I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта



Скачать 407.48 Kb.
страница1/2
Дата27.05.2016
Размер407.48 Kb.
  1   2


Тема опыта: « Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством коммуникативных игр»

Автор опыта: Серебрякова Жанна Александровна, воспитатель МБ ДОУ «ЦРР - детский сад № 1 г. Нарьян-Мара


Раздел I. Информация об опыте

1.1.Условия возникновения и становления опыта

Автор опыта на протяжении многих лет работает в МБДОУ «ЦРР-детский сад-№1» г. Нарьян-Мара. В учреждении функционируют 7 групп: 6 – общеразвивающих, 1 группа компенсирующей направленности для детей ЗПР. Контингент воспитанников в общеобразовательных группах в целом социально благополучный. Преобладают дети из полных семей, дети из семей служащих, рабочих и родителей, занятых в сфере образования и торговли. Большая часть семей имеет одного или двух детей, имеются многодетные и неполные семьи. В настоящее время коллектив дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для реализации новых стандартов и законодательных актов, предписывающих общедоступность образования. Одной из основных задач, решаемых коллективом на протяжении многих лет, является создание благоприятных условий для социально-коммуникативного развития детей, адаптации каждого ребенка к новому социальному окружению.


С 2011 года работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, контингент воспитанников которой составляют дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ преимущественно из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей, есть дети – сироты. Состав воспитанников ежегодно меняется, поэтому процесс адаптации (привыкания детей к новым условиям, в том числе и социальному окружению) становится наиболее актуальным. Дети, которые вновь поступили в новую группу, чувствуют дискомфорт, порой это сказывается на их поведении, отражается на их психологическом и соматическом здоровье.


Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей с ОВЗ, за их общением показывают, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Повышенная эмоциональная напряженность и агрессия, неприятие основных требований, неумение выстроить систему отношений с другими, – все это очень часто проявляется у детей данной категории.

Началом работы по теме опыта «Формирование социально- коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством коммуникативных игр» стало проведение социометрических исследований, ежедневные наблюдении за детьми.

По результатам наблюдений выяснилось, что не все дети помогают друг другу в тех или иных ситуациях; многие не умеют шутить; неуступчивы в играх; при совместных играх не учитывают мнение своих сверстников; нелогично высказывают своё мнение, желание; очень часто обращаются за помощью взрослого, жалуются; не интересуются оценкой своих действий; многие дети унижают более слабых и за счёт этого самоутверждаются.

Социометрические исследования группы воспитанников старшего дошкольного возраста в 2011 году в количестве 10 человек дали, следующий результат.

Категория «звезды» в группе-1 человек (10%), принятых- 2 человека (20%), предпочитаемых – 2 человека (20%), не принятых-0, отвергнутых – 6 человек (60%).

Исследования данных самооценки воспитанников компенсирующей группы показали, что 70% детей имеют завышенную самооценку, с заниженной- 20%, с адекватной- 10%.

Исходя из результатов наблюдений, социометрических методик, сделан вывод, что социально-коммуникативные навыки детей с ОВЗ, помогающие быстрой и успешной адаптации, соответствуют низкому уровню. Ребята не умеют общаться друг с другом, нет сплочения в группе, каждый ребёнок отвоёвывает свою игрушку, территорию, вещь. Дети не находят компромиссов между собой, не умеют оценивать своё поведение, наблюдается неустойчивая эмоционально-психологическая взаимосвязь в группе и положение в них каждого ребёнка. В связи с этим необходимо было найти решение данной проблемы – создать условия для сплочения группы, формирования предпосылок положительного межличностного взаимодействия.

Автор опыта полагает, что для развития социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ необходимы специфические психолого-педагогические условия: применение коммуникативных игр будет способствовать формированию адекватных, положительных социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, создадут благоприятные условия для социальной адаптации.



    1. Актуальность опыта

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.

Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Отмечено, что дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит неадекватному социальному поведению. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.



Право на образование в нашей стране имеют все без исключения дети, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос о том, готовы ли школы и детсады принять особых детей, создать для их развития соответствующие условия, увы, открыт, хотя сегодня он уже касается всех, а не только «особых» и их родителей.

Трудности в общении дошкольников с ОВЗ с окружающими людьми связаны:



  • с несформированностью возрастных форм общения этих детей;

  • с неразвитостью структурных компонентов общения;

  • с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Коммуникативная игра является одной из ведущих в процессе формирования личности. А своевременное воспитательное влияние с целью предупреждения «коммуникативных проблем» поможет детям в акклиматизации, сплочении коллектива и адаптации современном мире.
В социальном развитии детей, несомненно, необходимо использовать игру, которая является диагностическим инструментом для педагога, позволяющим определить наиболее трудные моменты, а значит, предпринять все меры по их ликвидации.

Игра, с одной стороны, дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются жизненные ситуации, необходимые личности ребенка для оптимистического отношения к жизни, умения ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
А отсутствие или недоразвитие «коммуникативной культуры» приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем - к формированию негативной жизненной позиции. 

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ и недостаточной технологической проработкой этой проблемы в условиях традиционного обучения.



    1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении условий формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ посредством применения коммуникативных игр.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в:

- использовании разных типов коммуникативных игр;

- применении их не только на занятиях, но и в совместной деятельности с педагогом, свободной деятельности детей;

- оснащении группы нестандартным оборудованием для проведения некоторых коммуникативных игр;

- проведении регулярных совместных социально-коммуникативных мероприятий детей и родителей.



1.4. Длительность работы над опытом

Данная педагогическая идея воплощалась с 2011 года по 2014 год.

Работу по созданию опыта разделила на несколько взаимосвязанных этапов:

1 этап - диагностический – сентябрь 2011 г.– декабрь 2011г.
- обнаружение проблемы, противоречия;

- изучение литературы по данной проблеме,

- проведение анализа сложившейся ситуации в группе;

- социодиагностика;

- определение цели и задач опыта.

2 этап - формирующий – январь 2012г. – май 2014г.

- конструирование и апробация технологии работы по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ посредством коммуникативных игр;

- составление картотеки коммуникативных игр;

- разработка конспектов занятий познавательно-речевого цикла с включением коммуникативных игр;

- выработка системы правил и традиций в группе;

- отслеживание процесса социальной адаптации детей;



3 этап – констатирующий – сентябрь 2014 г. – декабрь 2014г.

-диагностика;

-обработка полученных данных;

-соотнесение результатов с поставленной целью.



Диапазон опыта

Исходя из задач, можно говорить о том, что диапазон работы довольно широк. Он предполагает использование коммуникативных игр не только в работе с детьми с ОВЗ, но и в любой группе с целью улучшения микроклимата в социуме, создания благоприятных условий для адаптации любого ребенка в группе сверстников.



1.5.Теоретическая база опыта

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Изучением данной проблемы занимались ученые – психологи: Э.Эриксон, Ж.Пиаже, В.А.Сухомлинский, С.С.Бычкова, С.В.Коноваленко, Л.Баряева и др.

Еще в 30-е годы ХХ века Л.С.Выготский утверждал, что «ребенок является социальным существом с самого момента рождения».

Социализация1 дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Большой вклад в изучение проблемы социализации детей дошкольного возраста внесли такие известные учёные, как Выгодский Л.С., Клюева И.В., Касаткина Ю.В., Коломинский Я.Л., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л.       Исследователи пришли к выводу, что на первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение2, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность.

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому важно, насколько благоприятно складываются отношения между детьми в коллективе. От этого зависит психическое здоровье ребенка.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т.п.). Психологическая суть потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. При дефиците общения, его полноты и качества, последствия бывают всегда печальными: дети существенно отстают в развитии (особенности детей с ЗПР).

Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Эти сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о ее развитии, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.



Коммуникация – это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял её смысл.

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.                                                                                                                         

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом, поэтому проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования собственных интересов в общении.

Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников. Седьмой год жизни ребёнка - кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы, возникающие при общении детей. По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм, завышенная самооценка связано с тем, что педагоги ДОУ и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на второй план.

Проблемой  исследования  особенностей  работы с детьми с ограничен-ными возможностями  здоровья  занимались  многие  ученые,  среди  кото-рых  можно  отметить  таких,  как  А.И.  Аксенову, В.М.  Астапова,  О.И.  Лебединскую,  Б.Ю.  Шапиро, Х.С.  Замского.  В трудах  этих  ученых рассматриваются  многие  важные 

аспекты  проблемы,  а  именно:  принципы  воспитания,  реабилитации,  ме-тоды  и  технологии  работы  психологов  и  социальных  педагогов.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития социально-коммуникативных, волевых качеств личности детей с ОВЗ:


- слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;
- для игровой деятельности многих детей с ОВЗ характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;
- отмечается проявление синдрома гиперреактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии;

- измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ОВЗ в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.


Своеобразие детей с ОВЗ заключается в замедленном темпе развития психических и физических функций, в том числе и в функции общения.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития, сохранения психического здоровья.

Большинство ученых и практиков признают, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.

В рамках общеобразовательных учреждений с недавних пор стали широко использоваться программы по социализации детей дошкольного возраста, но они ориентированы в основном на детей, посещающих основные общеобразовательные группы.

Нами было замечено, что обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.

   Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что традиционная система социально-коммуникативного развития детей, определяемая программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по которой работает наше ДОУ, уделяет внимание по социальной адаптации и развитию воспитанников.

Однако полагаем, что системное применение коммуникативных игр в работе с детьми с ОВЗ будет способствовать успешному формированию положительных социально-коммуникативных навыков, поможет детям преодолевать трудности в общении.

II Раздел: Технология опыта

2.1. Цель, задачи

Цель педагогической деятельности - создание условий для формирования социально–коммуникативных навыков детей с ОВЗ посредством коммуникативных игр.

Для достижения этой цели требовалось решить ряд задач:



  1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме взаимоотношений детей с ОВЗ.

  2. Подобрать методики наблюдений и диагностирования социальной позиции ребенка, адекватные детям с ОВЗ.

  3. Исследовать уровень комфортности детей в группе (позицию в коллективе, уровень самооценки)

  4. Изучить и апробировать различные коммуникативные игры, положительно влияющие на преобразование взаимоотношений в детском коллективе.

  5. Создать базу коммуникативных игр и развивающей предметной среды, необходимую для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по данному направлению.

  6. Разработать перспективный план применения коммуникативных игр с целью повышения уровня социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.

2.2. Принципы

Работу строили на следующих принципах:



- уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;

- предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;

- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;

- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать социальный опыт;

- развивающем характере обучения, основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм; - сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.

- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);

2.3. Методический инструментарий

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры.

Работу по развитию социально коммуникативных навыков у детей начали с наблюдения и проведения социометрических исследований. Результаты занесли в таблицу и представили в диаграмме. (Приложения 2.)

При создании предметно–развивающей среды в группе учитывали включение игровых центров для организации и проведения коммуникативных игр. Были задействованы уголки сюжетно-ролевой, театрализованной игры, уголки ИЗО, уединения, книжный. Игры хорошо организуют детский коллектив, не требуют специфических условий, поэтому мы проводили их и в помещении, и на прогулочном участке.

Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществлялась в рамках совместной деятельности воспитателя и детей небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков. Специально организованных занятий по формированию социально-коммуникативных навыков не проводилось во избежание перегрузки и утомления детей.

Коммуникативные игры были включены в следующие тематические занятия: «Будем дружно мы играть», «Дружбой надо дорожить», «Доведи дело до конца», «Доброе слово и кошке приятно». (Приложения 3.)

Много внимания уделяли воспитанию вежливости, знакомству с различными формами вежливого обращения друг с другом и со взрослыми.

У детей с ограниченными возможностями совместная деятельность с педагогом ведёт к формированию адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития. В течение дня каждый ребенок получал положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.



Коммуникативные игры проводятся по 3 направлениям: (Приложение 4.)

  1. «Утро радостных встреч».

  2. «Азбука настроения».

  3. «Помоги другу».

Активизация коммуникативной деятельности детей 5–7 лет в целом невозможна без развития ее основных компонентов. Речь – основной компонент коммуникативной деятельности, поэтому с детьми, испытывающими проблемы в речевом развитии, ежедневно проводились речевые игры, интегрированные с различными видами детской деятельности. (Приложение 5.)

Проводили психологические игры-тренинги в форме индивидуальных игр или игр с малыми подгруппами детей. (Приложение 6.)



  • Игры на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам.

  • Игры на становление общности и причастности.

  • Игры на умение самому ребенку выразить поддержку другим.

  • Игры и упражнения на развитие ценностей сферы у ребёнка.

Разработано пособие «Коммуникативные игры» для детей разного возраста. (Приложение 7.)

Благодаря такой целенаправленной работе дети приобретали опыт организации совместной деятельности и установления отношений, основанных на чувстве общности и доверия.







III Раздел. Результативность опыта

3.1.Эффективность работы

Об эффективности работы по данному направлению можно судить по наблюдениям. К концу 3-го года удалось повысить уровень социальной адаптации детей в процессе совместной деятельности педагога с детьми посредством коммуникативных игр. Дети стали более раскрепощенными, научились решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаться с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым, стали дружнее, научились разворачивать сюжет игры.



Самооценка поведения воспитанников Таблица 1

Самооценка


2011-2012

2012-2013

2013-2014

«Завышенная»

7

6

4

«Заниженная»

2

2

2

«Средняя (адекватная)»

1

2

4

Анализируя показатели самооценки. (Приложение 8.) воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ, получили следующие данные: в 1-й год детей с завышенной самооценкой было на 30% больше, чем в 3-ем году; с заниженной самооценкой остались 2 человека, эти дети в силу своих индивидуальных физиологических и умственных особенностей не могли дать себе адекватную самооценку (УО). С адекватной самооценкой в 1-м году было 10% детей, а к 3 году данный показатель увеличился в 3 раза и составил 40%.

Статус ребёнка в группе Таблица 2

Категории

2011-2012г.

2012-2013г.

2013-2014г.

«Звёзды»

1

3

3

«Принятые»

2

2

3

«Предпочитаемые»

2

2

2

«Не принятые»

0

2

2

«Отвергнутые»

6

2

0

В 3 год социометрических «звезд» – трое. Популярность этих детей вызвана развитыми навыками общения, готовностью бескорыстно оказать помощь, приятной внешностью, более высоким уровнем интеллекта, чем у сверстников. По сравнению с первым годом в третьем году стало больше на одного человека «принятых».

В категории «отвергнутых» детей с каждым годом становится меньше, к 3 году – 0 человек, это очень радует. Причины отверженности были следующими: постоянное неудовольствие чем-либо, неумение общаться, находить контакт со сверстниками. В категории «предпочитаемых» оставались одни и те же дети, нас это радует, что эти дети не попали в категорию «отвергнутых». Ну а в категории «непринятых детей к 3 году стало больше: они перешли из категории «отвергнутых».

Данные методики и наблюдения позволили выявить, что применяемые коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ помогают в достижении поставленной цели, способствуют успешному осуществлению совместной цели, способствуют успешному осуществлению совместной деятельности детей и воспитателя.

Весь комплекс коммуникативных игр, представленный в работе, помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию социально- коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывает культуру общения, помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.



3.2.Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. 2005

  2. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. – М.:В. Секачев, 2005.-32 с.

  3. Волков Б.С. Детская психология.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-144 с.

  4. Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Анрухович, Л. Ю. Ковалева Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2005.

  5. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2010.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.

  6. Е. О. Севостьянова. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  7. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011

Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8, 2011

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

№3, 2007


  1. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.

  2. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании// Классный руководитель. – 2002.-№5.- с. 132-142

  3. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: 2000

  4. Мазурова Н.А.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.

  5. Пазухина  И.А.  Давайте познакомимся! Тренинговые занятия.  – “Детство-Пресс” Спб, 2004.

  6. Педагогическая коррекция и социальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2010.

  7. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. №2111 «Дефектология». А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающими недоразвитием речи. Авторы: Г. Ф. Садретдинова, М. В. Смирнова – Санкт Петербург: Образовательный центр «Гармония», 1997.

  9. Сековец Л.С. Проблемы и перспективы изучения, обобщения и распространения передового опыта работы детских домов.// Проблемы школьного воспитания. – 2006. - №3.- с. 3-9

  10. Филлипов В. Духовно-нравственное воспитание.// Воспитание школьников. – 2000. - №4. – с. 5-8

  11. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.

  12. Шипицина Л.В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М.:Детство – Пресс, 1998

  13. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.

Приложение 1

Глоссарий

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества» 

Социализация:

«…сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений), позволяющих индивидам функционировать как членам сообществ. С другой стороны – процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности»;



Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. (Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено).

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:



  • социально-психологических отношениях в группе;

  • статусе людей в группе;

  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Коммуникация - это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл. 
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Наблюдение — метод психологии, объектом которого являются действия и поступки. С помощью наблюдения можно изучать чувства, волевые, моральные и другие качества человека.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции на равных, стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Приложение 2

Протокол наблюдения за детьми

Компенсирующей группы
Цель наблюдения: выявить особенности поведения ребенка в процессе совместной деятельности с детьми.



ФИ

Критерии наблюдения







Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение

Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим

Советует, руководит, причем учитывает мнение других

Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания.

Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает

Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.

Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу

Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия.

Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

Проявляет антагонизм, унижает других, защищая и утверждая себя.














































































































































































































































































































































































































































































































































































































«-« - не проявляется

«+» - изредка проявляется, зависит от ситуации, настроения.

«++» - проявляется часто.

«+++» - проявляется всегда.

Приложение 3


Занятие


Каталог: images -> doshkolnoe-obrazovanie
doshkolnoe-obrazovanie -> Памятка для родителей «Развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> «Развитие речи детей дошкольного возраста через реализацию деятельностного подхода в обучении»
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: «Развитие речи дошкольников посредством использования дидактических игр»
doshkolnoe-obrazovanie -> Информация об опыте Условия возникновения опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Дошкольное воспитание Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
doshkolnoe-obrazovanie -> Опыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через использование системы наблюдений на прогулках»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница