Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка



страница1/4
Дата01.03.2016
Размер0.94 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи



Сартикова Евгения Викторовна


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ

ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛМЫКИИ В ХХ ВЕКЕ:

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Специальность 07.00.02 – Отечественная история



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Волгоград – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук».


Научный консультант - доктор исторических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ



МАКСИМОВ Константин Николаевич.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор



КРАСОВИЦКАЯ Тамара Юсуфовна

(г. Москва, Институт российской истории

РАН);
доктор исторических наук, профессор

БОЛОТОВ Николай Александрович

(г. Волгоград, Волгоградская государственная

академия повышения квалификации и

переподготовки работников образования);


доктор исторических наук, доцент

КОРНИЛОВА Ирина Михайловна

(г. Элиста, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий

государственный университет).
Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Ставропольский

государственный университет»

Защита диссертации состоится «____» ____________ 2012 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д. 212.029.02 при ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», автореферат диссертации размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» - http://www.volsu.ru.

Автореферат разослан «____» ____________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент А.В. Луночкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Школьное образование является решающим как для индивидуального успеха человека, так и для долгосрочного развития всей России. Отсюда тесная взаимосвязь политики государства и проблем образования. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию1. Поэтому проблемы школьного образования в России приобрели особую актуальность.

Актуальность темы исследования определяется возможностью проследить развитие государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии как неотъемлемой части единого процесса, протекавшего в стране. Поскольку в исследовании используется компаративный анализ, то в качестве объектов сравнения избраны материалы по национальным республикам Поволжья для выявления общих закономерностей и особенностей формирования и реализации государственной политики в сфере школьного образования в республиках. Это позволит пополнить общие представления о формировании образовательной государственной политики России конкретной картиной ее реализации на региональном уровне. При всей значимости проблемы она еще недостаточно исследована. Вне поля зрения ученых остаются такие аспекты, как специфические условия того или иного региона, влияющие на становление и развитие школьного образования, особенности государственной образовательной политики в регионах. В целом эта тема не подвергалась компаративному анализу в данных территориальных и хронологических рамках.

В условиях нынешней модернизации всей сферы социальных отношений в России особенно актуальным становится изучение истории общественного быта больших и малых народов, выявление традиционных и создание новых механизмов их взаимодействия. Историческое обобщение достижений и ошибок, трудностей и нерешенных проблем в школьном образовании в национальных регионах России позволяет создать такую модель образования и воспитания, в которой формировались бы этническая толерантность и духовные ценности народов. Поэтому школа XXI века не может быть создана без учета региональных и национальных особенностей. Однако любые преобразования будут успешными лишь при использовании не только лучшего мирового опыта, но и опыта российской школы на большом историческом пути ее развития. В этой связи обращение к государственной политике в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке может сегодня дать импульс для новых идей, позволит, критически осмыслив имеющийся опыт, использовать положительное из «хорошо забытого старого», которое будет способствовать решению современных задач, стоящих перед нашим обществом.

Степень изученности темы. Историографию проблемы можно условно разделить на три периода: дореволюционный (1900-1917 гг.), советский (1917-1991 гг.) и постсоветский (1991-2000 гг.).

Дореволюционный период. Попытки осмысления тенденций развития народного образования в России в начале XX в. были предприняты В.П. Вахтеровым, Н.X. Весселем, П.Ф. Каптеревым, Г.А. Фальборком, Н.В. Чеховым и другими2. В их работах привлечен богатый фактический материал, показана деятельность правительства и общественности, различных конфессий в преодолении культурной отсталости народов России. Большая часть работ сконцентрирована на проблеме развития педагогической науки в России в период империализма, на разных аспектах данной проблемы, не получивших ранее освещения в историко-педагогической литературе3.

Некоторые исследователи4 придерживались определенных схем в изучении проблем образования дореволюционной России. В их исследованиях подвергалась критике образовательная политика государства. Лишь в конце 1980-х – начале 1990-х гг. стали появляться работы, основанные на современных методологических подходах (Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Б.К. Тебиев и др.)5.

Исследователи дореволюционного периода провели первичный сбор материала, его систематизацию. Их работы богаты фактическим содержанием, в них были затронуты такие вопросы, как возникновение народных школ, описание различных типов школ, названы причины их недостаточного успеха. В то же время авторами не вскрыты причины недостаточного развития народного образования.

Советский период. Историография проблемы начинает формироваться в 1920-е годы. В этот период вышел ряд работ, которые были связаны и задачами строительства новой трудовой советской школы6. Авторы исследований П.Н. Григорьев, Н.В. Вихирев, В.Н. Козлов и другие обращали свое внимание на влияние большевистской партии на образование7. Работы характеризуются стремлением авторов отметить успехи новой системы образования и ее преимущества в сравнении с дореволюционной.

Во второй половине 1930-х – начале 1950-х гг. вышло значительное число крупных работ по истории отечественной школы8. Ведущее место в историко-педагогической литературе тех лет принадлежит работам Н.А. Константинова и Е.Н. Медынского9. Это первые обобщающие труды по истории советской школы. В 1950-е годы широкое распространение получила «партийно-образовательная» тематика, особое внимание уделялось освещению роли КПСС в процессе перестройки народного образования, борьбе за массовую грамотность10.

Следующий этап в изучении системы народного образования в стране начался с середины 1950-х годов. Анализ государственной политики в сфере школьного образования, изучение перестройки системы образования и утверждение новых принципов ее функционирования были осуществлены в исследованиях Ф.Ф. Королева, З.И. Равкина, Е.Н. Медынского, М.М. Дейнеко11. Тематика исследований значительно расширилась и включала в себя роль Коммунистической партии в культурном строительстве12. Однако анализ, содержащий критическое осмысление партийных решений в образовательной области, не допускался.

В 1960-1980-е гг. выходят труды Н.К. Гончарова, В.А. Куманева, Н.М. Катунцевой, в которых расширяется проблематика исследований народного образования13. Среди работ обобщающего плана можно выделить коллективную монографию «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР»14, в которой впервые на фоне общественно-политических изменений в стране дается общая картина развития системы народного образования. В работах Н.А. Болотова, В.Ф. Кривошеева, В.П. Леднева обобщен исторический опыт подготовки педагогов15.

Началом нового этапа в отечественной историографии стал рубеж 1980–1990-х гг. Главным его содержанием является попытка ученых на основе анализа уже известных фактов переосмыслить события истории советской школы, создать объективную картину развития отечественной системы образования. Большая часть работ советского периода освещает только положительный опыт разработки и реализации государственной политики в сфере образования16. И все же в отдельных трудах поднимались актуальные проблемы дальнейшего развития отечественной системы образования17.

В годы перестройки обозначились новые подходы к анализу образовательной политики государства18. В то же время, какой-либо серьезной критики в связи даже с очевидными ошибками в партийной политике исследователи избегали. В монографии Т.Ю. Красовицкой «Власть и культура: исторический опыт организации руководства национально-культурным строительством»19 система управления национально-культурной сферой проанализирована на примере деятельности Наркомнаца и Наркомпроса. В монографии «Российское образование между реформаторством и революционаризмом. Февраль 1917-1920 гг.» Т.Ю. Красовицкой20 дана обоснованная критика прежней образовательной традиции.

Особую актуальность для преодоления культурной отсталости народов национальных республик Поволжья имела ликвидация неграмотности населения. Проблемам, сопровождавшим проведение в жизнь этой кампании, посвящена обширная литература21. В историографии советского периода большое место занимает литература по истории советской интеллигенции22.

Исследователи советского периода анализировали государственную политику в сфере образования, деятельность школ, роль и место учителя в школьном процессе. Положительным в работах является анализ фактического и статистического материала, введение в научный оборот новых источников. Наиболее характерным недостатком большинства публикаций того периода была существенная лакировка реального положения дел, искусственное выпячивание успехов и достижений, затушевывание трудностей и существовавших негативных тенденций.

В 90-е гг. ХХ в. начинается постсоветский период в изучении истории общеобразовательной школы. В 1990-х гг. появляются обобщающие научные работы, позволяющие проследить эволюцию отечественной образовательной политики23. В них проанализированы основные тенденции, противоречия, связанные с развитием и совершенствованием отечественного образования, обозначены перспективы его развития24.

В 1990-е гг. происходил болезненный процесс переосмысления методологических и исторических подходов к исследованию актуальных образовательных проблем25. Объективная оценка политики Российской Федерации в области образования была дана в ряде исследований конца 1990-х гг. - начала нового столетия26. Среди них необходимо выделить исследования Э.Д. Днепрова27, Н.А. Болотова28, Е.Г. Тимофеевой29. В работе «Современная школьная реформа в России» Э.Д. Днепров подчеркивает, что «кризисное состояние школьного дела отражало аналогичное состояние общества и имело ту же первопричину – кризис тоталитарного режима… Образовательная контрреформа 1930-х гг. создала конвейер по производству необходимого человеческого материала…»30. Заслуживают внимания исследования отдельных аспектов модернизации образования, как одного из приоритетов государственной политики31. Защищены докторские диссертации, посвященные изучению в той или иной степени проблем государственной политики в сфере образования32. В целом постсоветский период в историографии характеризуется отказом от однообразного подхода к системе народного образования, обоснованием необходимости вариативного обучения, стремлением дать глубокую оценку процессам реформирования школьного образования, включая вопросы государственной образовательной политики в различные периоды истории России.

В историографии Калмыкии дореволюционного периода состояние школьного образования основательно не изучено. В отдельных публикациях исследователей в сжатой форме приводились разрозненные сведения о просвещении среди калмыков. Авторы кратких очерков А.Д. Сильницкий, Н. Спасский, С.В. Фарфоровский33, не претендуя на теоретические обобщения, по горячим следам событий зафиксировали реальную картину состояния школьного дела в Калмыкии. По сути, сегодня эти очерки служат источниками, хотя они требуют критического анализа. Наиболее обстоятельной является монография Н.Ш. Ташнинова34. Автор проанализировал историю просвещения калмыцкого народа с XVII в. до середины 60-х гг. ХХ века. Тем не менее, в ней отсутствует анализ трудностей состояния образования в республике.

В последние годы начался процесс переосмысления событий и явлений, имевших место в области образования, в том числе в Калмыкии. Были изданы коллективная монография «История Калмыкии с древнейших времен до наших дней» (в 3-х томах)35 и индивидуальные монографии36, в которых, опираясь на недавно ставшие доступными источники и переосмысливая известные ранее факты с учетом новейших исследований по истории, предстает новый взгляд на развитие образования калмыцкого народа. Значительное место занимает национальный аспект образования37.

Особое место в историографии данной тематики занимают труды поволжских ученых, изучающих историю своих республик и региона. В каждой республике определился круг исследователей, занимающихся изучением истории регионального образования. Например, в Мордовии оно связано с именами А. Ососкова, К. Коткова, Н. В. Талдина, Т. Н. Сандиной, В.С. Ивашкина, Т.И. Шукшиной и др.38. Образовательная политика государства и православной церкви в сфере просвещения нерусских народов региона стала основной темой исследований С.В. Грачева и Е.Г. Осовского39. Проблемы развития системы народного образования стали предметом исследования многих историков и педагогов. Особенно успешно в этом направлении работают чувашские40 и марийские учёные41. Вопросы развития народного образования в дореволюционный период рассматривались в исследованиях Л.А. Ефимова, М.Н. Паравиной, И.П. Ивановой42.

Интерес к региональной истории стимулировал активность специалистов в изучении состояния школьного образования народов СССР. Это относится и к Республике Татарстан. В работах А.Ф. Эфирова43 русско-татарские школы представ­лены как основной конкурент мусульманских конфессиональных учебных заведений. В 1950-1960-х гг. к изучению истории татарской школы подключилось новое поколение историков и педагогов44. В 1970-е гг. особое внимание исследователей привлекли вопросы развития татарского просветительства45. Одно­временно прошлое школьного дела татар освещалось в рамках обобщающих работ, посвященных развитию образования нерусских народов Поволжья46. В рамках исследования рассматривалось состояние школьного образования татар в губерниях Среднего Поволжья47.

Региональные историки иллюстрируют, конкретизируют и дополняют историю федерального масштаба. Интересен опыт удмуртских историков. Известным специалистом в области истории народного образования в России и Удмуртии является профессор К.А. Пономарев48. По данной теме защищены ряд диссертационных исследований49. Ученые Башкирии обращают пристальное внимание на проблемы школьного образования50. В 1990-е годы защищены диссертации, затрагивающие различные аспекты школьного образования51. Историю становления национальных учебных заведений в Башкирии изучает Л.Ш. Сулейманова52. В последнее время вопросы развития народного образования в дореволюционный период стали предметом исследования национальных историков53.

С середины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. под влиянием перестроечных процессов меняется и направленность исследований. Работы в регионах создаются параллельно с реализацией политики ускоренного развития национальных школ в рамках последней общероссийской образовательной реформы и носят социологический, философский характер54. Развитие новой образовательной парадигмы на постсоветском простран­стве стимулировали изучение истории школьной политики государства, переосмысление ее достижений и недостатков55. Наряду с этим продолжились исследования истории школьного дела народов России, которые позволяют выявить общее и особенное в развитии школьного образования коренных народов56. Общие и специфичные действия властей в отношении различных этносов отражают работы целого ряда исследователей57.

Проблемы образования в России и её регионах привлекали внимание не только отечественных, но и зарубежных ученых Э. Карра, Р. Пайпса, Н. Верта, Д. Боффа. Они затрагивают в своих исследованиях различные стороны развития системы образования58. По мнению Р. Пайпса, главную роль в обществе играют учителя как самый многочисленный отряд интеллигенции. Н. Верт исследует российскую историю на протяжении всего ХХ века. Определенное место в его работах также отводилось проблемам интеллигенции и школьного образования. Внимание зарубежных историков привлекали и вопросы культурной революции59.

Обобщая историографический анализ литературы по избранное теме можно сделать вывод о значительном круге исследований по заданной проблематике. Однако далеко не все её периоды изучены в одинаковой степени. Наиболее полно рассмотрены 1920-30-е гг. – период осуществления всеобщего начального обучения, ликвидации неграмотности населения, становления государственной советской школы. В определённой степени изучена история школ в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), а послевоенные годы, 60-80-е гг. ХХ в. исследованы лишь в коллективных монографиях. Этнопедагогические исследования периода возрождения национальных школ начинают развиваться. В то же время еще не изучены общие закономерности и особенности развития школьного образования в Калмыкии в советский период, многие исследования в силу господствовавшей прежде идеологизированной методологии односторонне, не критически освещают процессы преобразований, обосновывают тезис о руководящей роли партии во всех сферах жизни советского общества, в том числе и в образовании. Поэтому назрела необходимость компаративного анализа процесса формирования и реализации государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке.

Исходя из степени изученности проблемы, можно сформулировать основную цель работы: выявление общих закономерностей и особенностей формирования и реализации государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке в историко-сравнительном плане. Ее достижение реализуется путем решения следующих задач:

- раскрыть специфику государственной политики в области просвещения народов Поволжья в начале ХХ века. При этом охарактеризовать и деятельность просветителей, работавших непосредственно в его среде;

- выявить роль церкви и её школ, своеобразие конфессионального обучения калмыков;

- показать сущность и основные направления государственной политики в сфере школьного образования в условиях советской модернизации 1930-х годов;

- обобщить опыт работы государственных органов по подготовке педагогических кадров;

- рассмотреть приоритеты политики государства в сфере образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);


- проанализировать государственную политику в сфере школьного образования в Калмыкии во второй половине ХХ века, сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики;


- изучить особенности развития национальной системы образования как важного механизма, позволяющего народам сохранять самоидентичность в российском социально-культурном пространстве.

Объектом исследования является система школьного образования в ХХ веке. Предмет исследования включает анализ реализации государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в сравнении с национальными республиками Поволжья в ХХ веке. Автором проанализированы как сходства, так и различия в развитии школьного образования, изучена специфика национального образования на разных этапах исторического развития.

Хронологические рамки диссертации охватывают XX век. Начальный хронологический рубеж (1900 г.) не только формально связан с началом нового века. В начале ХХ в. под влиянием общедемократического движения в России стремление народов к просвещению резко усилилось. Для подъема культурного уровня населения необходимо было создать систему народного просвещения. Эта проблема имела государственный характер. Вопрос о введении в стране обязательного всеобщего обучения был выдвинут еще в ходе революции 1905-1907 гг., но только в 1911 г. закон был принят III Государственной думой60. Заключительный рубеж исследования определяется формированием государственной стратегии образования конца 1990-х – начала 2000-х гг., включающей инновационные технологии, организационные и финансовые механизмы развития школы в России, принятием закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и соответствующего закона в Калмыкии (1997 г.). Такой хронологический охват позволяет рассмотреть особенности и общие тенденции развития школьного образования в Калмыкии, определить его специфику, детерминированную разнообразием исторических, социально-экономических и культурных условий жизнедеятельности региона, государственной политикой власти в сфере школьного образования в целом с общим ходом социально-политического и культурного развития страны.

Географические рамки работы включают территории Калмыкии, а для сравнения – республик Поволжья: Чувашии, Татарстана, Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Башкортостана. Выбор данных республик определяется несколькими факторами. Во-первых, общностью социально-экономического и национально-государственного развития. Во-вторых, общностью историко-культурных традиций. В-третьих, все эти республики, входящие в Поволжский регион, в силу особенности исторического формирования Российского государства, отличались многонациональным и многоконфессиональным составом населения. Здесь проживают народы, которые исповедуют и языческие культы (мордва, мари, удмурты, чуваши), и ислам (татары, башкиры), и буддизм (калмыки). В-четвертых, специфику региона составляет также то, что он в предшествующую историческую эпоху характеризовался почти одинаковым уровнем грамотности. Всё это позволяет выделить как сходства, так и различия в государственной политике по отношению к школьному образованию названных республик в рассматриваемый период. В-пятых, с 1920-х годов образование, просвещение в России реализуется в едином законодательном пространстве.

Методология и методы исследования. Исследование базируется на принципах историзма, объективности и системности. Одним из главных является принцип историзма, который позволяет установить причинно-следственные связи и проанализировать исторические явления в динамике. Использование данного принципа позволило проследить особенности развития школьной политики государства в Калмыкии на протяжении значительного хронологического периода, изучить внутренние законы развития школы в регионе в неразрывном единстве с историческими событиями данной эпохи. В диссертации также используется принцип объективности, который предполагает научное описание и анализ исторических событий. Исходя из принципа системности, региональный объект исследования представлен в качестве подсистемы, структурно и функционально связанной с деятельностью всей советской школы.

В соответствии с целями и задачами исследования в диссертационной работе используется ряд методов. В работе над диссертацией применялся компаративный анализ, который включает в себя конкретный и сравни­тельный анализ, позволяющий выявить общее и особенное в развитии истории. Применение компаративного  анализа позволило не только описать, но и объяснить сходства и различия условий и результатов развития государственной политики в сфере школьного образования в рассматриваемых регионах страны.



В работе использованы общенаучные методы (анализ и синтез, аналогия и сравнение, классификация и типологизация и др.). Из общеисторических методов научного исследования, был применен историко-генетический метод, который позволил рассмотреть процесс формирования и реализации государственной политики в сфере образования в Калмыкии на длительном временном отрезке. Историко-сравнительный метод дал возможность сопоставить данные различных источников, раскрыть как сходства, так и различия в развитии школьного образования в Калмыкии и в других республиках Поволжья и формировании государственной политики по отношению к нему. Историко-системный метод помог автору осуществить сбор и систематизировать значительный архивный материал по данной теме, классифицировать исторические источники по их содержанию, выявить степень научной разработанности проблемы. Проблемно-хронологический метод позволил проследить изменение масштабов деятельности государства в сфере школьного образования на протяжении столетия. При составлении таблиц, характеризующих развитие школьного образования в Поволжье, применялся статистический метод. Сочетание всех этих методов и подходов способствовало осмыслению развития школы в контексте общероссийского и национального образовательного пространства.

Источниковую базу исследования составляет обширный комплекс неопубликованных и опубликованных исторических источников. Основной источниковой базой диссертации явились документальные материалы, выявленные в фондах различных архивов. При подготовке работы были изучены документы фондов центральных и региональных архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Казенного учреждения РК «Национальный архив» (КУРК НА), Текущего архива Министерства образования и науки Республики Калмыкия. Использованные источники можно классифицировать по следующим группам:

Первая группа – законодательные и нормативно-правовые акты. К ним относятся: указы и постановления, директивы, инструкции высших органов власти СССР о школе, протоколы съездов партии и партийных органов поволжских республик, директивы и постановления Наркомпроса РСФСР, Министерства просвещения РСФСР. В исследовании мы опирались на положения действующих Конституций Российской Федерации и Конституций национальных республик Поволжья, определяющие государственную политику в развитии образования государства. В Конституциях Советского Союза и Российской Федерации было закреплено право каждого гражданина на бесплатное и доступное образование. Право выбора языка обучения нашло отражение и в первых советских декретах об образовании, и в последних общефедеральных и республиканских нормативных актах. Другим федеральным законом, регулирующим вопросы изучения и преподавания родных языков на всей территории Российской Федерации, является федеральный Закон «Об образовании» (1992 г.). Поэтапное претворение в практику пунктов Закона позволяет решать вопросы национально-языковой политики цивилизованно, без перегибов и ущемления интересов носителей разных языков. К документам, отражающим выполнение директивных указаний центральных и республиканских органов власти, можно отнести протоколы государственных комиссий, материалы обследований, докладные записки, сводки, статистические данные, отчеты.

Разнообразные архивные документы нормативно-правового характера отражают деятельность Министерства Народного Просвещения (МНП), Министерства Государственных имуществ (МГИ), Министерства Внутренних Дел (МВД), местных органов власти по введению государственного образования среди поволжских народов (законы, циркуляры, положения). В фонде ГА РФ – Министерства просвещения РСФСР (Ф. 2306) сосредоточены документы, отражающие самые различные стороны функционирования системы школьного образования в национальных республиках Поволжья: отчеты органов образования субъектов России, разнообразные планы, дающие представление о бюджетных, кадровых и иных приоритетах развития; докладные записки; документы, фиксирующие результаты проводившихся проверок, акты, письма, справочный материал, обращения, рекомендации работников образования и т.д. Их ценность заключается в информационной насыщенности и разнообразии. В фонде Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности (Ф. 2314) содержится значительный объем документов о деятельности ВЧК по ликвидации неграмотности. Большой интерес представляют докладные записки, обзоры, заключения раз­личных комиссий, включающие данные по регионам, в том числе и Поволжью.



Вторая группа источников – делопроизводственная документация: протоколы, стенограммы, сводки, сообщения, отчеты, доклады, деловая переписка. Основной массив источников подобного рода находится в архивах. Фонды Комиссии по просвещению национальных меньшинств Наркомата РСФСР (Совнацмен) (Ф. 296), Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР (Ф. 8080) ГА РФ помогли собрать необходимый научный материал по становлению и развитию системы школьного образования в поволжских национальных республиках, по подготовке учительских кадров, формированию национальной интеллигенции. Они позволяют охарактеризовать структуру школьного образования в Поволжье, проследить этапы её развития в сравнительном анализе.

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) объектом изучения стали материалы отделов ЦК ВКП (б), анализ которых позволил определить степень влияния на изучаемые процессы партийных органов национальных республик Поволжья, выявить основные тенденции развития школьного образования: записки, письма, проекты постановлений, подготовленные отделами школ, переписка с органами народного образования, материалы совещаний по вопросам образования обучающихся, стенограммы городских и районных собраний партийного актива по обсуждению итогов работы ХХ съезда КПСС, тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии системы народного образования и подготовки кадров (Ф. 17 – Отдел пропаганды и агитации ВКП (б) - ЦК КПСС (1898, 1903-1991). Оп. 121 – Техсекретариат оргбюро ЦК ВКП (б) (1939 – 1948 гг.), Оп. 126 – Отдел школ ЦК ВКП (б) (1939, 1941 – 1947 гг.).

В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) выявлены документы об использовании в республиках Поволжья субвенционной системы финансирования местных бюджетов вместо дотационной, которая позволяла центральным органам в форме долевого участия из общегосударственных фондов целенаправленно финансировать местные учреждения, содержащиеся за счет местных средств. Эта система обеспечивала за центром проведение в общереспубликанском масштабе определенных планов в области народного образования, здравоохранения и сельского хозяйства.

Наиболее обширной группой источников являются документальные материалы, хранящиеся в фондах Национального архива Республи­ки Калмыкия (НА РК). Среди них следует выделить основные: Ф. И – 9 – Управление калмыцким народом (1867 – 1917). Из всех видов отчетной документации УКН сводные годовые отчеты местных органов наиболее полно отражают состояние дел. Наиболее интересен для нас оказался пункт народное образование, который раскрывает вопросы финансирования школ, выплаты заработной платы, количество школ, учебные программы. Разделы работы о просвещении в Калмыкии в советское время написаны на основе отчетных материалов областного отдела народного образования (Ф. Р-25, с 1935 г. – Наркомпрос КАССР). Анализ архивных документов показал, что в них отражено реальное состояние общеобразовательной школы. Изученные материалы показывают механизм воздействия партийных и советских органов на развитие школы: учебно-материальную базу, кадры, образовательный процесс. Однако в них отсутствует анализ эффективности реализуемых мер, причины ошибок и упущений в осуществлении образовательной политики.

В документах Текущего архива министерства образования, науки и культуры Республики Калмыкия содержатся сведения о системе деятельности государственных организаций в решении проблем образования с середины 1980-х гг. по настоящее время. Среди них особое место занимают докладные записки по итогам обследования школ, приказы министерства образования, протоколы заседаний коллегии минпроса; материалы для исследования национально-региональной системы образования.

Источники данной группы дают богатый фактический материал по избранной теме, позволяют составить общую картину жизни и деятельности школ. В данных документах выявлены сведения о социальном составе учащихся и учителей, количестве учеников, их возрастном составе. Эта группа источников позволяет выявить отношение государственной власти к системе школьного образования, а также дает возможность оценить и отношение местных властей к средней школе. Они явились важным источником в изучении принципов государственной политики в области просвещения разных народов России, а также характер развития и становления национального образования на протяжении ХХ века.

В диссертационном исследовании привлечены статистические материалы и опубликованные документальные сборники, которые составили третью группу источников. В неё входят различные статистические сборники, содержащие документы о развитии системы образования61. Анализ уровня грамотности нерусских народов России потребовал привлечения материалов Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Следует выделить материалы Всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1959, 1979, 1989 годов62. Они содержат наиболее полные данные о численности и составе жителей страны, этнические показатели (национальность и родной язык) и, конечно, образовательный уровень. Статистика советского периода содержит сведения о численности школ, учителей, учащихся, строительстве школ, сметах их финансирования. Данные материалы рассматривались в сопоставлении с другими источниками, т.к. на многие из них легла печать государственного контроля и они ориентированы в основном на положительную оценку.

Ценными опубликованными источниками послужили сборники документов по народному образованию63. Среди них особую ценность имеет сборник документов «Народное образование в СССР», в котором собраны директивные материалы, отражающие процесс развития советской системы образования. Особую группу опубликованных источников составили документы и материалы, раскрывающие картину развития народного образования в республиках Поволжья в ХХ веке. К законодательным и нормативным актам органов государственного управления, правительственным документам, постановлениям, решениям съездов, пленумов обкомов партии национальных республик Поволжья следует отнести опубликованные декреты Советской власти64, сборники документов и постановлений правительства по народному образованию, культурному строительству в РСФСР и Поволжье65, отчеты местных органов власти о ходе ликвидации неграмотности, документальные сведения о развитии школьного образования в Поволжье, подготовки педагогических кадров. Необходимые документы о развитии школьного образования в Поволжье содержатся в сборниках документов по истории культуры республик разных лет66.

В 2000 г. вышел в свет сборник документов и материалов «Образование и педагогическая мысль в Мордовском крае. Вторая половина XVI – начало ХХ в.»67. В изучении истории рабфака Казанского университета оказал сборник, в который вошли материалы по истории его организации68. В последующие годы издаются сборники документов, позволяющие представить всю многогранную деятельность государственных органов Татарии по развитию народного образования, освещающие формы и методы работы школ69. Данные о подготовке кадров с высшим образованием за период с 1927 по 1971 гг. содержит сборник по истории Башкирии70. В других статистических сборниках картину состояния народного образования в Башкирии характеризуют основные показатели: число школ, численность учителей и учащихся, подготовка специалистов и др.71.

Пристального внимания и изучения потребовала четвертая группа источников – периодическая печать (газеты и журналы), где содержится немало сведений, позволяющих воссоздать историческую обстановку. Из этого вида источника извлечены разнообразные материалы: отчеты наблюдателей за религиозными школами, историко-краеведческие материалы, информация об открытии школ и педагогических курсов, статистика и многие другие. Отмечая ценность периодической печати как исторического источника, подчеркнем, что нередко на страницах ежедневных газет публиковалась оперативная, но не всегда тщательно проверенная информация. Поэтому факты, полученные из газетных материалов, потребовали к себе критического отношения.

Особый интерес для данного исследования представляет пятая группа источников. Это источники личного происхождения (воспоминания, частная переписка и т.д.), позволившие взглянуть на протекавшие процессы глазами современников той эпохи72. Для изучения истории развития народного образования в Татарстане ценными источниками являются мемуары участников и очевидцев событий73. Интересны и богаты материалами воспоминания И.Я. Яковлева и его современников74. Данная группа источников помогает не только восстановить жизненный путь этих людей, но и ту социокультурную, политическую ситуацию в стране, которая существовала в тот период времени.

Совокупность этих источников дает возможность автору диссертационного исследования комплексно изучить особенности проводившейся государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке. Кроме того, данные источников позволяют всесторонне рассмотреть исторический аспект развития национально-регионального образования, раскрыть особенности его становления в контексте современной модернизации образования. При всех положительных сторонах общим недостатком опубликованных источников являлся не всегда объективный подход к истинному положению дел в народном образовании. Общая оценка результатов школьной реформы, как правило, завышена, многие факты замалчивались, игнорировались расхождения между намеченными задачами реформы и их реализацией, внимание акцентировалось только на положительных результатах развития школьного образования. Таким образом, привлечение широкого круга исторических источников позволяет автору провести компаративный анализ, дать объективную оценку происходившим событиям.

На защиту выносятся следующие основные положения исследования:

- В дореволюционный период государственная образовательная политика осуществлялась разными путями. Царская администрация, руководствовавшаяся в своей культурно-просветительской деятельности интересами русификаторской политики, поощряло христианское миссионерство. Не только в Калмыкии, но и в других национальных районах Поволжья, внедрялась педагогическая система Н.И. Ильминского. Помимо Астраханского калмыцкого училища по инициативе министерства народного просвещения и при опоре на местные силы было учреждено ещё пять «инородческих учительских учреждений» в Казанском и Оренбургском округах: Казанская учительская семинария, Симбирская центральная чувашская школа (во главе со знаменитым просветителем чувашского народа И.Я. Яковлевым), Бирская инородческая учительская школа, Казанская крещёно-татарская школа и Уфимская школа. Значительную роль в деле просвещения национальных меньшинств сыграли просветители, представители русской и национальной интеллигенции (в Калмыкии – А.М. Позднеев, Т.Д. Юркова, Х.Б. Кануков; в Татарии – Ш. Марджани, Каюм Насыри, Г. Баруди, Г. Махмудов, И. Хальфин; Мордовии – М.Е. Евсевьев, В.Хохряков, И.Н. Ульянов; Чувашии – И.Я. Яковлев; в Марийском крае – В.М. Васильев, Г.Эвайн; в Удмуртии – К.А. Андреев, Т.Борисов, И.С. Михеев и т.д.). Они хорошо понимали нужды своего народа, его стремление к знаниям и всеми доступными им средствами и мерами поддерживали это стремление.

- После 1917 г. государство приступило к созданию новой системы народного образования. Основные направления государственной политики в сфере школьного образования России имели четкий и жесткий характер: идеологический приоритет; классовый подход; «директивное» (сверху) планирование и административно-командный способ проведения преобразований. К 1920 г. эта система полностью сложилась, прошла проверку в центральных районах страны и в качестве руководящей модели была перенесена и в Калмыкию.

- В 30-е годы ХХ века одним из важнейших условий поступательного развития страны стала ликвидация неграмотности среди детей и взрослого населения. Власти впервые разработали государственную программу преодоления массовой неграмотности и развернули широкое общественное движение по ее реализации. Автор полагает, что ликбез поднял уровень элементарной культуры взрослого населения, хотя при этом допускались серьезные просчеты и нерациональное расходование ресурсов.

- Государственная политика в области подготовки кадров состояла в планомерном увеличении их численности и повышении квалификации. В Калмыкии сложилась система педагогического образования, включавшая в себя педагогический техникум, учительский институт, педагогический институт, университет с педагогическими факультетами. Она способствовала формированию национальной интеллигенции, улучшению школьного образования. Высшее педагогическое учебное заведение в довоенный период находилось вне её административной территории.

- Политикой государства в содержании образования в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. являлось воспитание патриотизма. Основная задача по сохранению сети школ в период Великой Отечественной войны, снижению отсева учащихся, проведению в жизнь закона о всеобщем обучении общими усилиями народа была решена.

- В советский период происходила реформа школы и дальнейшее совершенствование системы школьного образования. В то же время в развитии советской школы имелись негативные тенденции. Их накоплению способствовали «остаточный принцип» финансирования со стороны государства, идеологизация учебного процесса, перегруженность учебных предметов. Реформы школьного дела основывались на принципах общедоступности и демократизации, связи школы с жизнью, с политикой Коммунистической партии, проводились под непосредственным контролем КПСС и осуществлялись с целью преодоления имевшихся недостатков в обучении, демократизации школьной системы.

- Проблема развития национальных школ России, в том числе в Калмыкии и в республиках Поволжья, имеет свою непростую историю. В 1920-30-е гг. государственная политика шла по пути поддержки развития национальной школы. В 1950-80-е гг. в условиях приоритетного развития русского языка происходит смена парадигмы национальной школы. В 1990-е годы в условиях реформирования общества органами государственной власти были поставлены задачи возрождения национальной системы образования.



Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые:

- с опорой на огромный массив документов, различных по происхождению и содержанию, комплексно исследуются особенности процесса формирования и реализации государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке в историко-сравнительном плане, что позволило автору рассмотреть школьное образование как региональную подсистему жизнедеятельности народов поволжского региона в общероссийских рамках;

- исследование в рамках докторской диссертации процесса разработки и реализации государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ в. является первой попыткой компаративного анализа, изучения, обобщения сложной и актуальной научно-исторической проблемы;

- данная работа охватывает огромный исторический период – ХХ век, в нем последовательно освещаются практически все этапы развития школьного образования Калмыкии: от характеристики его состояния к началу ХХ века, деятельности просветителей, роли религиозных и светских школ до создания государственной советской школы, совершенствования, реформирования общеобразовательной системы в целом, возрождения национальной школы в сравнении с национальными республиками Поволжья. Дано системное представление о развитии школьного образования в Калмыкии в ХХ веке на основе новых фактов, сведений, а также переосмысление прежних концепций;

- исследована государственная политика в сфере школьного образования без рассечения ее на принципиально несопоставимые отрезки до и после установления Советской власти. С другой стороны, разница между этими периодами не игнорируется, но и не возводится в абсолют. В период Гражданской войны (1917-1920 гг.) вопросы о власти, собственности, направлении духовного развития еще не были решены;

- показана специфика духовного развития на основе конфессионального своеобразия калмыков, основанная на сохранении буддийской культуры. Отсюда, в частности, вытекает необходимость обстоятельного изучения системы религиозного образования, его места в культуре калмыков. Автором сделан вывод о том, что религиозное образование ориентировалось на высокий уровень, соответствующий качеству традиционной культуры. Однако изучение фактов свидетельствует, что сам по себе потенциал древней культуры и потребности ее сохранения не отвечали практическим возможностям религиозных школ Калмыкии начала ХХ века. Несмотря на непопулярность хурульного «образования», царская администрация и духовенство не отказывались от этих школ, рассматривая их как важнейшее средство идеологического воздействия на народ. Наоборот, мусульманская система конфессиональных учебных заведений демонстрировала свою популярность в народе, давала специфическую подготовку, стремилась сформировать в воспитанниках особый характер – твердую религиозную убежденность.

- сделана попытка показать основные направления государственной политики в сфере школьного образования в условиях советской модернизации 1930-х годов: идеологический приоритет, классовый подход, «директивное» (сверху) планирование и административно-командное проведение преобразований;

- рассмотрены приоритеты политики государства в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

- проанализирована государственная политика в сфере школьного образования в Калмыкии во второй половине ХХ века, сформулированы на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики. Автор полагает, что советская общеобразовательная школа, несмотря на игнорирование ею национальных традиций, в целом способствовала росту образовательного уровня калмыцкого народа, а также народов других республик Поволжья. На достигнутой общеобразовательной основе происходило становление профессионального образования, рождение национальной интеллигенции;

- впервые особое внимание уделено особенностям разработки и реализации образовательной политики государства в Калмыкии, количественной характеристике различных типов школ и темпов их развития, структуре и функциях школ, масштабу подготовки педагогических кадров, сходствам и различиям в организации учебного процесса;

- изучены особенности развития национальной системы образования как важного механизма, позволяющего народам сохранять свою культуру в российском социально-культурном пространстве.

Практическая значимость исследования. В связи с тем, что в работе делается попытка по-новому осмыслить процесс разработки и реализации государственной политики в сфере школьного образования в ХХ веке на примере Калмыкии, то нам представляется возможным использовать ее при написании обобщающих научных трудов по отечественной и региональной истории, подготовке учебных пособий, энциклопедий и различных справочных изданий, лекционных и специальных курсов в учебных заведениях.

Вместе с тем теоретически наиболее значимые части исследования, а также практические уроки, вытекающие из проанализированного исторического опыта, могут быть суммированы в записках для государственных органов, занимающихся национальной политикой, а также для министерств образования Российской Федерации и Калмыкии.



Апробация исследования. Диссертационное исследование является результатом многолетней работы автора над проблемами истории образования Калмыкии. Основные положения и результаты диссертации апробированы автором в работах, опубликованных в сборниках научных статей, в докладах и выступлениях на Всероссийской научной конференции «ХХ столетие и исторические судьбы национальных художественных культур» (г. Махачкала, 2000 г.); Международном конгрессе востоковедов «ICANAS-37» (г. Москва, 2004 г.); Международной научной конференции «Ойраты и калмыки в истории России, Монголии и Китая» (г. Элиста, 2008 г.); Международной научной конференции «Гуманитарная наука юга России: международное и региональное взаимодействие» (г. Элиста, 2011 г.) и др.

Наиболее существенные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях в изданиях ВАК (14), монографиях автора (2) общим объемом более 33 п.л. и коллективной монографии «История Калмыкии с древнейших времен до наших дней» (т. III, раздел 3, главы 1, 2, 3).



Структура диссертации строится по проблемно-хронологическому принципу, ставшему обоснованием последовательности выстраивания материала. Она состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы. В первой главе «Политика государства в области просвещения народов России в 1900 – 1920 гг.» характеризуется состояние школьного образования к началу ХХ века, анализируются особенности светского образования, показывается специфика духовного развития на основе конфессионального своеобразия калмыков, основанная на сохранении буддийской культуры.

Во второй главе «Народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии (1920 – 1941 гг.)» рассматриваются основные направления государственной политики в сфере школьного образования в условиях советской модернизации Калмыкии. В третьей главе «Система школьного образования в Калмыкии в 1941 – 1958 гг.: трудности военного времени и дальнейшее развитие» анализируются состояние школьного образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), его перестройка на военный лад, подготовка педагогических кадров в этот период, а также развитие школьного образования в послевоенные годы (1945 – 1958 гг.). Последняя глава «Общеобразовательная школа Калмыкии в 1958 – 2000 гг.: проблемы и решения» посвящена реализации проектов реформирования образования, приоритетам государственной политики в сфере образования в данный период, поискам путей решения проблем общеобразовательной школы. Тем самым в диссертации представлен и системный анализ государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке. В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы по основным проблемам рассматриваемой темы. Список источников и литературы включает 558 наименований. Объем диссертации – 475 страниц.




Каталог: avref -> media -> djcatalog
djcatalog -> Цитата как вербальный инструмент манипуляции в англоязычном политическом дискурсе США
djcatalog -> -
djcatalog -> Научно-педагогическая интеллигенция нижнего поволжья в 1956-1964 гг
djcatalog -> Стратегии речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма
djcatalog -> Лингвосемиотика английской сказки: жанровое пространство, знаковая репрезентация, дискурсивная актуализация
djcatalog -> Влияние социальной ответственности бизнеса на формирование социального качества экономического роста 08. 00. 01 экономическая теория
djcatalog -> Взаимодействие власти и общества в сфере социальной поддержки детей-сирот
djcatalog -> Трансформация правящей политической элиты Веймарской Германии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница