И. А. Захарова Алтайский краевой педагогический лицей



Скачать 73.97 Kb.
Дата18.02.2016
Размер73.97 Kb.
История математики глазами

исторического класса педагогического лицея
И.А.Захарова

Алтайский краевой педагогический лицей

г.Барнаул
Считать несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию.

Ян Амос Коменский
Проблема нравственности, наличие духовной культуры у учащихся - одна из наиболее серьезных и важных социальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее общества. На наш взгляд, именно математика особенно ценна своими неограниченными возможностями в формировании и закреплении духовной культуры личности, уровня интеллектуального развития индивида и его нравственного облика.

В образовательном стандарте сформулированы основные цели, предполагающие организацию работы учителей математики в основной школе. Среди перечисленных направлений - овладение математическими знаниями, необходимыми для применения в повседневной жизни, интеллектуальное развитие, формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности (1).

Особое место в данном документе отведено культурологическому аспекту преподавания математики. Важным направлением в учебно-воспитательной работе по предмету является формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии истории цивилизации и современного общества.

Для меня оказалось принципиально важным это направление, так как я работаю учителем математики с лицеистами исторических классов и являюсь воспитателем и классным руководителем.

В процессе изучения предмета учащимися в условиях педагогического лицея, осуществляющего допрофессиональную подготовку в системе “школа-вуз”, возрастает значимость математики как способа познания окружающего мира старшеклассниками. Возрастает роль математики и в самоопределении современного молодого человека в этом мире. При этом личность XXI века в свете поставленных образовательных и воспитательных задач видится как гармоничная: духовно-нравственная, физически и интеллектуально зрелая, обладающая богатой внутренней и внешней культурой.

Выпускник Краевого педагогического лицея, будущий студент БГПУ, в результате нескольких лет обучения должен быть подготовлен к продуктивной, творческой деятельности и, в частности, к профессиональной реализации. В связи с поставленной целью мы рассматриваем математическое образование как составляющую гуманитарного, так как изучение математики оказывает существенное влияние на развитие личности в целом.

Вырабатывая у лицеистов осознанное представление о математике, как о науке, я веду воспитательную работу, где большую роль в этом плане играет история математики. Мне импонирует мысль о том, что “история математики важна не только потому, что она необходима для решения ряда методологических и педагогических проблем. Она важна и сама по себе как памятник человеческому гению, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до великих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба. История науки является тем фактором, который освещает новым поколениям путь дальнейшего развития и передает им священный огонь Прометея, толкающий их на новые открытия, на вечный поиск, ведущий к познанию окружающего нас мира, включая нас самих” (2).

В процессе работы в нашем образовательном учреждении сформировалось убеждение, что занимательность и простота излагаемого материала на уроке не главное, важнее оказать значительное эмоциональное воздействие на личность учащегося, что в совокупности послужит развитию у него целостного восприятия мира, где гармонично взаимодействуют ощущения, чувства, разум. Именно такой системный подход служит надежной основой для развития духовной личности через обновление математического образования, через присоединение учащихся к социокультурным истокам математики.

Формы учебной работы, позволяющие расширить и углубить знания лицеистов через введение истории математики, общеизвестны. Самое главное – это желание учителя, классного руководителя эффективно использовать даже то, что кажется очевидным:

во-первых, это урок как основная форма организации образовательного процесса в нашем инновационном учреждении, где профильные предметы ведет профессорско-преподавательский состав БГПУ;

во-вторых, это факультативные занятия, специальные курсы, математические кружки;

в-третьих, внеклассные мероприятия, такие, как историко-математические вечера, недели математики, олимпиады, и т.п.

Из перечисленных форм учебно-воспитательной работы с точки зрения рассматриваемой проблемы я хотела бы остановиться на лицейских камерных математических вечерах.

Вписываясь в лицейские традиции, например, традицию ежемесячного проведения воспитательных мероприятий для всех лицеистов, историко-математические вечера для интересующихся (любителей) носят особый характер. На них собираются и завсегдатаи вечеров, и те, кто попал случайно и остался, (т.к. это увлекло), и сами участники спектакля. Маленькая аудитория позволяет быть ближе друг к другу и “актерам” и зрителям, чем достигается эффект соучастия в происходящем.

Через обзоры жизни и деятельности великих ученых учитель, уже и как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся с понятием творчества, с творчеством в науке, прикоснуться к отдельным нравственным категориям: Честь, Долг, Прекрасное, Предательство, Ложь…

Процесс подготовки вечера кропотлив, долог по времени и многогранен. При подготовке к написанию сценария вечера активно привлекаются учащиеся, создается инициативная группа. Дальнейшая работа заключается в подборке и самостоятельной проработке материала о жизни и деятельности той или иной личности, при этом все процессы находятся под контролем учителя. Старшеклассникам предлагается прочитать не только биобиблиографические источники, но и документальные: личные письма, научную переписку, воспоминания. Причем, как показывает опыт, таким способом создается возможность побуждать в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими, обрабатывать их для творческого показа. Все это способствует выработке у лицеистов умения самоопределяться, убеждаться в своих возможностях, учиться отстаивать собственные взгляды, убеждения, т.е. самоутверждаться, самореализоваться.

Значимыми моментами, особо притягательными для учащихся профильных исторических классов, является написание отдельных сцен, в основе которых лежат наиболее яркие биографические, исторические факты. При этом важным является осознанное сохранение и воссоздание социокультурной атмосферы, предметов быта, элементов костюма, интерьера. Историческая обстановка создается на основе исторических знаний, полученных в рамках профиля обучения, а так же с помощью музыки соответствующей эпохи, поэтических строк того времени, репродукций, диапозитивов.

Наш опыт показывает, что отдельные проблемы формирования мировоззрения подрастающего поколения могут быть преодолены с привлечением исторических сведений в предметной области «математика».

Таким образом, становится, очевидно, что знакомство с историческим материалом повышает уровень грамотности учащихся и в области математики, расширяет их знания и кругозор, что создает возможность роста интеллектуального потенциала лицеистов, приучает их мыслить, ориентироваться в самых сложных жизненных ситуациях.

Особенно удачными разработками сценариев оказались камерные математические вечера, посвященные С.В. Ковалевской и Альбрехту Дюреру.

На вечере, посвященном жизни и деятельности С.В. Ковалевской, привлечены биографические сведения о ее жизненном пути, о ее разносторонних интересах и дарованиях. С точки зрения воспитания вечер достиг своей цели: через чувства, эмоции, палитру личной жизни силами лицеистов создан образ женщины – ученого. При проведении вечера лицеисты включились в разнообразные виды деятельности: музыкальное сопровождение, декламация, драматизация. Все это позволило сделать программу мобильной, эмоциональной и полезной для учащихся всех классов, независимо от профиля. Интересным и оптимальным было использование в ходе вечера специального оформления и оборудования, оно служило не только фоном, на котором разворачивались события, но и позволило мысленно переместиться в эпоху России начала XIX века. Материал этого математического вечера способствовал актуализации множества не только математических, но и социальных, исторических и, в конечном счете, житейских проблем: роль женщины в XIX веке, претендующей на статус ученой, сложности человеческой судьбы, роль случая в судьбе человека, смысл человеческого бытия, женского и материнского назначения...

Вечер, посвященный А. Дюреру, несет интегрированный характер, т.к. используются исторические сведения межпредметного плана. На примере жизни и деятельности А. Дюрера ярко представлена неразрывная связь математики и изобразительного искусства.

Показывая сочетание природного таланта, необыкновенного трудолюбия и стремления к знаниям, широту интересов и высокую степень мастерства великого художника-графика, ученого эпохи немецкого Возрождения, мы достигли необыкновенного как внешнего (изобразительного), так и внутреннего (чувственного) эффекта. Пример его жизни, на наш взгляд, заключает в себе не только сведения об истории развития научного знания, но и глубокий потенциал эстетического воздействия на души воспитанников.

Каждый открывает в искусстве то, что наиболее близко собственному видению мира.

Статья “Математика северного Леонарда”, посвященная А. Дюреру и опубликованная в “Учительской газете” 16 января 1996г., легла в основу наших коллективных размышлений о богатстве внутреннего мира человека, многогранности “божественного титана”. Воспитание на прекрасных примерах, на удивительных судьбах – прием не новый. Об этом в свое время писали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Сегодня, на наш взгляд, важно выбрать для старшеклассников актуальный пример, который несет в себе потенциал созидателя, а не разрушителя.

То, чего сегодня не хватает в мировоззренческой подготовке подрастающего поколения, мы нашли в области истории математики. Люди, которые достигли больших высот в интеллектуальном труде, своей жизнью осветили судьбы многих поколений, становятся нравственными идеалами лицеистов.

На своих вечерах мы вновь и вновь показываем, что существует тесная зависимость между математикой и общекультурными устремлениями эпохи, что великие ученые рассматривали математическую науку в широком историческом контексте; для них математика была составной частью культуры, в частности, философии, и служила средством познания окружающего мира (3). И подтверждением того, что мы на правильном пути, служат высказывания лицеистов:

«На мой взгляд, мероприятия такого характера учат многому. Вечер заставляет задуматься о нашем прошлом. Их поступки, мысли предостерегают нас от ошибок».

Надежда С.

“Я считаю, что вечера, несущие в себе историческую информацию нужны и полезны. Я посетила вечер… Все присутствующие в зале окунулись в атмосферу именно того времени. Такие вечера несут в себе нравственное воспитание, учат нас сочувствовать другим людям”.

Наталья З.

“Я считаю, что историко-математические вечера необходимы. Они позволяют не только узнать, как происходило то или другое событие, но и почувствовать, как в этих ситуациях ведут себя люди других эпох”.

Ольга П.

“Исторические вечера по математике необходимо проводить для интеллектуального развития, для умения ценить исторические ценности”

Владимир Б.

“Я считаю, что математические вечера нужны. Пока я репетировала и играла свою роль, я глубоко сочувствовала, завидовала героям, и не было зрителя, в глазах которого я не увидела интереса, сочувствия. Для меня материал легче усваивается, если он преподносится в игровой форме…”

Лена П.

Из года в год, изо дня в день мы наглядно убеждаемся, что особый синтез гуманитарных и естественных знаний (истории и математики) в значительной степени способствует формированию нравственного потенциала будущих педагогов, будущих историков.


Литература




  1. Образовательный стандарт основного общего образования по математике. Проект. // Математика: Прил. к газете “Первое сентября”. 2002, №33. с.5

  2. Смирнова И., Смирнов В. Математическое образование сегодня определяет будущее России // Математика: Прил. к газете “Первое сентября”.2002, №21. с.6

  3. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. – М., 1978.





Каталог: Res -> Journal -> vestnik1 -> ARHIW
Journal -> Особенности психологической готовности учащихся
Journal -> Межпредметных связей
ARHIW -> Программа для педагогов
Journal -> Н. Б. Печатнова Контрольно-измерительные материалы егэ
Journal -> Проектная деятельность учащихся при изучении современных компьютерных технологий
Journal -> Модель процесса воспитания культуры безопасности студентов
Journal -> Использование гештальт подхода к проблеме адаптации студентов первого курса педагогического университета
Journal -> Валеологическая составляющая последипломного образования педкадров
Journal -> Обучение информатики в начальном звене и особенности пмп «Роботландия»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница