Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4





Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49)

 

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96



"Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49)

 

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 апреля 1999 г. N 8 утверждены Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" взамен настоящих Санитарных правил и норм



 

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 1998 г. N 19 утверждены Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" взамен настоящих Санитарных прав ил и норм

 

Дата введения: с момента опубликования



 

Содержание

1. Общие положения и область применения

2. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах образовательных учреждений

Приложение 1. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы

Приложение 2. Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) на уроках

Приложение 3. Комплекс упражнений гимнастики для глаз

Приложение 4. Примерный дневной объем двигательной активности учащихся

Приложение 5. Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектной школе

Приложение 6. Гигиенические требования к расписанию уроков

Приложение 7. Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения

Приложение 8. Санитарно-дезинфекционный режим в общеобразовательных учреждениях в период карантина

Нормативные ссылки

 

1. Общие положения и область применения



 

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность и определяют санитарно-гигиенические требования к

- размещению общеобразовательного учреждения;

- участку общеобразовательного учреждения;

- школьному зданию;

- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;

- организации учебно-воспитательного процесса;

- организации медицинского обслуживания учащихся;

- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

- организации питания учащихся.

1.2. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.

1.3. Проектирование, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии с настоящими санитарными правилами и нормами.

1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими Санитарными правилами санитарно-гигиенических требований должны быть включены в государственные стандарты и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к общеобразовательным учреждениям.

1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический контроль - медицинским персоналом общеобразовательного учреждения.

 

2. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений



 

2.1. Требования к размещению образовательных учреждений

2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений

2.3. Требования к школьному зданию

2.4. Требования к оборудованию помещений

2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму

2.6. Требования к естественному и искусственному освещению

2.7. Требования к водоснабжению и канализации

2.8. Требования к помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленном здании

2.9. Требования к организации учебно-воспитательного процесса

2.10. Требования к организации медицинского обслуживания учащихся

2.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию общеобразовательных учреждений

2.12. Требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях

 

2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений



2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100-170 м.

2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.

2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.

2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.

Между границами школьных участков и гаражей минимальная санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаража до 20 машин и 50 м - при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школы должен быть согласован с органами госсанэпиднадзора.

2.1.5. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе (I подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста (I-II ступени обучения) - 0,3 км, для старших школьников (III ступень) - 0,4 км; в 1 климатическом районе (II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста - 0,4 км, для старших школьников - 0,5 км.

Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени - 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступени - не более 30 минут (в одну сторону).

2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся 1 ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании.

Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 минут.

 

Предельный радиус обслуживания учащихся II - III ступеней не должен превышать 15 км.



2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.

Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров.

Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3-х сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.

 

2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений



 

2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.

2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.

2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории. При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

2.2.5. Па земельном участке должны быть выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и быть разделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.

2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации - к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.

2.2.11. Участок школы должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк.

2.2.12. Земельные участки сельских школ должны быть расширены за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.

2.3. Требования к школьному зданию

 

2.3.1. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ - 80 учащихся, для школ I, II ступеней - 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней - 500 учащихся.



2.3.2. Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размешаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих общеобразовательных школ.

2.3.3. Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах здания.

2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.

2.3.5. При размещении школы в приспособленном здании набор помещений, их площади определяется по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и проч.

2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.

Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

2.3.7. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

2.3.8. Набор помещений должен создавать условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух-трех предметов. Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

2.3.9. Учащиеся I ступени в городских и сельских школах должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

2.3.10 Обучение учащихся II - III ступени должно осуществляться по классно-кабинетной системе.

Классно-кабинетная система обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете, в который транспортируются учебные пособия и технические средства обучения (ТСО). Количество классов-кабинетов для основных дисциплин принимается от количества старших классов.

Учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных. Необходимо создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов. Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников II - III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6.

В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география, литература - иностранный язык.

2.3.11. Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

2.3.12. Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв.м на 1 учащегося при фронтальных формах занятий, 3,3 кв.м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

2.3.13. Площадь и использование кабинетов вычислительной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.

2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до I боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для учащихся II - III ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6 - 7 лет.

2.3.15. При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов должна быть лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе).

2.3.16. Для углубленного изучения отдельных предметов и проведения практических занятий необходимо деление классов на 2-4 подгруппы.

2.3.17. При наличии в школьном здании учебных мастерских они должны использоваться по назначению или могут быть переоборудованы соответственно профилю нового общеобразовательного учреждения, а также для внеклассных занятий по техническому творчеству по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

2.3.18. При строительстве школ, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения, для разностороннего развития личности школьников необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12х12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству; кабинет этики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70-108 кв.м), в зависимости от назначения нового образовательного учреждения. В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 кв.м (90+18) для технического творчества. Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка. Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку - сидя, по масляной живописи - стоя), площадь на одно рабочее место должна составлять: для масляной живописи - 3,5 кв.м, акварельной живописи и рисунка - 2,0 кв.м.

2.3.19. Спортивный зал следует размещать на I этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физвоспитанию учащихся и возможность внеурочных спортивных занятий. Количество и типы спортивных залов должны предусматриваться от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м при высоте не менее 6 м. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 кв.м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 кв.м каждая; душевые площадью 9 кв.м каждая, уборные для девочек и мальчиков площадью 8 кв.м каждая; комната для инструктора 9 кв.м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

2.3.20. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв.м на одно место и 60% от общего количества учащихся школы. При актовом зале должны быть предусмотрены артистические уборные площадью не менее 10 кв.м каждая, кинопроекционная площадью 27 кв.м, склад декораций и бутафорий, музыкальных инструментов площадью 10 кв.м, склад хранения костюмов площадью 10 кв.м.

2.3.21. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв.м на одно место.

2.3.22. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

В школах нового типа библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.

Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв.м на одного ученика. В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны: читательских мест, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

2.3.23. При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.

2.3.24. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения должен включать следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся) площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача площадью 12 кв.м. оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 кв.м; кабинет психолога площадью 10 кв.м.

При медпункте должен быть самостоятельный санузел.

Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы дается в Приложении 1.

2.3.25. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальника на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м на одного учащегося.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел.

Для учащихся II и III ступеней должны быть организованы комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв.м.

Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

2.3.26. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

2.3.27. В общеобразовательных учреждениях, должно быть организовано 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Питание, может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной. Согласно требованиям СанПиН 42-123-5777-91, столовые должны предусматриваться в школах с числом учащихся более 100 человек. Школьная столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи - горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная-тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой.Взамен СанПиН 42-123-5777-91 с 1 июня 2000 г. введены в действие СанПиН 2.3.6.959-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" , утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 февраля 2000 г. В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов. В состав помещений буфета-раздаточной должны входить: загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары. При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть предусмотрен обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв.м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди. При столовых должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

2.3.28. В сельских школах (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских.

В малокомплектных школах (до 50 учеников) необходимо выделять помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница