I. 1 разработка концепции массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного



Дата22.02.2016
Размер2,66 Mb.
#10879

I.1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ КУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО




I.1.1 Разработка концепции массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к виду работ (услуг) I.1.1 «Разработка концепции массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного», была разработана и согласована с Заказчиком концепция массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного.

Документ «Концепция массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного» согласованный с Заказчиком представлен ниже.



Определения, обозначения, сокращения
МОК – массовые открытые курсы для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного.

ПУС – персональная учебная среда.

НПА – нормативный правовой акт.

ОО – общеобразовательная организация.

ДОТ – дистанционные образовательные технологии.

ИКТ – информационные и коммуникационные технологии.

ТСО – технические средства обучения.

Слушатели – обучающиеся педагогические работники системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного в среде МОК.

Преподаватель-тьютор – преподаватель в среде МОК.

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт – основа объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Коммуникативная направленность обучения русскому языку – реализация практической цели обучения: совершенствование навыков речевого общения, учиться общению общаясь.

Лингводидактика – общая теория обучения языку. Исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, задач и характера изучаемого материала, условий монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия), этапа обучения и интеллектуально-речевого развития обучающихся.



Дети билингвы – дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском.

Дети инофоны – дети, принадлежащие иной языковой и культурной общности, чьи семьи недавно мигрировали.

Синхронное обучение – это электронное обучение в реальном времени нескольких или многих слушателей одновременно в «виртуальной аудитории» в темпе, заданном преподавателем.

Асинхронное обучение – метод обучения, в процессе которого контакт между слушателем и обучаемым осуществляется с задержкой во времени.

Электронные технологии обучения – это гибкие высокодинамичные технологии, функционирующие в реальном масштабе времени и обеспечивающие непосредственное общение преподавателя-тьютора и слушателя.


Введение
В настоящее время в Российской Федерации значительно изменились социально-педагогические условия преподавания русского языка: значительно увеличилось количество школ с родным (нерусским) языком преподавания; в школах с русским языком обучения увеличивается число поликультурных классов, это требует от учителя владения методикой преподавания русского языка как неродного, значительно отличающейся от методики преподавания родного языка;

Обучение русскому языку как неродному проводится в различных регионах Российской Федерации без учета языковых особенностей отдельных регионов. Множество педагогов в связи с удалённостью территорий от мест обучения, графика работы не могут быть охвачены повышением квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного. Постоянно функционирующие электронные образовательные ресурсы, предусматривающие массовое обучение работников образования по вопросам преподавания русского языка как неродного малочисленны. В связи с этим целесообразно создание и внедрение электронных образовательных ресурсов по обучению русскому языку как неродному в формате массовых открытых онлайн-курсов на базе электронной образовательной платформы.

Массовый открытый курс – это онлайн-курс с интерактивным участием и открытым доступом, одна из наиболее эффективных форм реализации дистанционных образовательных технологий.

Общее название курсов этого типа образуется из отдельных терминов:

массовый – возможность эффективно проводить курс с большим количеством слушателей, его тиражирование, масштабирование;

открытый – курс является бесплатным, и любой человек может присоединиться к нему; курсы находятся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет;

курс – подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого слушателя могут трансформироваться.

Педагогические работники системы общего образования, обучающиеся в среде МОК, обучаются по вопросам преподавания русского языка как неродного.



I.1.1.1 Цели и задачи создания массовых открытых курсов

Цели создания массовых открытых курсов:

повышение квалификации работников системы общего образования путем формирования у них профессиональной компетенции в области преподавания русского языка как неродного в поликультурной среде;

повышение доступности и массовости программ повышения квалификации работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного, основанное на использовании массовых открытых курсов.

К задачам разработки массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного относятся:

ознакомление слушателей о содержании, целях и задачах, методах и средствах обучения русскому языку как неродному в детской аудитории, методических основах и эффективных технологиях обучения русскому языку как неродному в поликультурной среде;

изучение слушателями методологических основ и средств достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования, предусмотренных ФГОС в рамках преподавания русского языка как неродного;

определение принципов, методов и механизмов реализации массовых открытых курсов по вопросам преподавания русского языка как неродного;

обоснование подходов к созданию и реализации массовых открытых курсов;

определение перспектив и рисков реализации массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного;

определение цели и задач создания интерактивных методических материалов для реализации массовых открытых курсов;

разработка требований к структуре и содержательному наполнению интерактивных методических материалов для реализации массовых открытых курсов;

определение образовательных технологий, используемых при реализации массовых открытых курсов;

разработка рекомендаций к структуре и форме подачи учебного материала;

разработка рекомендаций к проектированию дизайна курса;

разработка рекомендаций к роли преподавателя.



I.1.1.2 Обоснование новизны массовых открытых курсов

В рамках настоящего проекта закладывается реализация современного подхода к организации повышения квалификации педагогических работников системы общего образования – массовых открытых курсов.

Массовые открытые курсы как инновационная форма организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогических работников направлены:

на саморазвитие и самосовершенствование;

самообразование и самореализацию работников системы общего образования.

Новизна открытых массовых дистанционных курсов заключается:

в бесплатности и доступности;

в использовании мобильных устройств при обучении и/или получении доступа к образовательным ресурсам;

в относительной вариативности выбора слушателями отдельных тем обучения;

в построении слушателем индивидуальной траектории обучения в соответствии с результатами входного тестирования, позволяющими оценить профессиональную компетентность слушателя по вопросам преподавания русского языка как неродного;

в развитии возможностей дистанционных образовательных технологий с учетом роли коллективного субъекта;

наличии многочисленных каналов для обратной связи между субъектами МОК: слушатель – преподаватель-тьютор, слушатель – слушатель, преподаватель-тьютор – преподаватель-тьютор;

в сохранении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая продолжает дополняться слушателями;

все учебные материалы находятся в полном, открытом и бесплатном доступе;



слушатели самостоятельно формируют свои учебные цели и траекторию обучения.

использование современных образовательных технологий при построении курсов: применение ИКТ; использование приемов технологии развития критического мышления; ориентация на проектную технологию; делает процесс обучения личностно и деятельностно-ориентированным. Слушатель становится активным субъектом образовательного процесса.

В отличие от традиционного подхода к повышению квалификации педагогов, ориентированного в основном на передачу знаний, разработанная концепция нацелена в первую очередь на учёт профессиональных потребностей слушателей и достижение ими определённых профессиональных компетентностей.

Такое образование принципиально расширяет возможности слушателя, предлагая свободу выбора – каждый слушатель может определить для себя цели и стратегии индивидуального развития, которое направлено на обеспечение персонального жизнетворчества слушателей в контексте позитивной социализации.



I.1.1.3 Предлагаемые принципы, методы и механизмы реализации массовых открытых курсов в условиях изменения законодательства в сфере образования

Основные принципы реализации массовых открытых курсов в условиях изменения законодательства в сфере образования:

бесплатность и доступность;

масштабность (глобальность);

вариативность и индивидуализация обучения;

использование роли коллективного субъекта;

интерактивность форм организации учебного процесса;

организация равноправного ценностно-смыслового диалога в процессе обучения, продуктивность в обучении;

обновление профессиональных знаний по вопросам преподавания русского языка как неродного.
Методы реализации массовых открытых курсов в условиях изменения законодательства в сфере образования
Для реализации образовательных программ в рамках массовых открытых курсов могут быть использованы следующие методы обучения:

синхронное обучение (при опосредованном взаимодействии с преподавателем-тьютором);

асинхронное обучение (самостоятельное изучение электронных образовательных материалов курсов);

смешанная форма, включающая в себя элементы синхронного и асинхронного методов обучения.


Синхронное обучение как метод реализации массовых открытых курсов по вопросам преподавания русского языка как неродного
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение:

слушателей;

слушателя и преподавателя-тьютора;

слушателей и преподавателя-тьютора;

в режиме реального времени – on-line общение.

Средства и технологии, позволяющие взаимодействовать слушателям в процессе синхронного обучения в режиме реального времени:

видеоконференция – область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени. Это технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга – сеанс связи между слушателями, преподавателем-тьютором или лекторами независимо от их месторасположения.

виртуальный класс – это специальное приложение, созданное на основе веб конференций, позволяющее всем пользователям общаться через Интернет в реальном времени, успешно обучаться при проведении вебинаров. Преподаватель-тьютор преподносит слушателям информацию, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний через виртуальное общение;



Средства синхронного обучения

Виртуальный класс снабжен электронной доской для рисования. Преподаватель-тьютор управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе со слушателями. Электронная доска позволяет преподавателям-тьюторам и слушателям совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из слушателей. Любой из участников процесса обучения имеет возможность работать с контентом на доске с другими слушателями, а именно добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения.

Этот тип взаимодействия рекомендуется включать в программное обеспечение для проведения видеоконференций. Такие электронные доски помогают слушателям сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

Совместная работа с приложениями – инструмент, когда преподаватель-тьютор или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами, начинает демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным слушателям. Преподаватель-тьютор может передать управление своим компьютером слушателю или наоборот показать определенные действия на его компьютере, сопровождая их комментарием;

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения слушателей курса по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения;

Веб-туры, технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам.


Асинхронное обучение как метод реализации массовых открытых курсов в условиях изменения законодательства в сфере образования
Асинхронное обучение это обучение, при котором слушатель получает информацию из онлайн источников или электронных носителей информации и самостоятельно регулирует свое обучение.

Асинхронное обучение – метод обучения, в процессе которого контакт между слушателем и преподавателем-тьютором осуществляется с задержкой во времени. Для поддержки асинхронного обучения используются:

электронная почта;

электронные списки рассылки;

электронные тесты;

системы виртуального тренинга;

интернет-форумы;

вики;


блоги;

подкасты;

скринкасты.

Асинхронные формы обучения иногда дополняются синхронными компонентами, такими, как голосовой чат, телефонный разговор, вебинар, видеоконференция, встреча в виртуальном пространстве.

В основе асинхронного принципа организации образовательного процесса лежит теория обучения, предоставляющая слушателю большую свободу, при этом возлагая на него большую ответственность за собственное обучение, чем при синхронной организации образовательного процесса.
Механизмы реализации массовых открытых курсов по вопросам преподавания русского языка как неродного
1. Персональная учебная среда как форма реализации массовых открытых курсов в условиях изменения законодательства в сфере образования.

Одним из важных аспектов МОК является наличие у слушателей учебного процесса персональной учебной среды (ПУС).

Построение ПУС базируется на облачных вычислениях – выполнение приложений, расположенных на серверах, что дает определённые преимущества:

программное обеспечение отслеживается и контролируется;

управления версиями программного обеспечения упрощено;

опасности распространения вирусов сводятся к минимуму;

исходные данные и полученные файлы можно хранить, управлять ими централизованно;

можно работать на простых конфигурациях компьютеров.

В число лучших программных продуктов, которые могут быть использованы в облачных вычислениях, входит Твиттер, Google Docs, программы ведения блогов и проведения вебинаров и другие.

ПУС – совокупность программ, информационных материалов, социальных сервисов, обеспечивающих слушателю комфортные условия обучения. Идея ПУС заключается в том, что слушатели должны не только пассивно использовать информацию, получаемую с предложенных им источников, а пользоваться одновременно множеством информационных ресурсов, систематизировать и сравнивать полученные знания, что способствует желанию самореализации, профессиональному развитию. ПУС – это не конкретное приложение или служба, а особый подход к реализации обучения.

Отбор инструментов для ПУС – дело сугубо личное, зависит от целей автора. Но чем богаче ПУС, тем больше учебных возможностей появляется у пользователя информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Поэтому рекомендуется её постоянно развивать с учётом новых возможностей социальных сервисов.

Задача преподавателя-тьютора – оказывать слушателю содействие в формировании ПУС, разъясняя, при необходимости, назначение тех или иных сервисов в учебном процессе. ПУС заставляет слушателей отвечать за процесс обучения, задуматься над инструментами и ресурсами, которые помогут им научиться лучше. По своей структуре ПУС создается слушателями самостоятельно, и поэтому ответственность за организацию обучения возлагается на слушателя.

МОК должен иметь минимальный набор инструментов ПУС для обеспечения комфорта участников процесса. В среде МОК предлагается использовать Google Документ http://docs.google.com (бесплатный сервис, имеющий русскоязычный интерфейс). Например, при выполнении самостоятельной работы или практического задания слушатели могут работать коллективно с информационными объектами, редактировать группой соавторов в режиме реального времени. Соавторы-слушатели могут изменять текстовый документ, электронную таблицу или презентацию и, если разрешено автором документа, приглашать других пользователей. Также каждый соавтор может добавлять в документ свои комментарии. При этом комментарий выделяется цветом и к нему добавляется имя автора. При печати комментарии не включаются в документ. Таким образом, группа соавторов может обсуждать текст непосредственно внутри документа.

ПУС – это механизм реализации курсов, который позволяет формировать персональную учебную сеть и управлять знаниями. Это существенно расширяет круг общения, дает возможность получать намного больше профессиональной информации.

В основные подходы к сбору и организации информации входит настройка каналов. Настройка производится путем отбора людей наиболее качественно и полно курирующих определенную тематику. Создание и расширение сети интеллектуальных каналов – одна из первоочередных задач, если используется информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» в образовательных целях. Эта работа очень важна, поскольку такая сеть:

выполняет функцию «поставки» информации и контента;

выполняет функцию сети экспертизы содержания полученной информации.
2. Модель непрерывного персонифицированного повышения квалификации как форма реализации массовых открытых курсов в условиях изменения законодательства в сфере образования.

Модель непрерывного персонифицированного повышения квалификации (Рисунок 1) включает:



  1. Входное тестирование.

  2. Разработка индивидуальной образовательной программы.

  3. Реализация индивидуальной образовательной программы.




  1. – Модель непрерывного персонифицированного повышения квалификации

Исходя из модели непрерывного персонифицированного повышения квалификации, целесообразно определить следующие ключевые аспекты механизма реализации МОК:

входное тестирование предусматривает оценку профессиональной компетентности слушателя по вопросам преподавания русского языка как неродного. Слушатель проходит входное тестирование, по результатам которого выбирает проблемное поле, формулирует образовательные задачи на повышение квалификации;

разработка индивидуальной образовательной программы слушателем (выбор актуальных для себя тем учебных модулей из вариативной части). Основой являются выявленные в результате входного тестирования профессиональные затруднения.

При реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации у слушателя могут возникнуть новые профессиональные интересы, которые он может решить, вновь обратившись к модульному депозитарию, выбрав соответствующие темы модулей, пройдя обучение и тестирование по темам выбранных модулей (осуществляется процесс вида: обучение – рефлексия – обучение – рефлексия).

Процесс повышения квалификации на базе МОК, организованный по этой модели, становится непрерывным, персонифицированным и актуальным в условиях изменения законодательства в сфере образования.

I.1.1.4 Обоснование подходов к созданию и реализации массовых открытых курсов

В качестве подхода к реализации проекта «Внедрение массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного» целесообразно рассматривать смешанную модель обучения.

Реализация смешанного обучения предполагает сохранение общих принципов построения традиционного учебного процесса с применением элементов электронного обучения (электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии). Модель смешанного обучения включает в себя синхронную и асинхронную методы обучения. При этом процесс сочетания методов и технологий может происходить как на уровне отдельного модуля, так и на уровне образовательной программы в целом.

Смешанное обучение – это эффективное сочетание различных методов преподавания, технологий и моделей обучения.

Смешанное обучение следует понимать, как целенаправленный, организованный, интерактивный процесс взаимодействия слушателей с преподавателем-тьютором, слушателей между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения, неизменный к их расположению в пространстве и времени.

Основные составляющие, присущие модели смешанного обучения при реализации МОК:

самообразование;

интерактивное взаимодействие слушателя со слушателями и с преподавателем-тьютором.

Особенности технологии смешанного обучения при реализации МОК:


  1. Преподаватель-тьютор в модели смешанного обучения является консультантом слушателя при выборе личной образовательной траектории, при изучении учебных материалов модуля.

  2. Приоритет самостоятельной деятельности слушателя. Основу образовательного процесса при смешанном обучении составляет целенаправленная, интенсивная и контролируемая самостоятельная работа. Слушатель может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному плану, комплексно используя специальные средства обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем-тьютором. Таким образом, обучение сфокусировано на слушателя, которому помогают учиться. Смешанное обучение стимулирует выработку навыков самообучения и поиска информации (необходимость самостоятельного изучения материала способствует развитию ответственного отношения к обучению, самомотивации, планированию времени, личной активности в поиске интересующей информации).

  3. Организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого слушателя преподавателем-тьютором, посредством получения обратной связи. Это помогает реализовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

  4. Широкое использование организации групповой учебной деятельности, включая совместную работу над проектами, проведение дискуссий, семинаров, организованных в виде электронных конференций, форумов, синхронных и асинхронных по времени. В условиях смешанного обучения групповой работы становится значительно больше – она стимулирует развитие навыков онлайн-общения.

  5. Гибкость образовательной траектории. Смешанное обучение предполагает гибкость программы, что позволяет слушателю выбрать интересующие его темы модуля, удобные темп, время и место для обучения, самостоятельно контролировать объем и скорость изучения материала.

  6. Использование учебно-методического контента, предоставляющего возможность в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн; пройти тестирование; проверить свои знания по определенному разделу или теме; ознакомиться с дополнительными источниками, которые соответствуют пройденным темам, используя аудио- или видеоуроки, презентации.



I.1.1.5 Механизмы взаимодействия субъектов образовательного процесса при реализации массовых открытых курсов

При помощи МОК осуществляется не просто проведение занятий, но и обмен учебным опытом, взаимодействие между слушателями и преподавателями-тьюторами при помощи дистанционных технологий, что создало модель обучения «образование в действии».

При реализации МОК субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать:

администратор МОК;

преподаватели-тьюторы МОК;

слушатели.

Механизмы взаимодействия субъектов (администратора, преподавателей-тьюторов, слушателей) при реализации массовых открытых курсов направлены на интеграцию, сотрудничество, анализ учебных результатов, достигнутых в ходе обучения слушателей, на эффективность образовательного процесса.

Механизмы взаимодействия администратора МОК с преподавателями-тьюторами

Проведение администратором МОК:

консультаций с преподавателями-тьюторами по организации взаимодействия со слушателями – индивидуально и в группе (по определению периодичности взаимодействия, выбору оптимальных форм взаимодействия);

совещаний с преподавателями-тьюторами по вопросам формирования групп слушателей, по координации учебного процесса;

интерактивных форумов по вопросам качества обучения слушателей;

предоставление помощи в разрешении конфликтных ситуаций, связанных с общением в процессе обучения.



Механизмы взаимодействия администратора МОК со слушателями в среде МОК:

организация дискуссии со слушателями по возникающим проблемам, по вопросам повышения качества обучения слушателей;

проведение опросов слушателей по самоанализу учебной деятельности и результативности МОК;

обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога;

определение ролей субъектов МОК (таблица Таблица 1).


  1. Роли субъектов МОК

Продолжение таблицы 1



Субъект

Роли субъектов МОК

1

Администратор МОК

Администратор – обладающий функционалом по администрированию удаленной базы данных, внесению изменений в программы обучения, добавлению и удалению программ.

Управление обучением слушателей и ресурсами системы:

предоставление доступа слушателей к прохождению курсов;

произведение загрузки/редактирование/удаление курсов;

опубликование руководства пользователя;

проведения организации технической поддержки, ведение журнала недопустимых действий с системой;

произведение перезагрузки системы в случае аварийных сбоев, архивирование и создание back up;

организация целенаправленного взаимодействия с преподавателями-тьюторами по координации учебного процесса, по вопросам качества обучения слушателей, по организации взаимодействия со слушателями, по разрешению конфликтных ситуаций.

организация целенаправленного взаимодействия со слушателями по возникающим проблемам, по вопросам качества обучения, проведение опросов слушателей по самоанализу учебной деятельности и результативности МОК.

Определение ролей субъектов МОК.



2

Слушатели

Авторизованные пользователи – слушатели, имеющие функциональные возможности по работе с программой обучения, включая функциональные возможности личного кабинета и обратной связи.

Взаимодействия с преподавателем-тьютором, со слушателями, с администратором МОК:

по возникающим вопросам в ходе обучения;

по преодолению специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации;

по вопросам овладения навыками виртуального общения;

совместное выполнение заданий;

взаимооценка выполненных работ, позволяющая слушателям оценить и дать свой отзыв о работах других слушателей;

взаимоконтроль;

обмен образовательными материалами при индивидуальной или групповой работе.


3

Преподаватели-тьюторы МОК

Контент-менеджеры/модераторы – обладающие функционалом по добавлению, редактированию и удалению контента в системе;

отслеживание и проверка комментариев слушателей;

формирование учебных групп в соответствии с выбранным курсом и результатами входного тестирования;

организация процесса обучения;

организация целенаправленного взаимодействия со слушателями;

осуществление методической и организационной помощи слушателям в рамках конкретной программы дистанционного учебного курса;

индивидуальное консультирование слушателей;

проведение интерактивных форумов с обсуждением вопросов со слушателями по темам модулей;

оценивание практических заданий слушателей, обоснование результативности работы слушателю;

верифицирование успешности прохождения модулей слушателем в соответствии со статистикой выполнения заданий курса


Важным механизмом взаимодействия субъектов при реализации массовых открытых курсов является тьюторское сопровождение слушателей, предполагающее организацию целенаправленного взаимодействия преподавателя-тьютора и слушателей на основе последовательной смены видов деятельности от диагностики компетентностей до построения индивидуальных образовательных маршрутов и получения эффекта профессионального развития педагога.

Преподаватель-тьютор осуществляет методическую и организационную помощь слушателям в рамках конкретной программы дистанционного учебного курса в среде МОК, обладая знаниями в области информационных технологий и учитывая психологические особенности взаимодействия со слушателями в процессе дистанционного обучения. Преподаватель-тьютор формирует учебные группы в соответствии с выбранным курсом и результатами входного тестирования.
Механизмы взаимодействия преподавателя-тьютора со слушателями в среде МОК:

организация процесса обучения;

индивидуальное консультирование слушателей:

а) по вопросам мотивации, самооценки, самоорганизации, профессиональной направленности для определения индивидуальной траектории обучения;

б) по преодолению специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации;

в) по вопросам овладения навыками виртуального общения (индивидуальное и групповое обучение и консультирование);

г) помощь в разрешении конфликтных ситуаций, связанных с общением в процессе обучения;

рассылка приглашений на консультацию слушателям группы;

проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам слушателей, возникающим при выполнении самостоятельных или практических заданий, при подготовке к прохождению тестирования;

проведение интерактивных форумов с обсуждением вопросов со слушателями по темам модулей;

оценивание практических заданий слушателей, обоснование результативности работы слушателю;

верифицирование успешности прохождения модулей слушателем в соответствии со статистикой выполнения заданий курса;

сопровождение слушателя после прохождения промежуточного тестирования, изменения первоначально запланированной траектории изучения учебного материала слушателем (включение дополнительных консультаций, повторного прохождения промежуточного тестирования);

подведение итогов обучения со слушателями на основании результатов итогового тестирования.



Механизмы взаимодействия слушателя со слушателями:

обсуждение вопросов по темам изученных лекции, обмен вопросами и ответами;

обсуждение выполнения практических заданий в группе на интерактивном форуме;

совместное выполнение заданий;

взаимооценка выполненных работ, позволяющая слушателям оценить и дать свой отзыв о работах других слушателей;

взаимоконтроль;

обмен образовательными материалами при индивидуальной или групповой работе.

Диапазон средств, которые используются для организации взаимодействия между субъектами в среде МОК: электронная почта, видеоконференции, интерактивный форум, чат, диалоги в режиме реального времени (система мгновенных сообщений).

Для организации эффективного взаимодействия в среде МОК слушателю необходимо уметь:

пользоваться средствами ИКТ, находить и обрабатывать информацию;

общаться в виртуальной среде, соблюдая нормы и правила действующего в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» телекоммуникационного этикета;

строить эффективные взаимоотношения в коллективе, что предполагает в условиях отсутствия визуального контакта сформированность умений:

а) входить в коллектив, представляться и демонстрировать лучшие свои качества, пользуясь только вербальными средствами;

б) демонстрировать заинтересованность в других членах коллектива;

в) быстро выяснять стиль работы других слушателей и соответственно корректировать свой собственный;

г) улаживать возникающие разногласия и конфликтные ситуации;

д) продуктивно участвовать в решении проблем.

Принципы взаимодействия субъектов обучения

Вопросы функционирования коллективного субъекта дистанционного образования, различные взаимопроцессы (взаимообучение, взаимоконтроль, взаимооценка, соуправление) и их сочетание с самопроцессами (самоопределение, самооценка, самоконтроль) разрабатываются технически в модели МОК.

Для взаимодействия субъектов обучения используются:

методы, при которых преподаватель-тьютор непосредственно взаимодействует со слушателями (интерактивная лекция, вебинар), а также получает от них непосредственную обратную связь в виде вопросов и обсуждения;

активно используются наглядные интерактивные инструменты, такие как интерактивные презентации, дающие возможность слушателям не только воспринимать информацию в удобном для понимания виде (видео, аудиопрезентации с пояснениями), но и принимать непосредственное участие в ходе процесса обучения, выполняя различные интерактивные задания и осуществляя косвенную обратную связь с преподавателем-тьютором посредством ИКТ (программное обеспечение для интерактивных презентаций, веб-технологии) и ТСО (компьютеры, ноутбуки, планшеты, коммуникаторы, серверное оборудование, проекционное и аудио-, видеооборудование, телекоммуникационные средства).

Процесс взаимодействия субъектов МОК представлен на рисунке Рисунок 2.





  1. – Схема взаимодействия субъектов процесса обучения

При использовании интерактивных методических материалов преподаватель-тьютор имеет возможность не только предоставить сам изучаемый материал слушателям, но и оценить степень усвоения ими материала путем оценки результатов интерактивных взаимодействий каждого слушателя.

В результате такого взаимодействия значительно повышается качество освоения материала слушателями, и открываются возможности использования методов дистанционного обучения без обязательного прямого контакта.



I.1.1.6 Перспективы и риски реализации массовых открытых курсов

Массовые открытые курсы появились в ответ на требования современного общества в массовом онлайн-доступе к качественным учебным ресурсам, независимо от места проживания и статуса слушателей.


Перспективы реализации массовых открытых курсов:

расширение международных контактов преподавателей-тьюторов и педагогов за счет открытости МОК, используя возможности проведения вебинаров, учебных форумов, видеоконференций;

формирование профессиональных сетевых сообществ для получения возможности обмена опытом, свободы общения за счет овладения в учебном процессе методологией, культурой, безопасностью работы в сетевых сообществах;

стирание вековых, территориальных, образовательных и профессиональных ограничений;



получение новой информации непосредственно от специалистов предметной области;

обмен опытом и коллективная работа в сотрудничестве;

реализация современных образовательных принципов открытости образования;

глобализация образовательного пространства;

индивидуализация образования.


Риски реализации открытых массовых дистанционных курсов:

необходима достаточная информационная компетентность слушателей, иначе будут возникать проблемы с выполнением заданий курса;

необходимо иметь у слушателей сформированные на высоком уровне умения учиться, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, рефлектировать по результатам обучения, составлять собственный образовательный маршрут, иметь высокий уровень самоорганизации;

различный уровень подготовки слушателей (профессиональной, педагогической, культурной) в одной группе, разный возрастной состав, а потому и разный менталитет могут создавать проблемы с отношениями внутри виртуальной группы;

ограниченность в практических заданиях, которые предполагается проверять автоматически. Предоставляются только те задания, которые могут быть формализованными и проверяться автоматически.

возможна неадекватность при взаимооценивании, в особенности в случае отсутствия четких и ясных критериев оценивания выполненных работ;

невозможно установить, что задание выполнено именно слушателем курса, а не кем-то еще (верификация – проверка подлинности);

проблемы с безопасностью веб-версии приложения МОК (основные источники опасности для веб-версии приложения – это вирусы и спам);

проблемы коммуникаций: проблемы сетевой связи, вызванные провайдером, услугами которого пользуются слушатели; недостаточная мощность оборудования: преимущественно касаются сервера, поскольку его недостаточная мощность может вызвать перегруженность и зависания, что, в свою очередь, уменьшает быстродействие рабочих станций.
Минимизация рисков. Пути улучшения управления рисками:

риски, связанные с уровнем подготовки слушателей в области ИКТ при обучении в среде МОК:

необходима достаточная информационная компетентность слушателей, иначе будут возникать проблемы с выполнением заданий курса. Поэтому первый блок входного тестирования должен содержать вопросы-задания для определения ИКТ-компетентности слушателя и допустимый уровень ее для обучения в среде МОК.

риски, связанные с контентом:

тексты электронных материалов должны быть краткими, понятными, шрифты и фоны должны быть наиболее оптимальными и приятными для чтения (например, серый фон и черный шрифт), что даст возможность слушателю комфортно проводить время за чтением электронных материалов;

информация должна быть новой и достоверной, а также структурированной (необходимо определить размер структурной единицы, ограничения по скроллингу, возможности масштабирования текстов, изображений, графиков). Визуализация играет важную роль в обеспечении заинтересованности и восприятии информации, что, в свою очередь, влияет на уровень знаний слушателя. В лекциях для воспроизведения общей картины текста желательно использовать удобные и легкие для восприятия ментальные карты. Желательно обеспечить возможность распечатки учебных текстов, схем без потери качества и в формате А4;

ограниченность в практических заданиях: многие курсы предлагают задания, которые с трудом поддаются автоматической оценке компьютером. Именно поэтому используется взаимооценка выполненных работ, позволяющая слушателям оценить и дать свой отзыв о работах других слушателей. Слушатель курса проверяет 3–5 работ своих сокурсников, высказывает свои замечания, пишет отзывы и тем самым продолжает работу над учебным материалом через продуктивную оценочную деятельность. Многочисленные исследования1 показали, что в результате использования этого метода слушатель курса получает точную оценку своей работы и ценный опыт по оцениванию работ других слушателей;

обеспечение безопасности веб-версии приложения МОК при помощи: антивирусных программ; фильтров, которые отслеживают хакерские атаки и проведение таких мероприятий, как обеспеченность лицензионным программным обеспечением; регулярность создания резервных серверных копий, ограниченность (разные уровни) доступа к контенту, существенно уменьшают вероятность тяжелых следствий. Нельзя дать абсолютной гарантии безопасности любой виртуальной учебной оболочки.

проблемы коммуникаций:

использование блоков бесперебойного питания с целью обеспечения сохранности данных и оповещения о возникновении данной проблемы в случае отключения электроэнергии;

наличие запасного провайдера на случай отказа в работе первого, чтобы связь с помощью глобальной сети была постоянной. Важной мерой является установления мощного сервера, который даст возможность в дальнейшем подключить большое количество рабочих станций без потери скорости обмена. Также неотъемлемой составляющей является создание резервных копий настроек и программ.

I.1.1.7 Цели и задачи создания интерактивных методических материалов для реализации массовых открытых курсов

Целью создания интерактивных методических материалов является создание универсального инструментария, способствующего усвоению основных вопросов преподавания русского языка как неродного.



К задачам создания интерактивных методических материалов относятся:

разработка требований к представлению учебного материала;

проектирование единого подхода к представлению учебного материала;

выбор технологического инструментария для создания интерактивных методических материалов;

создание курсов и использование в обучении (повышении квалификации) работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного.

I.1.1.8 Требования к структуре и содержательному наполнению интерактивных методических материалов для реализации массовых открытых курсов



Требования к структуре интерактивных методических материалов для реализации массовых открытых курсов
Эффективность обучения в среде МОК определяется рядом факторов. Важное значение имеет качество используемых материалов и умений слушателей и преподавателей-тьюторов, участвующих в учебном процессе. Используемые учебные материалы должны обеспечивать личностно направленную развивающую ориентацию в сочетании с технологичностью, поэтому при их создании используются следующие педагогические принципы: системность; интерактивность; модульность; адаптивность; самостоятельность обучения слушателей.

Модульность учебного материала позволяет выстраивать индивидуальные траектории обучения и обеспечивать принцип адаптивности дистанционного обучения, обеспечивая тем самым личностно-ориентированный подход.

Учебные материалы МОК по вопросам преподавания русского языка как неродного должны быть структурированы по модулям, логически завершенной части учебного материала, обязательно сопровождаемой контролем знаний и умений слушателей.

Образовательная программа повышения квалификации – база курса, состоит из модулей; модули составлены из тем учебного материала; индивидуальная программа обучения конструируется слушателем, выбирающим темы модулей из вариативной части программы на основании входного тестирования.

Структура учебных материалов модуля должна включать:

ориентировочную часть: цели, информационные ресурсы, перечень учебных элементов;

информационную часть: учебные элементы, глоссарий;

диагностическую часть: задания для самоконтроля, самостоятельная работа, практические задания, тестирование;

рефлексивную часть: анкета для оценки достижений.
Рабочие программы учебных модулей
Рабочая программа каждого учебного модуля должна содержать:

введение, раскрывающее цели и задачи обучения;

формы организации и проведения занятий;

требования к уровню подготовки слушателей;

требования к уровню освоения содержания программы с учетом электронной формы обучения (повышения квалификации);

перечень тем с указанием видов учебных занятий и их объемов;

перечень формируемых в результате освоения общих и профессиональных компетенций слушателей;

учебно-тематический план;

примерные варианты практических заданий;

методические рекомендации к самостоятельной работе слушателей;

список литературы (основной и дополнительной).
Структура элементов МОК:

общие сведения о курсе, его назначение, цели, задачи, содержание (структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы;

анкеты, позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения и обработать их;

тесты для диагностики профессиональной компетентности работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного;

образовательная программа повышения квалификации работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного с учетом использования практико-ориентированных подходов, основанных на технологии массовых открытых курсов;

детализированные предметные результаты к освоению основной образовательной программы в части предметной области «Филология;

учебно-методические комплексы, содержащие лекционный материал; тестовые задания для промежуточного и итогового тестирования; задания для самоконтроля и самостоятельной работы.

Образовательная программа повышения квалификации должна содержать:

учебный план;

календарный учебный график;

рабочие программы учебных модулей;

оценочные и методические материалы.

Все структурные компоненты образовательной программы повышения квалификации должны быть разработаны с учетом:

требований нормативно-правовой базы;

реализации Программы повышения квалификации с применением электронного обучения (в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ») на основе массовых открытых курсов на технических платформах.
Требования к содержательному наполнению интерактивных методических материалов для реализации массовых открытых курсов
Содержательное наполнение учебных материалов по вопросам преподавания русского языка как неродного должно иметь тематическую направленность, четкие и точные формулировки, практические примеры, перечень ссылок на нормативные правовые акты.

Информационная ценность учебных материалов в условиях изменения законодательства в сфере образования заключается в следующем:

информационное наполнение должно привлечь внимание и соответствовать теме;

материалы должны быть ясными, краткими и действующими;

наибольшую информационную ценность имеют учебные материалы, в которых систематизирована и правильно структурирована информация, полностью раскрыта тема. Необходимы практические примеры, ситуационный анализ, вопросы и ответы, ссылки на нормативные правовые акты.

Для обеспечения эффективности самостоятельной работы, необходимо включить следующие требования:

реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания слушателем всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;

особая четкость постановок задач;

подробное комментирование примеров выполнения практических заданий, хода их решения;

использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности слушателей, изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников.



I.1.1.9 Образовательные технологии, используемые при реализации массовых открытых курсов



Образовательные технологии, используемые в среде МОК:

В соответствии со структурой образовательного процесса используются следующие образовательные технологии:

диагностики;

целеполагания;

управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации;

организации совместной и самостоятельной деятельности слушателей (учебно-познавательной, частично-поисковой, репродуктивной, творческой);

контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности (технология оценивания качества знаний, рейтинговая технология оценки знаний).

По основным видам и формам деятельности преподавателей-тьюторов используются следующие образовательные технологии:

структурно-логические технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот. Применяются при изучении учебных материалов модулей.

компьютерные технологии реализуются в рамках системы «преподаватель-тьютор – компьютер – слушатель» с помощью слушателей программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.). Применяются при прохождении промежуточного и итогового тестирования;

диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «преподаватель-тьютор – слушатель», «слушатель – слушатель» в ходе постановки и решения учебных задач. Применяются при проведении учебного форума, виртуальных дискуссий, дистанционных консультаций слушателей с преподавателем-тьютором;

тренинговые технологии – это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения). Применяются при выполнении заданий для самоконтроля, практических работ, при прохождении тестирования слушателями с возможностью повторного тестирования;

информационные технологии направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной информации, а именно средствами компьютерной, аудио-видеотехники и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

технология развития критического мышления. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Каждый слушатель, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?), Самоконтроль (Каковы недостатки?), Критика (Согласны ли вы?), Опровергните (Приведите контраргументы?).

В среде МОК рекомендуется применять:

видеолекции со встроенными интерактивными презентациями, графикой, текстом, интерактивными заданиями;

мультимедийные короткие видео со встроенными вопросами и семантическим анализом ответов на вопросы;

дистанционные консультации, учебные форумы, вебинары, коллективные дискуссии;

интерактивное взаимодействие не только слушателей с преподавателями-тьюторами, но и слушателей между собой через форумы, сообщества, взаимную оценку работ и заданий;

групповую, совместную работу над проектами.

В зависимости от учебного курса видеоряд может быть дополнен слайдами с необходимой информацией, инфографикой, ссылками на другие видео и даже мини-экзаменами в формате тестов, которые помогают в ходе лекции закрепить только что просмотренный материал.

К видео, длящимся обычно по 10–15 минут (от четырех до восьми видео в неделю), прилагаются дополнительные материалы, которые слушатель прорабатывает самостоятельно. Это статьи в газетах и научных журналах, фильмы, книги, фотографии, дополнительные лекции.




I.1.1.10 Рекомендации к структуре подачи учебного материала

Учебный материал в среде МОК должен быть представлен в виде депозитария модулей, поэтому рекомендуется модульность подачи учебных материалов.

Структура подачи учебного материала состоит в последовательном изучении учебных материалов:

Модуль 1. Современные особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной образовательной среде.

Модуль 2. Преподавание русского языка как неродного в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Модуль 3. Эффективные технологии обучения русскому языку как неродному.

Модуль 4. Лингвокультурология в аспекте преподавания русского языка как неродного.

Модуль 5. Методологические основы и средства достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования в рамках преподавания русского языка как неродного.

Изложение теоретического материала в каждом модуле должно быть снабжено различного рода таблицами, схемами, рисунками.

Подача учебного материала должна осуществляться в виде интерактивной презентации или видео-лекции. Презентации, сопровождающие отдельные темы, должны давать целостное представление о материале модуля. В них смысл ключевых понятий представлен графически в виде структурно-логических схем. Применение компьютерных презентаций позволяет интенсифицировать процесс обучения. Удобная организация доступа к теоретическому материалу позволяет в значительной мере обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению. Этому способствуют и расположенные в тексте ссылки для быстрого перехода слушателем к определенному элементу, самостоятельной работе, заданиям для самоконтроля, практическим заданиям, литературе, дополнительным справочным материалам, необходимым для изучения конкретной темы, к промежуточному тестированию по материалу модуля.

Структура учебных материалов модуля должна включать:

ориентировочную часть: цели, информационные ресурсы, перечень учебных элементов;

информационную часть: учебные элементы, глоссарий;

диагностическую часть: задания для самоконтроля, самостоятельная работа, практические задания, тестирование;

рефлексивную часть: анкета для оценки достижений.

Рекомендуется в структуре подачи учебного материала переход к изучению следующего модуля осуществлять после успешного прохождения промежуточного тестирования по материалу предыдущего модуля (более 60 % правильных ответов). Слушатель имеет возможность повторного прохождения тестирования после проведения дистанционной консультации с преподавателем-тьютором по проблемным вопросам или после самоподготовки.

Модульность подачи учебных материалов сопровождается использованием интерактивных презентаций, проведением дистанционных консультаций, учебных форумов, вебинаров, коллективных дискуссий.

После изучения учебных материалов всех модулей слушатель проходит итоговое тестирование.

Удостоверения о повышении квалификации получают слушатели, которые набрали не менее 60 % от общего количества баллов, полученных за выполнение работ, предусмотренных программой.

I.1.1.11 Рекомендации к форме подачи учебного материала видеолекции, массовые открытые уроки и прочие формы (в том числе, с учетом возможности освоения материала слушателем без участия преподавателя)



Рекомендации к форме подачи учебного материала

  1. Подача теоретического материала в виде лекций (чаще всего представляются в записи), которые разбиваются на части продолжительностью 7–10 мин. Причем каждая часть лекции завершается тестовым заданием.

  2. Использование дистанционных интерактивных лекций в виде вебинаров.

  3. Подача дополнительного теоретического материала к лекциям в виде ссылок на интернет-источники.

  4. Использование мультимедийного представления учебных материалов.

  5. Использование онлайн-дискуссий в учебных форумах.

Форум рассматривается, как тематическое общение, когда слушатели могут задавать вопросы и помогать друг другу; оценивать материалы курса и получать поддержку и поощрение; общаться с другими слушателями для формирования учебных групп, организации реальных встреч для общения и совместного сотрудничества как способа повышения качества обучения.

  1. Представление практикумов в виде разного рода заданий, упражнений и дистанционных групповых работ.

  2. Использование промежуточного тестирования для контроля обучения слушателей по определенному модулю, а также самостоятельного и перекрестного (взаимного) оценивания участниками выполненных работ.

  3. Использование итогового тестирования для определения качества обучения слушателя по материалам всех, включенных в индивидуальную программу модулей.

Содержание и форма представления учебной информации в разрабатываемых приложениях должны отвечать следующим требованиям:

теоретическая информация представляется лаконично с графическими тематическими иллюстрациями и кратким изложением в виде инфографики;

представление информации в виде текста, графики, анимации и внешних файлов, исходя из дидактической целесообразности;

предоставление возможности внесения изменений и/или дополнений в учебный материал;

обеспечение возможности слушателю проводить обсуждение практических заданий в группе, сотрудничать с одним и более членами группы, совместно выполнять задания, получать консультации у преподавателя-тьютора;

получение обратной связи от слушателя о качестве и доступности предоставляемой информации (проводится с помощью средств оценки-опроса в каждом курсе).

СДО предлагает в распоряжение преподавателя-тьютора и слушателя МОК следующие интерактивные элементы и ресурсы, которые могут заменить определенные виды традиционной учебной деятельности:

интерактивные лекции,

обратная связь,

электронная почта,

внешние приложения,

интерактивные задания,

анимированные уроки,

форумы,


чаты,

видеолекции,

интерактивные тесты,

вебинары,

глоссарий,

ментальные карты2,

ленты времени3,

электронная библиотека.



I.1.1.12 Рекомендации к проектированию дизайна курса

Для реализации МОК должен быть разработан специальный веб-сайт, посредством которого будет осуществляться управление процессом открытого онлайн обучения по вопросам преподавания русского языка как неродного.


Рекомендации к проектированию дизайна курса:


  1. Грамотное юзабилити: привлекательный дизайн; удобное перемещение по страницам сайта (вся нужная слушателям курса информация должна быть доступна и размещена на видных местах).

  2. Качественный графический материал.

Страницы веб-сайта не должны быть перенасыщены графическими элементами, требующими большого времени для загрузки информации по сети Интернет. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран.

  1. Учебный материал.

Методические пособия должны быть построены таким образом, чтобы слушатель мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя-тьютора, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем.

  1. Большие по объему загрузки страницы рекомендуются разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками.

  2. Логичность выделения структурной единицы, обозримость ее с содержанием раздела.

  3. Наличие для слушателя прямой навигации из любой структурной единицы в любую другую, логически с ней связанную.

  4. Возможность перейти от данного раздела к другому разделу курса.

  5. Наличие обратной связи с преподавателями-тьюторами и слушателями курса.

На сайте должны быть размещены: общие сведения о курсе, его назначении, цели, задачи, содержание, структура; программы (курсы); нормативные документы; справка; обратная связь.

Рекомендуется использовать принцип единства при создании курса: выдерживать единую цветовую палитру по всему курсу, одинаковое использование шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок, единый стиль оформления.

Пример оформления главной страницы ресурса представлен на рисунке Рисунок 3.



  1. – Главная страница

Интеграция интерактивных элементов в курс и понятный на интуитивном уровне пользовательский интерфейс позволяют достигать основную цель массовых открытых курсов – усиления практической направленности образовательного процесса. Основные разделы пользовательского интерфейса представлены в Таблица 2.



  1. – Основные разделы пользовательского интерфейса

№ п/п

Наименование раздела

Описание и содержание

1.

О системе

Краткая информация о системе

2.

Программа обучения

Курс содержит соответствующие подразделы

2.1

Теоретические сведения

Содержит учебную (теоретическую) составляющую курса: интерактивные лекции, вебинары, анимированные уроки и т. д.

2.2

Практические занятия

Интерактивные тесты, практические задания

3.

Дополнительные материалы

Включают типовую и учебную программу, различные нормативно-правовые документы по курсу и т. д.

4.

Справка

Руководство пользователя

5.

Анкета пользователя

Содержит информацию о пользователе, контактные данные, статистику обучения.

6.

Регистрация/Авторизация

Позволяет слушателю курсов зарегистрироваться на сайте или если слушатель уже зарегистрирован, то позволяет ему войти в систему.



I.1.1.13 Рекомендации к роли преподавателя-тьютора

МОК должна проводить команда тьюторов, которая заранее выбирает тему курса, планирует возможную деятельность слушателей различного уровня подготовки, подбирает ссылки на материал, распределяет между собой роли. Преподаватель-тьютор не дает готовых знаний, он должен побуждать слушателей к самостоятельному поиску. Тогда интерактивное обучение становится такой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой слушатели оказываются не только вовлеченными в процесс познания, но и имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Такая форма организации познавательной деятельности подразумевает конкретные и прогнозируемые цели, которые ставит преподаватель-тьютор: создать комфортные условия обучения, при которых слушатель курса чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивным сам процесс обучения; дает знания и навыки, создает базу для решения проблем после окончания обучения.

В некоторых дисциплинах не всегда возможно давать задания, которые могут быть проверены автоматическими системами. Выход: каждый слушатель курса комментирует и выставляет оценки нескольким другим слушателям. Соответственно, каждый слушатель курса получает несколько развернутых комментариев (оценок) на свою работу и эти оценки анонимны. Такая система оценки оправдывает себя, так как преподаватели-тьюторы тоже проверяют работы слушателей.

Рекомендуется преподавателю-тьютору в среде МОК использовать следующие методические принципы активизации процесса обучения:

активное использование технических учебных средств (слайдов, фильмов, видеоклипов, интерактивной доски) для иллюстрации учебного материала;

всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором слушатели выполняют различные ролевые функции;

осуществление взаимодействия в режиме строго соблюдения сформулированных преподавателем-тьютором норм, правил, поощрений за достигнутые результаты;

постоянное поддержание преподавателем-тьютором активного внутригруппового взаимодействия;

оперативное вмешательство преподавателя-тьютора в ход виртуальной дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей;

интенсивное использование индивидуальных занятий (задания творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях.

Развивающее направление образовательной деятельности преподавателя-тьютора должно быть приоритетным. Это направление имеет целью формирование активной позиции слушателя в приобретении общекультурных и профессиональных знаний «Я – лидер!», и опыта освоения межличностных коммуникаций, подчиненных общей цели «Мы – команда!» (виртуальная).


Заключение
Настоящая концепция массовых открытых курсов для обучения педагогических работников системы общего образования разработана с целью повышения доступности и массовости программ повышения квалификации для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного.

Концепция определяет:

принципы, методы и механизмы реализации массовых открытых курсов для обучения работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного;

механизмы взаимодействия субъектов при реализации массовых открытых курсов;

перспективы и риски реализации массовых открытых курсов;

цели и задачи создания наглядных интерактивных методических материалов, требования к их структуре и содержанию;

образовательные технологии, используемые при реализации массовых открытых курсов;

рекомендации к структуре и форме подачи учебного материала;

рекомендации к проектированию дизайна курса;

рекомендации к роли преподавателя-тьютора.

Концепция ориентирует на создание нового современного инструмента повышения квалификации работников системы общего образования по вопросам преподавания русского языка как неродного, который базируется на:

смешанной модели обучения;

использовании инновационных технологий дистанционного образования;

модульном подходе в среде МОК;

входной диагностике профессиональных компетентностей слушателей для индивидуализации образовательного процесса;

использовании персональной учебной среды.



Создание массовых открытых курсов на основе настоящей концепции позволит повысить доступность и эффективность системы подготовки непрерывного профессионального образования, развития педагогических кадров системы общего образования.

Список использованных источников





  1. Массовый открытый дистанционный курс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2012/04/17/3026/.

  2. Массовые открытые дистанционные курсы: понятие, типология, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-lpro.blogspot.ca/2013/06/blog-post_23.html.

  3. МООК: революция в мире образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/05/30/mooc/

  4. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allrefs.net/c13/2fyi8/

  5. Средства синхронного и асинхронного электронного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=10320

  6. Глава 1. Теоретические основы дистанционного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://distanceeducation.narod.ru/olderfiles/1/Chapter1.html

  7. Современные средства и методы дистанционного обучения в образовательной сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moyuniver.net/sovremennye-sredstva-i-metody-distancionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnoj-sfere/

  8. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bugaychuk.blogspot.de/2013/06/blog-post_22.html

  9. Кухаренко В. Массовый открытый дистанционный курс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-learning.by/Article/Massovyj-otkrytyj-distancionnyj-kurs/ELearning.html

  10. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allrefs.net/c13/2fyi8/

  11. Гуреева Л. В. Коннективистская теория обучения [Текст] / Л. В. Гуреева, Н. А. Козьмина // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 695-697.

  12. Котов В. Коннективизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maxpark.com/user/1092242589/content/1810308

  13. Городецкая Н.И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ tyutorskoe-soprovozhdenie-distantsionnogo-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-v-sisteme-post

  14. Структурирование учебного материала для курсов повышения квалификации с применением дистанционных технологий обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_50/ cd_site/articles/art_2_9.htm

  15. Четыре этапа работы с персональной учебной сетью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://funofteaching.tumblr.com/post/92608665861/%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5-%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8E.

  16. Массовые открытые дистанционные курсы: понятие, типология, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-lpro.blogspot.ca/2013/06/blog-post_23.html.

  17. МООК: революция в мире образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/05/30/mooc/

  18. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allrefs.net/c13/2fyi8/

  19. Средства синхронного и асинхронного электронного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=10320

  20. Глава 1. Теоретические основы дистанционного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://distanceeducation.narod.ru/olderfiles/1/Chapter1.html

  21. Современные средства и методы дистанционного обучения в образовательной сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moyuniver.net/sovremennye-sredstva-i-metody-distancionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnoj-sfere/


1 Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования, 2014 http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2015-1_105-108.pdf


2 способ систематизации знаний с помощью схем

3 так называемая лента, где события расположены в хронологической последовательности




Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница