Города Таштагола Диалог как средство формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста



Скачать 358.73 Kb.
Дата20.04.2016
Размер358.73 Kb.
ТипРеферат
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 15 «Ромашка» комбинированного вида

города Таштагола
Диалог как средство формирования связной речи

детей среднего дошкольного возраста

Киселёва С.А.

воспитатель

Таштагол


2013

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы формирования

связной речи у детей среднего дошкольного возраста …………………..…5

1.1. Современное состояние проблемы формирования связной

речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….5

1.2. Сущность процессов формирования связной речи……………………....7 1. 3. Возможности диалога в формировании связной речи…………….…10

2. Экспериментальное исследование эффективности диалога как

средство формирования связной речи………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………….28

Приложение……………………………………………………………………...30

Введение

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.



Актуальность: Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Данная проблема широко рассматривается в исследованиях Ф.А. Сохина, A.M. Бородина, М.М. Алексеевой и др. В данных исследованиях разработана методика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, обоснованы требования к диалогической речи во всех возрастных группах. Но слабо освещены вопросы основных диалогических умений, которые необходимо формировать у дошкольников, описаны однообразные методы и приёмы, развивающие диалогические умения дошкольников.

Итак, в связи с актуальностью проблемы, темой исследования была выбрана: «Диалог как средство формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста». Противоречия заключаются между задачами формирования связной речи и диалогом, недостаточным использованием диалога как одного из средств формирования связной речи.

Проблема исследования: Как же формировать у детей связную речь с помощью диалога?



Гипотеза: если в единый учебно-воспитательный процесс включить диагностику речевого развития и вопросы формирования связной речи осуществлять в процессе повседневного общения и в форме подготовленных занятий и при этом учитывать индивидуальные особенности детей, решение этих вопросов внесет вклад в развитие диалогической речи дошкольников.

Цель: выявить и научно обосновать методику формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста, проверить эффективность методических приёмов обучения диалогическим умениям на практике.

В соответствие с актуальностью, целью и выдвинутой гипотезой мы поставили следующие задачи:



Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы методики развития связной речи у детей дошкольного возраста.

2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особенности диалогической речи у детей дошкольного возраста

3. Составить перспективный план по формированию диалогической речи дошкольников.



Методы, применяемые в работе:

1. Изучение педагогической литературы по проблеме



  1. Психо-диагностические методы (эксперимент, наблюдения и беседы)

1.Теоретические основы формирования

связной речи у детей среднего дошкольного возраста

1.1. Современное состояние проблемы формирования связной

речи у детей дошкольного возраста.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад). Однако и в этом случае воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.

Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.



1.2. Сущность процессов формирования связной речи

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые - лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны:

а) разговорная лексика;

б) краткость, недоговоренность, обрывистость;

в) простые и сложные бессоюзные предложения;

г) кратковременное предварительное обдумывание;

д) использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета;

е) использование жестов, мимики, поз.

Ряд ученых считают, что качество диалогической речи в ее зрелой развернутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием. Здесь вбираются все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным запасом, грамматическим строем. Психологи подчеркивают, что в диалогической речи выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. (Ф. А. Сохин). Говорение выступает в двух формах: монологической и диалогической. Эти формы имеют различия не только в лингвистических характеристиках, но и в психологическом плане.

Диалог - это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочерёдно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать, «запрограммировать», так как речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого партнера.

Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).

Ушакова Оксана Семеновна - доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, некоторые из ее книг так же были использованы в данной работе. В книгах Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», автор-составитель Ушакова О. С. описывает некоторые приемы развития диалогической речи детей. Она считает, диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.

Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И.Тихеевой и Е.А.Флериной. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А.Флериной.

Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д.Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка» [Эльконин, 1966, с. 367]. Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка (по А.Н. Гвоздеву), он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» [там же, с. 368].

В учебном пособии Бородич А. М. «Методика развития речи детей» нем рассматриваются основные вопросы формирования разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

А. М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

В литературе описываются исследования посвященные особенностям развития диалогической речи таких ученых, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн. Они считают, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее — к простой фразе, еще позже — к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.



1. 3. Возможности диалога в формировании связной речи.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и по­правки.

Опыт работы позволяет выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:


  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание, знакомство, приветствие, просьба, внимание.

  1. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

  1. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

  2. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования' активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка с взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т.д.

С детьми 4-5 лет воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям.

В этом возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним. Дети 4 — 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

В старших, группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Успешно овладение диалогической речью подразумевает целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.

2. Экспериментальное исследование эффективности диалога как средство формирования связной речи.

Для проверки гипотезы, поставленной в начале исследования, мною была проведена экспериментальная работа, состоящая из 3-х этапов.



  1. этап - проведение констатирующего эксперимента. Цель: исследовать уровень диалогических умений детей среднего дошкольного возраста.

  2. этап - формирующий эксперимент. Цель: разработать серию бесед и занятий для развития диалогических умений детей среднего дошкольного возраста.

3 этап - проведение контрольного эксперимента. Цель: исследовать уровень диалогических умений детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа была проведена на базе «МДОУ №53 г. Таштагола» в средней группе. Мною были взяты 10 детей. Критериями отбора детей в данную группу послужили следующие: возрастной критерий (все дети примерно одинакового возраста - 5-го года жизни), половой критерий (в контрольной и экспериментальной группах примерно равное количество мальчиков и девочек), отсутствие отклонений в физическом и психическом здоровье, адаптированность к ДОУ (все дети на момент проведения экспериментальной работы посещали ДОУ не менее полугода).

Опишем полученные мною в ходе экспериментальной работы результаты.

Констатирующий эксперимент

В задачи данного этапа экспериментальной работы входило проведение наблюдения диалогической речи детей в ситуации общения «Взрослый - ребенок», «Ребенок - ребенок». Полученные в ходе наблюдения данные поместили в таблицу I.

Таблица 1.

Диалогические умения дошкольников




Ф.И.ребёнка

Собственно речевые умения

Умения речевого этикета

Общение в паре, группе

Неречевые умения

Артём Г.

-

-

-

-

Валя Р.

V

V

V

V

Боря Т.

+

+

+

V

Артём А.

-

-

-

-

Вика М.

-

-

-

-

Дима П.

-

-

-

-

Галя Т.

+

+

+

V

Женя Б.

-

V

-

-

Оля И.

V

V

V

V

Алиса М.

+

+

+

V

Условные обозначения:

+ - высокий уровень

v - средний уровень

- низкий уровень

Дети общались между собой, учитывая общие интересы - новая игрушка, принесенная из дома, объединяла их для совместных игр, но ненадолго иногда проявлялась агрессивность «Ты очень долго играешь моей игрушкой!». Вика М., Женя. Б, - обе девочки малоактивны, необщительны, но они всегда вместе, объединяются для совместных игр - «гуляют с дочками» кормят их, разговаривают мало, но если воспитатель обращает на них внимание, прерывают игры, возобновляют когда чувствуют, что на них никто не смотрит. Пыталась организовать игры со всеми детьми, не учитывая интересы детей, поэтому дети не активны, быстро выходят из игры; Дети часто конфликтуют между собой, не могут поделить руководящую роль. Предложили установить очередность - но это не всегда устраивала детей. Поэтому ввели некоторые сопутствующие не менее важные роли: начальник ГАИ, - инспектор, постовой, таможенник. Игра получалась интересной.

Дети не прислушиваются к советам воспитателя, кроме неактивных детей, таких как Артем Г., Дима П. В разговорах между детьми редко встречается доброжелательность, не всегда внимательны к товарищам. Выражаются довольно понятно, связно, но не всегда выслушивают товарища, отстаивая свою точку зрения: «нужно здесь построить гараж, я так хочу!»

Диалогическая речь в основном состоит от 2 до 4 слов, но некоторые дети могут довольно неплохо передать содержание мультфильма, увиденного по телевизору.

Характер общения.

Дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других. Часть детей 7 человек малоактивна и малоразговорчива в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются просьбами, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание.

Во время занятий наблюдались разные высказывания детей, часть детей отвечала одним словом: «играет», «спит» и т. д.

Дети часто обращались с просьбами: «дайте мне куклу», «я хочу книгу», «Коля мне мешает».

Дети понятно и грамматически верно изъясняли свои просьбы 7 раз. В 6 случаях не могли точно выразить свою просьбу «мне надо это» или «я не хочу».

В беседах конкретно задавались вопросы к детям, но не всегда дети могли сразу ответить на них, затруднялись выразить свою мысль. В основном инициатива исходила от воспитателя. Дети чаще обращались между собой в играх при рассматривании книг. Дети не всегда выслушивали товарищей, перебивали, стараясь ответить первым.

Дети довольно легко вступают в разговор, но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям давалось завершение разговора, умение делать выводы, заключения.

У детей ещё не выработаны правила этикета - выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей большее внимание уделяли на развитие коммуникативных умений детей.

После ряда наблюдений в констатирующем эксперименте была предложена диагностика речевого развития по Ф. Даскаловой.

Диагностика речевого развития детей 5 года жизни (Ф. Г. Даскалова)

1 – тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое - какое хочешь».


  1. - стул;

  2. - мяч;

  3. - Иван;

  4. - зайчик;

  5. - пою;

  6. - красный.

Оценка: 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное употребление имен существительных

  1. - Ребенок толкает....

  2. - Девочка качает....

  3. - Зайчик прыгает....

  4. - Мама стирает....

  5. -Девочка поливает...

Оценка: 5 верных ответов.


3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

  1. - Что делает зайчик?

  2. - Что делает ребенок?

  3. - Что делает петух?

  4. - Что делает мама?

  5. - Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

  1. - Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

  2. - Какая собака?

  3. - Какой слон?

  4. - Какие цветы?

  5. - Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.

5-й тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова

  1. - Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

  2. - Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

  3. - Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения по одному слову

  1. - мальчик;

  2. - кукла;

  3. - мишка.

Оценка: 2 верных ответа.

7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам

  1. - кукла, девочка, платье;

  2. - тетя, плита, кошка;

  3. - дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа.

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 - Он вышел, когда...



  1. - Он не пошел на прогулку, потому что....

  2. - Он не вышел во двор, когда....

  3. - Он не взял игрушку, которая....

Оценка: 3 верных ответа.

9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?



  1. - Он ушла на реку.

  2. - Там увидел маленькую рыбку.

  3. - Потом бросил один камни.

  4. - Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности

Задания: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?

2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач выполнили 3 ребёнка.

После проведения эксперимента выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью, не умеют поддерживать разговор, рассуждать, аргументировать своё мнение (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.
Диалогические умения дошкольников среднего возраста







высокий




средний




низкий

Итак, по данной диаграмме наглядно видно, что половина детей (50%) имеют низкий уровень развития диалогических умений, эти дети не обладают собственно речевыми умениями, не обладают умениями речевого этикета, не умеют общаться в паре, группе! 20% детей имеют средний уровень развития диалогических умений, 30% детей имеют высокий уровень развития диалогических умений.

По данным констатирующего эксперимента была сформирована группа детей в количестве 5 человек, которая приняла участие в формирующем эксперименте. В данную группу вошли дети: Артём Г., Артём А., Вика М., Дима П., Женя Б. Эти дети характеризуются низким уровнем развития диалогических умений.



Формирующий эксперимент.

Для повышения уровня развития диалогической речи был проведён формирующий эксперимент

Я наметила цикл занятий в которых ставили целью развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы. Для этого был составлен перспективный план

«Наши четвероногие друзья» (Беседа)

Программное содержание. Развивать у детей диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).

Занятие проводилось по подгруппам. Во время беседы воспитатель задавала вопросы, дети отвечали, но затруднялись выразить свои мысли. На занятие дети активны, внимательны. Также воспитатель спрашивала, есть ли у них животные, что они с ними делают, как ухаживают. Стараясь активировать малообщительных детей. Обитатели городского парка (Беседа)



Программное содержание. Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

В начале выставила картину. Дети заинтересовались ею, активно высказывались. Подходили к картине, трогали её. Затем стала задавать вопросы. Дети отвечали, но ответы были не полны Вика М. во время занятия вспомнила и рассказала стихотворение о воробье. Обратилась с вопросом о том, как они (дети) заботятся о птицах. В целом занятие прошло хорошо.



«Собака — друг человека» (Беседа)

Программное содержание. Учить детей принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, самостоятельно рассуждать. Во время беседы о собаке в жизни человека, дети приняли активное участие. На вопрос: «Почему собаку называют другом человека?» Артём Г. ответил: «С ней можно поиграть», Дима добавил: «Она охраняет человека». Дети начали рассуждать, дополнять друг друга. Но многое зависит от воспитателя. Чтобы дети не перебивали друг друга давала отвечающему «волшебную палочку» после ответа ребенок возвращал эту палочку другому ребенку. Так «палочка» помогала слушать товарищей.

«Полетушки» Русская народная игра

Программное содержание. Учить детей правильно, протяжно произносить звуки «ш», «ж»; дифференцировать их на слух, выделять в словах и фразах, интонационно. Обратить внимание на многозначность слова «летит» (летит жук, летят лыжи, летят минуты). Учить умению соотносить действие и глагол. Побуждать к сочинению творческих рассказов; домысливать начало и завершение текста потешки.

В этой игре принимали участие все дети. Им было очень интересно. Отвечали на вопросы правильно. обращала внимание на речь малоактивных детей. Постепенно дети вовлекались в процесс игры. Некоторые дети плохо произносили звуки «ж», «ш». Детям игра очень понравилась. На следующий день, во второй половине дня в игру играли еще раз.



«Лиса и муравей» (киргизская сказка)

Программное содержание. Учить детей умению рассказывать и разыгрывать сказку; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрая-прехитрая, хитрющая), подбирать определения (простоватая, нехитрая, глупая), синонимы к слову (побежала, помчалась, понеслась, полетела). Вначале заинтересовала детей письмом от старика Годовика. Затем показала сказку. Некоторые слова, которые встречались в сказке объясняла. Попросила детей изобразить эпизод из сказки. Дети охотно изображали. Это очень важно, так как соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний. При разыгрывании сказки рассказывали интересно, эмоционально. Многие реплики и сказки были пропущены, но взамен них дети придумывали сами.

«Ребята и зверята» (Беседа)

Программное содержание. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

Старалась организовать детей на протяжении всего занятия. Дети обменивались высказываниями», опирались на свой личный опыт, знания, понимали и отражали в речи повадки, поведения домашних животных: «Кошка часто умывается, а делает она так...» (показ действия). Занятие прошло очень интересно, детям очень понравилось.

Также индивидуально были проведены беседы, для тех детей, у которых низкий уровень развития диалогической речи. Эти дети малообщительны, очень трудно вступают с взрослыми. Например, Потапов Дима, у которого заикание. Из-за этого ребенок молчалив, затрудняется в общении с другими людьми. Для этого были использованы игры направленные на побуждение детей вступать в разговор с взрослыми. Игры «Подари улыбку», «Доброе сердце». Содействовали развитию доброжелательности внимательному отношению друг к другу. Чтобы дети чувствовали себя уверено, смело начинали разговор, давался «волшебным микрофон» - дети становились телеведущими.

Контрольный эксперимент. После проведения целого комплекса работ, в которые включали занятия, игры, индивидуальная работа, была проведена повторная итоговая диагностика, которая была использована в констатирующим эксперименте. Были выявлены следующие результаты:

Таблица 2.



Диалогические умения дошкольников


Ф.И. ребёнка

Собственно речевые умения

Умения речевого этикета

Общение в паре, группе

Неречевые умения

Артём Г.

V

V

V

-

Валя Р.

V

V

V

V

Боря Т.

+

+

+

+

Артём А.

-

V

V

-

Вика М.

V

V

V

V

Дима П.

V

V

V

V

Галя Т.

+

+

+

V

Женя Б.

V

V

V

-

Оля И.

+

+

+

+

Алиса М.

+

+

+

+

Условные обозначения:

+ - высокий уровень

v - средний уровень

- низкий уровень

Итак, в ходе контрольного эксперимента были получены следующие данные: высокий уровень развития диалогических умений имеют 40% детей, средний - 50%, низкий - 10%. Низкий уровень остался у Артёма А., так как мальчик из-за болезни пропустил несколько занятий. Но по отдельно взятым речевым умениям у мальчика уровень всё-таки повысился.

Полученные результаты оформим в виде диаграммы 2.

Диаграмма 2.

Диалоговые умения дошкольного среднего возраста









высокий




средний




низкий

По результатам диагностики уровень развития диалогической речи повысился. Дети начали активнее вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы. Из этого следует, что при систематической работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов, по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Заключение

Настоящая работа заключалась в исследовании особенностей развития у детей диалогической речи. Диалогическая речь является наиболее социально значимой для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере готовы к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций, способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно, они невнимательны.

По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью, не умеют высказываться. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры - инсценировки. Целью работы было: научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

После проделанной работы можно сделать вывод что:



  • Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.

  • Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

  • К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

  • Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

  • Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; не повторять сказанного; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; - рассуждать, обосновывать свои суждения.


Литература

  1. Арушанова, А.С., Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 51-61.

  2. Арушанова, А.С., Рычагова, Е., Дурова, Н., Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.

  3. Болотина, Л. Р., Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997. - 232с.

  4. Бородич, А. М., Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. -255с.

  5. Ветрова, В.В., Смирнова, Е.О., Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1988.-94с.

  6. Гербова, В.В., Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - с. 78-80.

7. Гербова, В.В., Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 1993.- 127с.

  1. Глинка, Г. А., Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. - 221с.

  2. Грецик , Т., Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 54-56.

  3. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. -Свердловск: СГПИ, 1989. - 109с.

  4. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. Ушаковой, О.С., -М.: Современность, 1999. - 363с.

  5. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.-416с.

  6. Колодяжная, Т. П., Колунова, Л. А., Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. - 32с.

  7. Лямина, Г.М., Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.49-52.

  8. Максаков, А.И., Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 1988. -157с.

  9. Новотворцева , Н.В., Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 1995. -236с.

  10. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1974.-148с.

  11. Пеньевская, Л.А., Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 2. - С. 13-17.

  12. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - 223с.

  13. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994. - 63с.

  14. Развитие речи дошкольника: Сб. -науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990. - 137с.

  15. Радина, К.К., Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.221 -229.

  16. Соловьева, О.И., Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. - 175с.

  17. Сохин, Ф. А., Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. - №3. - с. 21-24.

  18. Ушакова, О.С., Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с.

  19. Флерина, Е. А., Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.210-115.

Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Развитие связной речи с помощью театрализованной игры у старших дошкольников
article -> Тема: «создание единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения, как одно из условий эффективности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
article -> Русский язык и культура речи
article -> «Развитие математических способностей у детей 5 – 7 лет групп компенсирующей направленности в игровой деятельности». Скарюкина Ирина Геннадьевна Воспитатель группы компенсирующей направленности мбдоу «Детский сад комбинированного вида №13
article -> «Способы профилактики, управления, урегулирования и разрешения конфликтов в современных условиях. Конфликтная ситуация в школе»
article -> Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества
article -> «Влияние позитивных настроев на дисциплину и успеваемость учащихся на уроках физической культуры»
article -> Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Мода. Искусство одеваться. Воспитатель: Астахова В. Н. Таганрог 2013
article -> Доклад «Приёмы мнемотехники в начальных классах»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница