Грнти 14. 27: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Внешкольная педагогика



Скачать 25.81 Kb.
Дата13.05.2018
Размер25.81 Kb.

ГРНТИ 14.27: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Внешкольная педагогика


Традиционные средства нравственного воспитания в условиях Инноваций

Анна Зуева, Юлия Артуровна Кившенко

Самарский государственный институт культуры,

г. Самара, Россия

kivshenko@mail.ru



Аннотация. В статье представлен анализ проблемы использования традиционных средств нравственного воспитания в современном обществе; определяется их психолого-педагогический потенциал.

Ключевые слова: традиционные средства нравственного воспитания, народная культура, развитие личности, ценности и традиции русского народа.

Реализация инновационной политики в контексте привлечения к этой деятельности подрастающее поколение должна предполагать инвестиции в человеческий капитал уже на ранних стадиях личностного становления, так как сформированные общественные ценности и навыки важны как для дальнейшей успешной жизни человека в обществе, так и составляют основу существования самого государства.

Большой интерес власти и общества к этой проблеме очевиден. Он заметен в количестве научных мероприятий самого разного уровня, публичном обсуждении проблемы государственными деятелями, отражении ее в федеральных, региональных, муниципальных проектах и программах, направленных на повышение инновационной активности молодежи, обладающей огромным потенциалом творческой интеллектуальной энергии, готовой к социально-активной инновационной деятельности. Вместе с тем, в эпоху глобализации и информатизации всех родов деятельности человека народные традиции, обычаи и обряды теряют свою значимость, а тот опыт, что накапливал российский народ на протяжении многих веков, может быть утрачен безвозвратно. Интерес к народной культуре [3] в современном обществе невысок. Запрос научных статей в электронной научной библиотеке (elibrary.ru) по данной тематике выдал двенадцать материалов за последние пять лет. Вместе с тем, некоторые национальные традиции и праздники российское общество до сих пор соблюдает. Так, например, празднуются: христианские праздники (Рождество Христово, Пасха); языческие праздники (Масленица, где совершается обряд сжигания чучела, исполнение колядок); свадебные обряды и др. Однако традиции постепенно теряют свое сакральное значение, искажается первоначальный смысл праздника или обряда, тем самым нарушается историческая преемственность поколений, чувство сопричастности к народам, проживающим на территории России. Таким образом, современное состояние проблемы противоречит приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить: сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование общей культуры и межличностных отношений.

Анализ научной литературы (А.А. Пармёнов и др.) позволил определить суть дефиниции «нравственное воспитание», как систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию; как определенные нравственные отношения (к Родине, обществу, окружающей природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.).

Процесс нравственного воспитания состоит во взаимодействии субъектов педагогического процесса (педагога и воспитанников), в ходе которого происходит передача определенных нравственных и этических норм, с последующим формированием морального сознания личности, навыков и привычек нравственного поведения, характеризующегося самостоятельным пониманием нравственности или безнравственности поступков и явлений [1], что обуславливает отсутствие единой классификации средств нравственного воспитания. Способность педагога анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия при формировании нравственности своих воспитанников [2 с.23]. Педагог определяет способы развития личности в целом, что требует от него являться самому носителем «…определенных свойств личности … оказывает значительное влияние на ментальные ценности и приоритеты людей» [ 4 с. 307 ]

Так, к средствам нравственного воспитаний обычно относят: словесные (собрания, встречи, беседы и др.), практические (походы, экскурсии, конкурсы и др.), наглядные (музеи, выставки, тематические стенды и др.), внеклассные (кружки, творческие объединения, студии и др.), научные (конференции, форумы, методические разработки и др.). Также выделяются основные традиционные приемы нравственного воспитания – убеждение (или разъяснение), упражнение (или приучение), поощрение, наказание. Среди многообразия средств нравственного воспитания следует выделить традиционные средства народной педагогики (традиции, обряды и ритуалы русского народа), применение которых позволит реализовать основные задачи Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года.

Традиции, обряды и ритуалы русского народа обладают огромным психолого-педагогическим потенциалом при формировании нравственности. Психолого-педагогический потенциал направлен на развитие у личности чувств, эмоций, фантазий, способности размышлять, создавать образы, что находит применение в конкретных условиях общественной жизни и профессиональной деятельности. Традиции, обряды и ритуалы русского народа воплощают в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства, направленные на формирование нравственных качеств личности, способной соблюдать нормы поведения в обществе; проявлять ответственность в любой ситуации; транслировать знания и сохранение ценностей предыдущих поколений в социум.

Каким же образом мы можем формировать с помощью традиций, обрядов и ритуалов русского народа? На этот и другие вопросы нам может дать ответ народная педагогика. Но так как в современном мире она утратила свою значимость, многие исследователи и педагоги предлагают на основе русских народных традиций устраивать праздники, собрания, игры и мероприятия для всех возрастных категорий населения Российской Федерации. Это позволит познакомить и приобщить к национальной культуре и с её помощью формируют и развивают нравственные качества младшего школьника.

Литература


  1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. 287 с.

  2. Никулина И.В. Психология профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы : учебное пособие./И.В. Никулина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. 162 с.

  3. Новожилова Т.Н. Социокультурный и этнокультурный контекст педагогики народного художественного творчества в современной образовательной практике// Национальное культурное наследие России: региональный аспект Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Соловьевой. Самара: СГИК, 2017. С. 378-382.

  4. Санько А.М. Ценностная составляющая профессиональной деятельности учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения высшего образования // Управление развитием профессиональной компетентности личности: история, теория, практика Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственные редакторы Н.И. Исаева, С.И. Маматова. Т.1. Белгород : Издательство: Белгородский государственный институт искусств и культуры ,2017. С. 305-308.

TRADITIONAL MEANS OF MORAL EDUCATION in the conditions of innovation

Anna Zueva, Julia Kivshenko

Samara state Institute of culture, Samara, Russia

kivshenko@mail.ru



Annotation. The article deals with the analysis of the problem using conventional means of moral education in modern society is determined by their psycho-pedagogical potential.

Key words: traditional means of moral education, folk culture, personality development, values and traditions of the Russian people.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница