Глоссарий для преподавателей угуэс по инклюзивному образованию



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4
ГЛОССАРИЙ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УГУЭС

ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

  • А

    • Автоматизация – превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (т.е. совершаемые без участия сознания)

    • Аграмматизм – ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значений грамматических конструкций. Общее нарушение грамматического строя речи, степень и форма которого зависят от  причин его вызвавших.

    • Адаптация – (от лат. Adapto – приспособляю) - приспособление организмов к условиям существования.

    • Адаптация глаза – приспособление глаза к различным условиям освещения. Адаптация к свету  в норме происходит в течение 50-60 сек. Адаптация глаза в темноте  в норме происходит примерно в течение30-60 мин. При этом происходит повышение световой чувствительности глаза в 8-10 тыс.раз. У учащихся  с нарушением зрения расстройства адаптации происходят в результате заболевания глаз (пигментная дистрофия сетчатки, атрофия зрительного нерва, близорукость высокой степени и пр.) у учащихся  с выраженной интеллектуальной недостаточностью – под влиянием поражений центральной нервной системы.

    • Адаптирование – обучающие и оценочные стратегии, разработанные специально для адаптации особых потребностей учащегося так, чтобы он или она смогли достичь результатов по данному предмету или курсу и продемонстрировать знание предмета.

    • Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    • Адентия – отсутствие всех или многих зубов

    • Азбука для слепых – рельефно-точечный шрифт по системе Брайля (см.), принятый для письма и чтения слепых. Основой для  построения азбуки в шрифте Брайля служит шеститочие. Все буквы этого шрифта  отличаются друг от друга количеством и расположением входящих в них точек. Большие трудности в освоении Брайля возникают в связи с наличием пар букв, имеющих взаимно противоположное, «зеркальное» расположение.

    • Акалькулия – ( от греч:  a -отрицание,  calculatio -счет, вычисление ) нарушение способности производить арифметические действия. Возникает вследствие органических поражений центральной нервной системы.

    • Алалия – представляет собой выраженное недоразвитие или отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых зон коры мозга во внутриутробном периоде, при родах или в раннем детстве. Большое значение имеет правильная диагностика алалии, отграничение ее от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости и тугоухости. 

    • Альбинизм – (от лат. albus – белый) – врожденная аномалия, характеризующаяся отсутствием пигмента в глазах (в сосудистой и радужной оболочке), ресницах, бровях, коже. Беспрепятственный пропуск света внутрь глаза и-за отсутствия пигмента часто сопровождается неполноценностью сетчатки глаза и другим нарушениям зрения. 

    • Амблиопия – (от греч. «amblys» – тупой + «ops» – глаз) – оптически некоррегируемое снижение остроты зрения, возникающее из-за врожденной или ранней катаракты, врожденной аномалии рефракции, косоглазия. Развивается вследствие ранней сенсорной депривации. Успешность реабилитации снижается с возрастом. 

    • Анализатор – [греч. analysis разложение, расчленение] — термин, введенный И. П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические для данного А. ощущения; каждый А. состоит из воспринимающего раздражения прибора — рецептора, проводящего пути и центрального отдела в коре головного мозга.

    • Анализатор вестибулярный – [лат. vestibulum преддверие] — анализатор, обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве.

    • Анализатор вкусовой – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ химических раздражителей при воздействии их на рецепторы языка и формирующий вкусовые ощущения.

    • Анализатор двигательный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.

    • Анализатор звуковой – см. Анализатор слуховой.

    • Анализатор зрительный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующий зрительные ощущения и образы.

    • Анализатор кинестетический – [греч. kinesis движение] — см. Анализатор двигательный.

    • Анализатор кожный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации, поступающей через поверхность кожи, с формированием температурных, тактильных и болевых ощущений.

    • Анализатор обонятельный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации о веществах, соприкасающихся со слизистой оболочкой носовой полости, и формирующий обонятельные ощущения.

    • Анализатор речедвигательный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение положение органов дыхания, голоса и артикуляции.

    • Анализатор слуховой – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы.

    • Анамнез – (от греч. «anamnesis» – воспоминание) – совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). А. включается в содержание истории болезни. В последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т.е. катамнез). 

    • Артикуляционная база – свойственные говорящим на данном языке положения и система движений органов речи при произнесении звуков языка.

    • Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

    • Артикуляция – [лат. articulare членораздельно выговаривать] — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

    • Астенический синдром – состояние нервно-психической слабости, при которой нарушается тонус нервных процессов, наблюдается их истощаемость и быстрая утомляемость при любой деятельности, снижение всех форм психической активности. 

    • Астигматизм – грубые отклонения от осевой симметрии роговицы или хрусталика, приводящие к астигматизму, при котором фокусирование параллельно падающих на глаз лучей в одной точке невозможно из-за различной преломляемости в разных меридианах глаза. При А. лучи, исходящие из любой точки пространства, не могут дать на сетчатке глаза точечного (четкого) фокусного изображения. Преломление лучей света в разных меридианах глазного яблока происходит под разными углами. Вследствие этого глаз обладает не одним фокусом, а несколькими фокусами, находящимися на различных расстояниях от сетчатки. А.чаще всего бывает врождленным. Для коррекции А. прибегают к ношению очков; в некоторых случаях применяется хирургическое лечение. 

    • Асфиксия плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности. Является следствием понижения или утраты возбудимости дыхательного центра. Возникает из-за недостатка кислорода или избытка углекислоты в организме матери; при нарушениях притока крови к плоду, осложнениях родовой деятельности и пр. 

    • Аудиограмма – графическое изображение на специальной сетке данных исследования слуха с помощью аудиометра. 

    • Аутизм – (от греч. auto – сам) – термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857–1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «А.» употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, состоящих в повышенной ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со среднестатистической нормой) – при сохранности произвольности все это находится в границах нормы

  • Б

    • Билингвизм глухих – означает словесно-жестовое двуязычие глухих. Складыва-ется в процессе общения глухих детей с носителями жестового языка и форми-рованием словесной речи в процессе специального обучения. Билингвисти-ческий подход в обучении глухих пре-дусматривает использование двух рав-нозначных средств образовательного процесса – национального словесного языка ( вустной, письменной и дактиль-ной форме) и национального жестового языка глухих. 

    • Билирубиновая энцефалопатия – следствие гемолитической болезни новорожденных, при которой наблюдается поражение центральной нервной системы ребенка в виде двигательных расстройств, дефектного развития речи, общего психического недоразвития и нередко нарушений слуха.  

    • Болезнь Дауна – (иначе хромосомы 21 триосомии синдром или синдром Дауна), к основным признакам относятся: умственная отсталость, мышечная гипотония и монголоидный разрез глазных щелей, катаракты, пятна Брушфильда (белого цвета очаги на границе наружной и средней трети радужки), косоглазие, реже помутнение роговицы и хрусталика, толстые губы, утолщенный язык с бороздами, плоская спинка носа, узкое небо, деформированные ушные раковины, избыток кожи на шее, разболтанность суставов, поперечная линия ладони, уплощенные на концах мизинцы рук. Дети рождаются в срок с небольшим снижением веса (масса тела при рождении до 3000-3300 г.). Среди аномалий внутренних органов отмечают пороки сердца, желудочно-кишечного тракта, мочевой системы, мозга. Дети с синдромом Дауна в большинстве случаев страдают умеренной умственной отсталостью. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70% случаев имеются нарушения слуха в виде легкой кондуктивной тугоухости; в 40% – выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют двойной сенсорный дефект в сочетании с умственной отсталостью. Но дети с этим синдромом послушны, легко вступают в контакт, хорошо подражают взрослым. В настоящее время на основании тщательного психологического обследования этих детей успешно разрабатываются принципы коррекции, позволяющие социально адаптировать их к жизни. Популяционная частота – 1:700.

  • В

    • Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

    • Вспомогательные технические средства/устройства – приспособления, расширяющие для человека с инвалидностью возможности функционирования. 

  • Г

    • Гемолитическая болезнь новорожденных – в основе гемолитической болезни новорожденных (ГБН) лежит несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови (например, в случаях, когда мать резус-отрицательна, отец резус-положителен, а плод унаследовал резус-принадлежность от отца). Эритроциты плода, содержащие резус-фактор, проникают через плаценту в кровь матери, у которой в ответ на чужеродный белок образуются резус-антитела. Попадая в кровь плода, резус-антитела вызывают разрушение его эритроцитов. Для реализации резус-конфликта имеют значение: повышенная чувствительность организма матери к резус-фактору, состояние ее эндокринной системы, наличие хронических заболеваний и т.д. Заболевание плода развивается в среднем у 1 из 25-30 резус-отрицательных женщин. С каждой последующей беременностью вероятность резус-конфликта повышается. Лечение ГБН направлено на экстренное удаление токсических продуктов гемолиза. С этой целью сразу после рождения производят переливание крови у новорожденного. 

    • Гидроцефалия – расширение желудочковых систем мозга и субарахноидальных пространств за счет избыточного количества цереброспинальной жидкости. Гидроцефалия может быть следствием пороков развития центральной нервной системы, воспалительных процессов в оболочках головного мозга. Различают следующие типы гидроцефалии: открытую и закрытую, наружную и внутреннюю, острую и хроническую, компенсированную и декомпенсированную. Клиническая картина открытой гидроцефалии характеризуется увеличением размеров головы, расхождением швов и родничков, истончением костей черепа. При закрытой форме гидроцефалии типичны пароксизмальные кризы с сильнейшей головной болью, вынужденным положением головы, рвотой. При компенсированных формах гидроцефалии, несмотря на наличие значительной внутричерепной гипертензии, клиническая симптоматика отсутствует, психической развитие ребенка не страдает. При выраженной гидроцефалии дети отстают в психическом развитии, их подвижность ограничена из-за трудностей удерживания головы. В неврологическом статусе у большинства больных обнаруживается нистагм, а с в тяжелых случаях – атрофия зрительных нервов, приводящая к слепоте, спастические парезы и параличи. Наряду с общим отставанием в психическом развитии у некоторых больных наблюдается хорошая механическая память, способность к математике и музыкальная одаренность. 

    • Гидроцефально-гипертензионный синдром – один из энцефалопатических функциональных неврологических синдромов, характеризующийся повышением внутричерепного давления и расширением ликвородинамических пространств мозга. 

    • Гимнастика – [греч. gymnastike] — система физических упражнений, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью и темпом, а также дотированным мышечным напряжением.

    • Гимнастика коррегирующая – [лат. correctio поправка, исправление] — лечебная гимнастика, направленная на исправление или предупреждение дальнейшего развития деформаций опорно-двигательного аппарата.

    • Гимнастика лечебная – гимнастика, используемая в качестве лечебного или профилактического мероприятия; является основной формой лечебной физкультуры.

    • Гиперкинезы – насильственные непроизвольные движения, характерные для гиперкинетической формы детского церебрального паралича. Возникают непроизвольно, уменьшаются в покое и усиливаются при движении и волнении, усталости и эмоциональном напряжении. 

    • Гиперметропия – (иначе – гиперопия) –дальнозоркость – хорошее видение вдаль и худшее видение вблизи. Вид клинической рефракции, при котором задний главный фокус оптической системы глаза не совпадает с сетчаткой, а располагается как бы за сетчаткой – это дальнозоркость или слабая клиническая рефракция. 

    • Гипоксически-ишемическая энцефалопатия – диффузное поражение головного мозга в результате нарушения мозгового кровообращения и кислородной недостаточности.  

  • Д

    • Дактилология – (от греч. «dactilos» –палец, «logos» – слово, учение) – используется в двух основных значениях. Так называют алфавит, воспроизведенный пальцами руки (рук). Используется также для обозначения общения с помощью ручной азбуки – дактильной речи. Известно, что изображение пальцевых букв встречается уже в латинской Библии Х века. Первая публикация дактильного алфавита – книга испанского монаха де Вебра, изданная в 1593 г. Впервые дактильный алфавит, созданный в целях обучения глухих был опубликован в книге Ж.П. Бонета в Мадриде в 1620 г. Русский дактильный алфавит был опубликован в первой русской книге об обучении глухих В.И. Флери «Глухонемые», вышедшей в Петербурге в 1835 г. 

    • Деменция – (от лат.dementia – безумие) – приобретенное слабоумие, которое проявляется в ослаблении познавательной способности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний, прошлого опыта. Д. м. б. глобальной или очаговой. Глобальная Д. охватывает все виды психической деятельности, включая и память. Больной перестает относиться к событиям и к себе критически, деградирует как личность. При очаговой Д. личность в основном не меняется, практическое отношение к действительности сохраняется. Наблюдаются частичные дефекты: снижается сообразительность, память. К умственной отсталости в виде деменции у детей относят те случаи слабоумия, которые возникли после того, как ребенок прошел уже некоторый путь нормального развития. При деменциях отсутствует стабильность психического развития, наблюдаются периоды улучшения и ухудшения состояния, особенно это касается эмоциональной стороны развития ребенка. 

    • Дети возрастной нормы, обычные дети – дети, развивающиеся соответственно возрастной норме. 

    • Дети группы риска – дети, имеющие риск появления нарушений в развитии (медицинский, социальный или биологический) и требующие дальнейшего наблюдения. 

    • Дети с нарушениями развития – дети, у которых по сравнению с их сверстниками, выявлено отставание в развитии или имеются нарушения двигательных, когнитивных, коммуникативных, сенсорных или иных функций. Наряду с термином «дети с нарушениями развития» в настоящем документе используются термины «дети с функциональными нарушениями» и «дети с особыми потребностями (нуждами)». 

    • Дизартрия – (от греч. dys – приставка, означающая расстройство + arthroo – членораздельно произношу) – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При Д., в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция. У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы: нарушениями восприятия речи на слух, чтения и письма. В детском возрасте Д. нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при Д. м. б. исправлены с помощью логопедических занятий. 

    • Дизграфия – (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, +grapho – пишу) – нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Д. обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии, разных форм афазий или недоразвития речи. В основе Д. обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления Д. проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме. 

    • Дизморфия – нарушения морфологического (анатомического) строения организма при его формировании.

    • Дизонтогенез – нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин впервые введен Й.Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В.В. Лебединский выделил 6 вариантов Д.п.: 1) недоразвитие; 2)задержанное развитие; 3)поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие и 6)дисгармоничное развитие.

    • Дискалькулия – (иначе – акалькулия) -нарушение способности производить арифметические действия, обусловленные поражением доминантного полушария головного мозга (39 поле Бродмана). В тяжелых случаях больной не может считать, в легких – наблюдаются затруднения или ошибки при оперировании цифрами. 

    • Дислалия – неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении или замене. Причины дислалии разнообразны: подражание неправильному произношению, анатомо-физиологические отклонения речевых органов, например, их двигательная недостаточность, не резко выраженные изменения в строении артикуляционного аппарата (неправильность прикуса, расположения зубов, отклонения в форме нёба и др.). 

    • Дислалия простая – дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки.

    • Дислалия сложная – дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп.

    • Дислексия – (от греч. dys – повреждение + lexia – речь) – существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Имеются данные о существовании наследственного фактора Д. Предполагается, что одной из причин Д. м. б. задержка в развитии литерализации функций головного мозга. 

    • Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

    • ДЦП – Детские церебральные параличи – группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга, возникших во внутриутробном и раннем постнатальном периоде. Характерная особенность ДЦП – нарушение моторного развития ребенка, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные расстройства часто сочетаются с сенсорными,  с задержкой речевого и психического развития, судорогами. Частота ДЦП составляет 2,5-5,9 на 1000 младенцев. 

  • З

    • Замены звуков – дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы; см. Субституция.

    • ЗПР – Задержка психического развития – особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в др. случаях ЗПР возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ц. н. с. (дети с минимальной мозговой дисфункцией).
      У детей с ЗПР отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с ЗПР.
      В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Дети с ЗПР также характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.

  • И
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница