«Городской центр образования»



страница1/4
Дата22.02.2016
Размер1 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4


Частное учреждение


дополнительного профессионального образования

«Городской центр образования»









ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ

ОТНОШЕНИЯ

(БЕСЕДЫ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ



В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ)



Казань – 2013


СОДЕРЖАНИЕ:


Введение …………………………………………………………………...… 3

1. Особенности приемного ребенка (Елена Гатченко) …………………... 6

2. Идентичность ребенка. Нужно ли говорить ребенку, что он приемный (Марина Капилина) ………………….………………………………………...…. 14

3. Стоит ли говорить окружающим о приемном ребенке? (Галина Красницкая) ……………………………………………………………..………….……19

4. Адаптация ребенка в замещающей семье. Адаптация замещающих родителей (Марина Капилина, Ирина Осина) ...............................................…..…. 25

5. Усыновление: первичная травма (Нэнси Верриер) ….……………..…. 38

6. В защиту «первичной травмы» (Марси Вайнман Экснесс) …...……... 48

7. Сознательные Родители: стать образцом для подражания (Джон Кехо, Нэнси Фишер) …………………………………………………………….………. 55

8. Воспитание самостоятельности в разные возрастные периоды ребенка (Фарида Наставина) ………….…………………………………………………… 60

9. Любовь и ограничения. Дисциплина и правила в семье (Юлия Борисовна Гиппенрейтер) ……....……………………………………………………….… 73

10. Языки Любви в семье (Гэри Чепмен) ………………………………… 78

Заключение ………………………………………….……………………… 85

Литература …………………………………………………………………. 86



Введение

«Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет …»


Из преамбулы к Декларации прав ребенка, принятой ООН

Этот мир полон добрых намерений, и, равным образом, он полон осознанием того факта, что эти добрые намерения не всегда осуществляются. Родители хотят самого лучшего для своих детей, дети хотят быть лучшими для родителей. И почему часто происходит так, что мы с такими добрыми и благородными намерениями вступаем во взаимоотношения, которые приносят нам мало радости и взаимопонимания. Видимо есть что-то, что является для нас скрытым и недоступным – моменты поиска и развития.

Воспитывая приемного ребенка, семья нередко сталкивается с целым рядом трудностей и нуждается в квалифицированной помощи специалистов, психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.

Дети лишаются родителей в разном возрасте и на разных этапах своего развития. Опираясь на известные теории возрастной периодизации (Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и др.), можно утверждать, что дети, не прошедшие успешно основные этапы развития, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, подвержены депрессиям.

Родители довольно часто могут чувствовать себя виноватыми перед такими детьми. Укорять себя в том, что «не дотягивают» до совершенства. Но совершенного родителя не существует, и эта книга не предполагает создать родительский идеал. Почему бы ни стать просто хорошими родителями? Такая цель будет способствовать более здоровому отношению к «родительствованию» и явится важным исходным пунктом на пути к более эффективным семейным отношениям.

Необходимо, чтобы родители признали определенные права детей, которые следует уважать и соблюдать. Столь же важно признать, что и у родителей есть права, которые должны учитываться. Только в этом случае воспитание станет уравновешенным процессом. Родителям важно признать, что им принадлежит ведущая роль в семье. Они в состоянии руководить, поддерживать, стимулировать, поощрять, побуждать, слушать, подавать пример и тем самым создавать атмосферу, в которой дети научатся любви и ответственности и смогут наиболее полно раскрыть свой потенциал.

В чем нуждаются приемные родители, в том, чтобы понимать проблемы, с которыми им приходится справляться. Специалисты в области семейных отношений по-разному подходят к решению проблем с детьми, взятыми в семью. Но все они сходятся в том, что Берт Хеллингер называет самым важным элементом в семейных отношениях – «осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, найти ту точку, где прервана или сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей»1.

Тема детско-родительских отношений в замещающей семье по-прежнему остается актуальной и довольно неоднозначной. Достаточно большое количество современных исследований и публикаций в настоящее время посвящены пониманию глубинных внутренних изменений, происходящих как с приемными детьми, так и с замещающими родителями. Зарубежный опыт интересен тем, что в Европе и Америке имеется колоссальный практический и теоретический опыт нескольких десятилетий, тогда как в нашей стране институт замещающей семьи еще только в стадии становления.

Автор книги: Наставина Фарида Загитовна является научным руководителем Окружного учебно-методического центра по обучению инвалидов, имеет более восемнадцати лет стажа педагогической деятельности в вузе, тринадцать лет опыта психологического консультирования, последние девять лет работает с детьми-инвалидами и консультирует приемные семьи. Опыт консультирования семей позволяет видеть особую значимость закономерностей в детско-родительских отношениях, а так же универсальные стадии, обязательные для прохождения ребенком на его пути к доверию и любви к родителям и миру в целом. Поэтому беседы с профессионалами представлены не с позиций наставления и правил, как должно быть и следует поступать, а как феноменологический подход, в основе которого понимание каждой отдельно взятой ситуации.

В данной книге представлены взгляды специалистов различных областей на процессы адаптации и воспитания приемных детей, рассмотрены жизненные примеры и способы регулирования сложных ситуаций в семье, увязывающие теорию и практику семейных отношений с позиции любви и уважения ко всем участникам этого процесса.

Многие из наших родительских успехов зависят от качества общения. Опытные родители утверждают, что умелое общение с детьми укрепляет детскую дисциплину и положительно влияет на взаимодействие родителей и ребенка. Мы можем рассказать детям о том, что есть родители, которые могут родить и воспитать ребенка. И есть те, которые могут родить, но не могут воспитать. И есть, наконец, те, которые не могут родить, но могут воспитать. Тогда те, кто родили, отдают детей тем, кто может их воспитывать, и тогда все счастливы – и родители, и ребенок. Дети, чувствуя уважение к себе, будут проявлять уважение к другим людям, в том числе и к своим родителям.
1. ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА

Гатченко Е.А. – педагог-психолог областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Ростовской области
Особенности физического развития детей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто отличаются по состоянию своего здоровья от детей из благополучных семей. Дети, которые растут без постоянной заботы со стороны родителей или других близких людей, имеют ряд особенностей, но это не значит, что все они чаще болеют или страдают хроническими заболеваниями. Большинство особенностей, о которых пойдет речь – функциональные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребенка уделяется достаточно внимания.

Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка физического развития, которая проявляется в снижении, по сравнению со сверстниками, роста и веса ребенка. После помещения в семью, при условии правильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Однако на первых порах у приемного ребенка могут наблюдаться нарушения пищеварения (тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе).

Это может быть связано как с неправильным или непривычным питанием, так и с аллергическими реакциями, или психологическими нагрузками и стрессовыми ситуациями. Исправление этих нарушений зависит в большей мере не от медикаментозного вмешательства, а от правильной диеты и нормализации режима дня.

Наряду с особенностями роста, питания и пищеварения, среди приемных детей нередко встречаются симптомы неврологических расстройств, включая:

• возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабую концентрацию внимания;

• заторможенность реакций, вялость;

• нарушение общей и тонкой моторики (недостаточную ловкость, неупорядоченность или избыточность движений);

• речевые нарушения

• недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез)

Причины неврологических симптомов разнообразны, начиная от неправильного питания (авитаминоз), и заканчивая психоэмоциональными травмами или изменениями в опорно-двигательном аппарате. Важно знать, что большинство этих симптомов обратимы – нужно лишь вовремя их заметить и обратиться к врачу.

Другие особенности здоровья характерны как для приемных детей, так и для их сверстников, воспитывающихся в кровных семьях. Так, среди современных школьников часто встречаются нарушения осанки, вплоть до искривления позвоночника.

Для профилактики нарушений опорно-двигательной системы нужны регулярные занятия физкультурой (зарядка). Для коррекции нарушений врач может рекомендовать лечебную физкультуру, коррекционный массаж, в ряде случаев – мануальную терапию. По рекомендации врача дети также могут посещать различные спортивные секции (плавание, баскетбол и др.), что поможет исправить имеющиеся нарушения.

Кроме того, у детей часто наблюдаются различные аллергические реакции: кожная сыпь, зуд, отек губ, слезотечение, кашель, чихание, слизистые выделения из носа, проявляющиеся после употребления определенных продуктов питания, в один и тот же сезон, при нахождении в определенном помещении, и т.п. Пищевая аллергия также может проявляться в виде различных нарушений пищеварения, описанных выше. Наш совет тот же: быть внимательным к своему ребенку и вовремя обращаться к врачу.

Для того чтобы взять в свою семью ребенка с хроническим заболеванием или ребенка с особыми потребностями, необходимо пройти особую подготовку. О том, как ухаживать за ребенком с особыми потребностями вам подробно должны рассказать специалисты учреждения, в котором находился ребенок.
Особенности психического развития детей

Говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других детей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но приемным родителям, также как и кровным, необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание. Ведь как бы то ни было, непростые жизненные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться ребенку, успели отложить свой отпечаток на его психике. К счастью, детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму.

У детей могут наблюдаться астенические состояния, которые связаны с истощением нервной системы. Ребенок постоянно чувствует слабость, повышенную утомляемость, для него характерны частая смена настроения, повышенная раздражительность и плаксивость, может нарушаться сон.

Истощение нервной системы может проявляться по-разному. Рассмотрим несколько примеров.

Ситуация 1. Маленький Саша с самого утра занят каким-либо делом. То с мальчишками в войну играет, то с девчонками наперегонки бегает, а потом у него еще секция каратэ или шахматный кружок. К вечеру Саша очень устает, но когда приходит домой, то никак не может успокоиться, начинает капризничать, отказывается идти спать.

Ситуация 2. В последнее время Катя стала очень медлительной. Она вялая, неактивная, еле-еле ходит, плохо запоминает, у нее появилась постоянная сонливость и расслабленность.

В данном случае необходимо обратиться к врачу, решить, какие нагрузки на ребенка можно убрать и нужно ли применять лекарственную терапию.

Из-за чего могут возникать астенические состояния у детей?

Во-первых, причина может заключаться в том, что родители слишком многого ждут от своего долгожданного приемного ребенка. Многие родители хотят, чтобы ребенок обязательно учился на пятерки, получил высшее образование, занимался музыкой или спортом. Конечно, это прекрасно, но стоит ли ради хороших оценок и прочих успехов жертвовать здоровьем ребенка, ведь физические и психические перегрузки могут привести к нервному истощению и другим нарушениям.

Во-вторых, астенические состояния могут возникнуть в результате неблагополучной ситуации в прошлом окружении ребенка. Трудно оставаться психически здоровым, если твои родные родители злоупотребляют алкоголем и постоянно устраивают скандалы на твоих глазах! Имейте в виду, что напряженные отношения в новой семье между приемными родителями могут привести к тому, что ребенок начнет беспокоиться, что что-то не так, что он в чем-то виноват, начнет думать, что может повториться тот кошмар, который был в его кровной семье. Подобные переживания истощают внутренние силы ребенка, приводят к нарушениям поведения и дисгармоничности развития.

Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. Считается, что если ребенок до 4 – 4,5 лет чего-то боится, то это нормально. Так он отрабатывает свою «внутреннюю программу» — ему надо научиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, или приобретают навязчивый характер, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту.

Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате. Он может бояться злых людей, животных или фантастических персонажей. У детей, особенно младших школьников, также могут встречаться школьные фобии. Обычно школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый и не хочет учиться, а потому, что боится учительницы (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд или особенности в поведении, которые пугают ребенка). У детей, особенно у подростков, часто бывает страх смерти и страх за своих родственников.

Иногда взрослые сами способствуют возникновению страхов у детей. Например, мы провоцируем у ребенка страх потери, когда говорим, что отдадим его злой тете или милиционеру, если он будет плохо себя вести. Читая на ночь страшные сказки или разрешая смотреть страшные фильмы, мы вызываем у ребенка страх темноты, страх засыпать в одиночестве и т. д.

Замещающие родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что отдадут его обратно в приют, если он не будет слушаться!

У ребенка и так велик страх потери близкого человека, подобные угрозы только усугубят его чувство незащищенности, тревожности, неуверенности в себе.

У детей могут встречаться нарушения сна и аппетита, особенно в начале пребывания в новой семье. Нарушения сна бывают двух видов: ребенок не может уснуть, и, наоборот, ребенок чересчур сонливый. Ребенок не может уснуть чаще всего из-за страхов или из-за чрезмерной активности, возбудимости. Повышенная сонливость ребенка обычно связана с астеническим состоянием.

Особое внимание надо обращать на случаи, когда ребенок хорошо засыпает, соблюдает режим, но во сне начинает себя странно вести — встает и куда-то идет с открытыми или закрытыми глазами, находясь при этом в «странном» состоянии (лунатизм); регулярно разговаривает во сне; у него крайне беспокойный сон (постоянно ворочается). С этими жалобами надо обязательно обращаться к врачу и психологу.

Нарушения аппетита бывают у детей при попадании из условий, в которых они не наедались, в условия, где они могут есть сколько угодно. Обычно в таких случаях дети начинают есть очень много, они даже могут делать запасы (например, прятать хлеб или конфеты), но со временем, обычно через 1–3 месяца, это проходит.

Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэтому вводить новые блюда нужно постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя. Также родителям может потребоваться время, чтобы приучить ребенка правильно вести себя за столом, есть с помощью столовых приборов и т. д.



Особенности интеллектуального развития

Почти у всех детей, оказавшихся в приютах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность – это дефицит знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Такой ребенок даже в школьном возрасте может не обладать навыками личной гигиены, не умеет заправлять постель, выполнять другие простейшие действия. Например, они не знаю, как заваривать чай – просто потому, что в приюте или в детском доме чай им всегда приносили уже разлитый по стаканам! Что уж тут говорить о пробелах в школьных знаниях и общей осведомленности.

Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях.

ЗПР не является умственной отсталостью!

Если врач диагностировал у вашего ребенка ЗПР – этого не стоит бояться или стыдиться, так как ЗПР определяется у 50% детей, не успевающих в школе. У этих детей ограниченный общий запас знаний и представлений, преобладают игровые интересы (им больше нравится играть, чем учиться). Им обычно быстро надоедает интеллектуальная деятельность, которая их мало привлекает. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивно используют помощь взрослого.

При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неустойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замедленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ослабление памяти, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).
Слово приемным родителям:

Как трудно было Оксане в первом классе! Не могла выучить короткого стихотворения, все забывала, теряла. А сейчас у нее прекрасная память.

Когда мы с Ильей решали задачи по математике, приходилось попутно объяснять ему значение очень многих слов: экскаватор, вишни, земляника.

Ваня прятался в шкаф, когда приходило время делать домашнее задание. Теперь в это трудно поверить – закончил третий класс без троек!

Школьные проблемы очень часто связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Тяжелые переживания, постоянное внутреннее напряжение отбирают много душевных и физических сил. Ребенку трудно сосредоточиться на уроках, он быстро устает. Подавленное настроение не позволяет реализовать способности к учебе.

Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей – создание благоприятных условий жизни и воспитания.

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо:

– Стабильное позитивное общение с близкими взрослыми. Совместные прогулки, игры, сказка на ночь – все это и есть «позитивное общение». Пусть его будет как можно больше в вашей семье!

– Заботиться об удовлетворении его основных физических и психологических потребностей. Основные физические потребности или нужды – это еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм. Основные психологические потребности – это потребность в привязанности и любви; ощущение психологической безопасности; чувство самоуважения; возможность учиться на собственном опыте; реализация своих способностей; достижение независимости и самостоятельности. Но вы, конечно же, понимаете, что основная психологическая потребность ребенка – это быть любимым своими родителями или людьми, замещающих их.

– Принимать ребенка таким, какой он есть. Вы же любите своего ребенка не за то, что он знает много стихов наизусть, а за то, что он единственный и неповторимый, с этим ведь не поспоришь, верно?

– Поддерживать ребенка в преодолении трудностей. Завязывать шнурки, чистить зубы, складывать слоги в слова – это совсем нетрудно, когда мама или папа помогают!

– Стимулировать познавательные интересы. Ребенок спросил вас, что больше – солнце или луна? Расскажите ему заодно об устройстве Солнечной системы, а на выходных сходите вместе в планетарий. Поощряйте его заинтересованность и никогда не отмахивайтесь от вопросов!

Особенности эмоционального развития детей

Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть определенные физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также определенные психологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности.

Дети, лишенные попечения родителей, независимо от возраста, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере. Связано это с тем, что для формирования здоровой эмоциональности необходима атмосфера любви и безусловного принятия, которую невозможно обеспечить ребенку в приюте или в детском доме, какие бы хорошие воспитатели там ни работали.

Как может вести себя ребенок с трудностями в эмоциональной сфере?

Он может отличаться повышенной агрессивностью, вспышками гнева, плаксивостью. Его настроение может резко меняться без видимых причин. Кроме того, он может совершенно не понимать проявлений любви – убегать и прятаться, когда вы пытаетесь его обнять и поцеловать. Он может не уметь смеяться и не понимать шуток, ведь чувство юмора тоже принадлежит к эмоциональной сфере человека.

Эмоциональные нарушения обычно присутствуют у детей, у которых не сформировалось или сформировалось с нарушениями чувство привязанности.

Привязанность – это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми. При отсутствии возможности устанавливать отношения привязанности со взрослым, у ребенка могут возникать эмоциональные нарушения.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения.


2. Идентичность ребенка. Нужно ли говорить ребенку, что он приемный?

Капилина М.В. – психолог Центра «Наша семья» и детского дома № 19, г. Москва.
Идентичность можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: «Я - их, я нужен, меня любят - Я ЕСТЬ».

Принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного пути: «Откуда я?» - «К чему я иду?».

Разлука с семьей приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к перемене социального и психологического статуса. С утратой основных ориентиров (семья и ближайшее окружение) нарушается восприятие себя и собственной жизни – оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер, в результате чего создается ощущение неадекватности. При этом положение детей из неблагополучных семей оказывается более выигрышным, чем у детей из домов ребенка: даже плохая реальность лучше, чем совсем ничего.

Знание о своих предках и своей семье – «чувство корней» – помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

Много лет назад приемных детей принято было держать в неведении относительно факта их усыновления, и взрослые скрывали правду до тех пор, пока ребенок сам каким-то образом не узнавал ее. Позднее специалисты рекомендовали родителям говорить детям о том, что они были усыновлены, но рассказывать не больше того, о чем они будут спрашивать сами. В Англии, например, социальные работники специально следят за тем, чтобы ребенок узнал о том, что он приемный к определенному времени.

Российская практика приема не столь категорична. Говорить или нет о том, что ребенок приемный, зависит от личной позиции замещающего родителя в этом вопросе. Однако можно отметить, что все большее и большее число усыновителей готовы рассказать о факте усыновления и считают это естественным и закономерным шагом в воспитании приемного ребенка. Тайна усыновления или удочерения остается тайной лишь для сознания человека. На бессознательном уровне проявляется ощущение тревоги, связанной с отрывом от биологических родителей, которое может преследовать ребенка и уже взрослого человека всю его жизнь.

Для большого количества замещающих родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Это происходит потому, что замещающие родители хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч, они не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его. В этой ситуации взрослые должны помнить, что, во-первых, дети могут иногда грустить, сердиться или переживать.

Представления о том, что ребенок должен постоянно чувствовать себя счастливым и его жизненный опыт в замещающей семье должен вызывать бы у него только положительные эмоции, обречены на провал, потому что такой подход не оставляет за ребенком права на собственные чувства и их выражение. Во-вторых, невозможно начинать жизнь с чистого листа и отвергать свое прошлое, каким бы оно не было. Это справедливо и в отношении ребенка. Является ли обоснованной вера в то, что ребенок забудет свой дом и начнет жить сначала, если его переместить в новые, благоприятные условия. Опыт зарубежных стран убеждает в том, что правильно организованное общение ребенка и его замещающих родителей с биологическими родителями благотворно сказывается на развитии и личностном становлении ребенка. В большинстве стран приветствуется и всячески поддерживается общение приемного ребенка с его биологическими родителями.

Причины социального сиротства имеют как социальную, так и биологическую основу. Зная это, можно по-другому, без неприязни и осуждения относится к биологическим родителям ребенка. Отвергая мать, нет возможности полностью принять и ребенка, поскольку, хотим мы того или не хотим, он всегда будет оставаться ее частью.

Отсутствие контактов с кровной семьей оставляет нерешенными вопросы относительно истории семьи, культуры и личностной идентификации ребенка.

Контакт важен для благополучия ребенка, поскольку дает ребенку чувство безопасности, знания, что приемные родители любят его и заинтересованы в его благополучии. Контакт позволяет ребенку избежать разрушительных чувств потери кровных родителей, дает возможность сформироваться у него двойной идентичности. Ребенок понимает, что биологически он принадлежит к роду своих биологических родителей, но, проживая в приемной семье, транслируя и принимая ценности данной семьи, он может идентифицироваться с членами приемной семьи.

Прямой или косвенный контакт с кровными родителями и/или с родственниками, другими значимыми для ребенка людьми может удовлетворить многие потребности ребенка:

• предоставить ребенку возможность реального понимания обстоятельств, приведших к разлуке с родителями;

• дать возможность осознать свою потерю;

• дать возможность формировать и развивать привязанность к замещающим родителям;

• заверить ребенка в том, что биологические родители или другие родственники помнят о нем, что может укреплять чувство собственного достоинства ребенка;

• заверить ребенка относительно благополучия кровных родственников, особенно родных братьев и сестер, живут ли они с кровными родственниками или в другом месте;

• обеспечить возможность получения большего количества информации и понимания относительно своей личности, истории семьи; предоставить ребенку ощущение генеалогической связи.

Кроме того, со временем подавляющее большинство детей оправдывает и идеализирует своих родителей, даже если они жестоко с ними обращались - мы все нуждаемся в знании о «хороших родителях». У многих детей на самом деле существовали теплые отношения с матерью, о которых он помнит, и только то, что женщина страдала алкоголизмом не позволило ей продолжать оставаться хорошей матерью. Воспитывая приемного ребенка нельзя этого не учитывать.

Представитель современного системного подхода в психологии Берт Хеллингер полагает, что часть проблем приемной семьи будет снята, если придерживаться определенных правил воспитания ребенка. Хеллингер считает, что приемные родители должны чувствовать себя уверенно, понимая, что они заменяют для ребенка его отца и мать и занимают второе место после родных, какими бы те ни были. Только в этом случае ребенок сможет уважать замещающих родителей и принимать от них то, что ему предлагают. Если «захватывается» место биологических родителей, и замещающие настаивают на том, что они лучше, приемный ребенок может стать в защиту тех, чье значение умаляется. В случае, когда ребенок злится на родных родителей за то, что они отказались от него, негативные чувства могут переноситься и на замещающих, если они пытаются занять место родных.

В целом, Хеллингер считает важным, чтобы замещающие родители признали права на ребенка родных родителей и других родственников, с одной стороны, и право ребенка знать о них и уважать их, с другой. Место родных родителей должно быть свободно и определено, тогда системное равновесие в приемной семье нарушено не будет. Тайна усыновления остается тайной лишь для сознания человека. На бессознательном уровне проявляется ощущение тревоги, связанной с отрывом от биологических родителей, которое может преследовать ребенка и уже взрослого человека всю его жизнь. На глубинном уровне мы связаны со своими родителями и со своим родом в единое целое.




Что могут сделать для этого замещающие родители или же, чего не следует делать.

Каталог: assets -> Uploads -> projects -> CFF
Uploads -> Принятие ребенка на воспитание в семью – великое, доброе дело. Приемные родители дают ребенку возможность жить и воспитываться в семье, узнать, что такое родительская любовь и забота, возможность самому научиться любить других
Uploads -> Взаимоотношения врача и больного
Uploads -> Как нам планировать инклюзивное образование? Из пособия С. Стабс «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах»
Uploads -> Государственная кадровая политика и её роль в обеспечении человеческого капитала России
Uploads -> Стратегия формирования языковой личности
Uploads -> Психологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Uploads -> Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»
CFF -> Дочки-матери


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница