Халимова надежда михайловна педагогическая система управления качеством



страница1/6
Дата11.02.2016
Размер0,85 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6



На правах рукописи

ХАЛИМОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ

(на примере Республики Хакасия)

Специальности:

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.08 – теория и методика профессионального образования



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Красноярск - 2006



Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Научные консультанты:

Академик РАО,

доктор экономических наук,

профессор

Таюрский Анатолий Иванович
Член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук,

профессор

Шилова Мария Ивановна



Официальные оппоненты:

Член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук,

профессор

Копытов Анатолий Дмитриевич
Доктор педагогических наук,

профессор

Чекалева Надежда Викторовна

Доктор педагогических наук,

профессор

Игнатова Валентина Владимировна


Ведущая организация ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Защита диссертации состоится «___ » октября 2006 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.097. 02 в ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. Лебедевой, 89.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (660049, г. Красноярск, ул. Лебедевой, 89).

Автореферат разослан «___ » сентября 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Г.С. Саволайнен



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация диктует потребность в повышении качества начального профессионального образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года содержит ключевое положение о том, что главной задачей российской образовательной политики выступает обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Начальное профессиональное образование (НПО) является определенным уровнем системы профессионального образования и занимает значительное место в обеспечении кадрового потенциала общества и удовлетворении образовательных потребностей личности. Большое количество учреждений НПО, относительно короткие сроки обучения и отсутствие платы за него обусловливают его гибкость и мобильность в подготовке кадров для всех отраслей экономики, социальной сферы и удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными финансовыми возможностями. Учреждения НПО, в силу изменения политической и экономической ситуации, резкого спада производства и банкротства большинства предприятий промышленности, попали в конкурентную среду и обязаны были искать пути не только для стабильного функционирования, но и для перевода училищ в режим развития в соответствии с требованиями действительности. Появилась необходимость в переориентации системы образования на обучаемых – организации управления целостными педагогическими системами, способными стать средой актуализации и самореализации духовных сил учащихся, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики. Это требовало нового качества профессионального образования и управления им.

Качество начального профессионального образования раскрывается как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект проявляется в развитии преемственности и интегративности образовательных программ различных уровней, второй – в расширении интеграции учебных заведений различных типов и создании новых. В связи с этим начальное профессиональное образование должно не только обеспечивать выпускникам получение специальности, но и создавать условия для продвижения личности в профессиональной деятельности и образовательной среде.

Развитие экономики и социальной сферы требует от специалистов НПО общетеоретических и профессиональных знаний, умений и навыков, способности к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению дополнительных знаний, а также социальной активности и ответственности за выполненную работу.

Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта свидетельствует, что при традиционном построении учебно-воспитательного процесса в НПО не обеспечивается должное качество образования. Это обусловливает необходимость модернизации НПО за счет теоретической разработки и реализации модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности педагогов и обучающихся, учреждений начального профессионального образования и усиления его влияния на основные социально-экономические процессы.

Опережающее образование, в отличие от традиционного, ориентирует не только на подготовку специалистов по конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников, отвечающих запросам современного и перспективного рынка труда. Ключевой задачей на рынке труда стала реализация комплекса превентивных мер, которые обеспечат потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации. Это требует разработки теоретических основ системы управления качеством начального профессионального образования. Для выполнения такой цели НПО должно: учитывать потребности рынка труда; ориентироваться на новейшие технологии и достижения педагогической науки; обладать гибкостью и способностью к перемене структуры подготавливаемых профессий; опираться на высококвалифицированные инженерно-педагогические кадры, напрямую связанные с экономикой; иметь поддержку работодателей и предпринимателей региона.

Предпосылки построения теоретических основ управления заложены основоположниками теории управления (Д. Джуран, Э. Деминг, Ф. Кросби, Ф. Тейлор). Сформировалась новая отрасль знаний – психология управления, рассматривающая психологические особенности управленческого труда (П. Дракер, Х. Сильва, Т. Роджерс, В.М. Шепель, Р.Х. Шакуров, А.Ф. Филиппов и другие).

Теоретические предпосылки решения проблемы управления качеством образования заложены в теории: деятельности (Б.Т. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и методологии профессионального образования (В.И. Загвязинский, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и другие); педагогической диагностики и мониторинга (А.Анастази, В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, М.С. Бернштейн, Ю.З. Гильбух, К.М. Гуревич, Д. Вилмс, Н. Вербицкая, К. Ингенкамп, Л.М. Митина, А.А. Орлов, К.К. Платонов, М.И. Шилова и другие); педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, А.М. Гендин и другие).


Концепции управления развитием образовательных учреждений и менеджмента в образовании разработаны: В.И. Зверевой, Ю.А. Конаржевским, В.С. Лазаревым, А.М. Моисеевым, И.В. Немовым, М.М. Поташником, П.И. Третьяковым и другими. Усилиями отечественных ученых и зарубежных исследователей менеджмента разработаны фундаментальные положения науки управления, вычленены закономерности управления социальными системами, определены некоторые значимые характеристики управленческой деятельности (В.М. Гаськов, А.Т. Глазунов, Т.М. Давыденко, М.В. Никитин, А.И. Субетто и другие).

Несмотря на наличие определенных методологических и теоретических предпосылок, проблема управления качеством НПО в современных социально- экономических условиях не получила достаточного разрешения. В реальной практике в Республике Хакасия напряженность на рынке рабочей силы определяется несоответствием объемов и профилей подготовки специалистов в образовательных учреждениях НПО кадровым потребностям региона, а также нежеланием работодателей в условиях конкурентной борьбы нанимать молодых рабочих без опыта и развитой профессиональной культуры. Переход на европейские стандарты качества и неизбежно возникающая перспектива сертификации систем качества всех образовательных учреждений на первое место выдвигают проблему теоретической разработки и реализации педагогической системы управления качеством начального профессионального образования.

Актуальность решения данной проблемы определяется наличием следующих противоречий:


  • между интеграционными процессами в начальном профессиональном образовании, которые в условиях модернизации образования направлены на подготовку конкурентоспособных рабочих широкого профиля, и традиционным узкопрофессиональным обучением;

  • между необходимостью развития профессионально-творческой личности субъектов образовательного процесса и определенным консерватизмом существующего начального профессионального образования;

  • между потребностью начального профессионального образования в интегрированной прогностической научно-методической документации и недостаточной разработанностью контрольно-измерительных материалов по специальным дисциплинам и профессиональному обучению для выявления качества образования;

  • между необходимостью создания системы качества начального профессионального образования и отсутствием теоретических основ педагогической системы управления его качеством.

Необходимость разрешения обозначенных противоречий и недостаточная теоретическая разработанность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Педагогическая система управления качеством начального профессионального образования в условиях его модернизации».

Объект исследования: управление качеством начального профессионального образования в условиях его модернизации.

Предмет исследования: педагогическая система управления качеством начального профессионального образования в учреждениях НПО.

Цель исследования: теоретически обосновать концептуальные положения педагогической системы управления качеством начального профессионального образования и опытно-экспериментальным путем создать и проверить условия эффективности их реализации.

Гипотеза: Педагогическая система управления качеством начального профессионального образования будет эффективной, если:

1) разработана концепция эффективной педагогической системы управления качеством начального профессионального образования на основе интегративно-деятельностного подхода;

2) созданы условия реализации концепции педагогической системы управления качеством начального профессионального образования:

- разработана стратегия развития образовательных учреждений НПО,

- обеспечен кадровый потенциал,

- обеспечено качество ресурса и инфраструктуры учреждений НПО,

- осуществлено обновление содержания и технологий образовательного процесса с учетом потребностей региона,

- реализованы адекватные содержанию профессионального образования технологии, обеспечивающие преемственность и интегративность в изучении общеобразовательных и специальных предметов и производственного обучения,

- сформирована субъектная позиция участников образовательного процесса,

- обеспечен мониторинг внешней и внутренней эффективности педагогической системы управления качеством начального профессионального образования;

3) при реализации этих гипотетических предположений будет обеспечена подготовка профессионально мобильных, конкурентоспособных специалистов, готовых выпускать качественную продукцию, востребованную на рынке труда.

С учетом проблемы, объекта, цели и гипотезы определены следующие основные задачи исследования:

1. Исследовать теоретико-методологические предпосылки педагогической системы управления качеством НПО в условиях модернизации российского образования.

2. Обосновать и раскрыть концептуальные положения педагогической системы управления качеством начального профессионального образования.

3. Обеспечить условия реализации педагогической системы управления качеством в учреждениях НПО.

4. Проверить эффективность педагогической системы управления качеством начального профессионального образования.



Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие); системный подход как направление методологии познания социальных явлений и процессов (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.Р. Битянова, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина и другие); теория личности как субъекта деятельности и отношений (В.А. Андреев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.П. Смирнов, И.С. Якиманская); современные психолого- педагогические концепции, раскрывающие природу творчества (Н.Н. Вербицкая, Д.Б. Богоявленская, М.Б. Богоявленская, В.В. Игнатова и другие); фундаментальные исследования, раскрывающие сущность и целостность образовательного процесса (С.И. Архангельский, М.М. Анцибор, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и другие); исследования личностно-развивающей функции обучения (З.И. Васильева, М.А. Данилов, А.В. Усова и другие); теоретические обоснования эффективных технологий обучения (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, А.Д. Копытов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие).

В концептуальном плане имели значение: теория педагогической диагностики и мониторинга (А. Анастази, В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, М.С. Бернштейн, Ю.З. Гильбух, К.М. Гуревич, К. Ингенкамп, Д. Вилмс, Н. Вербицкая, А.А. Орлов, К.К. Платонов, В.И. Тесленко, М.И. Шилова и др.); теория развития и становления личности как субъекта самопознания и саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и другие); психологические и педагогические положения, раскрывающие качество личности педагога, его творческий потенциал, результаты педагогического труда (А.А. Бодалев, З.И. Васильева, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.К. Маркова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева Г.И. Щукина и другие); теория управления и стилей лидерства в менеджменте (В.М. Гаськов, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, А.М. Моисеев, П.И. Третьяков, В.М. Шепель и другие); исследования по внутришкольному управлению и концепции менеджмента в образовании (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, А.Н. Фалалеев и другие); исследования вопросов стратегического управления современными учреждениями НПО и СПО (В.А. Болотов, Е.Я. Бутко, А.Т. Глазунов, В.М. Жураковский, А.М. Новиков, И.П. Смирнов, А.И. Таюрский, Е.В. Ткаченко и другие); разработка основ моделирования региональных образовательных систем НПО и организации социального партнерства (Л.А. Гаранин, Ф.Е. Довжко, М.В. Никитин А.Н. Лейбович, Г.А. Федотова и другие).

В исследовании используются методы, соответствующие природе изучаемого явления и адекватные поставленным задачам.

Методы теоретического уровня: изучение нормативных документов по модернизации НПО; анализ философской, социальной, психолого- педагогической, управленческой литературы по проблеме; сравнение; синтез; моделирование; мысленный эксперимент.

Методы эмпирического уровня: наблюдение, опросы и оценки, изучение и обобщение передового опыта в области подготовки учащихся в системе начального профессионального образования, опытно-экспериментальная работа, метод экспертных оценок, методы психодиагностики, математической обработки результатов исследования.

Эмпирической основой исследования явились:

- изучение и анализ опыта управленческой деятельности руководителей учреждений начального профессионального образования Республики Хакасия, Кемеровской области и Красноярского края;

- изучение и анализ опыта подготовки и переподготовки управленческих кадров и инженерно-педагогических работников в институтах повышения квалификации гг. Абакана, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Санкт- Петербурга, Томска, Челябинска.

Организация опытно-экспериментального исследования осуществлялась с 1995 по 2006 гг. на базе профессиональных училищ № 3, 5, 8, 9, 10, 20, лицеев № 1, 2 Республики Хакасия.

Повышению качества НПО посвящена 33-летняя профессиональная деятельность в должности преподавателя учреждения НПО, заместителя директора училища по учебно-производственной работе, преподавателя вуза, заведующего кабинетом НПО в институте усовершенствования учителей г. Абакана, начальника отдела НПО Министерства образования и науки Республики Хакасия.



Научная новизна исследования

1. Определена сущность педагогической системы управления качеством начального профессионального образования с позиций его модернизации, которая рассматривается как совокупность инвариантных элементов качества (целей и норм, ресурсов, процессов, результата) и условий, необходимых для формирования личности конкурентоспособного специалиста, выпускающего продукцию высокого качества.

2. Теоретически, как концептуальная основа, обоснован интегративно- деятельностный подход к управлению качеством НПО.

3. Разработана концепция педагогической системы управления качеством начального профессионального образования, раскрывающая:

- стратегическое и оперативное планирование, социальное партнерство в педагогической системе управления качеством НПО;

- критерии и показатели оценки качества НПО;

- обновление содержания образования и технологий управления качеством НПО с учетом запросов рынка труда;

- формирование субъектной позиции участников образовательного процесса как субъектов управления качеством образования.

4. Выявлены условия реализации педагогической системы управления качеством начального профессионального образования:

- изучение и обеспечение качества кадрового ресурса НПО;

- создание комплексного методического обеспечения НПО с учетом обновления содержания образования;

- совершенствование инфраструктуры образовательных учреждений НПО;

- проектирование учебно-воспитательного процесса и производственной практики, нацеленных на гарантированный результат.

5. Разработаны внутренние и внешние критерии эффективности педагогической системы управления качеством начального профессионального образования.

6. Доказана эффективность педагогической системы управления качеством начального профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в разработке теоретического и методологического уровня исследования представлений о педагогической системе управления качеством начального профессионального образования в контексте его модернизации в новых экономических условиях;

- в обосновании интегративно-деятельностного подхода к управлению качеством НПО как особой формы общеметодологических и дидактических принципов в учебном познании, позволяющем объединить разнокачественные структурные компоненты в единое системное пространство и рассмотреть управление как механизм, посредством которого происходит обучение и управление организованной познавательной деятельностью учащихся;

- в проектировании в НПО технологий управления учебной деятельностью и преподавания, основанных на рефлексивном субъект-субъектном взаимодействии, обеспечивающем переосмысливание собственного опыта участников образовательного процесса и максимально полное использование возможностей обучаемых в учебной деятельности (на примере конструирования педагогических тестовых заданий);

- в организации процесса усвоения учебного материала и обобщенных способов учебной деятельности в соответствии с заданным уровнем усвоения и рефлексивным анализом на основе диагностики и мониторинга;

- в разработке эффективных условий управления педагогической системой качества начального профессионального образования: уровень обученности и воспитанности учащихся, уровень социальной адаптации учащихся, качество преподавания, состояние психологического климата в коллективе.

Результаты диссертационного исследования существенно обогащают современные представления о возможности решения проблемы повышения качества начального профессионального образования в условиях его модернизации.

Практическая значимость исследования:

- разработанная и апробированная педагогическая система управления качеством начального профессионального образования в условиях его модернизации позволяет готовить конкурентоспособных специалистов НПО и выпускать качественную продукцию в учебных мастерских;

- созданная в рамках педагогической системы управления качеством НПО система общетеоретической и практической подготовки учащихся и студентов начального профессионального образования с опорой на самодиагностику и самомониторинг способствует повышению профессиональной компетентности обучаемых, преподавателей и мастеров начального профессионального образования;

- разработанные критерии и показатели деятельности педагогов, учащихся образовательных учреждений НПО республики на основе диагностики и мониторинга, комплекты различных диагностических методик и мониторинговых таблиц по теме исследования обогащают педагогическую инновационную практику современного начального профессионального образования.

Материалы исследования используются руководителями профессиональных учебных заведений и органов управления начальным профессиональным образованием субъектов Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность научных выводов, полученных в исследовании, подтверждается выбором методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью объема выборок по результатам опытно-экспериментальной работы в учреждениях начального профессионального образования Республики Хакасия; многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций в личном опыте диссертанта в качестве преподавателя и начальника отдела начального профессионального образования Министерства образования и науки Республики Хакасия, преподавателя Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Валидность и надежность полученных результатов обеспечивалась применением методов математической статистики, повторным проведением экспериментов, сопоставлением результатов опытно-экспериментальной работы, полученных с помощью разнообразных методик, репрезентативностью исследовательских данных, значительным объемом эмпирических изысканий, позитивными результатами исследования.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 14 тысяч учащихся училищ и студентов лицеев, технического вуза, более тысячи преподавателей и мастеров производственного обучения системы начального профессионального образования Республики Хакасия.

Исследование выполнялось в несколько этапов:



первый этап (1995–1999 гг.) – поисково-аналитический: изучение нормативно-правовых документов и законодательных актов; анализ литературных источников; теоретическое обоснование актуальности формулируемой проблемы, определение научного аппарата исследования; разработка концептуальных положений и программы научно- исследовательской работы;

второй этап (2000–2003гг.) – опытно-экспериментальный: выявление условий, форм и методов, обеспечивающих разработку и реализацию концептуальных положений эффективной педагогической системы управления качеством НПО;

третий этап (2004–2006гг.) – заключительный: обобщение и внедрение результатов исследования в педагогическую практику системы НПО Республики Хакасия; подготовка учебных пособий и монографий, публикация статей; литературное оформление диссертации.

Каталог: upload -> documents -> old
old -> Формирование готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
old -> Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
old -> Концепция педагогической практики
old -> Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
old -> О. Г. Софронова инновационное обучение профсоюзного актива
old -> Концепция и программа обновления содержания и организации педагогической практики студентов в красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева
old -> Реализация индивидуального подхода в обучении студентов физике в условиях информационной среды 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
old -> Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре Н. И. Виталева педагог-психолог


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница