Городской центр психолого-медико-социального сопровождения школьников



Скачать 101.23 Kb.
Дата23.05.2016
Размер101.23 Kb.
ТипПрограмма
«Согласовано»: «Утверждаю»:

Директор ГЦРО Директор ГЦ ПМСС

департамента образования мэрии ____________Ю.В.Гоголев

________________В. А. Шматуха ___________________2010г.

__________________2010г.
ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Элективный курс

Профилактика зависимостей у детей и подростков.

Ярославль

2010 г.
Программа подготовлена коллективом специалистов Городского Центра психолого-медико-социального сопровождения школьников города Ярославля под руководством директора Ю.В Гоголева и в составе Камакиной О.Ю., Луканиной М.Ф., Кулаевой Е.В., Однораловой Е.Ю.

Научное консультирование:



Доктор медицинских наук, профессор кафедры детской хирургии ЯГМА. Главный внештатный ортопед-травматолог департамента здравоохранения администрации области

Бландинский В.Ф.

Доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой факультетской педиатрии ЯГМА. Действительный член Российской академии естественных наук. Председатель Ярославского отделения Союза педиатров России и Ярославского отделения международного фонда охраны здоровья матери и ребенка

Николаева Т.Н.



Доктор психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ

Иванова Н.Л.

Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики ЯрГУ


Клюева Н.В.


Программа рассмотрена и утверждена на педагогическом совете ГЦ ПМСС __, протокол №___.

Пояснительная записка.

Проблема злоупотребления ПАВ (психоактивных веществ) включает экономический, политический, социальный, культурный, психологический, медицинский аспекты; т.е. носит комплексный характер. Причины начала употребления ПАВ у подростков разнообразны.

Одной из основных причин, вызвавших аддиктивное поведение, являются проходящие в стране перемены. Аддиктивное поведение – форма деструктивного поведения, которая приносит вред самому человеку и обществу. Это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния. Средством для этого изменения чаще всего являются наркотики, алкоголь, другие психоактивные вещества. Прежние нормы и ценности, обеспечивающие моральную стабильность обществу, уже не соответствуют действительности, а новые ценностные ориентации еще только формируются. Экономический кризис вызвал некоторое отчуждение государства от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому являются повсеместная доступность алкогольной продукции, её относительная дешевизна, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, а также отсутствие четкой системы мер в борьбе с вредными привычками.

Фактором, провоцирующим подростков на прием алкоголя и наркотиков, является также влияние антигероев, знаменитых певцов, актеров и музыкантов, которые употребляют наркотики.

Однако первой и самой важной, пожалуй, причиной являются личностные и семейные проблемы. Государственные неурядицы, нестабильность, переоценка жизненных ценностей, отсутствие у многих родителей знаний о том, как воспитывать ребенка в изменяющихся условиях – часто становятся причиной детско-родительских конфликтов, неуверенности детей в себе, что может толкать многих на путь аддиктивного поведения.


  • Социальная среда чаще всего неблагоприятна (разлад между родителями, их пьянство, непонимание ребенка и невнимание к его проблемам); условия жизни не играют роль защиты, а лишь усиливают стрессовое воздействие на подростка.

  • Нестабильность «Эго».

  • Неумение отказаться от зависимости.

Профилактическая работа среди подростков строится на идее создания устойчивой мотивации здорового образа жизни, главная мысль которой – убедить подростка, что здоровым быть выгодно. Никакие способы работы с ними не будут эффективны до тех пор, пока у подростков не появится осознанного стремления вести здоровый образ жизни. Для достижения этого необходимо взаимодействие всех структур, заинтересованных в том, чтобы уменьшить рост влияния психоактивных веществ на подрастающее поколение, снизить их популярность.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов учреждений системы общего и дополнительного образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных увлечений, позволит улучшить ситуацию.
Принципы ведения профилактической работы.

Организация мероприятий, разработанных специалистами ГЦ ПМСС по профилактике зависимости от ПАВ, строится на основе целевых программ для разного контингента, объединенных общей концепцией профилактической работы.


При выборе конкретной программы необходимо учитывать такие факторы как возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус молодежи, на которую программа направлена. Работать можно, реализуя следующие стратегии:

  • непосредственно с подростком;

  • с группой сверстников;

  • обучая учителей и опираясь на школу;

  • обучая родителей.

Профилактическая программа включает в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений: школьники, педагоги и родители.

Каждое из направлений имеет свои специфические особенности (целей, форм и методов работы).



Программа профилактической работы с подростками

Цель элективного курса: формирование у подростков осознанно негативного отношения к началу употребления ПАВ.

Задачи:

  1. Осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию самосохранительного поведения (позитивного отношения к себе, умение разрешать жизненные проблемы, умение общаться, умения целеполагания и реализации, способности делать самостоятельный выбор и др.)

  2. Информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ

  3. Разрушение иллюзий и ложных представлений относительно ПАВ

  4. Содействие профилактике игровой, компьютерной и телевизионной зависимостей

  5. Развитие стратегий и навыков самосохранительного поведения у подростков (оценка социальной ситуации и принятие ответственности за свое поведение на себя, избегание угрожающих ситуаций, связанных с ПАВ, умение сказать «нет» и др.)


Диагностический компонент профилактической программы представляет собой набор методик для диагностики особенностей личности учащихся, их отношения к ПАВ и знаний по этой теме. Мы предлагаем проводить два этапа диагностики:

  1. Перед проведением элективного курса для более глубокого изучения контингента учеников, с которыми будет проведена работа, для некоторой корректировки программы и более направленного воздействия на детей.

  2. После элективного курса для отслеживания изменений, которые произошли в результате проведенных занятий.

Диагностический пакет методик: психологический тест «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин), методика «Базовые стремления» (О.И. Мотков), опросник «Группа риска наркозависимости», анонимная анкета для изучения знаний про данной теме, анонимная анкета для изучения отношения к ПАВ и их употребления, рисуночный тест «Я и группа», методика определения акцентуации характера К. Леонгарда, опросник СОП.

Основные темы занятий с учениками


  • Тема занятия «Я среди людей» - практическое занятие с элементами информирования учащихся. Время проведения – 45 минут.

Самооценка и самоуважение. Жизненные трудности и их преодоление. Сложности и проблемы подросткового возраста. Разные способы разрешения проблем, снятия стресса и напряжения

Осознание мотивов зависимого поведения. Проработка мифов о наркотиках и наркоманах. Внушаемость как защитный механизм.

  • Тема занятия «К чему приводят наркотики и другие вредные зависимости» - информирование с элементами практики. Время проведения – 45 минут.

Вред употребления ПАВ для здоровья школьников. Медицинские, экономические и социальные последствия употребления. Осознание собственных зависимостей от вредных привычек.

  • Тема занятия «Влияние употребления ПАВ на функции подрастающего организма» - информирование с элементами практики. Время проведения – 45 минут.

Системы организма и их функции. Особенности организма ребенка и взрослого человека. Влияние ПАВ на функции организма.

  • Тема занятия «Если твой друг употребляет ПАВ» - практическое занятие. Время проведения – 45 минут.

Уверенность в себе. Противодействие давлению среды. Навыки отказа. Коммуникативная компетентность.

  • Тренинг «Формирование здорового жизненного стиля»

Количество занятий вариативно (от 1 до 4). Время проведения – от 2 до 8 часов.

Количество участников ограничено (до 15 человек), поэтому рекомендуется работа в тренинговом режиме с детьми из «группы риска».

Тренинг включает в себя упражнения на создание хорошего настроения, групповой сплоченности, релаксацию напряжения, специальные упражнения на профилактику алкогольной, табачной и наркотической зависимостей, умение слушать и слышать, умения эффективно общаться и противостоять давлению группы.

Программа профилактической работы с родителями
Целью программы является обеспечение родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

Задачами являются:


  1. Повышение информированности родителей о психологических особенностях ребенка, подростка, мотивах раннего начала употребления психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление

  2. Осознание собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье

  3. Определение направлений и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные ресурсы рвзвивались, а не подавлялись; как сделать семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей)

  4. Повышение компетентности родителей по проблеме детской зависимости от ПАВ

  5. Выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной, консультативной помощи

Диагностический компонент профилактической программы представляет собой набор методик для диагностики детско-родительких отношений, особенностей личности ребенка и родителя, их отношения к ПАВ и знаний по этой теме.

Диагностический пакет методик: методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер), тест «Подростки о родителях», опросник «Выявление факторов риска зависимости у детей 6-8 лет» и др.


Рекомендуемые темы для занятий с родителями





  • Психологическая поддержка в семье. Стили семейного воспитания. Факторы риска в проблеме зависимости.

  • Стратегии и навыки преодоления стрессовых ситуаций. Решение проблем и принятие решений.

  • Мотивы употребления ПАВ. Мифы (опасные заблуждения) и их последствия. Роль родителей по предупреждению зависимого поведения своих детей.

  • Основные виды ПАВ. Признаки их употребления.

  • Стратегия поведения родителей в ситуации выявления наркотической зависимости у ребенка.



Формы работы с родителями:

Лекции, семинары, тренинги, родительские конференции, круглый стол, индивидуальные консультации.


Программа профилактической работы с педагогами
Цель программы: через подготовленных учителей средних школ стимулировать проведение профилактики начала употребления ПАВ и формирование здорового жизненного стиля среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Повышение компетентности педагогов по проблеме зависимости учащихся от ПАВ. Информирование о новых данных по ситуации в стране и в городе.

  2. Обучение учителей конкретным методам и техникам профилактики употребления психоактивных веществ. Обучение самосохранительному поведению.

3)Через подготовленных педагогов усилить у детей и подростков факторы стрессоустойчивости (развитие личностных и средовых ресурсов, навыков проблемо-разрешающего поведения, само- и взаимопомощи).

Диагностический компонент профилактической программы представляет собой набор методик для диагностики особенностей личности педагога, их отношения к ПАВ и знаний по этой теме.

Диагностический пакет методик:

Анкета «Дети глазами педагога», опросник, определяющий знания и умения педагогов в профилактике употребления ПАВ, методика «Стиль деятельности педагога».

Рекомендуемые темы для педагогов

Медицинский блок занятий.


  • Табакокурение и подросток. Как сформировать у детей негативное отношение к никотину.

  • Основные виды ПАВ. Признаки употребления. Механизм формирования зависимости от ПАВ.

Психологический блок занятий.

  • Организация проведения классных часов и внеклассной работы по предупреждения зависимостей. Организация работы с родителями и учениками.

  • Признаки употребления ПАВ. Первичная диагностика в школе. Проведение беседы с зависимым подростком

  • Развитие «Я-концепции». Повышение личностных ресурсов педагога и ученика.

  • Мотивация вхождения в зависимость. Причины зависимого поведения.

  • Самосохраняющее поведение личности. Развитие уверенности в себе. Навыки отказа.

  • Мотивы начала употребления ПАВ. Разрушение мифов.

Правовой аспект зависимостей.

Формы работы

Лекция – от 40 минут до 1 часа 30 минут.

Семинар – от 1 до 2 часов.



Практикум – от 1 до 4 часов (оптимальное количество участников – от 5 до 20 человек).

Занятия с педагогами могут проводить как один специалист ГЦ ПМСС, так и два представителя Центра (например: психолог и врач)
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница