Гоу педагогическая академия последипломного образования



Скачать 354,03 Kb.
страница1/2
Дата01.12.2019
Размер354,03 Kb.
ТипДиплом
  1   2

ГОУ Педагогическая академия последипломного образования

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественного – эстетического цикла
Итоговый исследовательский проект

«Применение элементов арт - терапии как одного из методов здоровьесберегающей технологи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе»

Камониной Светланы Ивановны,

учителя изобразительного искусства

МОУ Лицея № 19

г.Королёва Московской области,

слушателя курсов повышения

квалификации 2011-2012 уч.года

«Интерактивные методики преподавания предметов «Искусство» и « Мировая художественная культура» в образовательных учреждениях».

Руководитель курсов

Ибрагимова Ольга Владимировна,

к.п.н., доцент.

Москва 2011 год.

Содержание:

Введение.



  • Актуальность разработки нового терапевтического направления в теории и практике образования.

  • Характеристика школы 21 века.

  • Особенности психо-эмоционального состояния современных школьников.

  • Актуальность исследования педагогических основ арт-терапии в образовании как одного из методов здоровьесберегающей технологии.

Основная часть.

  • Здоровьесберегающие технологии, их цели и классификация.

  • Краткий исторический обзор применения разных видов искусства в терапии.

  • Арт-терапия как область научного знания.

  • Арт-терапия. Её цели и направления.

  • Механизм воздействия арт-терапии на ребёнка.

  • Педагогические задачи арт-терапии.

  • Приёмы изотерапии, как одного из видов арт-терапии.

Практическая часть.

  • Применение элементов арт-терапии на уроках ИЗО в моей педагогической практике.

Заключение.

  • Выводы об использовании элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

  • Используемая литература.

  • Приложение.

«Искусство – это время и пространство,

в котором живёт красота человеческой души.

Как гимнастика выпрямляет тело, так

искусство выпрямляет душу.»

В.А.Сухомлинский

Развитие и модернизация образования в современных социально-экономических условиях приобретают все большую значимость, что отражается как в научных публикациях, так и в государственных документах. В частности, Концепция научной и инновационной политики в системе образования РФ, Программа развития воспитания ориентируют на инновационную деятельность в условиях вариативности образовательных систем, овладение современными технологиями и разнообразными воспитательными стратегиями, а также подготовку педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований.

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа» 04 февраля 2010 г.)

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Основная тенденция изменений проявляется в направленности на гуманистические ценности, развитие общей и коммуникативной культуры, личностный рост и актуализацию каждого участника образовательного процесса.

Так же в Концепции модернизации российского образования говорится о необходимости « более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

Все чаще стали появляться публикации, в которых обозначена актуальность разработки нового терапевтического направления в теории и практике образования. Применение необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, согласно мнению психологов, а соответствует главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности и ее силы. Следовательно, возникает потребность в поиске, адаптации и/или разработке таких здравоохранительных педагогических технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения учителю, интересны и эффективны в работе с детьми. Названным условиям отвечает педагогическая модель арт-терапии, что и обусловило выбор темы моего исследования.

Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании допустимо применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Словосочетание «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

В условиях школьной жизни учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. К сожалению, некоторые педагоги зачастую строят своё обучение и воспитание на чувстве вины и страха, они считают своим долгом указать ученику, что он совершает нечто такое, что не соответствует некоторым общепринятым нормам и стандартам. Однако, постоянно поучая, акцентируя внимание на промахах и недостатках, учитель формирует у ученика устойчивое чувство вины, что ведет к развитию установки личности на ее неполноценность и ущербность.

К тому же это имеет тенденцию эмоционального подкрепления. А поскольку это делает, как правило, не один педагог, то некоторые ученики выстраивают вокруг себя оболочку отчужденности, закрытости. Они всячески пытаются скрыть свои недостатки и тем более проступки, что с неизбежностью ведет либо к лицемерию, либо к агрессивности. Особенно это проявляется у детей, испытывающих трудности в общении с родителями или сверстниками, что ещё более усугубляет ситуацию.

Поэтому современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

Формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности осуществляется благодаря разнообразным социально-психологическим тренингам, коррекционным программам, психотерапевтическим методам, направленным на укрепление и развитие духовного, личностного здоровья учащихся.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Социальный заказ, адресованный школе, существенно изменился: вместо прежней установки, когда учащийся рассматривался как объект воспитания (что характерно для экстенсивного процесса развития личности), возникла потребность в формировании активной, инициативной личности, способной к созидательной деятельности на основе творческого саморазвития. В этой связи высшие и средние образовательные учреждения переориентируются на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, когда активизируются и интенсифицируются процессы развития и творческого саморазвития обучаемого, при которых его личность выступает как субъект. Говорится об этом и в Новых Федеральных Образовательных Стандартах.

Сказанное позволяет сделать вывод об актуальности исследования педагогических основ арт-терапии в образовании как одного из методов здоровьесберегающей технологии.







«То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс».

Карл Роджерс




Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию. Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.

Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров. Так же они придавали особое значение театру. Первый театр возник именно в Древней Греции. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определенные идеи, формировалось мировоззрение народа. В классической Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство «мусических искусств» — поэзии, танца и собственно музыки.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Считалось, что вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющего многовековую историю. Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции.

Танец использовался древними в целях врачевания. И в более поздние времена в Италии движения под быструю, динамичную музыку считались эффективным средством лечения тарантизма (укуса паука-тарантула). Больные в «бешеном» темпе в танце «тарантелла» двигались до полного изнеможения, «вытанцовывая» яд из тела.

В Древнем Китае, как и в Греции, музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры.

В античных источниках находится множество свидетельств чудесного исцеления благодаря воздействию того или иного вида искусства. Если проследить развитие всевозможных вариантов народного целительства, то все они без исключения содержат элементы терапии искусством. Для многих людей народное творчество (рукоделие, ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.

Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра). «Становится совершенно понятной та особая роль, которая выпадает на долю искусства как совершенно особой идеологической формы, имеющей дело с совершенно своеобразной областью человеческой психики. И если мы хотим выяснить именно это своеобразие искусства, то, что выделяет его и его действия из всех остальных идеологических форм, — мы неизбежно нуждаемся в психологическом анализе. Все дело в том, что искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека — именно сферу его чувства».

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована в 1927 г. Немецким психиатром А.Кронфельдом. Автор призвал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию, которая может служить не только средством для диагностической работы с учащимися, но и способом освобождения от психологических конфликтов и сильных переживаний, средством усиления их чувства личностной ценности, формой свободного самовыражения и самопознания.

Сам термин Арт-терапия (art-therapy) был введён английским врачом Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях.

В США в 1940-е гг. психотерапевт М. Наубург использовала в своей работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов.

В это время арттерапия развивается в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Юнга и в психотерапевтической практике используется как метод лечебного воздействия на психически больного через включение его только в изобразительную деятельность. Лечебный эффект в американском арттерапевтическом направлении обосновывается с помощью идей традиционного психоанализа.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. 3. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный пласт неосознаваемых личностью стремлений, желаний, которые отягощают жизнь и могут стать причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиск средств избавления пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, бессознательными побуждениями. Так появился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

К. Юнг полагал, что после выявления основных внутрипсихических конфликтов и выражения их через искусство, художественную деятельность, пациент сможет самостоятельно регулировать свою психическую деятельность, раскрывая скрытые возможности.

Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов, в 1969 г. -Американская арттерапевтическая ассоциация). Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента.

В 1970-е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арт-терапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистов-арт-терапевтов в США и Великобритании. А в 1980 - 1990-е гг. характерным для арт-терапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах.

Так же в 1980-1990-е гг. происходит создание профессиональных общественных объединений арт-терапевтов во многих странах мира (Канада 1981, Австралия, 1987, Германия, 1989, Нидерланды 1996, Российская Федерация 1997, Италия 1997, Испания 1999). 1990-е гг. также ознаменованы созданием образовательных программ по арт-терапии при университетах многих европейских стран.

В 1990-е гг. происходит повышение интереса к использованию инновационных программ в области художественного образования, а также методов творческого самовыражения в деятельности образовательных учреждений. Рядом психологов и педагогов нашей страны были начаты исследования, связанные с изучением здоровьесберегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования.

В России такой опыт работы представлен в работах Г. В. Бурковского, Р. Б. Хайкина (1982), О. А. Карабановой (1997) и др.

Во второй половине 1990-х гг. происходит формирование арт-терапевтического сообщества Российской Федерации. В 1997 г. в Санкт-Петербурге создана Арт-терапевтическая ассоциация, ставшая ядром набирающего силу арт-терапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа (международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство») включают пропаганду исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также разработку и реализацию программ арт-терапевтического образования.

В конце 1990-х гг. - начале 10-е гг. XXI в. происходит превращение арт-терапии (терапии искусством) в массовый профессиональный инструмент в деятельности психологов и врачей-психотерапевтов нашей страны, возрастает внедрение арт-терапии и арт-методов в здравоохранение, образование и социальную сферу.

Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы.

Одними из основных задач уроков Художественно-эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, театр, танец, МХК) являются: снятие нервно-психологических перегрузок, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса обучающихся, осознание своих чувств и переживаний. Инновационные подходы к образованию должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов; поэтому, арт-терапия является одним из важных компонентов во время проведения уроков ХЭЦ.

Арт-терапия - это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения; использует такие средства как изо-терапию, музыкотерапию, драмотерапию и др. Методы арт-терапии помогают справиться с тревожностью, агрессивностью, страхами и др. негативными состояниями.

Цель арт-терапевтических уроков– не научить ребёнка рисовать ( эта задача решается на других типах уроков), а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребёнка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусства, а разнообразие техник практически не ограничено.Это – рисунок на асфальте, восковой рисунок, пальцевая живопись, пластилиновая живопись, штампы, кляксография, ниткография, монотипия и др.

Арт-терапевтические техники и приёмы легко осваиваются, в дальнейшем учащиеся могут применять их самостоятельно.

Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании: обучающиеся приобретают ценный опыт позитивных изменений; постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация личности, личностный рост; снижается уровень тревожности, формируются механизмы эмоциональной саморегуляции, развивается позитивное самоотношение, анализ своего поведения, мыслей и чувств; осваиваются новые роли, улучшается общая атмосфера в группе, ребёнок становится терпимее по отношению к другим.

Механизм воздействия арт-терапии на ребёнка (приложение 1): Когда мы размышляем о том, каким образом ответить на заданные нам жизнью вопросы, этим занимается левое полушарие мозга. Иногда мы попадаем в замкнутый круг, появляется агрессивность или апатия и т.д. В таком случае важно включить в работу правое полушарие, отвлечь мозг от чрезмерного сосредоточения на проблемах, кажущихся нам в настоящий момент неразрешимыми. Арт-терапия обращается к эмоциям человека, заставляя активно работать правое полушарие. И это позволяет найти новую точку зрения на существующую ситуацию, способствуя её разрешению.

Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи :





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница