И. Д. Лельчицкий Д38 Детское кино детям



страница1/14
Дата21.05.2016
Размер2.38 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»


ДЕТСКОЕ КИНО – ДЕТЯМ!


Материалы научно-практической конференции

Третьего Тверского межрегионального кинофестиваля


ТВЕРЬ 2012

УДК 087.5:791.43(082)

ББК Щ378я431

Д38

Научный рецензент

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогики,

социальной работы и социальной психологии

Тверского государственного университета

И. Д. Лельчицкий


Д38 Детское кино – детям: материалы научно-практической конференции Третьего Тверского межрегионального кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – 164 с.

Сборник содержит доклады, представленные на научно-практической конференции, которая была проведена в г. Твери весной 2012 г. в преддверии III Тверского межрегионального кинофестиваля «Детское кино – детям!» Конференция проводится с 2010 г. на базе ГБООУ «Медновская санаторная школа-интернат» с. Медное Тверской области по теме «Актуальные вопросы кинопедагогики и медиаобразования».

Сборник адресован педагогам образовательных учреждений – руководителям, учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также всем, кто интересуется проблемами киновоспитания детей и юношества.
УДК 087.5:791.43(082)

ББК Щ378я431


© Солдатов В.В., 2012

© Авторы статей, 2012

© Тверской государственный

университет, 2012

СЛОВО СОСТАВИТЕЛЯ
В данный сборник вошли доклады, представленные на научно-практической конференции, которая была проведена в г. Твери весной 2012 г. в преддверии III Тверского межрегионального кинофестиваля «Детское кино – детям!» Конференция проводится с 2010 г. на базе государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Медновская санаторная школа-интернат» Калининского района Тверской области.

Тема конференции: «Актуальные вопросы кинопедагогики и медиаобразования».

Материалы сборника представляют собой уникальный опыт научно-методической и практической работы педагогов и исследователей Тверского региона, городов Москвы, Екатеринбурга, Перми, Кирова.

Нравственные позиции, легшие в основу концепции фестиваля, утверждаются в слове председателя жюри И. В. Демидова, которое открывает сборник.

Эффективное существование в современном медиапространстве и перспективы его развития обсуждаются С. Б. Цымбаленко, Д. С. Неугодниковым.

Блок «Киноэстетика и школа» представлен статьями О. А. Баранова, О. А. Волковой, М. А. Блиновой. Теме «Медиаобразование и школа» посвящены исследования М. В. Кузьминой и Ф. Н. Абу-Абеда.

С постановкой различных акцентов к теме воспитания на базе кино-видео-студии обращаются К. А. Купцов, В. Э. Макаров и Л. А. Крапивина.

Развитие фестивального движения в российском пространстве анализируется О. В. Дворниковым и И. Е. Виноградовой.

Не отступая от задач фестиваля, мы публикуем исследование О. А. Мирошниченко о специфике детского коллектива закрытого интернатного учреждения; общепедагогическим проблемам взаимодействия педагога и ребёнка посвящена статья А. С. Полякова.

Эссе И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой вскрывает духовно-нравственные причины деструктивных преобразований в культуре нации.

В части II читателю предлагаются методические рекомендации и материалы по кинопедагогике и медиаобразованию.

Приложения включают в себя иллюстративный и дополнительный материал к некоторым статьям настоящего сборника, в том числе статью-эссе Н. Постмана «Исчезновение детства».
В. В. Солдатов
ЧАСТЬ I. Актуальные проблемы

кинопедагогики и медиаобразования

И. В. ДЕМИДОВ



директор ГБУК «Тверьгосфильмофонд» (г. Тверь)

tverfilm@mail.ru
Воспитание нравственности молодежи –

залог успешного развития и независимости России
Очередная весна, как всегда, приносит нам надежду и веру в улучшение нашей жизни. Жизни не только бытовой, обыденной, но и духовной. Ибо духовность по существу, единственное и главное, что отличает нас, людей, от других представителей животного мира.

Говоря об ожидании позитивного и светлого в жизни нашего народа и страны, не могу обойти молчанием факт, что духовная сфера в нашей жизни с узакониванием капиталистического строя как основного, стала занимать значительно меньший сектор в общем круге жизненных интересов современного россиянина.

На первую линию вышла экономическая составляющая, являющая собой самодостаточный показатель общественной оценки человека, его успеха вне зависимости от его образованности, порядочности, чести, таланта, самоотверженности в профессиональной или общественной деятельности, пользы от его дела в развитии своего края или страны.

Период «дикого» накопления капитала привел к переоценке ценностей или, точнее, переоценка ценностей привела к возможности «дикого» накопления капитала в России, суть которого сводится к обогащению любыми средствами, среди которых нет аморальных. Все средства хороши, если приносят прибыль – таков современный девиз.

Отсюда произвол коррупции во всех сферах жизни – от высших эшелонов власти до самого мелкого чиновника, от силовых до культурных структур.

Это время породило целое поколение циников, способных жить без угрызения совести, сводящих все к одному – обогащению любой ценой, среди которых самым быстрым является торговля. Торгуют всем: недрами, продуктами, недвижимостью, интеллектуальной собственностью, здоровьем, телом, жизнью своей и чужой под лозунгом «ничего личного – это бизнес».

В условиях сохранения российского менталитета и нашей национальной культуры, где совесть является важнейшим критерием истинной ценности деятельности человека, подобное не могло бы случиться. Понятие Совесть не имеет аналогов ни в одном другом языке, кроме южно- и восточно-славянских народов1. Совесть подобна компьютерной антивирусной программе, без которой человек становится незащищенным от вредоносных программ и будет разрушен и уничтожен любым вирусом, к которым относятся алчность, похоть, алкоголизм, наркомания, воровство, обман и т.п. Большинство иностранных фильмов, которые наводняют наш рынок, открытый для доступа любым иностранным производителям и нисколько не охраняемый самим государством, заражены этими вирусами.

Главный и самый значительный сегмент отечественного кинорынка – детское кино. Не открою истины, сказав, что в детстве закладываются основные жизненные принципы развития личности. Это прекрасно понимают на Западе. А почему же это не понимают у нас?

В бывшем СССР выпускалось около тридцати детских кинофильмов в год, сейчас в России – лишь один-два фильма. Стёб и насмешки над собственной историей, героическим прошлым страны и народа позиционируется как хороший тон. Низкопоклонство всему западному прививается как основа правильного мировоззрения.

А где же собственная гордость, с которой «на буржуев смотрим свысока?» Её практически уничтожили…

Собственные буржуи наглее, жестче, циничней и хамовитей иностранных. Они ведут целенаправленную борьбу за разрушение моральных ценностей, возвышая значимость накопления богатства и возводя его в абсолют. Они ведут политику оглупления молодёжи. В этом безбрежном море хаоса и постоянной погони за добычей нам хотят затмить главное…

«Каждая держава завоевывает свою независимость тем, что нового, своего вносит она в общую сокровищницу цивилизации. Если ничего не происходит – она подвергается колонизации,» – эти слова принадлежат французскому ученому Ф.-Ж. Кюри.

А утверждение русского ученого, лауреата Нобелевской и других престижных научных премий Ж. И. Алферова могло бы стать основой развития государства и должно по праву стать сутью всей нашей работы с подрастающим поколением.

«Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, в будущем, надо не оплевывать свое прошлое, а ценить его, рассматривать, как свои корни, и, конечно же, не сидеть, сложа руки, а действовать. То есть, нужен труд, неутомимый, творческий, созидательный, героический. Нужна нацеленность на этот труд, на подвиг во имя Родины, во имя её спасения, во имя её будущего!»

Люди, борющиеся за процветание своей Родины, за восстановление ее былого авторитета на мировой арене, задают себе вопрос: удастся ли нам обуздать ТВ, низвергающее лавины пошлости и грязи с экранов, пропагандирующее насилие, пошлость, похоть, вводящее жаргонную и ненормативную лексику в повседневный обиход, подающее секс как доступное и непостыдное средство достижения цели и обогащения?

Считаю, что одним из шагов в направлении очеловечивания телевидения и возвращения детского кино должен стать и наш фестиваль…

О. А. БАРАНОВ

к. иск., член Союза кинематографистов России,

Заслуженный учитель России
Школьная киностудия как возможный центр

медиаобразования учащихся
Образование сегодня – это умение вести «активную» оборону от потока средств массовой информации. «Активную» потому, что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности всё, что в нём найдётся, пусть и не «вечного», но хотя бы «разумного и доброго», или, на худой конец, полезного. Иными словами, надо сделать так, чтобы в результате этого образования человек мог со знанием дела пользоваться окружающими его СМИ, а не наоборот; необходимо решить проблему «иммунитета» психики к манипулированию со стороны масс-медиа, прежде всего формирования критического мышления как средства «информационной защиты».

Для решения этой задачи необходимо научить учащихся творчески применять в процессе коммуникации все невербальные средства (звуковые, визуальные, аудиовизуальные, пластические, мимические, жестовые), не пренебрегая при этом устными и письменными формами выражения; освоить и усовершенствовать методику и технику проведения учащимися социальных обследований (интервью, опрос, анкетирование, звукозапись, фильмирование и т.п.), использовать в деятельности результаты практических занятий, экскурсий и т.д. (фотовыставки, аудиовизуальные материалы, демонстрационные стенды и т.п.). Не менее важным является информирование учащихся о культурных достижениях, помощь им в освоении основных средств массовой информации и в самостоятельных индивидуальных или групповых культурных начинаниях.

Мышление ребёнка определяется формулой: «Мыслить значит делать», поэтому школьники непременно сами должны участвовать в создании аудиовизуальных материалов. Стремление педагогов увлечь школьников техникой (инструментарием СМИ) диктуется прежде всего желанием предоставить детям разнообразные средства самовыражения, что помогает школьнику постичь «механизм» возникновения информации в той или иной форме, её целенаправленность, контекст и другие параметры.

По итогам II Тверского регионального кинофестиваля «Детского кино детям – Дебют» был подготовлен сборник материалов научно-практической конференции, в котором поднимаются острые проблем медиаобразования современных школьников, подчёркивается, что современное медиаобразовательное общество во всех отношениях оказывает огромное влияние на образование и формирование мировоззрения учащихся2. Примечательно, что 11 февраля 2012 г. прошёл II Областной фестиваль детских и юношеских телестудий «Телевзгляд».

Идёт процесс роста творческих детских медиаобъединений. Любое медийное творчество в студиях призвано решать не только информационно-коммуникационные, технологические вопросы, но и вопросы формирования медиакультуры молодого поколения, изучающего, оценивающего, анализирующего и транслирующего авторские медийные продукты в глобальном информационном пространстве. В студиях детского экранного творчества ребёнок самоопределяется, самовыражается, учится основам создания и работы с медиа, получает базовые знания в области медиаобразования, необходимые для медиакультурной личности.

Но… к сожалению, состав студий крайне ограничен, итогами работы являются короткометражные произведения, напоминающие фрагменты сериалов, идущих по телевидению в промежутках между рекламой. Современный школьник не имеет опыта просмотра кинокартин в сообществе сверстников, зрителей различных поколений, когда фильм не прерывается на рекламу. Реклама на телевидении разрывает демонстрируемый фильм на фрагменты. Фрагментарность восприятия художественного произведения приводит к обеднению духовного мира учащихся. Сегодня очень важно создавать целостный образ человека, чтобы, глядя в зеркало, он смог увидеть своё лицо.

Отрицательно действует телевизор на развитие у детей образной памяти и мышления. Дело в том, что её характеризует способность длительное время зрительно удерживать какую-либо картинку. Чем дольше человек её удерживает, тем лучше память. Но при просмотре телевизора каждый новый кадр гасит предыдущий. Всё происходит очень быстро, что приводит к резкому ухудшению зрительной памяти. Зрительный зал обладает большой эмоциональной заразительностью, непрерывностью динамики рождения художественного образа. Не следует забывать, что информация через СМИ воспринимается в основном разумом, хотя иногда подключаются и чувства. В искусстве всё по-другому. В. Г. Белинский говорил, что есть люди, которые воспринимают искусство головой, а это всё равно, что воспринимать его ногами. Кинообразование, как и само художественное творчество, должно быть ориентировано на развитие и интеллектуальной, и эмоциональной сфер учащихся. Фильм, как произведение искусства, не может существовать без зрителя. Сегодня важнейшая задача школы – вернуть в зрительный зал кинотеатров растущего человека вместе с его родителями.

Время требует, чтобы успешно действующие видеостудии стали центрами развития киноклубного движения, подготовки учительских кадров школ к определению системы киноэстетического воспитания учащихся за счёт интеграции художественного фильма или фрагментов из него в уроки литературы, истории, мировой художественной культуры, внеклассную воспитательную работу, чтобы видеостудии стали центрами для создания семейных кинотеатров и, … наконец, школьных дискуссионных клубов. О специфике и трудностях работы киноклуба в современных условиях удивительно интересно рассказывает журналист А. Е. Дылевский3. Ради счастья наших детей, которым очень трудно самостоятельно разобраться в огромном информационном потоке, стоит прокладывать путь через тернии и идти к победе.

Схема киноэстетического воспитания учащихся школы может выглядеть следующим образом:
Любительская киностудия

↓‌

↓‌



Классные часы

Уроки литературы

Уроки истории

Уроки МХК

Уроки иностран-ного языка

Родитель-ские собрания

использование подготовленных проблемных видеороликов

на основе медийных средств



↓‌



Интегрированные внеклассные школьные мероприятия

↓‌



Школьный кинотеатр----------------------------------------Семейный видеотеатр



↓ ↓ ↓‌

↓ ↓ ↓

Д и с к у с и о н н ы й к и н о к л у б

Для нравственного и эстетического воспитания средствами киноискусства представляется целесообразным обратиться к разработке специальной технологии, в основу которой положен деятельностный подход к формированию личности. Правильно организуемая деятельность создаёт условия для саморазвития внутренних структур, результатом чего является формирование личности и её качеств. При этом должно быть обеспечено условие единства предметно-практической деятельности и деятельности по усвоению норм человеческого общения.

Телевидение в наш век инновационных технологий начинает отходить в сторону, на первый же план выдвигается Интернет. Глобальная сеть – это не только способ получения информации для современного школьника; по сути дела, это средство первой необходимости. Интернет – это общение, получение информации, новые фильмы и музыка, игры, все развлечения на любой вкус. Социальные сети – одна из самых больших проблем, т.к. они отнимают массу времени, мешая живому общению. В современном мире, где Интернет под рукой у каждого в сотовом телефоне, школьник не прекращает им пользоваться и на уроках, и по дороге домой. К чему это приводит, говорят итоги анкетирования, проведённого в образовательных учреждениях г. Твери и Ржева силами студентов 4 курса биологического факультета Тверского государственного университета в январе 2012 г (см. приложение 4 настоящего сборника).

Мне представляется, что вновь зарождающееся любительское объединение способно решить острые проблемы нравственного развития личности.


С. Б. ЦЫМБАЛЕНКО



доктор педагогических наук,

кандидат философских наук,

президент творческого объединения «ЮНПРЕСС» (г. Москва)

sbz-2@mail.ru
От детского фильма – к преобразованию общества
Я не случайно выбрал такой заголовок для статьи. Именно такой путь проделывает каждый, кто всерьез начинает заниматься с детьми киновидеотворчеством.

Ж. Гоне, идеолог европейского медиаобразования, в своем труде «Школьные и лицейские газеты [Гоне 2000] рассказывает о необычном эксперименте. Отчисленным из средней школы подросткам предложили овладеть видеотехникой. Исследователи констатировали, что в начальный момент, перед тем, как прикоснуться к видеокамере, реакция подростков выражалась в граде ругательств, грубости. Затем наступила фаза, когда эти ребята начали снимать друг друга на видеопленку и резко изменили свое поведение, как если бы этот новый взгляд камеры поддерживал их существование. Камера воспринималась ими, как взгляд воображаемой матери, который должен был судить о них. Это беспокойство вызывало гнев. Они преодолевали это состояние лишь через освоение видеокамеры, через как бы превращение в мать, через рассматривание самих себя, через открытие иного взгляда на самих себя, стараясь быть привлекательными, интересными.

Приобщение подростков к киновидеотворчеству и другим видам творчества с применением современных средств коммуникации открывает большие возможности в развитии и саморазвитии, образовании и самообразовании детей. При этом для подрастающего поколения открывается возможность через информационно-коммуникативную и творческую активность участвовать в преобразовании общества, становлении новой цивилизации.
Детское кинотворчество и диалог поколений
История много веков происходила как конфликтная смена поколений. Дети были бесправны и ждали своей очереди, чтобы, повзрослев, потеснить поколение отцов, занять их место в обществе. Сейчас мы на пороге новой цивилизации, когда есть возможность и необходимость развиваться через равноправный диалог поколений [Левада 2005].

Одной из первых на это обратила внимание еще в середине прошлого века этнограф М. Мид, изучая первобытные сообщества. Она предсказала появление «префигуративного» (диалогового) общества, где взрослые также учатся у своих детей, вступая с ними в равноправное общение [Мид 1988: 322, 342]. При этом подрастающее поколение является ускорителем вхождения в жизнь новых технологий и новых культурологических процессов, так как меньше испытывает влияние инертности прежних форм.

Коммуникативное взаимодействие происходит и в вертикали поколений. С. А. Дятлов и другие исследователи информационной экономики считают, что в социальном (информационном) смысле вся совокупность производительных сил общества (средства производства, предметы потребления, технология, научное знание, сами люди как носители способности к труду и потреблению) есть, прежде всего, социальные продукты целесообразной деятельности всей человеческой цивилизации, всех когда-либо живших и ныне живущих поколений людей. Между нынешним и прошлыми поколениями людей существует закономерная связь, которая по своей глубинной сути есть информационная связь [Дятлов 2000].

Человек в этой системе предстает как частица интегральной социальной силы всей человеческой цивилизации (нынешних и прошлых поколений). На социальной преемственности по вертикали в огромной мере базируется прогресс человечества, а преемственность по горизонтали обеспечивает объединение человечества как бы в единый сверхмозг со все новыми и более эффективными каналами информации, преодолевающими временные, пространственные, национальные и языковые границы [Эфроимсон 2003: 168]. Скорость и масштаб интеграции общечеловечского опыта по сравнению с историко-культурологическим процессом стремителен. Активная аудитория новых средств массовой информации участвует в создании единой коммуникативной виртуальной медиакультуры.



Диалог культур как диалог поколений меняет жизненные ориентиры и смысл жизни личности, группы, общества.

Наши исследования [Цымбаленко 2010] каналов, по которым российские подростки получают значимые для них сведения, показали, что среди источников значимой информации с конца 1990-х годов лидируют межличностные каналы, социальный опыт российские подростки усваивают преимущественно через общение со сверстниками и взрослыми (родителями, учителями) в поколенческом и межпоколенческом (в ближайшем окружении) диалоге. Общение среди сверстников при этом является определяющим и приоритетным; полученная таким образом информация вызывает у подростков большее доверие, чем знания, предлагаемые взрослыми. Межличностное общения среди сверстников и равноправный межпоколенческий диалог – это клеточка, которая призвана вырасти в новый тип способов и средств коммуникации, жизнетворчества.



Информационная активность детей, подростков, юношества приобрела масштабы общенационального общественного движения. В массовом порядке создаются самодеятельные газеты, журналы, видеопродукция, Интернет-ресурсы, которые частично восполняют пустующие информационные ниши. К сожалению, это движение не поддерживается государственными учреждениями, оно остается общественной инициативой.
Как творческая активность детей

влияет на них самих и на общество
Итак, поддерживая визуальное и любое творчество детей, мы занимаемся созиданием новой цивилизации. Э. Тоффлер обращает внимание: цель, к которой стремится ребенок – это его «сфокусированный будущий ролевой образ», представление о том, как ему или ей хотелось бы выглядеть в различные моменты будущего. Этот образ – «созданная будущим общая схема настоящего» [Тоффлер 2008: 458]. Когда подобные идеальные образы рождаются в продуктах творчества юных авторов, возникает двойной психологический эффект. Их создатели проектируют не только свое будущее, но и своей группы, поколения.

Л. А. Крапивина, нынешний руководитель детско-молодежной общественной организации разновозрастного отряда «Каравелла» (г. Екатеринбург), называет это творческим методом спроектированного идеала: «Художественный образ отражает действительность в ее лучшем выражении, а действительность изменяется под воздействием художественного образца» [Крапивина 2006: 15]. Опыт мультипликационных студий, которые работают с детьми 3-5 лет (Екатеринбург, Новосибирск, Ярославль и др.), показывает, что уже в этом возрасте имеется своеобразное видение мира, они способны к проектированию действительности.

Современное информационное пространство и технологии позволяют уже в юном возрасте самоопределяться и развиваться личности как микрокосму человечества. К концу подросткового возраста юный человек ХХI века проходит основные стадии общечеловеческого развития средств коммуникативной деятельности – это жестовая, устно-речевая, письменная, книжная, аудиальная (радио, музыка), визуальная (кино, телевидение, видео), компьютерная, мультимедийная культуры. Одна из них может стать определяющей в зависимости от других факторов. В связи с этим мы имеем уже в юном возрасте людей с соответствующей культурой, которая определяет способ и особенности включения в межпоколенческий и поколенческий диалог.

Завтрашний день Интернет-технологий – это интеграция всех современных возможностей информирования, мультивидение. Продукты, созданные таким способом, позволяют видеть картинку как в кино, но в отличие от него они позволяют задерживаться, чтобы понять сложные термины, получить дополнительные сведения с помощью текстовой информации, они усиливаются графиками, схемами, сопровождаются реальными звуками или музыкой. В рамках мультивидийного пространства каждый сможет предложить свой продукт, реализовать себя.

Как и в текстовом Интернете, стихийный видеовал угрожает наводнить новое пространство «мусором». Именно поэтому по инициативе известного кинорежиссера В. А. Грамматикова старшее поколение кинематографистов решило протянуть руку младшему – в 2006 году появился Всероссийский форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», который проходит в ВДЦ «Орленок». Его главное достоинство – содружество поколений, возможность диалога профессиональных и начинающих кинематографистов, тележурналистов. Даже недельное общение подростков с деятелями культуры и искусства из ХХ века приводит к расширению их мировоззренческого горизонта, существенному творческому и психологическому взрослению. Это происходит подобно внутреннему «взрыву», в результате которого подростки испытывают катарсис от нового взгляда на мир.

Эффективность влияния медиапроводников особо усиливается, когда среди них есть и сверстники. В 2010 г. на форум «Бумеранг» были приглашены победители международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», который ежегодно проводит телеканал «Культура». Возраст ребят – 12-16 лет. Их выступления совместно с музыковедом С. В. Виноградовой, членом Союза композиторов России, помогли многим подросткам открыть для себя классическую музыку. После смены в «Орленке» ребята стали скачивать ее из Интернета, в том числе на мобильные телефоны.

Огромное значение для саморазвития юного человека и детских социумов, моделирования реальной жизни, независимо от возраста, имеет игра как коммуникативное средство. Под игрой часто понимают состязания, хотя ее природа иная. Она умирает, если целью становится определенный результат, награда. Особенность игры – ролевой характер и увлеченность участников самим процессом. Она основывается на желании человека прожить не одну, а множество жизней, примерить на себя общечеловеческий опыт. То есть, по своей сути, этот вид деятельности и общения выполняет моделирующие и прогностические функции, подготавливая юного человека к выполнению будущих ролей и действий. Многие опытные руководители студий в игровой форме проводят занятия с детьми. Близко к игре по своей значимости и прогностическим функциям находится искусство, особенно инсценировки на видео жизненных ситуаций из своего опыта или литературных произведений.

Психолог А. Г. Асмолов характеризует современного человека как многомерное, диалогичное полидеятельностное существо [Асмолов 2001: 6]. Если в прежние исторические периоды человек мог за свою жизнь реализовать одну социальную роль или ограниченное количество, то в настоящее время имеет место нескончаемая вереница рождений человека как личности в процессе его движения в системе социальных отношений, осуществляемого в деятельности и общении. Основной формой существования личности является непрерывное обновление. Психика и психологические орудия выступают конструктивным фактором эволюции. Для личностного уровня регуляция поведения выступает не просто как активное приспособление к будущему, а представляет собой особый культурный «инструмент» овладения будущим при помощи творческих действий, в том числе и воображения [Асмолов 2001: 112, 120, 143-144].


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница