Министерство образования и науки Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
_____________________ А.Г. Свинаренко
«_30_____»_мая__________2006 года
Регистрационный № 03-050202-П
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности
050202 Информатика
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – учитель информатики основной общеобразовательной школы
Вводится в действие с 1 сентября 2006 г.
Москва-2006 г.
1. Общая характеристика специальности
050202 Информатика
1.1. Специальность 050202 Информатика утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 21. 11. 2001 г. № 3755 «О внесении дополнений и изменений в Классификатор специальностей среднего профессионального образования и закреплении специальностей за министерствами и ведомствами».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 050202 Информатика:
очная,
очно-заочная (вечерняя),
заочная,
экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема:
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
– на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;
– на базе основного общего образования – 4 года 10 месяцев1.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
– аттестат о среднем (полном) общем образовании;
– аттестат об основном общем образовании;
– диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
– документ об образовании более высокого уровня.
1.4. Квалификации выпускника:
– учитель информатики основной общеобразовательной школы.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник готовится к работе в качестве учителя информатики основной общеобразовательной школы, а так же к выполнению педагогических функций с детьми среднего школьного возраста в других воспитательно-образовательных учреждениях.
Основные виды профессиональной деятельности учителя информатики основной общеобразовательной школы:
образовательно-воспитательная – осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами основной общеобразовательной школы; создание гуманистической педагогической среды как условия успешного развития школьника, организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей школьников; осуществление личностно-ориентированного подхода в работе со школьниками на основе изучения личностей учащихся, анализа их обученности и воспитанности, проектирования развития личности школьников; оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с учащимися, имеющими отклонения;
учебно-методическая – планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний, умений и навыков школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания c опорой на деятельностный подход и продуктивные методы обучения с учетом анализа достигнутых результатов;
социально-педагогическая – разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии, методики обучения и воспитания детей школьного возраста.
Выпускник должен уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; организовывать методически обоснованный учебный процесс по дисциплине «Информатика» в основной общеобразовательной школе; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания школьников; взаимодействовать (сотрудничать) со школьником; изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; квалифицированно владеть профессиональными умениями и навыками; пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями и навыками самообразования и самовоспитания.
Выпускник должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека, Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методики преподавания дисциплины «Информатика» в основной общеобразовательной школе; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 050202 Информатика, подготовлен:
– к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
– к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 050202 Информатика в сокращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 050202 Информатика
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
-
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-
иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
-
знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
-
обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
-
обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
-
быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
-
быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
-
быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
-
быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
-
быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
-
быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
-
обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремится к творческой самореализации;
-
знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
-
иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
Выпускник должен:
в области философии:
-
иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
-
иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
-
иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
-
знать основные положения Конституции Российской Федерации;
-
иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
-
знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
-
уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
-
знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
-
знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи; правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
-
уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
-
уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
-
уметь пользоваться словарями русского языка;
в области отечественной истории:
-
иметь представление об основных этапах истории отечества;
-
знать тенденции становления и развития российской государственности;
-
уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;
в области иностранного языка:
-
владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
-
обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
-
иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
-
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области социальной психологии2:
-
знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
-
уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
в области экономики:
-
знать общие положения экономической теории;
-
иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
-
уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
-
иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
-
иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
-
иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
-
иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);
в области мировой художественной культуры:
– иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств;
-
знать основные этапы истории отечественной художественной культуры, ее выдающиеся достижения и их связь с мировым художественным процессом;
в области литературы:
– иметь представление о целостности мирового литературного процесса, об отечественной и зарубежной литературе в историко-культурном процессе, об основных литературных направлениях;
-
знать основные этапы истории мировой литературы;
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
выпускник должен:
в области математики:
-
иметь представление о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
-
иметь представление о роли математики в гуманитарных исследованиях;
-
иметь представление о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
-
знать основные понятия, связанные с дифференциальным и интегральным исчислением, функций одной переменной и дифференцируемостью функций нескольких переменных;
-
знать понятия и уметь применять методы математического анализа к решению прикладных задач;
в области физики:
-
знать основные физические законы и методы исследования окружающего мира;
в области экологических основ природопользования:
-
иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
-
иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
-
иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
-
иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.
По общепрофессиональным дисциплинам
выпускник должен:
в области психолого-педагогической и медико-биологической подготовки:
-
знать закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные особенности;
-
знать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;
-
знать особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
-
знать основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;
-
знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;
-
знать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;
-
знать современные инновационные технологии в сфере образования;
-
знать закономерности общения межличностных и внутригрупповых отношений;
-
знать содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;
-
знать основы педагогического мастерства;
-
знать основы управления педагогическими системами;
-
знать основные общенаучные характеристики исследования в области образования;
-
знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей;
-
знать основополагающие принципы здорового образа жизни;
-
знать наиболее распространенные заболевания, являющиеся главной причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков;
-
знать основные факторы риска и основные способы профилактики детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма, функциональных нарушений;
-
уметь создавать психологически комфортную развивающую среду;
-
уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
-
уметь организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;
-
уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;
-
уметь оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;
-
уметь осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
-
уметь использовать современные инновационные технологии в сфере образования;
-
уметь осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
-
уметь осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;
-
уметь реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
-
уметь осуществлять учебно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;
-
уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить (аттестация).
-
уметь оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
-
иметь представление об основах государственной политики и права в области образования;
-
знать права и обязанности работников в сфере управления образованием;
-
знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе образовательной деятельности;
-
знать аспекты регулирования трудовых отношений в области образовательного права: коллективный договор, трудовой договор;
-
знать Федеральный закон «Об образовании»» и механизм реализации данного закона;
-
знать основы семейного права;
-
знать основное содержание международных документов и российского законодательства о правах ребенка;
-
уметь использовать нормативно-правовые документы в работе;
-
уметь осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;
-
уметь оказывать практическую правовую помощь ребенку в области социальной защиты;
-
уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики образовательного учреждения:
-
иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;
-
знать хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;
-
знать состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержания образовательного учреждения;
-
знать виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;
-
знать методику бизнес-планирования;
-
знать организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку;
в области менеджмента:
-
иметь представление о современном менеджменте;
-
знать функции, виды и психологию менеджмента;
-
знать основы организации работы коллектива исполнителей;
-
знать принципы делового общения в коллективе;
-
знать информационные технологии в сфере управления производством;
-
знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
-
знать принципы обеспечения устойчивости объектов эргономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
-
уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
-
знать основы военной службы и обороны государства;
-
уметь оказывать первую медицинскую помощь.
По дисциплинам предметной подготовки
выпускник должен:
-
иметь представление о роли информации в современном мире, об основных этапах развития информатики;
-
знать основы теории информации;
-
знать элементы теории алгоритмов;
-
знать арифметические основы компьютера;
-
знать логические основы компьютера;
-
знать содержание и требования школьных программ по информатики основной средней школе;
-
знать устройство ЭВМ, тенденции развития архитектуры ЭВМ;
-
знать способы представления различных данных в компьютере;
-
знать устройство и способы организации компьютерных сетей;
-
знать основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;
-
знать возможности использования вычислительной техники в управлении учебными заведениями, для создания банка данных педагогической информации;
-
уметь программировать как минимум на одном из языков программирования;
-
уметь работать на компьютере, с различными вспомогательными устройствами, с системными и прикладными программными средствами общего назначения;
-
уметь работать в персональных, локальных и глобальных компьютерных сетях, системах телекоммуникаций;
-
уметь организовывать телекоммуникационные порталы в компьютерных сетях;
-
уметь внедрять новые информационные технологии в практику работы учебного заведения;
-
владеть методикой обучения информатике в основной общеобразовательной школе.»
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике
В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 050202 Информатика выпускник должен быть готов к выполнению образовательно-воспитательной, учебно-методической, социально-педагогической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
Поделитесь с Вашими друзьями: |