I. Цели и задачи дисциплины



Скачать 146.68 Kb.
Дата23.05.2016
Размер146.68 Kb.

I. Цели и задачи дисциплины
Цель курса
Целью данного курса является получение знаний в области морали, раскрывающих основные нормы и принципы нравственной культуры и способствующие дальнейшему разностороннему развитию личности студента.

Предметом курса являются разнообразные этические учения, история и теория морали, а также нравственные проблемы межличностного общения в современном мире.

Специфика курса предполагает приобретение знаний широкого исторического и тематического диапазона, способствующих формированию осознанного выбора тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях и умение их интегрировать в собственный мыслительно-творческий процесс.
Задачи курса
Развитие исторического и социально-нравственного мышления у студента, которое способствует критической оценке действительности и проблем художественного творчества; выработке собственных путей разрешения проблем познавательного и художественного плана на базе изучаемых методов осознания многоплановости мировой духовной культуры и задач искусства как выражения общечеловеческих вневременных истин.
Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников
Курс даёт возможность сопоставить мировоззренческие особенности становления личности в разные исторические периоды развития общества, выработать личностное отношение к моральным ценностям. Изучение курса Этики развивает у студента позитивное отношение к самостоятельным размышлениям и поиску истины. Знакомство с вариациями современной этической теории помогает ему сделать нравственные акценты и обосновать собственное видение морально-этической формулы современности.
Форма контроля знаний и компетенций – зачёт
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)


Аудиторные

занятия (час.)



Самостоят.

работа студента






Лекции




1

2

3

4

5




Всего

144

102

42




Раздел I.



Тема 1.

9

6

3



Тема 2.

34

28

6




Раздел II.



Тема 3.

9

6

3



Тема 4.

9

6

3




Раздел III.






Тема 5.

9

6

3



Тема 6.

9

6

3



Тема 7.

9

6

3



Тема 8.

9

6

3



Тема 9.

9

6

3



Тема 10.

9

6

3



Тема 11.

9

6

3




Раздел IV.






Тема 12.

16

12

4


III. Содержание курса.
Раздел I. Предмет этики и история этических учений.

Тема 1. Предмет, специфика и задачи этики. Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная. Структура этики.

Тема 2. Этические учения Древнего Востока. Этика античности. Этика эпохи Средневековья и Возрождения. Этическая мысль Нового времени. Этика в ХХ веке. Этика на рубеже веков: новые идеи.
Раздел II. Теоретические проблемы этики.

Тема 3. Сущность, специфика и содержание морали. Происхождение морали. Мораль как система принципов, норм и идеалов. Структура морали. Взаимодействие элементов морали. Функции морали.

Тема 4. Историческое развитие морали. Нравственные коллизии ХХ века основные тенденции развития морали. Закономерность развития морали.
Раздел III. Нормативная этика и высшие моральные ценности.

Тема 5. Свобода и необходимость. Свобода выбора и выбор свободы. Моральная ответственность личности.

Тема 6. Понятия Добра и Зла. Добро и Зло: особенности и парадоксы. Проблема борьбы Добра и Зла.

Тема 7. Страдание и Сострадание в истории этической морали. «Всеобщий характер страдания». Сострадание – страдание с Другим.

Тема 8. Долг – императив моральной регуляции. Совесть – «другая сторона» долга. Совесть как страж нравственности и добра.

Тема 9. Понятия Чести и Достоинства. Эволюция понятий чести и достоинства. Комплементарность чести и достоинства.

Тема 10. Основные концепции смысла жизни. Смысл, осмысленность и цель жизни. Счастье как этическая категория. Особенности «счастья» и его законы.

Тема 11. Сущность любви. Любовь – «ответ на проблему человеческого существования».
Раздел IV. Прикладная этика.

Тема 12. Этика гражданственности: человек и общество. Экологическая этика: сущность, предмет, основные задачи и проблемы. Биомедиционская этика: статус и круг проблем. Этика межличностного общения. Ситуативная этика. Профессиональная этика и этика делового общения.
IV. Примерная тематика рефератов.


  1. Этическое учение Аристотеля. Возникновение этики.

  2. Теоретическое содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность».

  3. Содержание золотого правила нравственности.

  4. Сфера значимости моральных требований.

  5. Парадокс морального поведения.

  6. Смысл консерватизма конфуцианского образа жизни.

  7. Четыре основные истины в завете Будды.

  8. Этико-культурный смысл идеи божественного происхождения моральных принципов в учении Моисея.

  9. Нравственные принципы Нагорной проповеди.

  10. Принципиальное отличие ислама от христианства в трактовке проблемы отношения человека и Бога.

  11. Пять кардинальных требований мусульманского вероучения и образа жизни.

  12. Сократовский тезис «добродетель есть знание».

  13. Основная идея этики Эпикура.

  14. Кардинальная особенность нравственного закона по Канту.

  15. Взгляд Милля на универсальную основу человеческого поведения.

  16. Нигилизм Ницше как выражение моральной позиции.

  17. Вопрос о смысле жизни Л.Н. Толстого.

  18. Добро и зло в этике благоговения перед жизнью (Швейцер).

  19. Место идеала в системе морали.

  20. Содержание общественного идеала.

  21. Отражение потребностей и интересов человека в его ценностных представлениях.

  22. Толкование требования «Быть честным во мраке».

  23. Понятие свободы как автономии.

  24. Понятие меры в аристотелевском учении о добродетели.

  25. Основные начала нравственности в учении В.С. Соловьева.

  26. Счастье как моральное понятие в истории этики.

  27. Принцип наслаждения и его содержание.

  28. Смысл различения З. Фрейдом принципа удовольствия и принципа реальности.

  29. Основные социально-нравственные признаки предпринимательской деятельности.

  30. Смысл тезиса и единстве прав и обязанностей.

  31. Духовное и практическое значение принципа совершенства в осуществлении заповеди любви.

  32. Норматичное содержание заповедей прощения обид и любви к врагам.

  33. Основные критерии духовности.

  34. Особенности этико-прикладных проблем.

  35. Этический смысл содержания «дилеммы заключенного».

  36. Нравственные противоречия, возникающие при благотворительной деятельности.

  37. Эвтаназия и её нравственный смысл.

  38. Этические аргументы противников и сторонников человеческой казни.

  39. Своеобразие постановки вопроса о насилии в этике.

  40. Историко-философские традиции формирования этики как науки.

  41. Предмет и объект этического знания.

  42. Место этики в иерархии философской науки.

  43. Основные методологические подходы этического анализа.

  44. Особенности нравственного развития личности в разные исторические периоды развития общества.

  45. Проблемы и способы обоснования морали.

  46. Духовно-практическое освоение действительности в морали.

  47. Моральные ценности и категории морального сознания.

  48. Вариации современной этической теории.

При выборе темы студент составляет план реферата, который включает введение, основную часть и заключение.

Во введении обосновывается выбор данной темы с точки зрения её актуальности, излагаются цель и задачи работы, делается библиографическое описание.

В основной части раскрываются вопросы, которые, по мнению автора, целесообразно осветить в работе. При этом следует учитывать особенности изложения материала в рефератах репродуктивных (рефератах-конспектах и рефератах-резюме) и продуктивных (рефератах-обзорах и рефератах-докладах) и не допускать дословной переписки текстов из учебников. Реферирование предполагает интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

В заключении автор делает выводы по теме.

В конце работы приводится список использованной литературы.

Реферат должен иметь титульный лист, ссылки (сноски) на справочный материал, нумерацию страниц. Объём реферата – примерно 15 страниц.


V. Материалы для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа предполагает изучение студентами программного учебного материала во внеаудиторное время. Она может включать:



  • работу с учебной литературой по темам, которые были предметом обсуждения на лекциях;

  • изучение литературы при подготовке к практическим занятиям;

  • реферирование библиографических источников по вопросам, которые требуют самостоятельного освоения;

  • выполнение контрольных заданий во время или после изучения темы;

  • устные или письменные ответы на предлагаемые вопросы для самопроверки;

  • подготовку итогового комплексного задания.


Тема 1. Что такое этика?

Вопросы для самоконтроля

  1. Когда возникла этика как область знания?

  2. Какова этимология и происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»?

  3. Что значит: «Этика – практическая философия»?

  4. Что является центральным объектом внимания этики?


Тема 2. История этических учений.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие добродетели составили суть героического эпоса в поэмах

Гомера?

  1. В чём заключается сущность добродетели по Сократу?

  2. Какие важнейшие добродетели обосновывает в своей этике Платон?

  3. В чём состоит оригинальность учения о добродетелях Аристотеля?

  4. В чём заключаются основные нравственные постулаты христианского вероучения?

  5. Каково понимание любви в христианстве?

  6. Как Фома Аквинский модернизировал учение Аристотеля о добродетелях?

  7. Что такое «интеллектуальная любовь к Богу» согласно учению Б.Спинозы?

  8. Какие виды моральных законов сформулировал Дж. Локк?

  9. В чём особенности учения о счастье в философии Просвещения?

  10. Как в этике И.Канта соотносятся свобода и моральность?

  11. Как в этике Г.В.Ф.Гегеля соотносятся понятия «мораль» и «нравственность»?

  12. Почему А.Шопенгауэр считает сострадание единственным нравственным мотивом?

  13. Какие две исторические тенденции в развитии морали выделяет Ф.Ницше?

  14. В чём состоит различие двух видов нравственности, сформулированных А.Бергсоном?

  15. Почему И.Кант считал, что ложь недопустима ни при каких обстоятельствах?

  16. Почему Л.Н.Толстой считал, что недопустимо отвечать силой на силу?

  17. Какие аргументы в пользу возможности нравственного оправдания применения силы приводит И.А.Ильин?


Тема 3. Структурно-функциональный анализ морали.

Вопросы для самоконтроля



  1. Что представляет собой природа морали?

  2. Можно ли считать мораль «регулятором общественных отношений»?

  3. Можно ли считать мораль ограничением человеческих возможностей?

  4. Справедливо ли утверждать, что мораль ограничивается запретами?

  5. Что такое «моральный закон» и в чём заключается его отличие от других социальных законов?


Тема 4. Мораль от древности до наших дней.

Вопросы для самоконтроля



  1. Какова роль ритуала в нравственной жизни древних общин?

  2. Что такое правило талиона?

  3. В чём заключается смысл золотого правила нравственности?

  4. Какие нравственные качества считаются «классическими эллинскими добродетелями?

  5. Насколько возможно совместить личное благо человека с благом общества?

  6. Как бы вы ответили на вопрос: почему человек должен быть

нравственным?
Тема 5. Свобода и Ответственность.

Вопросы для самоконтроля



  1. Какие виды и уровни свободы усматривает моральная философия?

  2. В чём состоит отличие формальной, отрицательной и положительной свободы?

  3. В чём заключается сущность нравственной свободы?

  4. Какие виды ответственности вы знаете?

  5. На каком основании М.Вебер разделил всю моральную философию на этику убеждения и на этику ответственности?

  6. Как соотносятся свобода и ответственность?


Тема 6. Человек в поисках Добра.

Вопросы для самоконтроля



  1. Что представляет собой добро как категория этики?

  2. Какое разделение добра обосновал Дж.Э.Мур?

  3. Какие важнейшие понимания добра существовали в этике?

  4. В чём основные различия между античной и христианской трактовкой добра?

  5. Что такое «онтологическая концепция добра»?


Тема 7. Страдание и Сострадание.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему страдание рассматривается как условие формирования и существования личности?

2. Почему страдание связывают с проблемой смысла жизни?

3. Можно ли рассматривать страдание как «школу жизни»?

4. Как вы понимаете строки А.С. Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»?

5. В чем заключается моральная ценность сострадания?

6. Что значит «активное сострадание»?

7. На кого должно распространяться наше сострадание?
Тема 8. Долг и Совесть.

Вопросы для самоконтроля



  1. Какие трактовки совести существовали в истории моральной философии?

  2. Какую роль играет долг в структуре моральной мотивации?


Тема 9. Честь и Достоинство.

Вопросы для самоконтроля



  1. В чем отличие механизмов функционирования чести и достоинства?

  2. Каковы исторические корни понятий чести и достоинства?

  3. Почему понятие чести связано с социальным статусом личности?

  4. Почему человек должен «предъявлять» миру свое достоинство?

  5. Как сегодня формулируются понятия чести и достоинства?


Тема 10. Смысл жизни и счастье.

Вопросы для самоконтроля



  1. Каковы особенности концепции смысла жизни пессимистической, скептической, оптимистической?

  2. В какой исторический период необходимые для существования средства жизни становятся смыслом его бытия?

  3. Каковы механизмы реализации смысла жизни?

  4. Почему говорим, что счастье имеет нормативно-ценностный характер?

  5. Почему счастье не бывает абсолютным и вечным?

  6. Почему счастье всегда сопряжено с борьбой?

  7. Почему мера счастья зависит от степени нравственности индивида?


Тема 11. Любовь как высшая ценность.

Вопросы для самоконтроля

1.В чём заключается различие исторических образов любви как филии, эроса и агапе?

2. Что нового в понимание любви вносит христианство?

3. Какие трактовки любви встречаются в современной философии?
Тема 12. Прикладная этика: сущность, особенности, проблемы, решения.

Вопросы для самоконтроля



  1. В чём заключается отличие прикладной этики от профессиональной и корпоративной?

  2. Какие проблемы призвана решать прикладная этика?

  3. В чём заключались причины её возникновения и распространения?

  4. Почему прикладная этика не может быть нормативной?



VI. Материалы к проведению промежуточных и итоговых аттестаций.


  1. Уровень требований и критерии оценок

Контроль знаний студентов по дисциплине «Этика» подразделяется на текущий и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ.

Контроль уровня усвоения учебного материала может осуществляться посредством проблемных вопросов, например, в начале лекции даётся задание: письменно сформулировать не менее одного содержательного вопроса проблемно-эвристического или полемического характера по поводу освещённого в предыдущей лекции материала, поставленных научных проблем, изложенных концепций. Необходимость выполнить задание такого рода ставит студента в ситуацию внутреннего диалога с преподавателем, концентрирует внимание на содержательных моментах лекции и активизирует процесс усвоения.

Уместность поставленных вопросов, научная корректность их формулировок, глубина проникновения в проблемное поле дисциплины дают достаточные основания для суждений о степени овладения содержанием лекционного курса. В то же время эти вопросы являются для преподавателя ориентирами в корректировке последующего материала, в поиске более эффективных путей преподавания, а ответы на них своевременно ликвидируют пробелы в студенческом восприятии и понимании данной дисциплины, повышая эффективность всего учебного процесса.

Контроль внеаудиторной самостоятельной учебной работы может быть реализован в формах проверки конспектов первоисточников, обзорных и исследовательских рефератов.

Итоговый контроль проводится в форме зачета. Для сдачи зачета необходимо знать подробные ответы на 2 вопроса.

Оценка знаний студентов осуществляется комплексно с учетом:


  • оценка по итогам промежуточного контроля (аттестации);

  • оценка за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных работ, написание рефератов, эссе и т.д.).


VII. Перечень контрольных вопросов

Вопросы для подготовки к зачёту

  1. Содержание «золотого правила» нравственности.

  2. Почему признание безусловной ценности другой личности ведет к требованию отказа от насилия?

  3. Отношение между знанием и поведением в морали.

  4. Место идеала в системе морали.

  5. Содержание общественного идеала.

  6. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

  7. Отношение добра и зла к нравственному идеалу.

  8. В чем выражается универсальность моральных предписаний?

  9. Общее и различное в определениях стыда и совести.

  10. Как может быть истолковано выражение «быть честным во мраке»?

  11. В чем отличие «свободы от…» и «свободы для…»?

  12. Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек спешит избежать?

  13. Каким образом путь духовного освобождения совпадает с путем нравственного совершенствования?

  14. Что делает человека моральной личностью?

  15. Кардинальные и теологические добродетели.

  16. Мнения о счастье, встречающиеся в истории этики.

  17. В чем состоит парадокс счастья?

  18. Принцип наслаждения и его содержание.

  19. В чем заключается реализм принципа пользы?

  20. Основные социально-нравственные признаки предпринимательской деятельности.

  21. Представления о справедливости в сфере морали, права и социально-экономических отношений.

  22. Каково содержание принципа «от каждого – по способности, каждому – по потребности» с точки зрения теории справедливости?

  23. Этические основания требования милосердия.

  24. Каково духовное и практическое значение принципа совершенства в осуществлении заповеди любви?

  25. Почему требование милосердия предполагает одновременно и высокий уровень нравственной зрелости человека?

  26. Нормативное содержание заповедей прощения обид и любви к врагам.

  27. Основные критерии духовности.

  28. Что такое эвтаназия и каков ее нравственный смысл?

  29. Как исторически менялась практика применения смертной казни?

  30. Можно ли этически аргументировать насилие с помощью формулы «цель оправдывает средства»?


VIII. Рекомендуемая литература

Основная

Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

Разин А.В. Этика. М., 2006.

Скворцов А.А. Этика. М., 2012.



Дополнительная

Августин А. Исповедь. М., 1991.

Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М., 2000.

Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995.

Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4 т. – Т.3.- М., 1983.

Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М., 2003.

Библия.


Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М., 2006.

Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. М., 1994

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2003.

Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. М., 2009.

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О морали и нравственном воспитании. М., 1985.

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1998.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М., 2005.

История этических учений / под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003.

Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.

Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. – М., 1989.

Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула, 2006.

Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения: в 2 т. – Т.1. – М., 1989.

Сумерки богов ( Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Сартр). М., 1990.

Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви. М., 2004.

Фромм Э. Человек для себя. М., 1991.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Шпенглер Я. Молот ведьм. М., 1992.

Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г.Апресян и А.А.Гусейнова. М., 2001



Экхард М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.
Каталог: admin -> uploads -> file
admin -> Программы отдельных учебных предметов
admin -> Лекция физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
admin -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
admin -> Методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса
admin -> Оказание психолого-психиатрической помощи членам аварийно-спасательных формирований методические рекомендации
admin -> 4 Роль и место города в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие городской экономики до 2025
admin -> Основной общеобразовательной программы целевой раздел


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница