Гуманитарные чтения рггу 008 с 26 марта по апреля 2008 г прошли первые «Гуманитарные чтения рггу»



страница1/26
Дата03.04.2021
Размер261 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Гуманитарные чтения РГГУ

2008

С 26 марта по 5 апреля 2008 г. прошли первые «Гуманитарные чтения РГГУ», в них приняли участие около тысячи преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов РГГУ, коллег из других вузов. Чтения должны стать ежегодным мероприятием и способствовать теоретическому осмыслению и практической реализации взаимодействия академического знания, университетского образования и общественной жизни, а также организации оперативного мониторинга научной деятельности университета и выявлению наиболее перспективных направлений ее дальнейшего развития.

РГГУ является одним из крупных российских университетов, в котором представлены все фундаментальные и почти все прикладные отрасли социальных и гуманитарных наук. Это делает университет оптимальной платформой для проведения вузовских исследований (в особенности, междисциплинарных), для их воплощения в образовательном процессе и для последующей рефлексии этого опыта.

Чем могут быть полезны гуманитарные и социальные науки для университетского образования и для общества? Как эффективно трансформировать и развивать академическое знание в перспективе его использования в образовательном процессе и в непосредственном оказании обществу и государству экспертных и консультационных услуг? Именно эти вопросы должны были, по мнению организаторов Чтений, стать центральными для определения и обсуждения путей развития российского вузовского гуманитарного знания.

По отношению к РГГУ задача Чтений состояла в том, чтобы провести своего рода «аудит» научной деятельности университета, всесторонне представить те ее отрасли, в рамках которых в РГГУ ведутся наиболее оживленные и успешные исследования, и определить наиболее перспективные направления ее дальнейшего развития.

По отношению к научному пространству за пределами стен университета задача ставилась скорее как приглашение и консолидация тех российских и зарубежных представителей социального и гуманитарного знания, которые заинтересованы в развитии одной из исходных установок современного РГГУ: профессиональные социальные и гуманитарные науки должны находиться в тесном взаимодействии с преподаванием и потребностями общества.

Для общей координации и стратегического планирования работы Чтений был создан Наблюдательный совет, в состав которого вошли 12 академиков и 11 членов-корреспондентов РАН, а также действительные члены других российских и зарубежных академий, руководители академических гуманитарных институтов: ВИНИТИ, ИНИОН, ИВИ, ИРЯ и др.

Первое заседание Наблюдательного совета состоялось в РГГУ 26 марта, на нем прозвучали выступления чл.-кор. РАН С.П.Карпова, акад. РАН Ю.С. Пивоварова, чл.-кор. РАН А.М. Молдована, акад. РАН Ю.М. Арского, чл.-кор. РАН П.Ю. Уварова и многих других. Неоднократно подчеркивалась перспективность начинания РГГУ по консолидации научных и образовательных усилий ведущих вузов России. На заседании выступил лауреат Нобелевской премии по физике профессор М. Гелл-Манна (Институт Санта-Фе, США), принявший участие в одной из конференций, прошедших в рамках «Гуманитарных чтений».

В программу «Гуманитарных чтений - 2008» были включены:


  • Пленарные заседания;

  • Презентации и выставки структур РГГУ;

  • Научные мероприятия институтов, факультетов и учебно-научных центров РГГУ.

На открытии Чтений 27 марта состоялось вручение премий им. А.Л. Шанявского «за вклад в развитие науки и университета» профессорам РГГУ Ю.В.Манну, Ж.Т.Тощенко и (посмертно) О.М. Медушевской.

Состоялись вступительное и заключительное пленарные заседания, а также 4 междисциплинарных круглых стола по основным направлениям работы Чтений: (Гуманитарные и социальные науки: проблемы теории и языка; Общественные функции гуманитарного знания; Гуманитарное знание о России: перспективы россиеведения1; Гуманитарное знание и образовательные технологии: версия РГГУ).

В центре первого междисциплинарного круглого стола «Гуманитарные и социальные науки: проблемы теории и языка» стояла традиционно острая для гуманитарного знания проблема возможной и желательной «меры точности» в социальных и гуманитарных науках. Затрагивались проблемы возможной формализации порождения и выражения гипотез в области объяснения человеческого поведения и истолкования текстов, рассматривались потенциал эффективности и ограничения когнитивного поворота как очередной фазы активизации сциентистской установки в гуманитарных дисциплинах, звучала критика в адрес перспектив математизации гуманитарного знания или надежд на универсальный методологический синтез.

В работе второго междисциплинарного круглого стола, «Общественные функции гуманитарного знания», принимали участие, прежде всего, представители социологических и психологических специальностей РГГУ, а также Института экономики, управления и права РГГУ. В ряде докладов раскрывалось, как профессиональное социальное и гуманитарное знание может «помогать» отдельным индивидам или обществу в целом (социологический консалтинг, экспертиза как институт, психологическое понимание личностного роста и т.д.). Подводя итоги работы круглого стола, декан социологического факультета РГГУ, д-р филос. наук, проф., чл.-кор. РАН, акад. РАЕН Тощенко Ж.Т. отметил: «В процессе дискуссии был поднят такой важный вопрос, как неумение представителей гуманитарного знании говорить с обществом языком, который ему понятен и необходим для принятия управленческих решений. Мы умеем писать книги, статьи, выступать на научных конференциях и не умеем представить свое знание в необходимой для практического использования форме – в виде аналитики, мониторинговых доказательств, экспертных и консалтинговых оценок, рейтингов. Иначе говоря, нам предстоит освоить малоиспользуемые или совсем неиспользуемые нами методы донесения наших знаний до общества. Причем этому предстоит обучаться не только нам самим, но и научить студентов. Ведь до сих пор в международных соревнованиях российские студенты проигрывают своим зарубежным сверстникам в умении использовать знания в практической, реальной жизни».

Центром внимения работы третьего междисциплинарного круглого стола, «Гуманитарное знание о России: перспективы россиеведения», оказалось понятие «русский мир», понимаемый как «социальная, общественно-политическая и культурная система», в которую входят не только граждане Российской Федерации, но и миллионы тех, кто, по выражению профессора кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, заместителя декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директора ИАЦ МГУ А.В. Власова, «говорит на русском языке, кто обращается к русской культуре, кто (вне зависимости от национальности) считает себя частью «русского» или «российского» мира». В своем докладе «Русский мир и страны постсоветского зарубежья» ректор РГГУ Е.И. Пивовар отметил, что курс на поддержку соотечественников за рубежом характерен для всех передовых государств, стремящихся сохранить и развить свое культурное влияние посредством расширения системы изучения языка в глобальном масштабе, развития культурных центров и т.д. – эта практика должна активно использоваться Россией, и в последние годы наметился очевидный позитивный сдвиг в этом направлении. Важную роль играет в процессе социокультурной интеграции научно-образовательное сотрудничество на основе широкого внедрения информационных технологий и междисциплинарного подхода.

Предметом обсуждения четвертого междисциплинарного круглого стола, «Гуманитарное знание и образовательные технологии: версия РГГУ», стали не только и не столько электронные ресурсы или даже педагогические и психологические инновации, но прежде всего универсальные способы отношения современного университета к вызовам, предлагаемым обществом конца ХХ – начала XXI века. В этом обществе главную роль играют технологии производства, распространения, закрепления и использования знания, а стандарты Болонского процесса в изменении системы образования являются необходимой формой приспособления образовательных институтов к этому новому миру. Модератор круглого стола д-р ист. наук, проф., завкафедрой истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ Г.И. Зверева в заключительной реплике очень четко обозначила приоритеты и дальнейшие направления размышления об оптимизации образовательного процесса в гуманитарных университетах: систематическое изучение опыта перестройки российской и европейской высшей школы; тщательное исследование взаимных требований и ожиданий, существующих у абитуриентов, студентов, выпускников и работодателей; выявление конкурентных преимуществ и дефицитов в подготовке студентов различных ВУЗов (прежде всего, на опыте РГГУ); развитие компетентностной модели образования, как в плане подготовки отдельных курсов и образовательных программ, так и в плане осмысления и решения теоретических и организационных проблем, связанных с реальным, а не декларативным переходом от модели «знаний» к модели «компетенций».

В рамках «Гуманитарных чтений» в РГГУ состоялось 9 презентаций «общеуниверситетского» масштаба:


  • Научная библиотека – презентация информационных ресурсов РГГУ (библиотечные фонды, электронные базы данных).

  • Издательский центр – постоянно действующий стенд, две презентации научных изданий РГГУ.

  • Центр «Арт-дизайн» – выставка дипломных проектов.

  • Музейный центр – презентация программы «Образование средствами искусства».

  • РГАЛИ (при участии центра новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ) – презентация учебного мультимедийного проекта «Борис Пастернак. Мой мир, мой дом. Виртуальный музей».

  • Электронная библиотека специальной филологической литературы – презентация портала Рособразования, разработанного совместно РГГУ и электронным издательством «Кирилл и Мефодий».

  • Институт новых образовательных технологий и информатизации – презентация современных информационных технологий (обучающие электронные продукты, дистанционные курсы, лаборатория сенсорики).

  • Факультет истории искусства, Центр типологии и семиотики фольклора, УНЦ египтологии им. В.С. Голенищева – презентации программ преподавателей и мультимедийных образовательных продуктов.

  • Центр консервации документов – выставка редких книг Научной библиотеки РГГУ.

Помимо пленарных заседаний и презентаций были проведены многочисленные «локальные» мероприятия институтов, факультетов и учебно-научных центров РГГУ (9 конференций (из них 4 студенческих и магистрантских), 23 круглых стола (в том числе 4 студенческих), 16 заседаний научных семинаров, мастер-классы, открытые лекции, заседания творческих лабораторий и т.п.).

Тематика конференций, круглых столов, семинаров и т.п. была самой разной: от «проблем изучения дальнего родства языков», «религии и образования» и «новых информационных технологий в процессе освоения междисциплинарного знания» до круглых столов, посвященных глянцевым журналам или проблемам дипломного руководства в гуманитарных специальностях. Были проведены следующие круглые столы (перечень заседаний постоянно действующих научных семинаров и лабораторий не приводится, мастер-классов и открытых лекций)2:



26 марта


Каталог: binary
binary -> Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения
binary -> В. П. Каширин Ч. I и III; В. А. Сластенин Ч. II
binary -> Гендерная идентичность у женщин, страдающих бесплодием, в программе экстракорпорального оплодотворения
binary -> Базовые ценности населения южно-африканской республики в условиях глобальных трансформаций
binary -> «Основы преподавания экономических дисциплин»
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Темы курсовых и дипломных работ Гавриш Надежда Вадимовна Темы курсовых
binary -> Структурная модернизация системы управления предприятиями электроэнергетики россии 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница