I. Духовное воспитание личности на уроках литератур



страница1/4
Дата22.04.2016
Размер237 Kb.
  1   2   3   4



Ш мырова Е. Ф. “Духовное воспитание личности в процессе изучения современной литературы на уроках в школе”


Оглавление


I. Духовное воспитание личности на уроках литературы. 3

1. Роль художественной среды в духовном развитии личности. 3

2. Генезис добровольного усреднения “я”. 4

3. Детское чтение в зеркале современных социологических исследований. 6

4. Восхождение к свету. 8

II. Уроки литературы. Методика и практика. 11

1. Урок литературы в 5-ом классе “Чтобы мир остался жив” (по пьесе-сказке Людмилы Петрушевской “Два окошка”). 11

2. Урок литературы в 9-ом классе “Человек-творец и его дар” (по рассказу Дины Рубиной “Всё тот же сон!..”) 17

3. Урок литературы в 11-ом классе “Глюки” во сне и наяву” (по рассказу Людмилы Петрушевской “Глюк”). 34

Библиографический список 40




I.Духовное воспитание личности на уроках литературы.

1.Роль художественной среды в духовном развитии личности.


Предмет литературы в школе уникален тем, что единственный из школьных дисциплин формирует духовно развитую личность.

Духовность – это отражение сплава духовно развитых чувств, рождающихся при переживании нравственно усвоенных ценностей. По определению философа А. Н. Ильина, который определяет духовность как категорию, включающую в себя любовь, доброту, свободу, красоту, совесть и благородство: “Великое идет изнутри, от сердечного созерцания, из глубины - от всепостигающей и приемлющей любви, из таинственной духовности инстинкта, разума, от очистившегося ”воображения”.1

Именно на этих личностных чувствах рождаются такие нравственные ценности, как долг, верность, гуманность, свободолюбие, благодарность и т.д.

Другой ученый, С. С. Соловейчик, отмечает: “Душа - это желания человека, чувства, вера, надежда, любовь в их единстве”.2 Стремление, творческая воля к добру и красота - это и есть дух человека.3 Искусство, по мнению С.С. Соловейчика - это, прежде всего, правда, в которой так нуждается духовно развитый человек.

Духовное развитие личности не происходит само по себе. Образовательная среда, основанная на принципе социокультурного образования, влияет на психику ребенка в целом.

Понятие, принятое, пережитое, прочувствованное, претворенное в детстве, становится достоянием личности, ее духовной основой в своем нравственном проявлении.


2.Генезис добровольного усреднения “я”.


У современного писателя В. С. Маканина есть эссе “Сюжет усреднения”. Это размышление о том, как наше общество постепенно превращается в однородную серую массу. Главный герой стоит в очереди за постным маслом. Очередь – это символ дошедшего до крайности коллективизма. “Очередь – идеальная, почти идиллическая модель “усреднения”: терпеливое равенство и общая на всех справедливость...”. (И. Роднянская)

Автор (а с ним и читатель) пытается понять, как мы дошли до такой саморегулирующейся системы, когда усреднение “я” происходит добровольно, без усилий на то властей. При этом Маканин говорит, что его герой – “сюжет усреднения” – как бы разворачивается и действует независимо от его, авторской, воли.

Действительно, в нашем обществе (начиная со школы) человек, выделяющийся из толпы, считается ненормальным. Человек, отстаивающий своё “я”, – претендент на место городского сумасшедшего. При этом пророчества Замятина, Оруэлла, Хаксли оказались бледнее действительности: Маканин открывает нам взгляд на абсолютную добровольность усреднения.

Нравственность индивидуума в таком обществе, являясь производной нравственности общественной, загоняет порок в тень, лишь бы внешне всё было благопристойно. Финал пессимистичен. Ведь юноша-дебил тоже поставлен в очередь за жизненными удобствами, благами. Спрашивается: а где же предел усреднения? Теперь очередь спокойна, “она творит, как Моцарт. Она гениальна”. А что же дальше? Неужели сбудется прогноз Чехова, что если “посредственность будет считаться гением”, то “цивилизация погибнет”? (А. П. Чехов “Чёрный монах”) К этой же проблеме обращаются и другие авторы современных произведений: Олеся Николаева «Инвалид детства», Саша Соколов «Школа для дураков».

Эссе Маканина точно ставит диагноз нашему времени: добровольное усреднение “я”. Ведь поэтому тропинка в конце концов превращается в поле. И всё-таки нельзя соглашаться с Маканиным, что мы – “просто так”, мы – “передышка”.

“Стать личностью есть задача человека. Личность не рождается от родителей… Она творится Богом и самотворится… Личность выковывается в самоопределении. Она всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого. Она следует внутреннему голосу, призывающему её осуществить свою жизненную задачу. Человек тогда только личность, когда он следует этому внутреннему голосу, а не внешним влияниям”. (Н. Бердяев)

Каждый человек имеет право на собственную жизнь, поскольку он единичное проявление этой жизни. Самореализация обязательна. Любой ценой вырваться из порочного круга – такова цель. И нельзя идеализировать время гениев XIX века. XX век – техногенный, за это приходится платить, но и в XX веке есть имена в отечественной литературе, которые шагнули в бессмертие. “Я” только тогда освободится от необоснованного страха, когда “мы” будем равны перед законом. Есть ли на это надежда? Да, есть, и этому способствуют и книги (мы свободно можем читать Замятина, Булгакова, Солженицына, Шаламова, Домбровского, Венедикта Ерофеева и других) и уроки литературы.

3.Детское чтение в зеркале современных социологических исследований.


Детское чтение — тема, которая, как мне кажется, не может не волновать учителей. А между тем проблемы детского чтения (и “нечтения”) не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, выпускного сочинения и прочих, несомненно, важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости учителя в этом вопросе, без знания им круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя.

Сотрудники РГДБ Е. И. Голубева и В. П. Чудинова обобщили и проанализировали материалы, собранные столичными и региональными коллегами. Их основной вывод заключается в том, что “в начале XXI века дети, действительно, читают “не то” и “не так”, как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают... но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и особенно их дедушек и бабушек”.4

Детское чтение меняется. Это очевидно для всех. Социологи говорят: идёт процесс смены моделей чтения.

Прежняя модель детского чтения (её ещё называют “литературноцентристской”) просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и учителя. Она ещё не совсем ушла, поэтому ей нельзя присвоить титул “ушедшей”, а только “уходящей”.

Что характерно для этой старой модели? Если говорить коротко, то это, конечно же, “любовь к чтению”. Читатель всегда одиночка, “провиденциальный собеседник”. (Мандельштам)

А что же новая модель чтения? Социологи констатируют: обращение к классике в подавляющем большинстве случаев является деловым.

Большинство взрослых: родителей, педагогов, библиотекарей, книгоиздателей — ориентированы на прежнюю модель чтения.

В. П. Чудинова пишет: “Большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к “учебнику жизни”, а как к одному из средств информации... Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается “новая модель” детского чтения... и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя как “Человека читающего”.

Получив, однако, ответ на вопрос: “Что читают наши дети?”, стоит задуматься над другим: “А что им читать?” Учителя литературы не должны отстраняться от этой проблемы, а напротив, стараться руководить, по возможности, процессом формирования нового читателя. Подъём, который переживает современная литература на данном этапе, демонстрирует ситуацию, когда в программу по литературе необходимо включать произведения современных авторов. Необходимо приблизить уроки литературы к современным проблемам, к новым способам их решения, наконец, к новому стилю. Тогда, может быть, чтение художественной литературы перестанет быть исключительно «деловым».




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница