Государственный образовательный



Скачать 322.99 Kb.
Дата10.02.2016
Размер322.99 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра


образования Российской Федерации

_____________В.Д. Шадриков

«14» марта 2000 г.
Номер государственной регистрации

51 гум./маг.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ 520900 Политология


Степень (квалификация) - магистр политологии


Вводится с момента утверждения

Москва, 2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

520900 Политология
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02.03.2000 № 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр политологии

Нормативный срок освоения основной образовательной программы магистра по направлению 520900 Политология. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).


1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской, консультационной, управленческой, организационной работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.


1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

23.00.01 - теория и история политической науки;

23.00.02 - политические институты и процессы;

23.00.03 - политическая культура и идеология;

23.00.04 - политические проблемы международных проблем и глобального развития;

22.00.05 - политическая социология;

09.00.10 - философия политики и права.


1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки)
История политических учений и политической науки

Логика развития европейской и мировой политической мысли, этапы истории политической мысли, основные политические учения, методология истории политических учений, связь истории политических учений с современной политической мыслью. История политической мысли и история политической науки. Проблема начала истории политической науки. Методологические проблемы истории современной политической науки, ее связь с историей политических учений. Основные этапы истории политической науки, логика истории политической науки. Современный этап в истории политической науки. Место российских политических учений и политической науки в мировом знании о политике.


Теория и методология политической науки.

Общая эволюция политологии на современном этапе, происходящие в ней процессы интеграции и дифференциации, ее вклад в становление новой картины мира в общественных науках. Особенности познания политического мира, соотношение классических и постклассических методов исследования, пути совершенствования категориально-понятийного аппарата и инструментария, основные парадигмы политического знания (социологическая и антропологическая; системно-функциональная и культурологическая; реализм и номинализм; бихевиоризм и постбихевиоризм). Роль политологии как научного института, сообщество политологов, его профессиональные подсистемы и "субкультуры", его влияния на политические процессы и практику принятия решений. Политологическая экспертиза и условия ее независимости. Политолог в системе гражданского общества, политологи перед лицом государства. Закономерности соединения политического знания с социальными движениями, с реальными субъектами политики.


Политическая философия

Роль политической философии в изучении политики. Политическая философия как ценностное знание. Состояния современной политической философии, ее связи с историей политической мысли и политической наукой. Основные этапы развития современной политической философии. Основные направления современной политической философии: либерализм, коммунитаризм, феминизм, неомарксизм, неогегельянство, постмодернизм, республиканизм. Концепции свободы, справедливости, равенства, власти, легитимности, насилия, политического дискурса, политического общения и др. Проблемы политической антропологии. Состояния политической философии в России.


Политические институты и процессы

Значение институционального аспекта изучения политики. Теория политических институтов, их система, способы организации и деятельности, современная история политических институтов. Политические институты и политические интересы. Национальные и международные политические институты, связь политических институтов и политических отношений, политических институтов и власти, политических институтов и политического поведения. Государственные и негосударственные политические институты. Институт президента, парламенты, институты исполнительной власти, институты гражданского общества. Специфика институциональной организации политических процессов.


Государственная политика и управление

Соотношение политики и управления. Гражданское общество и государственное управление. Типы политических режимов и государственное управление. Политический контроль и ответственное управление. Эффективность и справедливость в государственном управлении. Организация и функционирование управленческой системы государства, теории бюрократии, политико-управленческого процесса, принятия государственных решений, организационного развития, формирования управленческого персонала, соотношения государственного управления и общества, современные модели государственного управления – административное государство, государственный менеджмент, теория политических сетей, неоинституциональное государство. Сравнительный анализ современных административных реформ. Сущность, структура и механизм формирования государственной политики, ее основные направления, особенности государственной политики в федеративном государстве. Социальное государство и его политика. Сравнительный анализ политики современных государств.


Политические отношения и политический процесс в современной России.

Основные характеристики современной политической системы и политического процесса в России. Российское государство, федерализм, президентство, парламентаризм, партийная система России, избирательная система России и российских регионов, политические организации и движения. Теория публичности (гражданское общество) и институционализация интересов в российской политике. Теория выявления политических интересов (политическое участие, общественное мнение, СМИ) и российский политический процесс. Группы давления и формирование политики. Политика российского государства, избирательный процесс, влияние на государство, особенности соотношение государства и общества в России, политическая культура и политическое поведение в России. Соотношение административной политики и публичного менеджмента; история и теория административных реформ в России. Сравнительный анализ политических систем и политического процесса в России и других странах. Исторические традиции политического процесса в России.


Социокультурное измерение политики: политическая антропология, культура, этика

Анализ соотношения институциональных и внеинституциональных аспектов политики: социокультурные детерминации политических систем и институтов; исследование возможностей заимствования и переноса политических учреждений с одной социокультурной почвы на другую; сравнительно-политический анализ модернизаций; универсалии политики и региональная (национальная) специфика. Исследование политической культуры: структура, социальные функции политической культуры, мера ее изменчивости и преемственности; соотношение политической культуры и политической системы в обществах различного типа; роль социокультурного фактора в современных политических реформах в России. Политическая антропология: исследование специфики "человека политического", его место в системе общественных отношений; человеческое измерение политики и проблемы ее гуманизации; способы защиты человека от жестоких политических технологий. Политическая этика: анализ роли нравственного фактора в политике, специфике его воздействия на политическое поведение и процессы принятия решений; новые виды этики (этика ненасилия, экологическая этика, этно- и биоэтика) и их влияние на политическое сознание и практику.


Прикладная политология

Место прикладной политологии в политической науке. Технологические аспекты и проблемы современной политики, специфика политического менеджмента. Различные подходы к политическим технологиям: психологический, организационный, культурологический, менеджериальный. Формирование политического события. Концепции политического рынка, политического маркетинга, политической рекламы, формирования политического имиджа, организации политической кампании, научного обеспечения политики и политического процесса, корпоративизма и политического лоббирования. Роль СМИ в политических технологиях. Организация политической кампании. Менеджмент политического процесса. Институты политического менеджмента. Политический менеджмент, мораль и право. Эффективность политического менеджмента.


Теория мирового политического процесса и международных отношений

Общетеоретические проблемы мировой политики и международных отношений. Концепции политического реализма и политического модернизма в политической науке ХХ века, теоретические концепции систем международных отношений, политологические концепции внешней политики, теории международного конфликта, теоретические модели международной безопасности. Классические и современные геополитические концепции, политология глобальных проблем современности. Мировой политический процесс, региональные проблемы мировой политики. Современная экополитология: теоретические основы и перспективы развития. Системный анализ в современном регионоведении. Концепции международных политических систем и политических блоков. Россия и Восточная Европа в современных международных отношениях. Теоретические проблемы европейской безопасности. Концепции мировой политики и международных отношений в современной футурологии.


1.6. Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца .
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 520900 Политология, 520800 История, 520400 Философия, 521100 Социальная работа, 521200 Социология, 521300 Регионоведение зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в пункте 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520900 Политология

  1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.

  2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.

  3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее – образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

  4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:


в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – обще профессиональные дисциплины направления;

цикл ФТД – факультативные дисциплины;

цикл СД – специальные дисциплины;

ИГА – итоговая государственная аттестация бакалавра;

в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ – дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ – специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ – научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ – итоговая государственная аттестация магистра.

Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом и рекомендациями УМО Университетов России по направлению 520900 Политология.


4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ520900 Политология


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

Требования к обязательному минимуму содержанию основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 520900 Политология

8120

Итого часов подготовки бакалавра:

8120

Требования к обязательному минимуму содержания специализированной подготовки


ДН.М.00

Дисциплины направления


1134




Федеральный компонент

700

ДН.М.01

Современные проблемы истории и теории

политической науки

Современные концепции истории политической науки. Современная политическая наука и история политических учений. Кризис бихевиоризма и поиск современных подходов к исследованию политики. Возрождение интереса к ценностному знанию в политической науке. Современная политическая наука и политическая философия. Культурно-историческая парадигма современной политологии. Научный реализм и политология. Кризис концепции государства. Новые концепции легитимности. Развитие теории политических партий. Политический рынок и его границы. Интерес к технологическим сторонам политики. Современные политологические школы.




100

ДН.М.02

Методология политической науки.

Общие понятия методологии науки: формально-логическая и содержательно-генетическая части методологии. Плюрализм современных ориентаций в современной политологии. Проблема соотношения качественной и количественной методологии политического анализа. Современные статистические методы современного анализа. Научный реализм и политология. Моделирование в политической науки. Обновление сравнительного метода в политических исследованиях.




100

ДН.М.03

Компьютерные технологии в политической науке и образовании.

Сбор, анализ и обработка текущей политической информации. Отечественные и зарубежные базы данных, политологические ресурсы Internet. Вторичная обработка первичной эмпирической информации. Современные компьютерные технологии обработки данных и анализа статистической информации. Корреляционный, регрессионный, факторный, кластерный анализ с помощью компьютерных программ. Использование компьютерных программ в политологическом образовании. Internet и политологическое образование. Дистанционная форма обучения в политологии.



70

ДН.М.04

Современная политическая философия.

Состояния современной политической философии, ее связи с историей политической мысли и политической наукой. Основные этапы развития современной политической философии. Основные направления современной политической философии: либерализм, коммунитаризм, феминизм, неомарксизм, неогегельянство, постмодернизм, республиканизм. Основные персоналии в современной политической философии: Ж.П. Сартр, Х. Арендт, М. Фуко, Э. Конетти, Р. Арон, И. Берлин, Ж.Ф. Лиотар, П. Манан, А. Кожев, К. Шмитт, Дж. Роулс, А. Макинтайр. Концепции свободы, справедливости, равенства, власти, легитимности, насилия, политического дискурса, политического общения и др. Проблемы политической антропологии. Состояния политической философии в России.



70

ДН.М.05

Актуальные вопросы мирового политического процесса

Современные теоретические проблемы мировой политики и международных отношений. Концепции политического реализма и политического модернизма в политической науке ХХ века, теоретические концепции систем международных отношений, политологические концепции внешней политики, теории международного конфликта, теоретические модели международной безопасности. Классические и современные геополитические концепции, политология глобальных проблем современности. Мировой политический процесс, региональные проблемы мировой политики. Современная экополитология: теоретические основы и перспективы развития. Системный анализ в современном регионоведении. Концепции международных политических систем и политических блоков. Россия и Восточная Европа в современных международных отношениях. Теоретические проблемы европейской безопасности. Концепции мировой политики и международных отношений в современной футурологии.




100

ДН.М.06

Политическое управление.

Актуальные проблемы теории политического управления. Политическое управление и государство. Объект политического управления. Принципы политического управления. Организация политического управления. Политическое решение. Типы политических решений. Механизм принятия политических решений. Элиты и политическое управление. Политическое управление и государственное управление. Бюрократия и политическое управление. Лоббирование и политическое решение. Переговоры в политическом процессе. Управление политическим конфликтом. Политический менеджмент: формирование политического события, политический маркетинг, политическая реклама, формирование имиджа.



100

ДН.М.07

Методика преподавания политической науки в высшей школе.

Современные концепции политического образования. Гражданское и политическое образование: теория, основные функции и методы реализации Основные этапы формирования политической дидактики. Стратегии традиционного и инновационного обучения, характеристика политологии как учебного предмета в вузе, роль и место политологии на современном этапе развития высшей школы, методы проектирования учебно-воспитательных ситуаций. Основные формы процесса преподавания политологии: лекция, семинар, специальный семинар, лабораторная работа, практикум, самостоятельная работа. Возможности использования эмпирических данных в процессе преподавания. Принцип наглядности в процессе преподавания политологии. Использование ТСО в преподавании политологии. Соотношение активных и пассивных форм в преподавании политологии. Проблемный метод в преподавании политологии.



70

ДН.М.08

Актуальные проблемы современного политического процесса в России. Актуальные проблемы изучения политического процесса в России. Российский политический процессы как предмет изучения. Основные характеристики современной политической системы и политического процесса в России. Российское государство, федерализм, президентство, парламентаризм, партийная система России, избирательная система России и российских регионов, политические организации и движения. Теория публичности (гражданское общество) и институционализация интересов в российской политике. Теория выявления политических интересов (политическое участие, общественное мнение, СМИ) и российский политический процесс. Группы давления и формирование политики. Политика российского государства, избирательный процесс, влияние на государство, особенности соотношение государства и общества в России, политическая культура и политическое поведение в России. Соотношение административной политики и публичного менеджмента; история и теория административных реформ в России. Сравнительный анализ политических систем и политического процесса в России и других странах. Исторические традиции политического процесса в России.

90



Национально-региональный компонент


434

ДН.М.09

Вузовские дисциплины

234

ДН.М.10

Дисциплины по выбору студента

200

СД.М.00

Специальные дисциплины

900

СД.М.01

и т.д.


Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы

600


ДВ.М.00
Дисциплины по выбору студента

300

НИР.М.00

Научно-исследовательская работа


2034

НИР.М.01

Научно-исследовательская работа в семестре

900

НИР.М.02

Научно-исследовательская практика

108

НИР.М.03

Научно-педагогическая работа

432

НИР.М.04

Подготовка магистерской диссертации

594

ИГАМ

Итоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

12

недель



Итого часов специализированной подготовки магистра

Всего:

4068
11168

5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

520900 Политология


  1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки

магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:

образовательная программа подготовки бакалавра – 208 недель

специализированная программа подготовки магистра – 104 недели,

из них:

– теоретическое обучение, включая научно-

исследовательскую работу студентов,

производственную практику,

а также экзаменационные сессии, – 66 недель

– педагогическая практика –не менее 10 недель

– итоговая государственная аттестация,

включая защиту квалификационной работы – не менее 12 недель

– каникулы

(включая 4 недели последипломного отпуска) – не менее 16 недель


  1. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра – на один год.

  1. Максимальный объем учебной нагрузки магистранта устанавливается 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

  2. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 32 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра – 16 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

  3. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

  4. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

  5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520900 Политология

  1. Требования к разработке основной образовательной программы

подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть

  1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы

Научно-исследовательская работа магистранта осуществляется под руководством выделенного научным руководителем магистерской программы и утвержденного Ученым советом факультета преподавателя, имеющего ученую степень не ниже кандидата наук.

Магистрант должен в установленные сроки написать текст диссертации и представить его для обсуждения научному руководителю магистерской программы.


  1. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет права:

– изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

– предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часов в неделю;

– осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.


  1. Требования к условиям реализации основной образовательной

программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

В кадровом отношении реализация основной образовательной программы подготовки магистра в вузе должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины или систематически занимающимися научно-исследовательской работой по данной дисциплине.

Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации, входящим в федеральный компонент, должны читаться преподавателями, имеющими научную квалификацию, не ниже степени кандидата наук и систематически занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей дисциплине. 20% преподавателей по этим дисциплинам должны иметь степень доктора наук.

Реализация основной образовательной программы должна, как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз имеет право привлекать для чтения курсов, входящих в федеральный компонент, до 25% преподавателей сторонних организаций


6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению

учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы магистра включает в себя:

– учебный план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта;

– рабочие планы на каждый год обучения;

– утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов, а также утвержденные руководителем магистерской программы программ специальных дисциплин;

– утвержденное вузом (факультетом) положения о научно-исследовательской, педагогической и производственной практиках магистрантов, государственном экзамене и магистерской диссертации, а также перечень примерных тем магистерских диссертаций по каждой магистерской программе, реализуемой в вузе;

– наличие утвержденных деканом факультета индивидуальных планов работы каждого магистранта;

– наличие компьютерного класса, доступного студентам-магистрантам и позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год;

– наличие доступного для магистрантов выхода в систему Internet.

– наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по всем дисциплинам настоящего государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 магистранта;

– наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой политической мысли в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента, а также политологических журналов академических институтов, "Вестников" классических университетов (сер. –Политические науки) и региональных политологических журналов.

6.2.4. Требования к материально техническому обеспечению



учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу бакалавра, должно располагать материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной, научно-исследовательской и практической работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам.


6.2.5.Требования к организации практик
Научно-исследовательская практика организуется с целью ознакомления студентами с организацией научно-исследовательской работе в вузе, НИИ, научном центре, лаборатории, получения ими навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия студентов в научно-исследовательской работе коллектива исследователей. Практика организуется, как правило, с отрывом от аудиторных занятий под руководством научного руководителя избранной темы магистерской диссертации. Заканчивается практика отчетом и выставлением оценки или зачета.
Научно-педагогическая практика проводится для закрепления теоретических знаний студентов по методике преподавания политологии в высшей школе и получения ими навыков преподавательской деятельности в вузе. Практика проводится в вузе в виде подготовки лекционного и семинарского материалов, методических разработок, чтения лекций и проведения семинарских занятий. Заканчивается практика отчетом с выставлением оценки.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520900 Политология


  1. Требования к профессиональной подготовленности магистра

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 520900 Политология.

  1. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:

– владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

умения:


– формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Магистр политологии должен:


  • знать современную мировую политическую науку и быть знакомым с разрешением проблем в различных направлениях с основными традициями в истории политической философии;

  • понимать современные методологические школы: позитивизм, функционализм, марксизм, структурализм, символический интеракционизм, этнометодологию, теорию рационального выбора и неоинституционализм и их роль в изучении политической деятельности, отечественный и зарубежный опыт исследования этих ориентацией в политических исследованиях;

  • владеть проблематикой современной политической философии и сравнительной политологии, теорией политических институтов и процессов, международной политики и современного политического процесса в России, знать традиции в истории политических учений и политической науки, особенности российской политической мысли, изучить теорию государственного и муниципального управления, политического менеджмента, понимать роль политологии в развитии демократической культуры и функции современного политолога;

  • владеть технологией эмпирических политических исследований: единство эмпирического и теоретического анализа, качественных и количественных методов.

  • знать основные этапы и процедуры эмпирического политического исследования, методы сбора данных: анализ исторических документов, материалов официально статистики и биографий; наблюдение за ходом массовых политических акций; контент - анализ партийных программ и решений государственных органов, СМИ; опросы населения и их роль в изучении социально-политических ситуаций, политических предпочтений и ориентацией; исследование фокус - групп при исследовании эффективности политической рекламы; методы анализа эмпирических данных: построение таблиц распределение признаков, корреляционный, кластерный, факторный анализ, многомерное шкалирование; опыт использования различных методов сбора и анализа данных в отечественной и зарубежной политологии; современные центры политических исследований и банки данных; возможности и условия вторичного анализа накопленных данных;

  • уметь пользоваться методологией сравнительного политического анализа.

  • знать методику преподавания политологии, владеть умениями и навыками чтения лекций и проведения семинарских занятий, организации самостоятельной работы студента, подготовки методических материалов.

7.1.3. Специальные требования.

Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.


  1. Общие требования к государственной итоговой аттестации

Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по политологическим специальностям. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.


7.2.2. Требования к магистерской диссертации


Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи. Она должна представлять собой самостоятельное исследование, решающее некоторую частную задачу, входящую составной частью в решение более общей проблемы, которая имеет важное теоретическое или практическое значение. Исследование должно быть апробировано в форме выступления на конференции, либо в форме полностью подготовленной к публикации и одобренной научным руководителем статьи.

Конкретные требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 520900 Политология и методических рекомендаций УМО по образованию в области Политологии.

Защита магистерской диссертации осуществляется на Государственной аттестационной комиссии в присутствии научного руководителя и двух рецензентов.
7.2.3 Требования к государственному экзамену магистра

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 520900 Политология определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области Политологии, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразования России, и государственного образовательного стандарта по направлению 520900 Политология

СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение по образованию в области

философии, политологии и религиоведения


Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно - методического совета по направлению 520900 Политология " 17 " ноября 1999г.

Председатель Совета УМО В.В. Миронов


Заместитель председателя А.В. Иванов

Согласовано:


Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

профессионального образования Г.К. Шестаков
Начальник отдела

гуманитарного образования Т.Э. Петрова


Сотрудник,

курирующий данное направление С.А. Гусова


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница