Группа как фактор развития личности



Скачать 79.64 Kb.
страница1/2
Дата07.01.2018
Размер79.64 Kb.
  1   2


МГУ имени М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

эссе на тему:

ГРУППА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Выполнил: Савенков Денис Дмитриевич
В процессе исторического развития органического мира на Земле ведущими факторами эволюции живых существ, по мнению Ч. Дарвина и его последователей [Чебышев, 2011], всегда являлись, и частично являются в наши дни (несмотря на прогрессивное развитие человечества естественные закономерности существуют, но, возможно, немного в ином виде), биологические факторы, которые определяются, прежде всего, законами природы: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественные отбор и проч. Но свойственно это и людям? Эволюция человека — это удивительное явление. Как появился на свет человек? Настолько поразительное и высокоорганизованное живое существо. Все дело в том, что в процессе антропогенеза на ряду с биологическими факторами эволюции в работу вступила новая группа факторов — социологических. Анатомия человека: строение головного мозга, особенности голосовых связок, ротовой полости — все это позволило появиться на свет инструменту, размывающему границы человеческих возможностей по сравнению с другими животными и живыми существами, — речи. Наряду с речью у людей появляется возможность мыслить (мышление, в основном, неразрывно связано с речью) [Соколова, 2005], взаимодействовать — общаться и проч.

Также одним из определяющих факторов появления человека разумного и его развития, помимо речи, стала трудовая деятельность. Человек научился пользоваться огнем, добывать его, создавать орудия труда и пользоваться ими. Для более продуктивного труда (добычи пищи, строительство укрытий для защиты от других опасных существ, ведь человек тогда был беззащитен, главным его средством во всем служил только разумный мозг, и проч..) индивиды стали объединяться в группы, с момента появления которой человек стал по-настоящему биосоцильным существом, неразрывно связанный не только с природой, но и с другими людьми — с социумом. В группе появляется совместная деятельность, которая является сложным процессом взаимодействия индивидов группы и активно изучается в современной социальной психологии [Дубовская, 2013].

Группа, большая или малая, является источником развития человека не только индивидуального, но и исторического. С древних времен и до наших дней общество находилось и находиться не в каком-то застывшем положении, напоминая что-то вечное, а, наоборот, представляет собой динамическую систему, которая находится в постоянном движении и качественном изменении, поэтому, как отмечает А.Г. Асмолов, рассмотрение развития человека как личности вне контекста социально-исторического образа жизни невозможно [Асмолов, 2010]. Социально-исторический контекст задает особенности развития человека в то или иное время филогенеза общества. Опираясь на категорию «социально-исторического образа жизни», А.Г. Асмолов также выделяет его характеристики:


  1. неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества;

  2. пространство выбора, появившегося на свет индивида соответствует определенному социально-историческому образу жизни;

  3. «социально-исторический образ жизни имеет ценностный мотивирующий характер, выраженный в социальной программе развития общества» [там же].

Таким образом, переходя к рассуждению о роли группы в развитии личности, необходимо понимать, что данная роль актуальна только здесь и сейчас, в данной эпохе и данном временном контексте, что через десятки и сотни лет данный контекст может измениться в ту или иную сторону, что впоследствии изменит и социальную психологию, которая за руку со временем эволюционирует и меняется вместе с изучаемым ею миром. В дополнении к этому, хочется добавить, что в современной психологии не опускается динамичность культуры, а также интенсивность этой динамики именно в наше время; например, существуют работы, посвященные развитию личности в транзитивном обществе [Дубовская, 2014].

Что же заставляет общество меняться? Для ответа на этот вопрос достаточно обратиться к определению понятия «социализация». «Социализация представляет собой двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта благодаря постепенному вхождению в систему социальных связей, а с другой — воспроизводство им системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду» [Андреева, 2007]. Как мы видим, реципрокность процесса социализации и активное положение индивида заставляют общество меняться и развиваться вместе с ним. Возможно, при полной пассивации данного процесса как некого простейшего познавания индивидом окружающего мир бы оставался статичным, а эволюция человечества была бы невозможно. Но проблема влияния личности на группу не является фокусом данного рассуждения, поэтому рассмотрим подробнее противоположный этому процесс.

Какова же роль группы в развитии личности? Отвечая на этот вопрос, стоит обратить внимание на то, что в современно социальной психологии существует множество подходов к социализации личности. Данные подходы подробно рассмотрены в совместной работе Е.П. Белинской и О.А. Тихомандрицкой [Белинская, Тихомандрицкая, 2009]. Первично эти теоретические подходы можно разбить на три группы: биогенетические, социогенетические и интеракционистские. Первая группа, включающая в себя теорию Ч. Дарвина и Э. Геккеля, отдают приоритет врожденным компонентам человека, которые, по их мнению, играют ведущую роль в развитии личности, в то время как группа является, грубо говоря, исключительно сопутствующим фактором, контекстом этой социализации, а некоторые не рассматривали социум как фактора вообще (например, Дж. Ст. Холл, он переводит фокус от актуального состояния общества, но обращает внимание на филогенез общества). Вторая группа, связанная с именами Р. Бенедикт и М. Мид, противоположно называют ведущую роль культуры в процессе развития личности, сюда же можно отнести социально-экологический подход к развитию личности У. Бронфенбреннера, который распределяет социальные группы, воздействующие на индивида на несколько страт. Третьей группой являются интеракционистские теории, которые не отрицают влияние как группы, так и индивида на формирование личности, но во главу угла ставят взаимодействие между ними. Отдельно можно добавить еще несколько немаловажных, а порой наиболее актуальных в современной науке теорий: теория социального научения, принадлежащая бихевиористстам, психоаналитические теории, корнями уходящие в труды З. Фрейда и когнитивистские теории, опирающиеся на теорию развития Ж. Пиаже. Общем для них является принятие роли группы в становления личности, только эта роль рассматривает с разных смотровых площадок: в научении группа является неким паттерном, копируемого поведения индивидом, для психоаналитиков группа — это то, чему сопротивляется индивид, тем самым приобретая те или иные личностные качества, для когнитивистов группа, – в первую очередь, источник различных норм, правил и требований, которые осваивает человек в ходе социализации.

В современной социальной психологии роль группы непременно принимается, более того, отрицая данную роль, социальная психологии отрицала бы себя, а, вполне возможно, и не появилась как самостоятельная наука. Какие же группы можно рассматривать как факторы развития личности? Главными из них, который посвящено множество исследований [Белинская, Тихомандрицкая, 2009], являются большие группы, воздействующие на макросоциальном уровне (уровень культуры), к котором можно отнести политические партии, образовательные учреждения, рабочие группы и проч. и малые группы — на микросоциальном уровне (семья). Каждая из указанных групп вносит вклад в процесс успешного или неуспешного развития индивида и его превращение в настоящую личность, обладающими теми или иными личностными чертами.

Культура несет в себе, прежде всего, историю того или иного общества; она разнообразна для отдельно взятых, например, наций, ее влияние почти никогда не происходит напрямую, а транслируется через другие группы и взаимодействие с ними (например, через семью, школу, СМИ и проч.). Пожалуй, культура является самым сложным агентом социализации и изучена меньше всех, помимо всего хотелось бы вспомнить о ее транзитивности, которая упоминалась выше [Дубовская, 2014], что еще сильнее усложняет ее познание.

Самой близкой и первой группой (ее можно считать, как самостоятельной малой группой, так и частью общества), с которой сталкивается индивид с момента своего рождения, оказывается семья. Семья является важным компонентом в становлении личности, она непосредственно оказывает влияние на индивида, транслируя развивающейся личности культуру. Помимо всего прочего, семья создает тесные связи с индивидом, что способствует формированию эмоционального компонента личности, который в свою очередь впоследствии определяет его отношение к себе и в окружающему миру [Дубовская, 2015]. Если в системе семьи во время развития ребенка случаются сбои, например, семья оказывается неполной, то это может привести к серьезным сдвигам в результате социализации [там же].

Следующей группой, с которой сталкивается человек, является образовательная (детский сад, школа, ВУЗ и проч.). Здесь индивид может познакомиться с большим количеством моделей поведения, социализироваться в окружении сверстников, расширить поле своих возможностей, обрести свободу выбора и проч.

В современном мире существует такой институт социализации как средства массовой информации. Они объединяют в себе как вышеуказанные группы, исполняя роль посредника во взаимодействии индивида с ними, так и собственные группы (медийные персонажи, образовательные программы, вымышленные миры и проч.). Роль таких групп и такого посредника в современной социальной психологии занимает актуальное положение и находится в процессе изучения, так как, по мнению некоторых авторов [Белинская, Тихомандрицкая, 2009], массовая коммуникация все больше и больше начинает просачиваться в жизнь и развитие человека, занимая все более и более значимое положение в процессе социализации.



Итак, в завершении данного рассуждения на тему группы как фактора развития личности можно сделать некоторые выводы:

  1. Группа является важным объектом изучения для социальной психологии в целом;

  2. Роль группы несомненно имеет место быть в развитии личности, так как именно в группе человек становится человеком как таковым;

  3. Роль группы зависит от социально-исторического образа жизни социума;

  4. Групп, оказывающих влияние на развитие личности, оказывается немало количество, каждая отдельная группа вносит свой определенный вклад как по отдельности, так и в совокупности с другими группами;

  5. Влияние групп на становление личности может быть, как непосредственное, так и опосредованным другими группами или какими-либо средствами (например, СМИ).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница