Гришина Е. Е, Кузнецова П. О. Анализ современных моделей повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей / нп дальневосточные правовые ресурсы, 2008



страница1/16
Дата22.02.2016
Размер2.04 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Гришина Е.Е, Кузнецова П.О. Анализ современных моделей повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей / НП Дальневосточные правовые ресурсы, 2008
Фонд «Институт экономики города»
Анализ современных моделей повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей
Оглавление


1

Введение 2

1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 5

1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 5

1.2. Обзор федерального законодательства, регулирующего предоставлению услуг в сфере дошкольного образования 11

2. Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей 16

2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования 16

2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 18

2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 18

2.2.2. Семейные детские сады 21

2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 27

2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ. 31

2.3.1. Целевые потребительские субсидии 32

2.3.2. Муниципальный заказ 35

2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 39

2.4. Стимулирование частно-государственного партнерства 40

Выводы и рекомендации 46

Приложение 1 50

Приложение 2 60

Приложение 3 65

Приложение 4. 70

Приложение 5. 73


Введение

Ученые и специалисты в России и за рубежом единогласно сходятся во мнении о значимости дошкольного периода в становлении личности, воспитании, обучении и развитии ребенка. Дошкольное образование позволяет сформировать у ребенка важнейшие качества личности (память, мышление, внимание, воображение, речь), позволяющие впоследствии успешно учиться в начальной школе, общаться со сверстниками и взрослыми и усваивать необходимую информацию. Тем не менее, статус дошкольного образования до сих пор остается не до конца определенным и вопрос о том, чем собственно является дошкольный блок – значимой компонентой образовательной системы или лишь довеском к ней, выполняющим в основном социальные функции, по-прежнему остается открытым. Федеральным законом РФ «Об образовании» закреплена норма о преемственности между программами дошкольного и начального школьного образования, что возводит дошкольную ступень в ранг базисной части единой образовательной системы. Однако, например, в федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010 годы в части дошкольного образования затронуты только вопросы образования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В настоящее время дошкольное образование не включено в национальный проект «Образование» дошкольное образование (предполагается, что оно войдет в состав проекта с 2010 г.)

Другим аспектом проблемы развития системы дошкольного образования стало снижение доступности услуг дошкольного образования. Уменьшение численности детских садов, появление значительной очереди на устройство в муниципальные учреждения, а также рост родительской платы, привели к существенному снижению доступности услуг дошкольного образования и содержания детей. Массовый характер нарушений конституционного права граждан на бесплатное и доступное дошкольное образование был отмечен в Докладе Уполномоченного по правам человека за 2006 г.: «Принцип общедоступности и бесплатности нарушается уже на уровне дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг. В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования».

В 2004-2007 гг. ситуация с доступностью дошкольного образования значительно обострилась. Позитивные тенденции повышения рождаемости и сокращения безработицы привели к росту численности детей дошкольного возраста, нуждающихся в услугах образования и содержания, в то время как мощность системы учреждений стагнировала или сокращалась. Результатом стал резкий рост очереди на услуги дошкольных учреждений, за 5 лет увеличившейся в пять раз и к 2007 г. превысившей 2 млн. человек. Услуги дошкольного образования и содержания стали менее доступны для детского населения в целом и особенно для детей из так называемых проблемных семей.

В то же время, как показывают эмпирические исследования, участие в программах дошкольного образования оказывает значительное влияние на дальнейшую судьбу и общую жизненную состоятельность детей из неблагополучных семей. Качественное дошкольное образование для детей из семей, живущих в бедности, вносит серьезный вклад в их интеллектуальное и социальное развитие в детском возрасте, приводит к лучшим успехам в школе в подростковом возрасте, лучшим экономическим показателям, меньшей преступности и социальной зависимости во взрослом возрасте1.

Системный характер проблем национального дошкольного образования был осознан властью и обществом. В последние годы предпринимаются усилия по повышению доступности дошкольного образования, как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. В частности, обеспечение «потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста» было включено в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг. предусматривается создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Была разработана и внедрена система компенсаций части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных усреждений (далее также – ДОУ), а в настоящее время планируется распространить ее и на негосударственные учреждения.

Данный отчет посвящен проблемам доступности услуг дошкольного образования и содержания в России и поиску основных направлений их преодоления, прежде всего с помощью анализа существующего на сегодняшний день обширного регионального опыта. Доступность дошкольного образования и содержания рассматривается авторами как с точки зрения территориального доступа к услугам (то есть наличия на территории проживания ребенка места в дошкольном учреждении требуемого профиля), так и с точки зрения экономической доступности (то есть приемлемого размера родительской платы).

Структура отчета организована следующим образом. В первом разделе представлена современная ситуация в сфере дошкольного образования, а также краткий обзор федерального законодательства по обеспечению дошкольного образования.

Во втором разделе представлены возможные направления повышения физической и экономической доступности услуг дошкольного образования и содержания, объединенные в три основные группы:


  • наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений;

  • развитие альтернативных форм дошкольного образования;

  • организационно-экономических механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования;

  • стимулирование частно-государственного партнерства.

Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений в рамках традиционного подхода происходит за счет строительства новых ДОУ, реконструкции зданий ДОУ, открытия дополнительных групп в уже действующих ДОУ, использования пустующих помещений в образовательных учреждениях других типов, реструктуризации сети образовательных учреждений и перепрофилировании образовательных учреждений.

Повышению охвата детей услугами дошкольного образования содействует развитие альтернативных форм дошкольного образования, в том числе развитие групп кратковременного пребывания, адаптационных групп, групп предшкольной подготовки, семейных детских садов и др. Добиться сокращения очереди в дошкольные образовательные учреждения можно за счет внедрения программ пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады. Кроме того, содействовать повышению доступности услуг дошкольного образования и развитию рынка данных услуг могут такие организационно-экономические механизмы как целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ. Важным направлением повышения доступности услуг дошкольного образования является стимулирование частно-государственного партнерства, которое может выражаться в предоставлении зданий под организацию частных детских садов, предоставление субсидий, займов негосударственным поставщикам услуг дошкольного образования и содержания и оказании им консультационной помощи.

В завершении отчета приводятся наиболее важные результаты проведенного исследования, а также краткие выводы.



Каталог: attachments
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков
attachments -> Педагогическое мастерство и педагогический опыт: теория, практика, технология
attachments -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
attachments -> Методические рекомендации по информированию родителей
attachments -> Адреса распространения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница