««Гроздья мысли» или «Когда я рисую, я узнаю, о чем думаю»



Скачать 53.36 Kb.
Дата02.06.2016
Размер53.36 Kb.
Мастер-класс на тему:
« «Гроздья мысли» или «Когда я рисую, я узнаю, о чем думаю»

Цель: научить присутствующих в аудитории приему создания кластера

Оборудование: компьютер, проектор, фломастеры, листки бумаги



Слайд 1. « «Гроздья мысли» или «Когда я рисую, я узнаю, о чем думаю» учитель русского языка и литературы

Спицына Татьяна Анатольевна

МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему мы постоянно думаем, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание, другими словами, мы хотели бы развивать у наших учеников творческое мышление.

Размышления над этими проблемами побудили меня обратиться к ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. (Слайд №2)

Мы знаем, что учащимся важно не только получать знания, но в уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, различные способы решения задач, насколько важно уделять время развитию умения связывать знания и жизненный опыт с новой информацией, упражняться в активном применении идей, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды, чтобы лучше интерпретировать прочитанное. Современные образовательные технологии позволяют пересмотреть способы мотивации школьников к получению знаний, пробуждению у них интереса к учёбе.

Обучая школьников думать подобным образом, мы тем самым поощряем их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений.


3 слайд. Золотой ключик от страны занимательных уроков

Одно из важнейших положений технологии критического мышления заключается в совместном (учитель-ученик, родители-дети) конструировании своего знания и всего учения



  • 4 слайд. Что значит мыслить критически?

Способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;

Критически мыслить - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.



5 й слайд Цель технологии

Обеспечить развитие критического мышления посредством активного (интерактивного) включения учащихся в образовательный процесс.



6 й слайд . БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В технологии КМ выделяют три стадии:


1. Стадию вызова.
11. Стадию осмысления новой информации.
III. Стадию рефлексии
.

7 й слайд. Стадия вызова
Задачи:

* актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом,

*пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу,

*помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.



  • 8 й слайд. Стадия вызова

Состоит из двух элементов:

*Мозгового штурма (своеобразная умственная разминка, совместный поиск решения).

*Создания кластера (графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями).

Как сделать, чтобы потребность в творчестве помогала в учебе? Для того чтобы понять это, давайте выполним одно несложное упражнение.

Возьмите листок бумаги, фломастеры и за несколько минут нарисуйте картинку на тему: «Мои дети». Это могут быть ваши собственные дети, ученики и т.д.


А нельзя ли использовать эту естественную потребность в процессе обучения? Посмотрим, как можно построить урок, чтобы рисунки стали его неотъемлемой частью.

Слайд 10. Психологи и педагоги называют эти гроздья «кластерами», а дети попросту – «кустиками». Соединяя различные факты и мысли в такие «кусты», дети развивают системность мышления.

Попробуем наше повседневное творчество – рисунки, схемы, условные знаки использовать в обучении. Мы познаем мир лучше, когда действуем. Овладев некоторыми навыками графического изложения материала, можно открыть для себя новые стороны изображаемого явления. Один мудрый человек сказал:



  • Слайд 11. Когда я пишу (рисую), я узнаю о том, о чем думаю.

То же можно сказать и о рисунках, схемах – когда мы их используем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.

Слайд 12. Кластер – рисуночная форма, которая используется как способ пробуждения интереса к определенной теме.



Слайды 1 3-14. Итак, кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается, зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связаные.

  • Слайд 15.Чего мы добились?

Пробуждения интереса к данной теме, к поискам правильного ответа, в процесс поиска верной идеи еще до основного исследования

Создавая кластеры, ученики делают попытку предварительной систематизацни материала, высказывают свои идеи в интересной форме рисунка. Способ решения любой задачи индивндуален для каждого человека. Учащиеся свободны в поиске решений заданной проблемы, а для меня важны все их предположения, ведь именно они, эти прогнозы заставили детей размышлять по данному вопросу; до того, как они пристунили к его изучению.


Ценность рисунков на стадии пробуждеиия интереса высока .Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно, распределяем их особым образом, по категориям. Наши мысли располагаются в опрсделенном порядке. Кто опрсдсляет этот порядок? Ну кто же, если не мы?! Попробуйте сами. Правила очень простые. Рисунок в чем -то напоминает модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это тема занятия (размышлений н т. д.), Вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы, соедиияем их прямой линией со звездой. У кждой планеты свои спутники, у спутников — свои.
Попробуем изобразить кластеры на тему «Мой день»

Слайд 16. Вот что получилось у меня. А у вас?

Сравните со своим рисунком на тему «Дети»? В чем разница?



Вывод: Эти кластеры можно использовать по- разному: кто -то, возможно, проанализирова, много ли места занимают дела, отнимаюiцие
ктото может расставить приоритеты и откорректировать свой ный рабочий день.

Слайд 17. Сфера применения кластеров необьятна!

Учащиеся обычно предпочитают устную форму работы письмснной — не все любят и проявлять лишнюю активность — на уроке, где говорит в основном учитель, можно и отсидеться. Выращивая такие гроздья, дети развивают умение строить прогнозы и обосновывать их, учатся искусству проводить аналогии, устанавливать связи. У них развивается навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Наши кластеры-гроздья могут превратить


урок в увлекательную игру.

Рефлексия.(Слайд 18) Кластер -это



графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями;

*потребность в самовыражении через рисунки;



* способ пробуждения интереса к определенной теме;

*кластер превращают урок в увлекательную игру


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница