Художественное экспериментирование в аппликации как средство развития творческой активности детей 6-7 лет



Скачать 324,5 Kb.
страница1/6
Дата06.03.2023
Размер324,5 Kb.
#205461
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6
Связанные:
1 глава Кравченко
Нетрадиционные техники аппликации в работе с детьми среднего дошкольного возраста

Художественное экспериментирование в аппликации как средство развития творческой активности детей 6-7 лет
СОДЕРЖАНИЕ

Введение


В настоящее время перед обществом особо остро встает вопрос о необходимости воспитания личности нового типа – личности творчески мыслящей, неординарной, свободно ориентирующейся в реалиях пестрой, информационно-насыщенной и разорванной картины мира. Поэтому развитие у детей творческой активности является исключительно важным условием их включения в деятельность в неопределенных и изменчивых современных условиях. Именно поэтому первостепенной задачей современной концепции дошкольного образования является всемерное содействие воспитанию творчески активной личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с воспитанником.
Вопросы развития творческой активности детей, являясь одними из самых спорных и сложных, интересуют не одно поколение ученых. В настоящее время выполнен ряд диссертационных работ, посвященных проблеме творческой активности детей (Нгуен Тхи Ким Ань, В.А. Одинцова, Ю.Н. Рюмина, О.В. Цаплина, А.Н. Шипилов, Н.И. Щередина). Авторы формулируют определение творческой активности, раскрывают ее структуру и особенности. Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С.В. Гусарова, Н.Г. Морозова, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина, B.C. Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А. Венгер, Л.В. Занков, В.Т. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Н.Н. Поддьяков, O.K. Тихомиров).
Различные аспекты развития творческой активности личности освещены в работах Б.В. Асафьева, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, В.В. Медушевского, Б.М. Теплова и многих других ученых.
Анализ психолого-педагогической литературы позволили определить, что творческая активность – интегративное и сложное понятие, которое соединяет в себе творчество и активность и приводит их во взаимодействие.
Сензитивность старшего дошкольного возраста к формированию творческой активности определяется способностью дошкольников к инициативной преобразующей активности. Они испытывают потребность в созидании, преобразовании чего-либо, могут эмоционально предвосхищать результаты своей деятельности, испытывать эмоции высшего порядка (нравственные, познавательные, эстетические).
Развитие творческой активности старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует продуктивная деятельность детей (Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, Л.B. Куцакова, T.B. Пантелеева и др.).
Один из видов продуктивной деятельности детей, в котором сочетается и творческое начало и технологические навыки – это аппликация, искусство создания художественных образов при помощи наклеивания или пришивания на фоновую основу вырезанных деталей, из которых складывается орнамент или композиция картины.
Изготовление аппликаций из различных материалов: бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д. называется – художественное экспериментирование и на наш взгляд, в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа, благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт, будет способствовать развитию творческой активности.
Однако, нами было выявлено противоречие, состоящее в том, что сегодня в процесс обучения в детском саду даже продуктивным видам деятельности использование нестандартных техник – граттаж, разные виды коллажей, в которых аппликация сочетается с другими видами изобразительного искусства, использование в аппликации нетрадиционных материалов – ткани, ниток, пластилина, мятой бумаги, конфетти и т.д. – остается вспомогательным средством, применяемым нечасто в педагогическом процессе. Занятия аппликацией строятся на репродуктивных методах и имеющихся знаниях. В результате ребенок теряет способность проявлять поисковую активность. Ведь он просто подражает или повторяет то, что ему говорят. Любознательность падает, способность мыслить развивается медленно. Ребенок не склонен творить что-то новое.
Сказанное выше и обусловило выбор темы исследования: «Художественное экспериментирование в аппликации как средство развития творческой активности детей 6-7 лет».

Скачать 324,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница