Гольцева Марина Владимировна Гольцев Михаил Всеволодович



Скачать 54,32 Kb.
Дата22.02.2016
Размер54,32 Kb.
ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Герасимович Любовь Юльяновна

Гродненский государственный аграрный университет



Гольцева Марина Владимировна

Гольцев Михаил Всеволодович

Белорусский государственный медицинский университет


Инновационный путь развития экономики предполагает выдвижение на первое место интеллектуального ресурса, носителем которого являются высококвалифицированные специалисты. Они в процессе обучения приобретают как определенную сумму знаний, так и навыки практического использования полученных знаний, способность прогнозировать сложившуюся ситуацию и своевременно отзываться на возникающие проблемы.

Инновации в образовании влекут за собой совершенствование познавательной деятельности и ориентированы на преобразование традиционного учебного процесса в проблемно-исследовательский, самостоятельный поиск новых знаний. Процесс становления профессионально творческой личности требует усилий как самого студента, так и преподавателя. Преподаватель призван оказывать воздействие на студента, совершенствуя формы и методы обучения, побуждающие студента формировать собственные взгляды, вырабатывать собственные подходы к решению актуальных проблем настоящего и будущего. Тем самым начинается постепенный переход системы взаимодействия обучаемого и обучающегося, то есть взаимодействия преподаватель-студент к креативному обучению, что влечет за собой необходимость дальнейшего совершенствования системы образования в целом и методики преподавания в частности, при которой студент из объекта образовательно-воспитательного воздействия превращается в полноценного субъекта познавательной деятельности.

Большую роль в подготовке подобного специалиста играют семинарские занятия, на проведение которых все больше выделяется часов в учебном плане по сравнению с лекционными часами, что является положительной тенденцией. Лекции в таком случае приобретают концептуально-методологический характер, освещают узловые и проблемные вопросы теории, нацелены на развитие познавательной деятельности студента и выступают стимулятором их самостоятельной работы, играющей основную роль в активизации творческого потенциала личности студента. С целью обеспечения тесного взаимодействия самостоятельной работы студентов и семинарских занятий широко внедрены в практику их проведения такие активные формы и методы обучения, как обсуждения докладов и рефератов, анализ конкретных производственных ситуаций, ситуационных задач и др. Вместе с тем наиболее эффективными формами семинарских занятий, позволяющими преобразовать объяснительно-иллюстративный способ обучения в активно-деятельный, где студенты из объекта образовательно-воспитательного воздействия превращаются в полноценного субъекта творческой деятельности, являются ролевые семинарские занятия и деловые игры, в том числе малыми группами. Данная форма является довольно эффективной, подготовка требует значительных знаний и чтения дополнительной литературы, что повышает их ответственность в самостоятельном поиске новых знаний. Кроме того, обеспечивается переход от накопительно-консервативной модели формирования содержания учебных дисциплин к креативному обучению [1]. Студенты развивают стремление к творческому восприятию изучаемого материала, приобретают навыки и умения публичных выступлений, самостоятельного анализа экономических процессов и явлений, формируют умение обрабатывать и эффективно применять свои знания для решения как теоретических, так и практических задач их будущей деятельности так, как того требует современная реальность [2].

Преподаватель здесь рассматривается как партнер студента, он создает благоприятную психологическую атмосферу, сферу свободного общения. Его личность приобретает все большую роль в процессе формирования профессиональных и личных качеств студента, в способности понимать студента, проявить педагогический такт, удачно формализовать, реконструировать учебный материал и доступно его излагать. То есть управлять развитием личности студента, раскрытием всех его сущностных сил и способностей. Для этого преподавателю необходимо не только обладать умением убеждать студента, но и самому творчески относиться к своей работе, быть общительным, увлеченным, стремиться к самообразованию и совершенствованию. Еще Д.И. Писарев писал, что в воспитании все дело в том, кто воспитывает, личность воспитывается личностью, нравственность производится нравственностью, других средств воспитания не существует. Вот почему становится очевидно, что характеризовать преподавателя следует прежде всего со стороны синтеза его личных качеств, педагога, его знания, умения, навыков, его поведения по отношению к студенту. Здесь речь идет о том, что живое творческое общение преподавателя со студентами не всегда целесообразно заменять тестами с использованием исключительно информационных технологий, которые лишают студентов речевых навыков и умения мыслить творчески, самостоятельно излагать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Наибольший интерес с данных позиций приобретает вопрос совместного с преподавателем разрешение проблемных ситуаций, в том числе в виде проведения деловых игр, кейсов, решения практических задач, презентаций, пресс-конференций и др. как инструментов, позволяющих находить наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Далее в работе рассматривается преимущества и особенности различных методических приемов активизации учебных занятий под руководством преподавателя. Данный подход обеспечивает развитие аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных навыков, учит самостоятельности. Проблемно-ситуационный анализ позволяет рассматривать учебный процесс в единстве трех сторон. Во-первых, со стороны построения учебного материала рекомендованного для изучения определенных предметов или тем; во-вторых, выбора методических приемов чтения лекция и проведения семинарских (практических) занятий; в третьих, со стороны организации деятельности преподавателя и студента, как при подготовке к лекциям и семинарским занятиям так и во время их проведения. Такой подход позволяет, с одной стороны, формировать социально-активную личность человека, его познавательно-речевые навыки, с другой – развивать профессиональные способности.

В классическом университетском образовании применяется как традиционные, так и инновационные методики и педагогические приемы. Их можно классифицировать на пассивные, активные и интерактивные, положив в основание роль учащегося, которая возрастает по мере перехода от пассивных к активным и интерактивным методикам.

При пассивных методиках студент является объектом обучения. Это основная лекционная методика и система электронных ресурсов без обратной онлайн-связи. При активных методиках студент становится субъектом обучения и вступает в диалог с преподавателем. Сегодня это уже одна из основных методик на семинарских занятиях. Интерактивные методики предполагают обучение в виде делового сотрудничества: и преподаватель, и студенты являются субъектами обучения, преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом. Интерактивные методики задействуют наряду с сознанием человека его волевые качества, что позволяет увеличить процент усвоения материала [3].

Применение указанных методик кардинально улучшает восприятие и воспроизведение учебного материала по сравнению с распространившейся системой самостоятельной работы и итогового контроля знаний с применением исключительно электронных ресурсов.

Проведенные предложенными методиками семинарские занятия можно отнести к числу наиболее активных форм учебного процесса, позволяющих развивать творческий потенциал личности студента, его познавательную деятельность и превратить учебный процесс в единую систему: знание – убеждение – действие, а личность преподавателя в развитии познавательно-речевой деятельности студента является неоспоримой


ЛИТЕРАТУРА
1. Косинец, А. Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономики государства / А. Н. Косинец. – СБ, 30.10.2007. – С. 11–14.

2. Герасимович, Л. Ю. Семинарское занятие-основная форма активизации творческой деятельности студента / Л. Ю. Герасимович, М. В. Гольцев // Перспективы развития высшей школы : материалы III Международной науч.-метод. конф. ; редкол.: В. К. Пестис [и др.]. – Гродно : ГГАУ, 2010. – С. 181–183.



3. Гутников, А, Б. Обучение профессиональным навыкам (интерактивные методики обучения) / А. Б. Гутников // Матер. Междунар. семинара «Клиническое юридическое образование», 1–5 мая 2001 года, Санкт-Петербург (Ольгино). – Санкт-Петербург, 2001. – С. 1–18.
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»
123456789 -> 1. проблемы бытия в современной философии
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница