Готовим пальчики к письму



Скачать 125.62 Kb.
Дата25.04.2016
Размер125.62 Kb.
Готовим пальчики к письму.

Взрослых всегда волнует вопрос, как обеспечить всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Жизнь показывает, что у любой медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития мелкой моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить. Любой городской дошкольник знает, как пользоваться кухонным комбайном или компьютером, но каждый из них удивиться, если узнает, что гречку, пшено, рис, например, нужно перебирать.

В результате того, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто из взрослых об этом задумывается, но даже если и задумывается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. Например, в современном цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или – еще лучше – на тех же липучках. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Вы никогда не задумывались над тем, почему в экономически развитых странах так мало творческих людей и настолько ограничены маленькие дети? А это все потому, что достижения цивилизации «глушат» творческую мысль в зародыше. «Интеллектуальное достояние» и нестандартно мыслящие люди есть в тех странах, где ребенок вынужден все делать своими руками. Стихия детского разума ярче проявляется там, где тоньше взаимодействие руки с орудием труда, где сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, во-вторых косвенным образом развивают интеллектуальные способности ребенка вообще.




Для достижения желаемого результата по развитию мелкой моторики предусматривается работа с детьми в трех блоках.

В блок непосредственной образовательной деятельности включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развития мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков освоения разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, бисер…) работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительное отношение между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера – инициатора, при этом не обязывает детей копределенного рода активности, но предлагает ее и приглашает к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации. Взрослый обеспечивает условия для деятельности «с открытым концом», так чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес.





Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее, в соответствии с детскими интересами. Одновременно он является потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи в реализации их свободных замыслов, а так же в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.


При составлении плана работы по развитию ручной умелости необходимо учитывать связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать непосредственной образовательной деятельности утренние часы, когда работоспособность наиболее высока, что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное время.

Готовность руки к письму предполагает формирование и совершенствование двигательных и познавательных способностей, поэтому необходим насыщенный образовательный материал по развитию мелкой моторики, побуждающий дошкольника к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учетом его возрастных особенностей.

В работе по развитию мелкой моторики рук необходимо использовать механизм интеграции, в основе которого различные виды деятельности. Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность дошкольников.

Пути развития мелкой моторики

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки .

Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.

Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Необходимо позаботиться об успешности деятельности ребенка, подкрепить его интерес к буквам, книгам.


Основные направления работы с детьми направленные на развитие мелкой моторики
Игры со звуковым сопровождением без использования предметов (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, массаж, самомассаж ,стихотворения по методике «Покажи стихи руками»-эти игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи.


Упражнения и игры с использованием различных предметов (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.



Изобразительная деятельность.

В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.





Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, оригами.





Упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности.

Большим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в детском саду виды детской продуктивности (рисование, лепка, аппликация, плетение, конструирование), а также и нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые в практике воспитателей: сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; вышивание цветной тесьмой по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии отверстиями; ниткопись – вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения.; пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.


Специальные физические упражнения.

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают педагогу широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Итак, плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.


Задания, направленные на тренировку зрительно-двигательной координации.

Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Развивать зрительно-моторную координацию можно путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, символ, схему, знак и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).


Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку).

Раскрашивание рисунков предполагает 4 вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, он может приступить к другим трафаретам, а также лекалам. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Затем они штрихуют не только параллельными линиями, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого по прямой, волнистой линии или через лабиринт.

Способствуют зрительно-моторной координации задания, в которых надо определить, что нарисовано, соединив все точки.



Упражнения, направленные на обучение ориентировке на листе бумаги.
Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения руки по нему .

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Целью графических упражнений является формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Одним из эффективных приемов является так называемый «зрительный диктант». Готовя ребенка к школе, можно еще проводить и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

- Нарисовать фигурку справа или слева от вертикальной линии.

- Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

- Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

- Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

- Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе .

Формирование базовых графических навыков.
Для подготовительных упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Каждое задание необходимо связывать с реальным предметом или с какой-либо жизненной ситуацией: "домик улитки" (спираль), "лужи", "облака", "солнце" и его "лучи" (овал, круг), "волны", "водоросли" (волнистые линии) и т.д. Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счет положительного эмоционального настроя способствуют повышению психического тонуса, а, следовательно, и эффективности в целом.
На основе изученных методик по развитию мелкой моторики перспективное планирование должно основываться на следующих принципах:

1. Строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности.


2. Соблюдение временного регламента, не вызывающего переутомления ребенка.
3. Учет индивидуального уровня и темпа развития.
4. Ориентировка на успешность ребенка, выполняющего задания: они предлагаются таким образом, чтобы ребенок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это чрезвычайно важно, чтобы не травмировать ребенка, повышать его самооценку, настраивать на победу
Одним из важных направлений является работа с родителями.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с детьми.

После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений руки проводятся индивидуальные беседы с родителями.

Цель бесед: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребёнка взрослым, сообщение о диагностических данных.

Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями мелкой моторики являются их участие в занятиях, семинарах-практикумах, мастер – классах, где они могут познакомиться с методами и приёмами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников – помощников по решению проблем, в овладении ребёнком основными графическими навыками, что дает хорошие результаты.

Для родителей организуются Дни открытых дверей, общие и групповые мероприятия, консультации, анкетирование, выставки поделок и игрушек для кукольного театра, родители помогают в улучшении предметно - развивающей среды и благоустройстве территории детского сада. В приёмных для родителей оформлены выставочные стенды с творческими работами детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование).




В результате систематизированной работы, развиваются точность движений рук, ловкость пальцев, творческие способности, фантазия, те качества, которые необходимы ребёнку на следующем возрастном этапе. Формируются необходимые навыки мышления и речевого общения, что помогает каждому ребёнку, вырасти восприимчивым к новой информации.


Каталог: Sites -> snow -> Uploads
Sites -> Выпускных квалификационных работ
Sites -> Федеральное государственное бюджетное
Sites -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
Sites -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Sites -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
Sites -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
Sites -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
Sites -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
Uploads -> Н. П. Саккулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, по


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница