Группы III по своим показателям, а младенцы из группы I по боль шинству показателей значительно отстали от них



Скачать 31,95 Kb.
Дата29.02.2016
Размер31,95 Kb.

группы III по своим показателям, а младенцы из группы I по боль шинству показателей значительно отстали от них.

Теперь рассмотрим качественные особенности эмоциональных проявлений у детей с разным опытом общения. В группе I при поло­жительных воздействиях взрослого в первом полугодии отмечается менее разнообразный репертуар эмоциональных проявлений, чем в других группах. У сирот почти отсутствуют смех, радостные вскрики и яркие улыбки, очень мало вокализаций, двигательное оживление слабое, без вовлечения в него движений корпуса. В их поведении пре­обладают спокойные улыбки, доброжелательный взгляд, слабое дви­гательное оживление. Дети из групп II и III гораздо эмоциональнее: у них наблюдаются много разнообразных улыбок, выразительных вглядов, смех, восторженные вскрики, голосовые проявления различ­ной интонации, бурное двигательное оживление. Кроме того, в этих группах уже и конце первого полугодия проявляются амбивалентные и отрицательные эмоции: смущение, кокетство, настороженность и т. п., которые еще отсутствуют в группе I, самые ранние сроки по­явления подобных эмоций зафиксированы в группе III.

При безразличии взрослого у детей из группы I также отмеча­ется меньшее разнообразие эмоций по сравнению с малышами из групп I и III. Они лишь изредка проявляют признаки беспокойства и недовольства, в основном же или пассивно наблюдают за происхо­дящим, или отвлекаются. Дети двух других групп кроме беспокойства и недовольства выражают испуг, обижаются, хмурятся, жалобно пла­чут. Наибольшее разнообразие эмоций зафиксировано у детей из семьи.

Характер эмоциональных проявлений, возникающих у младенцев при отрицательных воздействиях взрослого, также различен в груп­пах испытуемых. Дети из группы I на протяжении первых шести месяцев жизни в среднем проявляют менее выраженные положитель­ные эмоции, чем младенцы из семьи. Но если дети групп II и III в конце первого полугодия уже не демонстрируют особен­но ярких положительных эмоций, а начинают проявлять амбивалент­ные и отрицательные эмоции, то младенцы из группы I все еще про­должают выражать удовольствие. У детей из семьи раньше, чем у воспитанников дома ребенка, возникают негативные эмоции при отри­цательных воздействиях взрослого, что для выборки в целом становится характерным лишь во втором полугодии жизни.

Теперь рассмотрим, каковы особенности эмоциональных проявле­ний у детей второго полугодия в каждой из трех групп.

При положительных воздействиях взрослого у детей группы I эмо­ции не стали разнообразнее. У младенцев же двух других групп в по­ведении появилось много нового: при взгляде взрослого они на­чали смущаться, отводить глаза; при улыбке — кокетничать, лукаво посматривать, с улыбкой уклоняться от взрослого; при разговоре дети из семьи стали пытаться привлечь взрослого к взаимодей­ствию, приласкаться, радостно лепетать. В то же время их по-

ложительные эмоции обрели большую сдержанность по сравне­нию с первым полугодием. Двигательное оживление исчезло, улыбки стали реже и менее яркие, зато появилось больше выразитель ных оттенков во взглядах. Некоторые дети при положительных воз­действиях даже начали проявлять негативные экспрессии: насторо­женность, скованность, недоверчивые взгляды.

При безразличии взрослого у детей из группы I уменьшается интенсивность отрицательных эмоций, а их количество почти не увеличивается. Они, как и в первом полугодии, смотрят в лицо взрос­лому, пассивно ожидая обращения, значительно реже недовольно отворачиваются, часто вовсе не обращают внимания на эксперимен­татора. У младенцев двух других групп появились тревожность и нап­ряженность, сердитые взгляды, требовательные вскрики.

При отрицательных воздействиях взрослого различия в эмоцио­нальных проявлениях у детей трех групп усиливаются. Младенцы группы I еще часто выражают положительные эмоции при укоре взрослого: улыбаются, с интересом смотрят на экспериментатора. Репертуар экспрессии у детей группы II изменяется: они смущаются, обиженно смотрят, строят плаксивые гримасы; положительные эмо­ции, часто наблюдавшиеся у них в первом полугодии, исчезают. Ис­пытуемые из группы III проявляют настороженность, беспокойство, всхлипывают, иногда сердятся. При неприятном удивлении отрица­тельные эмоции у всех детей выражены ярче, чем при укоре. Младен­цы группы I преимущественно проявляют настороженность и бес­покойство. Дети из группы II помимо тревоги и беспокойства иногда обнаруживают агрессию: царапаются, замахиваются. Дети из группы III часто начинают плакать, обижаться, сердиться, уходить.

Итак, сопоставление эмоциональных проявлений у младенцев с разным опытом общения выявило, что воспитанники дома ребенка позже, чем семейные дети, начинают дифференцировать положитель­ные и отрицательные эмоции взрослого, сами выражают меньше эмоций при слабой их выраженности и отсутствии разнообразия.

Полученные данные согласуются с гипотезой о влиянии общения на развитие эмоциональной сферы младенца. Поскольку в первом полугодии жизни содержание потребности в общении — доброжела­тельное внимание взрослого, общение младенцев данного возраста осуществляется преимущественно в диапазоне положительных эмо­ций. Собственные отрицательные эмоциональные проявления ре­бенка, довольно частые в первые месяцы жизни, не адресуются конкретному взрослому человеку, посылаются «в пространство», как сигналы о неблагополучии и не используются им для об­щения. В то же время и отрицательные эмоции взрослого не воспринимаются ребенком как таковые, из них вычленяется толь­ко компонент внимания, адресованного ребенку, что служит последнему поводом для вступления, в общение, которое он и реализует единственными доступными в этом возрасте средства­ми — положительными экспрессиями.


32

2 Зак. 2327



33
Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Темы контрольных работ по дисциплине «технология социальной работы»
content attach -> Занятие № Тема. Психологическая характеристика общения как многопланового процесса виды общения
content attach -> Основные теории мотивации потребностей
content attach -> Основные подходы и теории стресса. Стрессорные реакции. Понятие стрессоустойчивости
content attach -> Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
content attach -> Программа психолого-педагогической практики студентов факультетов высшего сестринского образования для специальности
content attach -> Занятие № Основные подходы в семейном консультировании Форма семинара: свободная дискуссия
content attach -> №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции и чувства
content attach -> Лекция №1. Методика преподавания литературы как научная


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница