Головина л. Е



Дата20.03.2020
Размер55 Kb.
#143517
Связанные:
5-1-3Головина
00069a72-83791a59

Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в Социально-педагогическом колледже МГППУ
ГОЛОВИНА Л.Е.

г. Москва, СПК МГППУ

Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.

Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного количества высококвалифицированных кадров - рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим, в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что не возможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

В соответствии с Конституцией и Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» все граждане Российской Федерации могут бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях на конкурсной основе, независимо от состояния здоровья. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 году, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов, наряду с медицинской, психологической и социально-экономической реабилитацией, является возможность получения полноценного образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать полноценным членом общества.

Реализация государственной политики в области образования лиц с ОВЗ, осуществляется на основе федеральной целевой программы развития специального образования, что является составной частью федеральной программы развития образования.

Ведущей целью Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, совершенствования содержания и технологий образования.

В основу обучения лиц с ОВЗ мы заложили следующие положения:



  1. удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

  2. удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;

  3. формирование у студентов с ОВЗ гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

Интегрированная форма обучения лиц с ОВЗ предполагает формирование в колледже атмосферы доброжелательности, признание за студентами с ОВЗ равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей.

Правильно организованный учебно-воспитательный процесс профессионального обучения студентов с ОВЗ в стенах колледжа позволяет эффективно и качественно формировать общетрудовые и профессиональные умения и навыки, подготовить студентов с ОВЗ к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

Обучение студентов с ОВЗ в системе массовых колледжей сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как администрация, преподаватели, так и сами студенты. Трудности возникают при организации обучения лиц с ОВЗ: комплектование групп, определение содержания, методов и приемов обучения. При этом студенты с ОВЗ обучаются по учебным планам, программам и учебным пособиям, предназначенным для обычных студентов, которые не всегда на достаточном уровне адаптируются, время на усвоение содержания программ не увеличивается.

В СПК МГППУ студенты с ОВЗ попадают в новые по сравнению со школой условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в организации своей учебной деятельности. Из-за отсутствия ежедневного контроля за учебной деятельностью студенты должны организовывать себя на ежедневную самостоятельную работу по приобретению новых знаний и умений. Совместное обучение и общение с другими студентами в колледже, несомненно, связано у них и с определенным психическим напряжением.

Чтобы преодолеть эти трудности и организовать учебную и внеучебную деятельность студентов СПК МГППУ с ОВЗ были созданы следующие условия:

1. Специально организованная среда:



  1. Специально приспособленное здание (наличие пандусов, оборудованных туалетов для колясочников ит.п.).

  2. Компьютерные классы.

  3. Кабинет педагога - психолога.

  4. Бассейн.

2. Педагогическое сопровождение:

  • взаимодействие студентов с ОВЗ с учебной частью, методистами, социальными педагогами, преподавателями, педагогами - психологами;

  • контроль посещения учебных занятий студентами с ОВЗ;

  • контроль за текущей аттестацией, сдачи зачетов и экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ;

  • индивидуальной работа (контроль ликвидации академических задолженностей, при необходимости – организация документального оформления академических отпусков, организация индивидуальных консультаций студентов в случаях длительного отсутствия, помощь в организации самостоятельной работы студентов с ОВЗ в случае заболевания, коррекция взаимодействия преподаватель-студент с ОВЗ в учебном процессе, при приеме экзаменов, защите курсовых работ);

  • организация учебных практик студентов с ОВЗ (составляется на каждого студента с ОВЗ);

  • выработка рекомендаций для педагогов по вопросам специфики организации обучения студентов с ОВЗ.

3. Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, которое включает в себя:

  • консультативную работу со студентами с ОВЗ, педагогами и родителями студентов с ОВЗ;

  • психодиагностические динамические процедуры на всех этапах психологической работы;

  • психопрофилактику и коррекцию личностных искажений у студентов с ОВЗ;

  • повышение мотивации к процессу обучения в колледже.

Основная цель психологического сопровождения - интегративное включение студентов с ОВЗ в образовательную среду колледжа.

Психологическая служба обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие студентов колледжа, в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, в процессе воспитания и обучения, а так же профилактику нарушений психического здоровья обучающихся.

4. Методическое сопровождение включает в себя:


  • содействие персональному обеспечению студентов с ОВЗ учебно-методическими материалами по дисциплинам государственного стандарта;

  • перевод учебных и методических материалов на электронные носители;

  • консультацию педагогов по вопросам организации педагогического процесса в СПК ГППУ (методистами и педагогами - психологами).

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ осуществляет учебно-производственная лаборатория СПК МГППУ. Специалистами учебно-производственной лаборатории была разработана технология психолого-педагогического сопровождения студентов с ведением определенной документации. На каждого студента СПК составляется индивидуальная карта, которая содержит в себе следующие документы:

  • общие сведения о студенте;

  • акт обследования жилищно-бытовых и материальных условия жизни студента;

  • анкета студента (структурно анкета включает в себя 5 основных блоков – общие сведения о студентах, социально-бытовые условия проживания, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения с родителями в семье, обучение в колледже);

  • информационная справка о студенте;

  • режим дня студента с ОВФЗ;

  • рекомендации педагогам по организации и проведении учебного процесса (данная рекомендация составляется на каждого студента).

Проводится работа по оптимизации форм, методов обучения и изложения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов данной группы в рамках образовательного стандарта. Сотрудники лаборатории оказывают семье студента с ОВЗ психолого-педагогическую, информационную поддержку, помощь в организации совместного досуга.

Студентам предоставляется помощь в составлении индивидуального распорядка дня, обеспечивающего реализацию программы обучения, а так же помощь в правильной организации рабочего места. Педагогами-психологами проводится индивидуальная и групповая психологическая работа.

Сотрудниками лаборатории осуществляется консультативная работа по проблемам-запросам студентов с ОВЗ, их родителей и педагогов. Одним из направлений по адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья является внеучебная работа, проводимая в колледже. Студенты с ОВЗ участвуют в проведении культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительных мероприятиях, ездят на экскурсии по Москве, так же посещают театры, выставки.

Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы, что процесс адаптации студентов с ОВЗ к условиям обучения в СПК МГППУ может быть эффективным, если:



  1. принимаются во внимание особенности адаптационного процесса студентов с ОВЗ, проявляющиеся в его индивидуальном характере, динамике, определяемые рядом индивидуально – личностных и социальных фактов;

  2. у студента с ОВЗ формируется в процессе обучения положительная установка на будущую деятельность.

В целом, процесс адаптации динамичен и приводит к изменению личности. Эффективность этого процесса определяется потенциалом человека, единством следующих критериев: эмоционального комфорта, вхождением в студенческое общество, отношением к учебе и будущей профессии, сформированностью социально и профессионально значимых качеств. Отсутствие специальных условий, направленных на поддержку студента с ОВЗ в период адаптации в профессионально – образовательном процессе приводит к проявлению дезадаптивных черт личности.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница