратная связь) всех субъектов обучения с использованием средств телекоммуникаций; фиксация внешнего деятельностного содержания образования и внутреннего личностного приращения; интеграция адекватных педагогических и информационных технологий в продуктивной, коммуникативной и управленческой деятельности; значимость тьюторского педагогического сопровождения программы обучения ученика; приоритет компетентностных критериев оценки результатов обучения перед информационными и увеличение качества образовательных продуктов учащихся в ходе индивидуальной дистанционной деятельности через проявление и развитие ключевых компетентностей.

Наряду с выделенными принципами предложены педагогические условия организации «индивидуальной образовательной траектории» учащихся в дистанционном обучении: ценностно-нормативные (смысл, мотивы, ориентации субъектов обучения); субъектные (наличие и готовность всех субъектов обучения) и дидактические (формы, методы, технологии, контроль и оценка). Для реализации и оценки «индивидуальной образовательной траектории» ученика выработаны ценностно-смысловой, познавательный, эвристический, информационный и коммуникативный критерии.

Во второй главе «Методическое обеспечение организации индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении» представлены разработанная теоретическая модель, технология организации индивидуальной деятельности и методика педагогического сопровождения реализации образовательной программы ученика.

Основными идеями модели организации индивидуальной деятельности учащихся являются: идея траектории как пути и результата образовательной деятельности ученика; философское и психологическое положение о потенциале личности, который заключается в сочетании индивидуальных личностных качеств, относящихся к познанию окружающего мира, самопознанию, коммуникациям, самому знанию, а также потребности в самореализации; признание определенной последовательности педагогических действий - первичности познания учеником реальности, опережение внутреннего образовательного продукта перед внешней заданной программой образования, что дает возможность определения уровня личного образовательного «приращения»; представление об учении и развитии как процессе «самодвижения», имеющем внутренние движущие отношения и основания для постановки учеником образовательной цели.

Для построения модели учитывались основополагающие принципы индивидуализации и эвристичности, выработанные принципы организации ИОТ и дидактические ориентиры дистанционного эвристического обучения: рефлексия и интерактивное взаимодействие всех субъектов обучения с использованием средств телекоммуникаций, предполагающее процессы соотнесения, сравнения и сопоставления личных и общих целей, программ, продуктов, ценностей и опыта в открытой образовательной среде.

Организация ИОТ является функцией субъектов обучения, заключающейся в целостности, системности, упорядоченности и согласованности их целей, действий и результатов. Такая организация включает управленческий цикл: проектирование (целеполагание), реализацию (осуществление), контроль (оценку) результатов. Субъектами в дистанционном обучении выступают дистанционные ученики, дистанционные (удалённые) педагоги, локальные (очные) педагоги, координаторы учебного процесса, менеджеры дистанционных курсов (проектов, олимпиад, конференций), работающие в рамках центра дистанционного образования и отдельных образовательных учреждений. В рамках предмета исследования мы ограничиваемся двумя основными субъектами обучения: педагог, ученик.

Исходя из определения ИОТ ученика, достижение учебных целей связывается с актуальностью проявления и развития в образовании личностного потенциала субъекта в его предметной деятельности, осуществляемой в спроектированной учителем открытой образовательной среде, позволяющей развивать необходимые способности. Одними из факторов механизма образовательного «самодвижения» ученика являются потребность в самореализации, возможности Интернет-технологий и телекоммуникаций, познавательный интерес и, как утверждает А.Н. Леонтьев, личностный смысл как отношение мотива (деятельности) к цели (действия). Импульс, сформированный «извне», может быть закреплен «изнутри» через процесс целеполагания, включающий построение (возможно, мысленное) учеником в ДО индивидуальной образовательной программы. Личностный смысл индивидуальной образовательной программы (ИОП) ученика обусловлен связью мотива его деятельности с целью реализации его учебных действий в локальный период проведения дистанционного курса. В процессе реализации ИОП происходит рефлексия, а также педагогическое сопровождение деятельности посредством интерактивного взаимодействия с педагогом и другими субъектами, что приводит к продуктивной, качественно изменяющейся во времени индивидуальной образовательной деятельности. Её результатом становится формирование суммы внешних и внутренних образовательных продуктов, которые составляют личностное содержание образования ученика.

Модель организации «индивидуальной образовательной траектории» ученика в дистанционном обучении включает уровни проектирования, реализации, рефлексии результата, которые реализуются с помощью методического обеспечения, включающего совокупность методов и средств, способствующих практическому осуществлению организации образовательной среды, мотивационного обеспечения индивидуальной деятельности, целеполагания и рефлексии.

Уровень проектирования включает содержание 3-х этапов разработанной нами технологии организации индивидуальной деятельности ученика в дистанционном обучении: подготовительного, организационно-проектного и этапа самоопределения. Виды деятельности ученика: ценностно-ориентационная, преобразовательная (самоорганизация), познавательная и коммуникативная - осуществляются посредством взаимодействия с локальным координатором и анализа личностных возможностей и сфер деятельности, привлекающих интерес или реализующих потребности; самоорганизацию; техническую подготовку; знакомство с правилами и нормами дистанционной образовательной деятельности; презентацию начального образовательного продукта; знакомство с программой курса и самоопределение по отношению к общим целям; выделение ключевых проблем, понятий, фундаментальных образовательных объектов курса и определение образа темы и личностно значимых вопросов; определение замысла работы в очно-дистанционном режиме.

Актуальным видам деятельности ученика соответствуют следующие личностные качества, с помощью которых эта деятельность осуществляется как в подготовительный период, так и на дистанционном курсе: познание самого себя, самоопределение (в теме), конкретизация образовательных целей. Данные качества входят в группу ценностно-смысловых ключевых компетенций. Деятельность дистанционного педагога осуществляется в двух направлениях: организационное направление связано с созданием программы, содержания, технического и организационного оснащения дистанционного курса; проектирование определяет условия и методическое обеспечение реализации ИОТ ученика.



Методическое обеспечение создания образовательной среды обусловлено методами проектирования индивидуального содержания образования в дистанционных курсах, эвристическими заданиями (ЭЗ) дистанционных эвристических олимпиад и комплексом средств: аппаратными средствами (персональный компьютер с периферийными устройствами), предоставляющими управление обучением самому учащемуся; программными средствами общего назначения, служащими для создания уникального образовательного продукта (пакет программ Microsoft Office); программными средствами учебного назначения (электронные учебные модули, практикумы, веб-квесты), создающими образовательную среду; средствами телекоммуникаций (электронная почта, чат, форум, служба пересылки файлов), обеспечивающими интерактивность, мотивацию, целеполагание, рефлексию и процесс дистанционного обучения; дидактическими, в том числе эвристическими средствами (открытыми эвристическими заданиями, инструкциями, рекомендациями).

Мотивационное обеспечение индивидуальной деятельности ученика складывается путём осознания им актуальности и личностной значимости предмета освоения, в результате применения метода личностного осмысления, метода активизирующего незнания («знание о незнании»), проектирования диалоговой структуры и содержания дистанционных курсов, основывающихся на фундаментальных элементах эвристического обучения: целеполагании и рефлексии участников. На данном уровне модели с помощью центра дистанционного обучения актуализируется ресурсно-методическое обеспечение – происходит необходимая дистанционная подготовка очных педагогов с целью освоения эвристических и телекоммуникационных технологий, а также координируется реализация ИОТ учащихся в очном обучении, что делает применяемую методику впоследствии воспроизводимой.

Уровень реализации модели включает содержание 2-х этапов технологии организации деятельности ученика в дистанционном обучении: проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы. Виды деятельности дистанционного ученика на данном этапе: познавательная (получение информации о фундаментальных образовательных объектах), ценностно-ориентационная («осознание субъектом значения для него объекта»), преобразовательная («изменение субъектом изучаемого объекта ради создания нового»), коммуникации («межсубъектное взаимодействие с целью достижения единства при сохранении субъектной уникальности каждого»). Данные виды деятельности осуществляются через формулирование учеником смыслов и личностно значимых целей в образовательной программе; освоение образовательных объектов; поиск и отбор необходимой информации; выполнение, оформление и пересылку заданий; контроль и рефлексию индивидуальных образовательных результатов; сравнение и сопоставление с работами других субъектов; анализ получаемых комментариев; обсуждение с использованием средств телекоммуникаций. Актуальным видам деятельности соответствуют следующие личностные качества, с помощью которых эта деятельность осуществляется на дистанционном профильном курсе: умение работать самостоятельно; умение ставить и конкретизировать цели; эвристические умения добывать знания и рефлексировать; умение анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию; умение общаться с помощью средств телекоммуникаций. Данные качества входят в группы познавательных, эвристических, информационных и коммуникативных ключевых компетенций.

Приоритетным видом деятельности дистанционного педагога наряду с познавательной и организационной становится коммуникативная и преобразовательная (мотивационная) деятельность. Целью деятельности дистанционного педагога является помощь ученику в создании образовательной программы и педагогическое сопровождение её реализации.



Методическое обеспечение реализации ИОТ ученика включает те же средства с усилением роли дидактических средств эвристического обучения. Актуальными становятся методы самостоятельной работы (организации рациональной работы с текстами и рационального запоминания (понимания), самоорганизации. Индивидуальность ученика проявляется в проектировании образовательной программы через применение системы оргдеятельностных методов: ученического целеполагания, ученического планирования. Организация целеполагания дистанционного эвристического обучения определяет освоение технологии построения всех элементов собственного образования. На втором уровне осуществляется педагогическое сопровождение ИОП ученика, дистанционная специфика которого заключается в индивидуализации его деятельности в открытой образовательной среде за счет: а) применения педагогических приемов актуализации и обогащения личностного смысла; б) осуществления интерактивного взаимодействия субъектов обучения для получения опыта самоопределения; в) стимулирования учеников к осуществлению продуктивной индивидуальной деятельности и создания ситуации успеха; г) выбора ключевых и предметных компетенций, необходимых для реализации ИОП; д) применения метода контроля и оценки реализации ИОП, фиксируемой в качественной характеристике индивидуальной деятельности ученика.

Третий уровень модели организации ИОТ ученика в дистанционном обучении – рефлексия результата содержательно совпадает с заключительным рефлексивно-оценочным этапом разработанной технологии. Несмотря на то, что организация рефлексии пронизывает весь процесс индивидуальной деятельности учащихся и направлена на корректировку и переопределение личностных целей в организованных продуктивных и интерактивных взаимодействиях всех субъектов обучения, а также ученика с самим собой, целью третьего уровня является организация анализа и обобщения образовательных результатов, итоговой самооценки и оценки. Деятельность оценивающего ученика развивает соответствующую совокупность его личностных качеств – эвристических, ценностно-смысловых и коммуникативных ключевых компетентностей: самооценку, умение в рефлексии выявить образовательное «приращение», наметить перспективы образовательной деятельности, умение защитить результаты реализации индивидуальной образовательной программы.

Базовой объединяющей характеристикой всех уровней организации ИОТ ученика выступает интерактивное взаимодействие субъектов обучения в основных его типах: педагог - ученик; ученик - педагог; ученик - ученик; ученик - образовательная среда; ученик - его Я; дистанционный педагог - локальный координатор; ученик - дистанционный эксперт, - которое мы определяем как оперативную обратную связь для осуществления диалога с использованием виртуального партнера – средства ИКТ (технологий форума, чата, электронной почты). Результатом организации ИОТ ученика является личностное содержание образования, заключающееся в его личностном опыте, представленном в форме знаний, личностных ориентаций, умений принимать нестандартное решение, умений действовать по образцу и развитии совокупности необходимых для творческой самореализации личностных качеств.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница