Глоссарий Акме (от греч. Асме вершина, цветущая пора) высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований



Скачать 179,34 Kb.
Дата27.05.2016
Размер179,34 Kb.
Глоссарий

Акме -  (от греч. АСМЕ - вершина, цветущая пора) - высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается что АКМЕ приходится на период взрослости или зрелости человека.

Акмеограмма -  основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному  развитию и прежде всего развитию профессионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет собой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей  и перспектив, компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по отношению к профессиограмме и психограмме (В.Г.Зазыкин).

Акмеолог -  специалист в области акмеологии и прикладной психологии, умеющий решать широкий круг психологических и акмеологических профессиональных задач, в том числе специализирующийся в работе с перспективными кадрами, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма.

Акмеология -  наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев и Н.А.Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенных при ее создании идеям.

Акметектоника (греч. akme – "вершина, расцвет, зрелость";  tektonike –"строительное искусство, мастерство") –  акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального образа акме субъекта деятельности. Данная категория предложена А.С.Гусевой.  Акметектоника – это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» - источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ акме. Образ акме – совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья  субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.

 Активность – многозначный термин, используемый в разных науках физиологии, (электрофизиологическая активность мозга), социологии, (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значения. В гегелевской философии активность рассматривалась как имманентная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В амкеологическом понимании активность субъекта является главным условием  его саморазвития и  самосовершенствовании.  Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.



Анализ акмеологический -  как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а так же то, что препятствует такому развитию. Коме того, в акмеологическом анализе необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

Воздействие акмеологическое -  это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы.  Акмеологическое воздействие в методическом отношении может рассматриваться как самостоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается прежде всего своей направленностью - на благо развивающейся личности, к тому же многие виды психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздействие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность (А.А.Деркач, А.В.Кириченко).

Гетеростаз -  исходное положение о том, что  многие люди мотивированы, главным образом, стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации (Л.Хьелл).

Гипертимия Стойкое, но не обязательно постоянное, приподнятое настроение. Сопровождается повышенной активностью в профессиональной и личной сферах. Может характеризовать появление личностных акцентуаций или конституциональных аномалий.

Деятельность высокопродуктивная -  характеризуется высокими показателями качества по основным показателям, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности), преследующая положительные личностные и социально-значимые цели, сохраняющая здоровье субъекта труда и развивающая как профессионала и личность (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Задачи акмеологические -  отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время самом общем виде можно выделить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов  как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме;   в) выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрессивного развития  личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разработка проблем  различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются так же разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, определение путей внедрения достижений акмеологии в социальную практику.

Закономерности акмеологические -  характеристики устойчивых связей отношений и тенденций в движении к профессионализму личности и деятельности. Акмеологические закономерности имеют одновременно объективный и субъективный характер, отличаются устойчивой повторяемостью, «нежесткостью», так как относятся к классу «законов-тенденций», но менее вариативны по отношению к психологическим (Е.Н.Богданов, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин).

Законы акмеологические -  личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала;  самовыражении личности в профессии (А.А.Деркач). В настоящее время имеют описательную форму. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала  констатирует взаимосвязь между процессами становления профессионализма и формированием личностной целостности. Закон самовыражения личности в профессии описывает устойчивые связи и процессы профессионального самоопредления, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии.

Знание акмеологическое - это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные и естественнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. Знание акмеологическое является результатом познания действительности и ее отражением в сознании субъекта деятельности как профессионала. Социальный компонент акмеологического знания связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности субъекта (Абульханова К.А.). Это знания, включающие социокультурную направленность, гуманистическое мировосприятие, научную логику социального познания. Данные сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность, человечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупности с естественнонаучными социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание за счет привлечения другого знания из философии, истории, культуры, политологии, экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики.

Гуманитарный компонент  акмеологического знания  включает комплекс сведений о целостном человеке из психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологии личности, общения, познания, деятельности, творчества, развития), педагогики (возрастной, сотрудничества), социологии, управления и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией, генетикой, андрогогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает приращенное гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом, историческом, индивидуальном становлении. Предметом гуманитарного познания становятся феноменология, закономерности, детерминанты, факторы, механизмы, условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта деятельности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей человекознания.
    Технологический компонент  акмеологического знания  приравнивается к искусству, мастерству, т.е. к такому виду знания, который у древних мыслителей относился к "магическому". Технологическое оснащение деятельности заключается в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности. Их функциональное назначение - упорядочить все "частности" деятельности, перевести на уровень эффективного достижения поставленных целей. К подобному типу знаний обычно относят так называемые «забытые (нераскрытые) ремесленные технологии», в которых важнее всего профессиональная тренировка специальных, особых навыков (К.А.Абульханова, И.Н.Семенов).

Зрелость – длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития.
Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное "плато", за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И.Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б.Г.Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития.
В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный  опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.

Изменчивость -  исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся.

Инварианты профессионализма  акмеологические -  это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия) обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть независящими от специфике деятельности и присущие всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б)  особенными или специфическими, отражающими  содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стресс-устойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологических инвариант профессионализма позволяет существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития (В.Г.Зазыкин).

Исследование акмеологическое -  научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на ведущих методологических принципах акмеологии,   осуществляемое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания.  Акмеологические  исследования могут быть теоретическо-методологическими  и прикладными.  Отличительной особенностью акмеологического исследования является его интегративный междисциплинарный характер (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Концепции акмеологические -  системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, которые составляют ее теоретические основания.  Концепция гуманитарно-технологического развития (А.С.Гусева), нравственного развития личности (Е.Н.Богданов),  субъектогенеза (А.С.Огнев), акмеологического воздействия (А.В.Кириченко), профессионализма деятельности в особых условиях (В.Г.Зазыкин), профессионализма военных специалистов (Л.Г.Лаптев) и другие.

Компетентность акмеологическая -  категория, предложенная А.К.Марковой, в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Компетентность профессиональная -  в акмеологическом понимании это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.  Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.

Компетентность психологическая -  это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-коллектив», «человек-большие социальные группы». По данным Н.В.Кузьминой психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; ауто-психологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.

Критерий акмеологический -   мера профессионализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральными, конкретными и детальными (В.Г.Зазыкин).

Мастерство -  категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К.К.Платонов). Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близко к акмеологической категории «профессионализм деятельности».

Метод акмеологический -  совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи.

Метод акмеографический -  разновидность акмеологического метода, являющийся  инструментальной реализацией акмеографического подхода, включающий акмеографические описания (на уровне общего и особенного) и разработку акмеограмм (В.Г.Зазыкин).

Модель акмеологическая -  система объектов и знаков, воспроизводящая  существенные свойства объекта-оригинала - идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития и пр. Амеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр. (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

Объект акмеологии - на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональных достижениях.

Описание акмеографическое -  способ представления информации, предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания  являются вербальное или лингвистическое (В.Г.Зазыкин).

Подход акмеологический -  базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Подход акмеографический -  система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи развития профессионализма личности и деятельности, Является развитием профессиоргафического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм (В.Г.Зазыкин).

Подход акмеоцентрический -  ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам,  при приоритете акмеологических и акмеографических (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Показатели акмеологические -  характеристики степени продуктивности деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала (В.Г.Зазыкин).

Потенциал личностный -  в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А.А.Деркач,  В.Н.Марков).

Перцепция (ощущаю) – в современной психологии то же, что и восприятие. Г. Лейбниц употреблял термин п. для обозначения смутного и бессознательного восприятия в противоположность ясному, осознанному – апперцепции.

Предмет акмеологии -  на данном этапе ее развития представляет собой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и, соответственно, разные исследовательские сферы и практики.  В более узком понимании предметом является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах,  самообразования, самокоррекции, самоорганизации.
    В широком понимании  предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования  как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к отимальным путям самореализации.

Профессионал -   в широком понимании это субъект профессиональной деятельности, у которого высокие показатели профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на  саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Профессионализм личности -  качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Основаниями для  категорий профессионализм личности и деятельности стало определение профессионализма, предложенное Н.В.Кузьминой.

Профессионализм деятельности -  качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе  базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью (А.А.Деркач,  В.Г.Зазыкин).

Развитие личностно-профессиональное  -  это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях (А.А.Деркач, В.М.Дьячков).

Развитие гуманитарно-технологическое - процесс социокультурных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятельности, которые согласуются с определяющими эти изменения закономерностями развития общества, личности и деятельности. Гуманитарно-технологическое развитие - это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает  содержание развития, а «технологическое» -  процедуры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мотивы субъекта в устойчивые нормы поведения (А.С.Гусева).

Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Самоэффективность -  свойство личности, концептуально описанное А.Бандурой,  подразумевающая убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы оно было продуктивным.

Стеничность (от греч. sthenos - сила) - характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток. Противоположностью стеничности является астения.

Технология акмеологическая -  категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличающаяся более узкой направленностью, имеющей гуманистическое содержание - на прогрессивное личностно-профессиональное развитие. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие.

Технология гуманитарная -  способы и механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности и культуры личности в обучении, развитии и деятельности (А.С.Гусева).

Уровень акмеологический -  характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности (А.А.Деркач, А.А.Мироедов).

Условия акмеологические -  это прежде всего значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Данное понимание акмеологических условий (и факторов) отражает нынешнее состояние  акмеологии (В.Г.Зазыкин).

Факторы акмеологические -  основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма (В.Г. Зазыкин).

Холизм -  исходное положение о том, что поведение и развитие личности можно правильно объяснить только  путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного подхода в психологии и акмеологии (Д.Зиглер).

ХОЛИЗМ (греч. holos — целое) — идеалистическая “философия целостности”, близкая по своим идеям к теории эмердясентной эволюции. Это понятие введено Я. X. Смэтсом в книге “Холизм и эволюция” (1926). Идеалистически истолковывая несводимость целого к сумме частей, Смэтс утверждает, что миром управляет холистиче-ский процесс — процесс творческой эволюции, создания новых целостностей. В ходе эволюции формы материи непрестанно возникают и обновляются. Холистический процесс, по Смэтсу. отменяет закон сохранения материи. “Фактор целостности” X. считает нематериальным и непознаваемым, придавая ему мистический характер. Идеи X. развивали также Дж. С. Холдейн (“Философские основы биологии”, 1931) и А. Майер-Абих (“Идеи и идеалы биологического познания”,1934). В совр.зап. литературе термин “X.” нередко используется для обозначения принципа целостности.


Экстраверсия Личностная особенность, характеризующаяся: социабельностью, импульсивностью, активностью, оживленностью, восприимчивостью, возбудимостью, ориентированностью на получение ощущений и эмоций.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.


 

Каталог: data -> documents
documents -> Акмеология. №3. 2015 (юбилейный выпуск). Колонка главного редактора
documents -> Экологический проект «Юные огородники»
documents -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нижний Тагил
documents -> Дюсш г. Пыть Ях Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении
documents -> «Особенности оборонительных действий в мини-футболе»
documents -> Инновационный образовательный проект


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница