Государственная политика в области профориентации



Скачать 17,16 Kb.
Дата10.04.2019
Размер17,16 Kb.
ТипПрограмма

Государственная политика в области профориентации

    В Рекомендации № 150 Международной Организации Труда, подчеркнута актуальность принятия и развития в странах-участницах государственной политики и национальных программ профессиональной ориентации. Особое место в политике и программах профориентации, проводимых на национальном уровне, в документах отведено системам разнообразной профориентации, доступной всем слоям общества.

   Мировой опыт, сложившиеся концептуальные подходы к профориентационному делу во

многих странах, большая отечественная практика, к которой автор имеет непосредственное отношение на протяжении более четверти века еще 10-15 лет тому назад, позволяли сделать вывод о том, что развитие профориентации в стране как одной из важнейших социальных гарантий является функцией государства.

   Актуальность данной проблемы стала возрастать по мере продвижения общества к рыночной экономике и демократическим формам бытия. В данных условиях грядет и коренная перестройка профориентационной деятельности в России. Профориентация ощущается как неотъемлемая часть социальной политики государства, формирования трудового потенциала, механизма управления трудом, занятостью. С ней связаны многие аспекты модернизации образования и экономики, молодежной политики, здоровья и благосостояния нации.  

   Нарастает процесс своеобразного «огосударствления» профориентации, затрагивающего не столько технологию ее осуществления, сколько организацию, целенаправленность такой деятельности. Начало такого поворота связано с созданием первых государственных служб - территориальных центров профессиональной ориентации в 1986-1988 г.г. и выходом Закона СССР о занятости (1990 г. в редакции 1996 г.), провозгласившего оказание бесплатной профконсультационной помощи одной из основных задач государственных служб занятости. В последующие годы «огосударствление» профессиональной ориентации вступило в новую фазу: решением Правительства РФ признано необходимым проведение единой государственной политики в рассматриваемой области.

   В связи с этим в 1991-1992 годах автором обзора были подготовлены два проекта:

«Основные направления государственной политики в области профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи и других социальных групп населения Российской Федерации» и Положение о проведении такой деятельности в России.

  В первом документе были изложены концептуальные положения формирования и реализации государственной политики в области профориентации, цели, принципы и основные направления такой деятельности: обеспечение прав гражданина в сфере профессиональной ориентации и предоставление соответствующих гарантий; развитие системы профориентационных услуг; совершенствование работы специализированных служб; содействие международному сотрудничеству и др.

   В проекте Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке

населения в Российской Федерации в обобщенном виде были изложены основные понятия, направления, цели и методы психолого-профориентационной работы. Впервые предпринята попытка дать определение государственной системе профориентации, очертить компетенции ее основных субъектов, обозначить социальные гарантии в данном вопросе.

   Указанные проекты были одобрены Методическим советом Московского областного центра профориентации и в рабочем порядке переданы в отдел Управления подготовки и переподготовки кадров Минтруда РФ.

   Тесное и неформальное сотрудничество с отделом позволило обойти многие рифы, стоящие на пути их принятия, свести до минимума купюры и редакционные нововведения, сохранить общий дух, строй и содержательность, а главное - идею об ответственности государства за состояние дел в рассматриваемой области. И хотя название первого

проекта несколько изменилось, он стал называться «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации», но в нем четко обозначено, что «настоящие направления

содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная политика в области профориентации и психологической поддержки».

   Таким образом, впервые в отечественной практике государственным органом были продекларированы цели, принципы и важнейшие направления государственной политики в рассматриваемой социальной сфере. Это означало серьезный прорыв на правовом

поле профориентации.

   Постановлением Минтруда РФ (29.08.95 № 47) были утверждены и «Мероприятия по реализации Основных направлений развития государственной системы профориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации», предложенные управлением подготовки и переподготовки кадров Министерства во главе с Ю. Забродиным. Они как бы закладывали основу для последующей разработки комплексной программы обеспечения профориентации в масштабах страны.

    Решением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года была утверждена Федеральная целевая программа занятости населения России на 1998-2000 годы. В ней еще раз подчеркнуто значение профориентации для молодежи, впервые оказавшейся на рынке труда, и отмечено, что объемы и качество профориентационных услуг не соответствуют потребностям населения. «Профессиональная ориентация и психологическая поддержка молодежи и взрослого населения не оформлены в государственную систему».

   Для развертывания такой системы в стране в Программе был намечен перечень мер, реализация которых позволяла охватить профориентационными услугами за 1998-2000 годы около 10 млн. человек.

   В контексте рассматриваемой проблемы важна сама постановка вопроса высшего государственного органа исполнительной власти: государственная система профориентации в стране пока не приобрела четких контуров и поэтому необходимо предпринять усилия по ее созданию. В документе упор делается на развитие профориентации лишь в рамках служб занятости, а разветвленная сеть других государственных учреждений (территориальных центров профориентации Минтруда РФ) с высокопрофессиональными коллективами осталась без внимания и поддержки.

   Весной 2001 г. Правительство России утвердило сразу два важнейших документа: Типовое положение об общеобразовательном учреждении (19.03.01), регламентирующее деятельность школ, гимназий, лицеев всех профилей и выполняющее функции их при-

мерного устава, а также Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (03.03.01 № 160) [28]. общеобразовательная и средняя профессиональная школа оказались по-прежнему «свободными» от забот подобного рода.

Модернизация образования, равно как и реформирование профориентации, не могут осуществляться как ведомственные проекты Минобразования или Минздравсоцразвития России. Это - общегосударственная проблема, требующая программно-целевого подхода.

   В последнее время все более заметной становится работа, целью которой является упорядочение, отрегулированность и регламентация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

    Таким образом, формирование основных направлений государственной политики в области профессиональной ориентации населения в России в начале XXI века находится лишь на первой стадии. Работа в этом русле еще впереди.



 

Из книги О.П. Апостолова "Профориентация в России"



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница