Гимназия №26



Дата14.02.2021
Размер82,5 Kb.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 26

Инновационный проект

«Формирование готовности учителей к организации преемственности учащихся начальной школы и основной»

Г. Томск


АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования готовности учителей к организации преемственности учащихся начальной школы и основной в переходный период обуславливается различными факторами, но, прежде всего, сохранением психического здоровья учащихся, сохранения комфортности и интереса к учению у пятиклассников, сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе.

Переходный период, его еще называют адаптационный период, - очень важный процесс в жизни школьника; важный, потому что ситуация, позитивная или негативная, которая складывается у ученика в адаптивном периоде, чаще всего проецируется на последующие годы. Вот почему так необходимо в этот период глубже понять ребенка, осознать его проблемы, почувствовать его психологическое состояние и создать благоприятные условия для того, чтобы процесс адаптации для учащихся завершился позитивно, создать среду, в которой хотят учиться дети и работать учителя, тем самым сохранить здоровье детей.

Ни для кого не секрет, что переход учащихся из начальной школы в основную всегда сложен. Сопровождается этот переходный период беспокойством учащихся, их родителей, и конечно же, учителей как начальной школы, так и среднего звена. Обычно он протекает болезненно и чаще всего характеризуется снижением успеваемости, различными стрессами. Это происходит и потому, что в основной школе меняется способ организации учебного процесса, а ребенок к этому не готов. Он теряется в этой школьной суматохе, на него обрушивается лавина новизны: новые предметы, новые учителя, новый классный руководитель, новые кабинеты, новые требования. Он не в силах сразу приспособиться к новым для него условиям. Это зачастую и приводит к стрессовым состояниям и ребенка, и родителей, и учителей, к снижению успеваемости учащихся в пятых классах..

Отсюда возникают недоумения, разногласия, более того взаимные обвинения и обиды: учитель начальной школы не сформировал учебные умения и навыки, неадекватно высоко оценивал знания учащихся; учитель-предметник не стремится понять ребенка, помочь ему, слишком жестко оценивает его знания. Кроме этого, учителя, работающие в пятых классах, не учитывают возрастные и индивидуальные возможности пятиклассников, зачастую наблюдаются учебные перегрузки детей за счет неправильной дозировки домашних заданий.

В настоящее время в школьной практике преобладает традиционный подход к проблеме преемственности. С одной стороны, он предполагает форсирование темпов детского развития и представляет собой подгонку педагогических задач начального школьного образования к требованиям и особенностям обучения в основной школе. С другой, данный подход основан на тактике доразвития в основной школе тех знаний и умений, с которыми ребенок приходит из начальной школы.

Хотя спектр исследований, проведенный в области преемственности достаточно широк, проблема готовности учителей основной школы к организации преемственности в науке исследована недостаточно. Мало внимания уделено разработке принципов организации процесса формирования готовности учителей как начальной школы, так и основной к преемственности в образовании в условиях инновационных образовательных технологий. Отсутствует целостная система формирования качеств, необходимых педагогу основной школы для успешной работы с учащимися, позволяющая выявить психолого-педагогические особенности эффективного перехода учащихся начальной школы в основную и определить наиболее важные закономерности , которые могут стать ведущими условиями, позволяющими оптимизировать этот процесс на современном этапе развития общеобразовательной школы.

Все это дает основание сделать вывод о существовании противоречий между объективной необходимостью подготовки учителей основной школы с творческим, научно-педагогическим мышлением, способными организовать гармоничный переход учащихся из одной ступени в другую, и отсутствием системы такой подготовки.

Сказанное подтверждается целым рядом фактов. Так, большинство учителей основной школы, при наличии у них устойчивой положительной мотивации по отношению к организации преемственности, испытывают трудности при работе с пятиклассниками. В итоге мы наблюдаем, что задача основной школы сводится к обобщению, систематизации сложившегося у ребенка в начальный школьный период чувственного опыта. При этом реальные достижения начального школьного этапа, как правило, не используются.

Одно из направлений работы с учителями основной школы заключается в том, чтобы это несоответствие преодолеть и придать опыту их работы определенный продуктивный смысл. Тогда накопленный детьми начальной школы творческий потенциал будет полноценно использоваться, сохраняя при этом психическое здоровье детей, их желание учиться.
Таким образом, анализ состояния преподавания и качества обучения и развития детей при переходе в основную школу позволяет обозначить ряд проблем, влияющих на качество обучения, сохранность психического здоровья учащихся. К их числу относятся учебные перегрузки, неадекватность оказываемых на ребенка воздействий его возрастным и индивидуальным возможностям, неумение развивать способности детей, рассогласованность образовательного процесса начальной и средней школ, а главное, изначальная недостаточная подготовленность самих учителей как начальной, так и основной школ к организации преемственности на основе инновационных подходов к школьному образованию. Это подтвердили результаты социологического опроса учащихся пятых классов (в анкетировании приняло участие 98 человек), проведенного с целью изучения организации учебной деятельности пятиклассников в период адаптации. В среднем по пятым классам 37-50% учащихся испытывают тревожность на уроках русского языка, 32-37% - на уроках математики, 28-32% на уроках МХК, 42-48% - на уроках истории, учащиеся отметили, что очень сильно волнуются при ответах и выполнении заданий, что снижает успешность обучения ребенка. Эти же предметы ученики отметили как трудные для изучения. Высокий темп подачи учебного материала на уроках русского языка считают 40% ребят, истории 35%, математики 27%, т.е. дети не успевают на уроке усваивать объяснения учителя. 36% учащихся считают, что к оцениванию знаний учителя русского языка предъявляют слишком жесткие требования, 20% детей отмечают жесткие требования у учителей математики, иностранного языка к оцениванию.

Посещенные уроки в выпускных начальных классах и пятых классах выявили, что у учителей начальных классов и учителей-предметников отсутствуют единые требования к критериям оценок, ведению рабочих и контрольных тетрадей, наблюдается рассогласованность образовательных стандартов. Например, на уроках русского языка не выработаны единые требования в начальной школе и основной к выполнению фонетического разбора слов, словообразовательного разбора, синтаксического разбора предложений, работе с орфограммами и т. п. На уроках математики отмечаются разногласия в решении некоторых видов задач, оформлении записи и т.п. В итоге, учащимся приходится переучиваться, так как в начальной школе они делали не так, теряется время, все это так же приводит к снижению качественной успеваемости и лишним стрессам. Также было выявлено, что учителя начальной школы недостаточно применяют в своей работе активные формы обучения, которые стимулируют развитие ОУУН, мало используют эффективные педагогические технологии в образовательном процессе, практически не используют групповую форму работы, учащиеся начальной школы не приучены работать со словарями, энциклопедиями. Можно отметить и низкий темп работы на уроках в начальной школе у отдельных учителей, нет должного контроля за выполнением домашних заданий. Учителя на уроках в пятых классах не используют паузы для психологической разгрузки, для отдыха, не применяют упражнения из зрительной гимнастики, кинезиологии, дыхательной гимнастики. Дети устают на уроке и не всегда воспринимают объяснения учителя. Также учителя-предметники не применяют психологические приемы для усвоения и запоминания учебного материала. Все это сказывается на качественной успеваемости учащихся пятых классов. Подтверждением этому являются административные контрольные работы по русскому языку и математике, результат которых свидетельствует о резком снижении качества знаний (до 35 % по русскому языку, до 28% по математике).



Как итог вышесказанного, анализ за последние три года показал, что снижение успеваемости при переходе из начальной школы в основную достигается у 35-40% учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса начальной и средней школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Решение данной проблемы является актуальным для нашей гимназии, так как существующее положение по проблеме преемственности между начальной и основной школ отрицательно влияет на результаты качества образования.



  1. Выбор инновационного способа решения проблемы

Указанную выше проблему можно решить несколькими способами.

  1. Организация и проведение педагогического консилиума по проблеме преемственности для учителей, работающих в пятых классах.

  2. Проведение совместных семинаров учителей начальных классов и среднего звена.

  3. Взаимопосещение уроков учителями начальной и средней школ.

  4. Диагностика качества базового образования в начальном и среднем звене.

Все это приводит лишь к эпизодическим результатам. Наиболее эффективным способом является создание организационно педагогической образовательной системы, при которой пятиклассники смогут избежать стрессовых ситуаций, нормально развиваться, получать качественное образование, приобретут качества, необходимые для успешной социализации в обществе.

3. ЦЕЛЬ исследования

добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе в течение 3-х лет за счет введения в начальной и основной школах активных методов обучения, введения согласованности образовательных стандартов, развития на уроках основной школы познавательных процессов; организации системы подготовки учителей средней школы по эффективной организации преемственности.
Оценка реализуемости и полезности новшества

Показатели

Шкалы от 0 до 10

1.Временные возможности

10

2. Кадровые возможности

9

3. Материально-технические возможности

7

4. Программно-методические возможности

8

5. Финансовые возможности

5

6. Нормативно-правовые возможности

10

7. Психологическая готовность

7

8. Организационная готовность

9

Таким образом, оценка реализуемости и полезности новшества составляет 0, 81 при максимальном значении оценки его реализуемости равной 1.

Это новшество позволит решить выше указанную проблему, для этого имеются все необходимые условия.

4. Объектом исследования является образовательный процесс, построенный с учетом готовности учителей к организации преемственности.

В ходе исследования нам предстоит ответить на вопросы:



  • какой должна быть образовательная среда и как ее организовать?

  • какова роль учителя в образовательном процессе по преемственности и какими профессиональными качествами он должен обладать?

  • какими методами можно изучить личность ребенка для организации образовательного процесса в 5 -м классе в соответствии с личностными особенностями?

  • каковы методы положительной мотивации?

  • как организовать развитие познавательных способностей, тем самым повысить качество образования пятиклассников?

3. Концептуальные основы реализации проекта.

Концепция проекта по организации преемственности образовательного процесса опирается на следующие принципы:


  • приоритет здоровья: «Все имеет смысл, пока мы здоровы»;

  • психологический комфорт;

  • все лучшие качества формируются там, где есть творческое отношение к делу.

Главная особенность работы по организации преемственности состоит в том, что она включает, помимо содержательного, этический и психологический аспекты: стремится увести от критики, побуждает рассуждать, анализировать, изучать параметры социально и личностно значимых качеств школьников, их индивидуальные особенности, уважать их личность.

Учитывая тот факт, что формирование готовности учителей основной школы к организации преемственности является одним из стратегических показателей качества образования, а главное, сохранности психического здоровья детей, несложно усмотреть актуальность и приоритетность исследования данной проблемы с выявления условий организации процесса формирования готовности учителей к организации преемственности, создания такой организационно педагогической образовательной структуры, которая позволит уменьшить или ликвидировать данные противоречия.

Специфика нашего исследования заключается в анализе подходов к организации преемственности в процессе обучения школьников, определении готовности учителей как начальной так и основной школ к этой деятельности и выявление условий ее эффективной организации.

Предметом исследования выступают особенности организации преемственности между начальной и основной школами на основе инновационных подходов к школьному образованию.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность организации преемственности между начальной и основной школами может быть достигнута при создании педагогических условий, а именно психологической и методической подготовленности учителей к организации преемственности на основе инновационных подходов.

В своих подходах к отбору содержания образования и организации образовательного процесса мы считаем целесообразным опираться на характеристику младшего школьного и подросткового возраста и связанные с этим особенности образовательного процесса.



Образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:

  1. Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы.

  2. Вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.

  3. Учет физиологических и психических особенностей учащихся с целью сохранения их здоровья.

Пути организации преемственности между начальной и основной школами:

  1. Применение технологий, ориентированных на развитие учащихся, повышение качества образования:

  • информационной компьютерной технологии обучения;

  • развивающей технологии обучения;

  • мониторинг качества образования на уровне ученика.

  1. Внедрение активных методов обучения.

  2. Использование форм и методов организации самостоятельной познавательной деятельности, вовлечение учащихся 5-х классов в исследовательскую деятельность.

  3. Организация творческой деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Главными отличительными чертами организации преемственности должны стать:

  • мотивационный аспект;

  • активная позиция ученика ( он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний);

  • дозирование объема домашних заданий, регулирование ритма работы;

  • более прочное усвоение знаний;

  • привлечение учащихся к контролю знаний.

Основой организации образовательного процесса в период адаптации школьников должно быть постоянное изучение личности ребенка, наблюдение за его обучением и развитием. Организованный таким образом образовательный процесс позволит не только сохранить психическое здоровье ребенка, но и повысить качество обучения, снизить утомляемость детей и напряжение, повысить интерес к изучаемым предметам, выработать у детей способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности.

Основные направления:

  1. Согласовать цели на 1 и 2 ступени обучения. Образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка, развитию его инициативности, самостоятельности, ответственности.

  2. Согласовать образовательные стандарты в начальной и средней школах.

  3. Обогатить образовательное содержание:

  • введение в педагогический процесс разных видов детской деятельности творческого характера;

  • максимальная активизация познавательных интересов;

  • обогащение содержания уроков как одного из средств самовыражения ребенка;

  1. Усовершенствовать формы организации и методы обучения как на 1 так и на 2 ступени обучения:

  • изменять формы общения детей на уроке, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми;

  • более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность;

  • развитие на уроках основной школы познавательных интересов учащихся;

  • использовать многообразие форм обучения на интегративной основе;

  • поддерживать развивающую предметную среду;

Ожидаемые результаты:

Образовательный процесс, созданный в ходе «развертывания» проекта, позволит ученику:


  • чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;

  • получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;

  • раскрыть свои ресурсы и способности;

  • приобрести навыки самообразования;

  • не снизить качество обученности;

учителю:

  • овладеть методами изучения личности ребенка, методами развития познавательных способностей;

  • овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся исходя из их индивидуальных способностей.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Обеспечение положительного отношения пятиклассников к образовательному процессу, повышение мотивации у учащегося.

  2. Наличие условий для самореализации ученика и учителя.

  3. Качество базового образования (не снижение в 5-х классах и последующих годах обучения, а повышение).

  4. Качество формирования готовности к продолжению образования в 5 классе.

  5. Качество формирования опыта творческой деятельности в условиях преемственности.

Диагностический инструментарий.

Диагностический инструментарий.

Диагностика, регулирование и коррекция (ДРК)



1.Диагностика качества базового образования на основе

контрольно-оценочной деятельности



2. ДРК «Определения уровня комфортности среды», ДРК «Физическое и психическое здоровье детей в режиме дня гимназии»

  1. ДРК «Готовность учащихся к творческой деятельности

в условиях преемственности»

4. ДРК «Готовность к продолжению образования в 5 классе»

5. ДРК «Оценка школьной мотивации»

6. ДРК «Уровень познавательных способностей учащихся»

  1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на их

развитие и образование (через посещение и анализ уроков).

  1. ДРК «Оценка отношения детей к школьным предметам

и процессу обучения в целом»

  1. Анализ полученной информации с целью коррекции

и дальнейшей разработки психологического

сопровождения образовательного процесса.




Этапы проведения новшества

1 этап .Август 2004 - август 2005 гг.

Задачи:


  1. Создать организационные, научно-методические и кадровые условия для решения проблемы.

  2. Апробировать новые методы обучения в начальной и основной школах и согласованные образовательные стандарты.

  3. Успеваемость не должна снизиться более чем на 15 %-20%

2 этап. Сентябрь 2005 - октябрь 2007

Задачи:


1. Ввести новые методы активизации познавательных процессов в практику учителей основной школы.

2. Выявить психолого-педагогические особенности эффективного перехода учащихся начальной школы в основную и определить наиболее важные закономерности, которые могут стать ведущими условиями, позволяющими оптимизировать этот процесс на современном этапе развития общеобразовательной школы.

3. Успеваемость не должна снизиться более чем на 5- 10 %.

3 этап. Октябрь 2007- октябрь 2008

Задачи:

1. Проверить эффективность разработанной системы по формированию готовности учителей к организации преемственности.



  1. Качество образовательного стандарта на второй ступени обучения не снижается.

  2. Уровень школьной тревожности у пятиклассников по всем показателям не выше допустимой нормы - 15-20 %.

Каталог: files -> img -> file -> razvitie
file -> Программа по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста 6,5 7 лет Составитель
file -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
file -> Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
file -> Изменение содержания образования в Школе Совместной деятельности. Визитка школы
file -> Исследовательская работа взаимосвязь уровня агрессивности школьника и его положения в классе
file -> Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки»
razvitie -> Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы
razvitie -> Гимназия №26
razvitie -> Система методической работы как фактор повышения профессиональной компетентности учителей моу гимназии №26


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница