Характеристика



Скачать 135,73 Kb.
Дата27.05.2016
Размер135,73 Kb.
ТипОбразовательная программа
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

ХАРАКТЕРИСТИКА
основной образовательной программы высшего образования

Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов

Cold Regions Environmental Landscapes Integrated Science (CORELIS)


по уровню

магистратура


по направлению подготовки

(специальности)

05.04.06 Экология и природопользование

по профилю (профилям)






Форма(ы) обучения:

очная



Язык(и) обучения:

английский


Срок(и) обучения:

2 года

Образовательная программа реализуется в соответствии с образовательным

стандартом по уровню высшего образования, установленным Санкт-Петербургским

государственным университетом самостоятельно.





Регистрационный номер стандарта/

приложения к образовательному стандарту



ВМ/05.04.06-АО/1


Шифр образовательной программы


ВМ.5710.2016


Санкт-Петербург

2015

Раздел 1. Общая информация об образовательной программе
1.1. Наименование образовательной программы

Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов

CORELIS - Cold Regions Environmental Landscapes Integrated Science
1.2. Миссия образовательной программы

Образовательная программа ориентирована на подготовку специалистов, способных самостоятельно осуществлять теоретические и прикладные исследования гидрометеорологических, палеогеографических, ландшафтных, педологических и экологических свойств и процессов полярных регионов Земли (Арктики, Антарктики и горных территорий).


1.3. Компетенции выпускников, установленные образовательным стандартом


Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ОКМ-1

Способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОКМ-2

Готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОКМ-3

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОКМ-4

Готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях

ОКМ-5

Готов работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках

ОКМ-6

Глубоко понимает философские концепции естествознания и владеет основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени

ОКМ-7

Владеет знанием современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче информации, умеет самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности

ОКМ-8

Обладает способностью и готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способностью свободно пользоваться русским и английским языками, как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности

ОКМ-9

Имеет ясные представления о методах оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистических методах сравнения полученных данных и определения закономерностей

ОКМ-10

Обладает способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов; использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом

ОКМ-11

Демонстрирует навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (креативность)

ПК-1

Понимает современные проблемы гидрометеорологии, географии и экологии, творчески использует знания о них в сфере профессиональной деятельности

ПК-2

Умеет применять на практике концепцию устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях

ПК-3

Владеет методологическими основами и подходами к решению теоретических проблем географии, экологии и гидрометеорологии

ПК-4

Глубоко понимает и творчески использует в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы

ПК-5

Умеет анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий результаты научно-исследовательских работ

ПК-6

Самостоятельно выполняет экспедиционные, лабораторные, вычислительные исследования в области гидрометеорологии, почвоведения, экологии и географии при решении научно-исследовательских задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств

ПК-7

Умеет реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний

ПК-8

Владеет основными методами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнением исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с магистерской специализацией)

ПК-9

Применяет научные подходы к оценке влияния разных видов антропогенных факторов на состояние и функционирование природно-территориальных комплексов

ПК-10

Владеет современными методами обработки и интерпретации гидрометеорологической, географической и экологической информации при проведении проектно-производственных работ (в соответствии с магистерской специализацией)

ПК-11

Умеет осуществлять организацию научно-исследовательских и экспертно-аналитических работ с использованием современных знаний в области управления природопользованием (в соответствии с профилем магистерской программы)

ПК-12

Умеет готовить учебно-методические материалы для проведения практических и лабораторных занятий

ПК-13

Владеет навыками проведения учебных занятий

ПК-14

Владеет методами моделирования географических процессов и моделирования в экосистемах

ПК-15

Владеет знанием эколого-экономических основ использования природных ресурсов и управления наземными и водными экосистемами

ПК-16

Владеет вопросами теории и методами моделирования динамики климата

ПК-17

Понимает и творчески применяет в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы

ПК-18

Владеет знанием процессов взаимодействия океана и атмосферы и их географических особенностей

ПК-19

Владеет методами прогнозов изменения почвенных ландшафтов и умеет применять их к конкретным экосистемам

1.4. Сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы


Профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий реализацию данной образовательной программы, по своим характеристикам соответствует уровню квалификации научно-педагогических работников ведущих высших учебных заведений страны и мира, реализующих сопоставимые по уровню и направленности образовательные программы. Все преподаватели дисциплин, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций, имеют базовое образование и (или) ученую степень, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины, а также опыт полевых экспедиционных работ в полярных регионах.
Раздел 2. Описание области профессиональной деятельности выпускников

Деятельность, связанная с применением геоэкологических, гидрометеорологических, палеогеографических и педологических методов в области исследования полярных и горных регионов.


Раздел 3. Объекты профессиональной деятельности выпускников

  • Глобальные геосферные циклы переноса химических элементов и воды.

  • Исторические реконструкции и прогноз изменений природы и климата.

  • Палеоэкологические и палеолимнологические исследования.

  • Поверхностные воды суши (реки, озера, водохранилища, болота), их ресурсы и режим, взаимодействие с другими компонентами гидрологического цикла.

  • Изменение водных объектов полярных регионов под влиянием естественных и антропогенных факторов.

  • Прогнозирование гидрометеорологических процессов.

  • Взаимодействие океана и вод суши, океана и атмосферы; трансграничный перенос.

  • Геохимия полярных экосистем.

  • Гелиофизические процессы и их геоэкологические последствия.

  • Глобальные и региональные геоэкологические кризисы - комплексные изменения

окружающей среды, приводящие к резкому ухудшению условий жизни и здоровья населения и хозяйственной деятельности; геоэкологические последствия природных и техногенных катастроф.

  • Междисциплинарные проблемы стратегии выживания человечества и разработка научных основ регулирования качества окружающей среды.

  • Геоиндикаторы изменения природной среды полярных регионов под влиянием урбанизации и хозяйственной деятельности человека.

  • Химическое и радиоактивное загрязнение почв, пород, поверхностных и подземных вод и сокращение их ресурсов.

  • Изменение криолитозоны под влиянием глобального изменения климата.

  • Эмиссия парниковых газов.

  • Современные перигляциальные ландшафты, оценка их состояния, изменений и управление; ландшафтное планирование.

  • Водные, воздушные, земельные, рекреационные, минеральные и энергетические ресурсы Земли, их рациональное использование, охрана; санация и рекультивация земель, ресурсосбережение.

  • Геоэкологический мониторинг и обеспечение экологической безопасности, средства контроля.

  • Опасные природные и техноприродные процессы, их динамика, механизм, факторы и закономерности развития; их прогноз, оценка опасности и риска, управление риском, превентивные мероприятия по снижению последствий катастрофических процессов, защита территорий, зданий и сооружений.

  • Экономические и социальные аспекты устойчивого развития регионов.

  • Современные методы географического картирования.

  • Разработка научных основ государственной экологической экспертизы и контроля.

  • Научное обоснование государственного нормирования и стандартов в области природопользования.


Раздел 4. Виды профессиональной деятельности выпускников

• научно-исследовательская,

• оперативно-производственная,

• проектно-изыскательская,

• образовательная деятельность,

• организационно-управленческая деятельность.


Раздел 5. Описание задач профессиональной деятельности выпускников
Научно-исследовательская деятельность.

• участие в научных экспедициях, сбор и анализ результатов научных наблюдений, научное обобщение материалов;

• сбор, обработка, систематизация и количественный анализ мониторинговой информации по теме исследования, выбор методов и средств решения изначально сформулированных задач;

• организация и проведение эмпирических исследований, с применением методов математической статистики;

• разработка инструментария для разноплановых гидрометеорологических, педологических, палеогеографических, социально-эколого-экономических исследований, с последующим анализом, обобщением и публикацией полученных результатов с применение современных количественных методов и геоинформационных технологий;

• критический анализ и осмысление теорий и концепций, современных проблем развития полярных исследований;

• изучение проблем прогнозирования динамики наземных и водных геосистем, явлений, факторов и процессов, определяющих их естественное развитие и антропогенную трансформацию в зонах многолетней мерзлоты;

• разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся

к профессиональной сфере;

• участие в разработке моделей глобального климата, в том числе в прошлом; моделирование эмиссии парниковых газов;

• участие в работе семинаров, научно-технических конференций;

• подготовка публикаций к публикации в высокорейтинговых журналах.


Оперативно-производственная деятельность:

• составление разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок;

• подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

• работа в подразделениях научных институтов и производственных, в том числе частных компаний обеспечивающих полярные экспедиции и хозяйственную деятельность в Арктике и Антарктике оперативной гидрометеорологической и геоэкологической информацией;

• участие в проведении комплексных наблюдений и измерений в зонах многолетней мерзлоты с использованием современных технических средств; первичная документация полевых данных, первичная и вторичная обработка информации;

• сбор, обработка, обобщение фондовых данных, с использованием современных методов анализа и вычислительной техники;

• составление карт, схем, разрезов, таблиц, графиков и другой установленной отчетности по утвержденным формам.
Проектно-изыскательская:

• анализ потенциальных источников мониторинговой информации объектов полярных регионов для проведения расчетов и оценочных исследований;

• проведение комплексного мониторинга окружающей среды в полярных регионах;

геоэкологическое и гидрометеорологическое обеспечение проектирования, строительства и эксплуатации хозяйственных объектов;

• составление разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок;

• проведение экологической экспертизы проектов.


Образовательная деятельность:

• педагогическая и учебно-вспомогательная работа в ВУЗах по соответствующему профилю;

• разработка рабочих планов, учебных программ и методических комплексов специальных курсов для обучения по соответствующей тематике.
Организационно-управленческая деятельность:

• организация творческих коллективов для решения научных и производственных задач и

руководство ими с применением современных количественных методов (в том

числе и в полевых условиях);

• разработка стратегий развития геосистем полярных регионов, их функционирования; управление геосистемами, в том числе для целей устойчивого развития регионов и сохранения здоровья населения;

• управление структурными подразделениями гидрометеорологической, палеогеографической, педологической и геоэкологической направленности

предприятий и организаций разных форм собственности.

Раздел 6. Дополнительная информация об образовательной программе

В рамках магистерской программы предоставляется возможность обучения в течение 1 семестра в партнерском ВУЗе Германии. В рамках научно-исследовательской практики студенты участвуют в экспедициях в полярные регионы и (или) проходят курс полевых работ под руководством преподавателей. Возможен вариант прохождения практики в Финляндии на биологической базе Lammi Университета г.Хельсинки или на Шпицбергене в университете UNIS.



Выпускники программы овладевают дополнительными компетенциями:

  • Подготовлены к работе в полевых натурных условиях, связанной со сбором, первичной и вторичной обработкой различных гидрометеорологических, палеогеографических, педологических и геоэкологических материалов; способны интерпретировать результаты оценочных исследований, в том числе на основе концептуальных и математических моделей

  • Владеют профессиональными знаниями в области теоретической и практической гидрометеорологии, палеогеографии и геоэкологии в полярных регионах; умеют применять современные методы расчетов, статистической обработки и анализа информации с применением программных средств, в том числе геоинформационных систем

  • Умеют применить знания о природе процессов для оценки и планирования экономических показателей развития полярных регионов, а также для оценки здоровья населения

  • Оценивают влияние гидрометеорологических и педологических факторов на водные ресурсы и почвенный покров, состояние окружающей среды, осуществляют гидроэкологическую экспертизу проектирования и строительства промышленных, сельскохозяйственных и др. объектов

  • Подготовлены к участию в разработке гидродинамических моделей общей циркуляции атмосферы (ОЦА) и климата; владеют знаниями и умениями в разработке разномасштабных гидрологических моделей; умеют пользоваться палеоклиматическими моделями для реконструкции климата Земли в прошлом

  • Готовы к изучению физических и химических процессов, протекающих в наземных и водных экосистемах и приземном слое воздуха, а также современных изменений параметров и факторов окружающей среды, в том числе, парниковых газов, влияющих на формирование глобального климата

  • Имеют навыки обработки и обобщения аналитических данных для выявления палеоклиматической информации и выявления теоретических основ палеолимнологии; умеют применять современные методы изотопии, микропалеонтологии и геохронометрии для палеоклиматических реконструкций

  • Умеют оценивать неаддитивные (эмерджентные) свойства наземных и водных геосистем (устойчивость к воздействию); уметь применять концепции и модели устойчивого развития для решения проблем рационального природопользования и планирования геоэкологического мониторинга; для оценки динамики ландшафтов

Каталог: doc -> uchebprocess
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница