Задание 1.
Пользуясь учебником во вкладке «библиотека» «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна, глава 3 «история психологии»; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, составьте сводную таблицу генезиса предмета науки «психология».
Таблица 1.
Генезис предмета психологической теории
|
Этап развития психологии (века)
|
Психологи
|
Научное
направление
|
Предмет психологии
|
Методы исследования
|
Основные труды
|
Вклад в науку
|
VI-VII в. до н. э.
|
Алкмеон, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кара, Платон, Плотин, Аристотель
|
Материалистическое и идеалистическое направление
|
Душа и тело, психика
|
Измерение тел, астрономические наблюдения у представителей материалистического представления, познание душевной деятельности - у идеалистического направления
|
«Федон», «Государство», «О душе»
|
Анализ различных сторон психики по трактату Аристотеля
|
Средние века
|
Фома Аквинский, Авиценна, Аверроес, Алгаценна, Дунс Скотт, Августин Аврелий
|
Схоластика и материалистические тенденции
|
Психика
|
Познание Бога и божественного, изучение научной мысли в связи с развитием производительных сил
|
Трактаты, дискуссии, сочинения Фомы Аквинского
|
Психофизиология ощущений и эмпирические закономерности течения представлений
|
Эпоха Возрождения
|
Людвиг Вивес, Ла Шамбра, Лабрюер, Рудольф Гоклениус, Оттон Гасман
|
Психология
|
Вопрос об особенностях личности и влиянии на неё природных и других условий
|
Природа, реальный мир, опытное изучение
|
«О душе и жизни», «Искусство познания людей», «Характеры», «Психология»
|
Культ активного жизнерадостного человека
|
Психология в XVII—XVIII вв. и первой половине XIX в.
|
Р. Декарт, Б. Спиноза, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц, Э. Ле-Руа, П. Ж. Ж. Кабанис, П. А. Гольбаха, Ж. О. де Ламеттри, Дж. Локк, Ф. Бэкон, П. Гассенди, Т. Гоббс, Э. Б. де Кондильяк, Д. Юм, Д. Гертли, Дж. Пристли, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.
|
Рационализм, эмпиризм, механистическое натуралистическое направление, идеализм, дуализм
|
Внутренний опыт
|
Интуитивно- или интроспективно-умозрительный метод
|
Совместные труды Маркса и Энгельса
|
Психология выделяется, как самостоятельная наука
|
Последние годы второго периода новой истории (от Французской революции XVIII в. до Парижской Коммуны) и первые годы третьего периода (от Парижской Коммуны до конца первой мировой войны и победы Великой социалистической революции в России), настоящее время
|
Чарльс Белл, И. Мюллер, Э. Дюбуа-Раймон, Г. Гельмгольц, Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Э. Б. Титченер, Г. Спенсер, Ч. Дарвин, В. Прейер, М. В. Ломоносов, Я. П. Козельского, А. Н. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, И. М. Сеченов и др.
|
Экспериментальная психология
|
Психофизиология ощущений, скорость простых двигательных реакций, выразительные движения и т. д.
|
Эксперимент
|
Работы Иоганнеса Мюллера и Э. Г. Вебера, работы Т. Юнга, Г. Гельмгольца и Э. Геринга по зрению, Г. Гельмгольца по слуху, «Основах физиологической психологии», «Биографический очерк одного ребёнка», «Душа ребёнка», «О человеке, его смертности и бессмертии» и т. д.
|
Внедрение в психологию эксперимента сыграло решающую роль в оформлении ее, как самостоятельной науки
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |