И. Д. Зверев отмечает, что экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в



Скачать 326.57 Kb.
Дата23.05.2016
Размер326.57 Kb.

ВВЕДЕНИЕ


В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности младшего дошкольника.

И.Д. Зверев отмечает, что «экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей». [9, с. 19]

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы.

Роль детского сада в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду.

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки. [5, c.57]

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. [21, c.9]

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника

Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.

С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определённых знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.[28, с.46]

При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
Цель: разработать методический материал по формированию экологической культуры у младших дошкольников, произвести отбор наблюдений для детей младшего дошкольного возраста и доказать их эффективность.

Задачи:


  1. Провести теоретический анализ по проблеме формирования основ экологической культуры у младших дошкольников в процессе наблюдения в природе;




  1. Разработать подходы и методическое обеспечение формирования основ экологической культуры с использованием метода наблюдения.





ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ФАРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.

    1. Воспитание основ экологической культуры у младших дошкольников.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.

Николаевой С.Н. доказано, что становление экологической культуры в период дошкольного детства возможно, если:



  • дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу которого положены адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии (биоэкологии, социальной экологии, экологии человека), отражающие закономерные взаимосвязи в природе и связи человека с природой;

  • будет использована система методов и технологий экологического воспитания, построенная на типичных для дошкольного периода видах деятельности (практических, познавательных и творческих), вызывающих у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих усвоение экологических знаний, формирование практических

умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;

  • в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс - содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;

  • у воспитателей дошкольников развивается профессиональная экологическая культура, включающая: представления об экологических проблемах планеты, страны, региона проживания, понимание влияния загрязнения окружающей среды на здоровье и

жизнь людей, гражданскую ответственность и практическую готовность к их разрешению; мотивацию необходимости эколого-педагогической деятельности.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

Для решения экологических задач воспитатели используют разнообразные методы обучения, методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др.

Цель экологического воспитания – именно формирование в ребенке отношения ко всему живому, которое должно базировать на его глубинном чувственно - эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники.

В раннем возрасте образ мира ребенка эффективен, исполнен эмоциями, отношениями, тесно связан с оценками взрослого.

Знания дети младшего дошкольного возраста получают при эмоциональном общении с животными и различными объектами живой природы, тактичном контакте, прямом взаимодействии. Их содержание: информация о внешнем виде, особенности строения и поведения, переживания и возможность как партнера для общения и игр.

Как отметила А. И. Иванова: «Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности». [14, c.56]

Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов окружающей действительности в природе, в процессе, которого выделяют общие отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы.

Наблюдение рассматривается, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия наблюдения он связывает с содержанием наблюдения, что может и должен видеть ребенок, какие особенности объекта в природе должен замечать. [15, с. 240]

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, и сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.

Именно на этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Таким образом, с помощью метода наблюдения в младшем дошкольном возрасте можно начать формировать экологическую культуру.

1.2. Понятие и значение наблюдений в процессе экологического образования дошкольников

Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.

Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, сезонных изменениях в природе.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада складывается из следующих моментов:

- рассматривание внешних особенностей строения растений и животных; - наблюдение за их проявлениями (способами функционирования);

- выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений.

В нашей практике сложился традиционный тип непосредственно образовательной деятельности, на котором осуществляется рассматривание определенного животного или растения. Цель такой непосредственно образовательной деятельности – познакомить со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ним.

Как правило, детям дается исчерпывающая информация и в дальнейшем новых сведений о нем не получают. В плане экологического образования такой способ познания малоэффективен, так как он не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления, не позволяет в достаточной степени проследить зависимость состояния живого существа от факторов окружающей среды, не приводит детей к пониманию необходимости выполнять трудовые обязанности, в результате которых создаются полноценные условия для существования животного или растения.

Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.

Например, цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме (Приложение 7).

При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

1. Комплексное проведение цикла.

2. Преобладание визуального источника знания над словесным.

3. Охват наблюдениями всех детей.

4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.

Наблюдения и эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей: индивидуальные (1—4 ребенка); групповые (5—10 детей); коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.

6. По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные, или циклические.

8. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций: констатирующие; сравнительные; обобщающие.

10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.

Психологическая классификация.

1. Распознающее наблюдение – используется для формирования у детей представлений о распознавании растений и животных; объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков и качеств. Оно обеспечивает накоплению у детей ярких, живых знаний о природе. Главная задача этого наблюдения – распознать объект, выделить его свойства, качества на основе сенсорного обследования. В основном применяется в младшем дошкольном возрасте.

2. Воссоздающее наблюдение – в основном применяется в старшем дошкольном возрасте. Воссоздание картины целого по памяти, по части увиденного.

3. Длительное наблюдение – его задачей является установление связей и зависимости наблюдения за изменениями в росте и развитии. Здесь происходит взаимодействие двух типов наблюдения: распознающего и воссоздающего. Есть предмет перед нами, мы его ощущаем, но изменения предполагаются.


Организация наблюдений:

1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума - не более пяти человек.

2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение строится по определенной структуре:

– начало - мотив наблюдения. Здесь может быть использована разная постановка познавательной задачи: прямая, игровая и косвенная;

- основная часть - обследование предмета (порядок действий, который должны усвоить дети, выделение для данного предмета свойств и качеств);

- заключительная часть - выявление результата (осмысление отражения в речи и продуктивной деятельности).


Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

    • призыв вместе посмотреть что-то интересное;

    • ласковая интригующая интонация;

    • загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. [3, c.9]

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:





    • настроить правильную подсветку и так далее.

Итак, правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию, развить у детей отчетливые представления о животных и растениях, сезонных изменениях в природе и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.





ГЛАВА II. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ.

2.1 Методика проведения наблюдений в младших возрастных группах и их роль в формирование экологической культуры.

Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей.

Опыт практики свидетельствует, что потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка: потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы.

Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности. При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Наблюдения проводятся в непосредственно образовательной деятельности, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы.

У меня имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям. Я остановлюсь на младшем дошкольном возрасте (Приложение 19).


Младшие группы.

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всего, привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д.

Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д. Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой. В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Одним из условий, обеспечивающим непосредственное общение с животными и растениями, является организация в детском саду уголков природы.

Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или в непосредственно образовательной деятельности в группе кратковременны. В уголке же живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Однако суть остается единой; традиционно ее строят на «фундаменте»: усвоение знаний о дикой природе «включение» этих знаний в природоохранную деятельность «уход за растениями и животными, элементы непосредственной и трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе». Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса». [15, c.89]

На практике я столкнулась с определёнными трудностями при организации «живого уголка». В настоящее время у многих детей наблюдается аллергическая реакция на шерсть животных, корм, птичьи перья и т.д. Кроме того, на каждого животного требуется сертификат, выданный ветеринарным врачом, который подтверждает, что питомец здоров, а это требует дополнительных денежных средств. Поэтому наблюдения за животными я организую, в основном на улице (кошки, птицы, собаки, насекомые). Привлекала родителей и социальных партнёров (ФГУ «Национальный парк «Плещеево озеро», Переславль - Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник) для знакомства с животным и растительным миром Переславского края.

Провела анкетирование родителей, с целью выявления их заинтересованности в экологическом образовании своих детей (Приложение 14). Провела консультации о правильной организации наблюдений с младшими дошкольниками в домашних условиях. После этого родители вместе с детьми провели наблюдения за домашними животными, рисовали портреты своих любимцев, составили о них рассказы, сделали фотоколлажи (Приложение 17).

Совместно с родителями организовала экскурсию к ближайшему пруду, во время которой дети познакомились с водоплавающими птицами - утками и многообразием растений Переславского края (Приложение 16).

В уголке природы я с детьми продолжаю наблюдения за комнатными растениями. Высаживаем семена цветов, огурцов, фасоли. Наблюдаем за ростом лука в земле и воде (Приложение 11), ветками различных деревьев (берёза, сирень), ростом травы в «Травянчике».

Каждый этап развития растений фотографируется и помещается в альбом наблюдений (Приложение 12).

Экологические знания детям даются в системе. Гуманитарное отношение к природе формируется у детей на основе знаний и практической деятельности. Эмоциональный компонент достигается с помощью игровых приемов, художественного материала, внимания взрослого к переживаниям ребенка.

Таким образом, наблюдения за ростом и развитием животных и растений позволяют показать детям интересный экологический аспект: стадии развития животного организма и его взаимосвязь с меняющейся средой обитания. Такие циклы наблюдений имеют особое воспитательное значение: педагог учит дошкольников быть внимательными, бережно и осторожно обращаться с животными и растениями, учить создавать для них благоприятную среду, учитывать хрупкость молодой жизни.


2.2 Система работы по формированию экологической культуры с использованием наблюдений у детей младшего дошкольного возраста.
В январе 2013 года на базе МОУ № 9 «Колокольчик» г. Переславля-Залесского Ярославской области мной было проведено обследование воспитанников первой младшей группы в количестве 18 человек для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Возраст детей на момент его проведения составил 2,5 – 3 года.

Я использовала диагностику, которую разработала творческая группа воспитателей детского сада г. Переславля-Залесского в 2003 г. (Приложение 1).

Результаты обследования определяют выбор направления, видов наблюдений, методов и приёмов в работе по экологическому образованию младших дошкольников.

Результаты исследования

Обследование дошкольников я начала с темы «Времена года». В индивидуальной беседе каждому ребенку было задано по пять вопросов на каждое время года, ответы, на которые представлены в Таблице 1 (Приложение 2). Результаты исследования (уровни) я обозначила буквами: Н - низкий уровень, С - средний, В – высокий уровень.

Обследование детей на выявление уровня знаний по теме «Времена года» дало следующие результаты: 9 детей имеют средний уровень знаний, что составляет 50%, 4 – высокий – это 22% и 5 человек – показали низкий уровень (28%).


Уровень знаний детей по теме «Времена года» (январь 2013 г.)

Проанализировав ответы воспитанников, я пришла к выводу, что наибольшее затруднение вызвали у детей вопросы, связанные с сезонными изменениями, происходящими с растениями и животными в различные времена года. Это связано с тем, что дети ещё не умеют находить взаимосвязь с изменениями в неживой и живой природе.

Далее было проведено обследование по теме «Живая природа». Детям были представлены вопросы по разделам «Растительный мир» и «Животный мир». Результаты представлены в Таблицах 1 (Приложение 3, 4). Результаты исследования (уровни) мы обозначили буквами: Н - низкий уровень, С - средний, В – высокий уровень.

Анализ полученных результатов показал, что 1 ребёнок имеет высокий уровень знаний по теме «Растительный мир», что составляет 5,5%. 9 детей – средний уровень (50 %). И 8 воспитанников показали низкий уровень знаний - это 44,5 % от общего количества обследуемых детей.


Уровень знаний по теме «Растительный мир» (январь 2013 г.)
Проанализировав ответы воспитанников, я пришла к выводу, что наибольшее затруднение вызвали у детей вопросы, связанные с классификацией по темам «Овощи» и «Фрукты». Так же дети не имеют понятия, что такое части растения, не могут их назвать и показать.

По теме «Животный мир» были получены следующие результаты:

- низкий уровень – 7 детей (39%);

- средний уровень – 11 детей (61%); высокого уровня – нет.


Уровень знаний по теме «Животный мир» (январь 2013 г.)
Наибольшее затруднение вызвали у детей вопросы, которые требовали классифицировать животных на домашних и диких. Также многие воспитанники не смогли показать всех птиц, изображенных на картинке.

По теме «Отношение детей к природе» были получены следующие результаты (Приложение 5):

По первому заданию: По второму заданию:

- низкий уровень – 13 детей (72%); - низкий уровень – 14 детей (78%);

- средний уровень – 5 детей (28%); - средний уровень – 4 детей (22%);

- высокого уровня – нет. - высокого уровня – нет.



Отношение детей к природе

Задание 1
Задание 2
Дети проявляли к живым объектам небрежность и агрессивность; негативно относились к внешне непривлекательным живым существам; по собственной инициативе не проявляли желание общаться с живыми существами, отсутствовал интерес и стремление к взаимодействию с ними; не относили к живому растения. Дети не осознавали, почему нельзя наносить природным объектам вред.

Таким образом, можно сделать вывод, что знания детей по экологическому образованию в младшей группе недостаточные, а отношение к животным и растениям неустойчивое без выраженной положительной направленности. В дальнейшей работе большое внимание я буду уделять решению тех проблем, с которыми столкнулась при проведении диагностики.

Как было сказано выше, одним из ведущих видов деятельности дошкольника (почти наравне с игрой) являются наблюдение и экспериментирование. Поэтому основной формой моей работы в дальнейшем станет организация наблюдений с использованием игровых приёмов и упражнений.

Для организации дальнейшей работы я изучила методику проведения наблюдений в младших группах детского сада, проанализировала Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой и Т.С. Комаровой, а так же программу и методические рекомендации О.А. Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду».

Для того чтобы улучшить знания детей по экологии, вызвать у них интерес и любовь к природе я составила перспективный план на учебный год по экологическому образованию младших дошкольников (Приложение 6).

Для того, чтобы доказать эффективность использования наблюдений в различных видах детской деятельности для улучшения знаний детей по экологии, развитии любознательности, интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию, воспитания бережного отношения к природе, с января по сентябрь 2013 года я проводила следующую работу:

- организовывала циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке;

- вела различные календари (погоды, наблюдений, природы);

- непосредственно образовательную деятельность;

- целевые прогулки, экскурсии;

- включала игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, литературных персонажей.

Используя разнообразные формы и методы работы с детьми, основной упор я делала на организацию и проведение наблюдений, включая их в непосредственно образовательную деятельность, прогулку, совместную деятельность, режимные моменты. Привлекала к данной работе социальных партнёров и родителей воспитанников. Так, например, использовали наблюдения на экскурсии в Дендрологический сад (ФГУ «Национальный парк «Плещеево озеро»), на экспозицию «Природа переславского края» в Переславском историко-художественном музее-заповеднике. Подготовила и провела для родителей консультации «Наблюдайте вместе с детьми», «О чем говорят растения» (Приложение 14), изготовила буклеты «Правила ухода за кошкой», «Ядовитые растения Ярославской области», памятку «Правила поведения в природе» и другие (Приложение 15).

Для оптимизации знаний детей о характерных признаках времён года, о сезонных изменениях в природе я организовывала такие наблюдения, как наблюдение за ветром, солнцем, снегом, дождем и т.д. Причём для сравнения проводила эти наблюдения в различное время года. Наблюдая за погодой, дети выделяли отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий или крупный, проливной, моросящий, ливень, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдали не только явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрым, тёмным, блестящим; ветер качает ветки, бельё на верёвке; солнце делает все предметы яркими, даёт от них тень и т.д.

Примером такого наблюдения можно считать «Наблюдение за ветром» (Приложение 8).

Цель наблюдения: закрепить знания о ветре.

Методические приемы: Чувственное восприятие, наблюдение, сравнение.

Я использовала различные приёмы активизации детей: рассматривание иллюстраций, проблемные вопросы, непосредственно наблюдение, экспериментирование, художественное слово, загадки, знакомство с новым предметом – вертушка. В течение всего наблюдения дети были активны, заинтересованы. Различные виды деятельности способствовали низкой утомляемости воспитанников. В ходе наблюдения дети не только узнавали новое, но и закрепляли полученные ранее знания о ветре. Дети установили взаимосвязь погоды и поведения людей (одежда по погоде), выявили некоторые признаки живой и неживой природы, указывающие на силу ветра (вертушки, дым, ветки деревьев). По окончании наблюдения отметили ветреную погоду в календаре погоды. Это наблюдение проводилось в непосредственно образовательной деятельности.

А вот ещё один пример – наблюдение на прогулке «За сосульками» (Приложение 9).

В данном случае я использовала кратковременное наблюдение. Включила в него подвижную игру, игры со снегом, труд на участке, художественное слово, загадки. Но и здесь не обошлось без проблемных вопросов, которые способствовали развитию мыслительной деятельности детей, их внимания и воображения. Хочется обратить внимание, что наблюдение было организовано в течение всей прогулки, при этом дети естественно включались в различные виды деятельности. Они могли полюбоваться разнообразием сосулек, узнали, как они образуются, приобщиться к совместной деятельности (подвижная игра, постройки из снега). В группе зафиксировали свои наблюдения в календаре погоды.

Чтобы ежедневные наблюдения погоды не надоедали детям, чтобы их активность не снижалась, а, наоборот, возрастала, я организую их живо, разнообразно, с постоянным изменением приёмов.

Методика ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений строится на совместной деятельности с детьми по выращиванию однолетнего растения и цепочке последовательных наблюдений за ним. В зимне-весеннее время создали огород на окне. Совместно с детьми посадили лук, фасоль, рассаду цветов и огурцы. Это позволило тщательно проследить рост, последовательные стадии развития растений и соответствующие им условия внешней среды.

Приведём пример непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за ростом фасоли» (Приложение 10).

Данные процессы закономерны, но для детей трудность восприятия этих изменений заключается в том, что они растянуты во времени. Именно поэтому оптимальными методами для формирования представлений и отношений к ним являются те, которые построены на двух педагогических моментах – наблюдении и его фиксации.

Содержанием наблюдений за животными являются внешние их особенности (строение), поведение, компоненты среды обитания, проявление приспособительных связей с природой, характер взаимоотношений человека и животных. Организовала циклы наблюдений за насекомыми, кошкой и аквариумной рыбкой (Приложение 13).

По окончании проделанной работы было проведено диагностическое обследование. Ответы воспитанников можно увидеть в таблицах (конец года)

(Приложение 2,3,4,5). Получили следующие результаты: 11 детей, что составляет 61%, показали высокий уровень знаний по теме «Характерные признаки времён года» и 12 детей (67 %) – по теме «Живая природа».



Сравнительная диагностика уровня знаний младших дошкольников по теме «Времена года» (сентябрь 2013 г.)

Сравнительная диагностика уровня знаний младших дошкольников по теме «Растительный мир» (сентябрь 2013 г.)


Сравнительная диагностика уровня знаний младших дошкольников по теме «Животный мир» (сентябрь 2013 г.)

Сравнительная диагностика отношения детей к природе

(сентябрь 2013 г.)


Задание 1

Задание 2

Это показатель эффективности применения наблюдений в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста.

Целенаправленные наблюдения дали возможность сформировать у детей не только конкретные, но и обобщённые представления, научили детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Совместные наблюдения взрослого и ребёнка определённого содержания повысили интерес детей к природе, создали условия для применения знаний в новых ситуациях, стимулировали развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Проведённая работа по формированию основ экологической культуры у младших дошкольников показала эффективность использования метода наблюдения, а именно у 89 % детей изменилось отношение к живым объектам. Дети стали внимательными, проявляют чувство беспокойства, заботы, желание помочь. Родители детей стали моими союзниками, помощниками в насыщение развивающей среды, создание условий на участке, активно участвуют в различных акциях, конкурсах и т. д.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения (Приложение 18). Работа строится с учетом наглядно - действенного и наглядно - образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников.

Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, создаёт условия для частой организации наблюдений. Каждый раз педагог продумывает форму, содержание и приёмы проведения наблюдений. При этом общая педагогическая цель взрослого заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир.

Таким образом, наблюдение становится совместной деятельностью воспитателя и детей, в котором действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдений, а усилия детей на восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. При таком взаимодействии наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого у дошкольников формируются круг конкретных экологических знаний и отношение к ним.



Работая по данной проблеме, я сама приобрела богатый опыт, изучив большое количество источников, разных точек зрения на проблему, опыт своих коллег сумела через наблюдение заинтересовать детей в осознанно –
правильном отношение их к природе. Разработала методические рекомендации по эффективному использованию ведущего метода познания природы, привлекла к этой работе родителей, что непременно сказалось на результате работы с детьми, о чём свидетельствует проведённая диагностика. В перспективе планирую продолжать работу с детьми старшего дошкольного возраста.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2.

  2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5.

  3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Минск, 1992. – с. 9.

  4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1993.- 198с.

  5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Сфера, 2003.

  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982—1984

  7. Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. - М.: Детская литература, 1994.

  8. Жуковская Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: Просвещение, 1985.-213с.

  9. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. – М., 1993. – c. 19.

  10. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. - №7.

  11. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.-№ 7. - с. 45-49.

  12. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7.

  13. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - с. 70-73.

  14. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2003. - 56 с.

  15. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: Сфера, 2008.

  16. Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.

  17. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1992.

  18. Кузнецов В.Н. Программы: Экология.- М.: Просвещение, 2006.–176 с.

  19. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.

  20. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - с. 49-53.

  21. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1994. - 9 с.

  22. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

  23. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  24. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. - 2000. - №7.

  25. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

  26. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - №7.

  27. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

  28. Рубинштейн С. Л. основы общей психологии – СПб: Питер, 2000. – 46 с.

  29. Рыжова Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.

  30. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.

  31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. – 254 с.

  32. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992.

  33. Шишкина В.А. Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002.

  34. Эфруси П.О. Мир восприятий и мышление ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница