«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством художественной литературы»



Скачать 140.56 Kb.
Дата25.04.2016
Размер140.56 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 7 «РОМАШКА»

ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Выступление

на практико-ориентированной конференции

по теме:
«Гендерное воспитание

детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи

посредством художественной литературы»

Подготовила:

Воспитатель: Козлова М.В.




г. Новоалтайск – 2013 г.


  1. На слайде – «Особенности гендерной социализации дошкольников посредством детской художественной литературы».

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.

  1. На слайде – Гендерная принадлежность - это совокупность признаков человека, определяющих его принадлежность к мужчинам либо к женщинам, главным образом в культурном и социальном плане.

Аспекты формирования гендерной принадлежности ребенка нашли отражение в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и включены в содержание образовательной области «Социализация».

На необходимость воспитания детей в соответствии с их полом, начиная с дошкольного возраста, указывают исследования Л.В. Градусовой, Е.А. Кудрявцевой, Т.А. Репиной, М.А. Радзивиловой, Н.Е.Татаринцевой и др.



  1. На слайде – Гендерная социализация (полоролевая социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.

Хочу немного остановиться на некоторых аспектах гендерной социализации, присущей соответствующему полу.

Гендерное воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый - родственник, друг, воспитатель.

В период дошкольного детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, поэтому чтение или слушание литературных произведений участвует в создании гендерной личности. «Через книгу происходит врастание ребенка в гендерную культуру того общества, где он живет и развивается» (с позиции концепции Л. С. Выготского).

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них

Но литературные герои не бесполые, бестелесные существа, они являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социа – половые черты. Любые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек – примером верности, трудолюбия, любви. Поэтому, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов.

В качестве источника полоролевого воспитания детей дошкольного возраста могут быть использованы элементы фольклора



  1. На слайде – Пестушки (от пестовать — нянчить, растить, холить) — один из видов устной поэзии для детей младенческого возраста.

Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова с просьбой защитить ребенка от болезней, несчастий, помочь малышу преодолеть первые жизненные трудности, послать ребенку сладкий сон. В иных случаях пестушка становится настоящей игрой, изображающей конскую скачку, катание с горы, пляску и пр.

  1. На слайде - Потешка - жанр устного народного творчества. Исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

Так, пестушка незаметно переходит в потешку - песенку – приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Когда ребенок начинает становиться на ножки, приговаривают и припевают: «Дыб, дыб, дыбочек!», «Топ, топ, топ!».

Когда ребенок начал делать первые шаги, использовались потешки – стихи с элементами игр («Ладушки», «Сорока - ворона», «Коза рогатая»). В ходе них происходит не только словесное, но и физическое общение ребенка с матерью или другими родственниками. Для ребенка очень важен физический контакт с родителями. Во время потешек они чувствуют теплоту маминых рук, ее нежные прикосновения.



  1. На слайде - Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют пословицы и поговорки. Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.; народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным.

  1. На слайде - «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Мужик хлопочет – себе добра хочет», «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», «Путная хозяйка каждую курочку знает». Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. Живы родители – почитай, померли – поминай! В семью, где лад, счастье дорогу не забывает

От хозяйки же ждут домовитости, трудолюбия, аккуратности и бережливости. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей [13].

  1. На слайде - Сказка - «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» К.Д. Ушинский

Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются русские народные сказки.

В сказках в художественной форме отражены не только требования народной морали, но еще даны образцы гендерного поведения. Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации [32]:



  1. На слайде.

• терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

• силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

• любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;

• проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

Сказка - сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными.

В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:



  1. На слайде.

  • «мужские»: главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу.

  • «женские»: главная героиня (или героини) – персонаж женского пола

  • «смешанные»: есть два главных героя обоих полов.

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.

То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отно-шения к жизни, уроки, а «женские» - женские. «Смешанные» же сказки повест-вуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предшественником гармоничного союза.

Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка», «Мальчик-с-пальчик» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. С одним противником нужна сила, с другим – блеф, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с четвертым – хитрость, с пятым – надежная команда, и так далее. На примере различных «мужских» сказок можно объяснить молодому человеку стратегии борьбы, их комбинаторность, выделить факторы, приводящие к успеху. Давайте с вами проведем анализ сказки «Три поросенка» с позиции гендерного подхода.



  1. На слайде книга «Три поросёнка».

Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчиков идеи. Как вы думаете, какие? (дать возможность присутствующим высказаться)

Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить меру в соответствии с текущим моментом.

Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. Да и есть ли у них вообще информация о Волке, кроме как от Наф-Нафа?! Информацию о силе врага беспечные поросята получают уже непосредственно в ситуации открытого с ним столкновения. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших, или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация – прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность.

В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Есть мнение, что братья-поросята под руководством дальновидного Наф-Нафа поступили с Волком слишком жестоко, сварив в кипятке. Хотя, когда речь идет о жизни и смерти, не так просто думать о великодушии. Какие стратегии борьбы с Волком использовали поросята? В первую очередь, избегание и бегство. Привело ли это к успеху? Нет, только раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: избегание и бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Такой тип противника вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или увидит, что ему противостоит более мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обратиться за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь, и придумывают хитрый план, несмотря на ограниченность временных ресурсов. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, - вот слагаемые успеха. Безусловно, можно обсудить с мальчиком, был ли у поросят другой выход, и дать творческое задание придумать альтернативный план победы над Волком, - все это может сделать воспитатель и родители.

12. На слайде книги.

Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антроморфный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной.

В образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы, нравственные представления в своем предельном выражении — в форме полярных эталонов: хорошего-плохого, доброго-злого, красивого-безобразного. Они персонифицированы в образах Кощея Бессмертного и Ивана Царевича, Василисы Премудрой и Бабы Яги, доброй падчерицы и злой мачехи, они являются нравственной точкой отсчета в оценке ребенком поведения окружающих и построении собственных поступков.

В любой сказке, идет ли в ней речь о животных («Зимовье зверей»), об обыденных предметах («Пузырь, Соломинка и Лапоть»), о царях и солдатах («Семь Семенов»), о добрых молодцах и красных девицах и т.п., запечатлены различные модели социальных взаимоотношений, присущих тому или иному сословию, социальной группе, той или иной эпохе. Особенно рельефно в сказке представлены внутрисемейные отношения [5,16].

Поэтому, необходимо очень тонко и аналитически подходить к отбору художественных произведений для использования в работе по полоролевой социализации следуя требованиям:

13. На слайде.



  • доступность возрасту;

  • эмоциональная привлекательность;

  • динамичность сюжета;

  • образное описание главных героев;

  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.

14. На слайде литература девочкам.

Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг ее чтения только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери. Необходимо подбирать для девочек книги, которые учат искать мирные способы разрешения конфликтов, помогут оценить прелесть непохожести людей друг на друга.

15. На слайде список рекомендуемой литературы: «Мальчик потерялся» З.Александровой, «Младший брат» А.Барто, «Научу братца обуваться» Е.Благининой, «Воскресение» В.Бахтевой, «Мы друзья» Б.Заходера, «Подружка» А.Кузнецовой, А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», интересная серия книг «Прекрасная принцесса», Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке», А. Введенский. «О девочке Маше, о собаке, Петушке и о кошке Ниточке», А. Усачев. «Солидная дама», Л. Воронкова «Солнечный денек» и др.

16. На слайде литература для мальчиков.

Мальчикам нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости, необходимо, чтобы была выделена общественная значимость и нравственная направленность этих качеств. Смелость и сила нужны, только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работе. Мальчикам необходим положительный пример взаимоотношений мальчика с девочкой, мальчика с родителями и родственниками.

17. На слайде список рекомендуемой литературы: «Рассказы о Суворове и русских солдатах» и «Первый ночной таран» С.Алексеева, «Вертолётчики» Б.Бахаревкого, «Сквозь буран» И.Винокурова, «Почта» «На льдине» Б.Житкова, «Как папа был маленьким» А. Раскин, «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршка, «Сам» К.Мурзалиев, «Вот когда я взрослым стану» В.Прихотько, «Я один у мамы сын» А.Усачёв, «Серёжа и гвозди» В.Берестов, «Мастер» Б.Заходер, рассказы М. Зощенко, В. Драгунского, Н. Носова,

Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.

18. На слайде. В работе воспитатели могут использовать тексты художественных произведений, из следующих изданий.

1. Книга для чтения в детском саду и дома: 4–5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова. – М.: Оникс, 2006.

2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5–7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова. – М.: Оникс, 2006.

3. Хрестоматия по детской литературе / Сост. И. Н. Арзамасцева, Э. И. Иванова, С. А. Николаева. – М.: Академия, 2000.

4. Хрестоматия «Любимое чтение в детском саду: от 5 до 7 лет. Сказки, стихи, рассказы». – М.: Планета детства, 2003.

5. Барто А. Л. Избранные стихи. – М.: Планета детства, 1999.

6. Книга о тех, кого ты любишь. Стихи и сказки. – М.: Транзиткнига «Планета детства», 2004.

7. Катаев В. П. Дудочка и кувшинчик. Сказки и рассказы. – М.: Дрофа–Плюс, 2007.

8. Печерская А. Н. Дети – герои Великой Отечественной войны. Рассказы. – М.: Дрофа–Плюс, 2007.

19. На слайде. Методическое пособие, которое можно применить в работе это…

1. Л. Шаманская, Л.Козина «Путешествие по сказкам»,

2. Т. Бобкова, В.Красносельская, Н. Прудыус, О. Спроге «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР»

3. О. Ушакова «Ознакомление с литературой и развитие речи»

4. Л. Фесюкова. Воспитание сказкой.

5. И.Шелухина «Мальчики и девочки»

6. Составитель Т.Иванова «Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию».

20. На слайде - Список литературы.

1. Дикман Х. Сказание и иносказание: Юнгианский анализ волшебных сказок. – СПб.: Академические проекты, 2000.

2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком–дошкольником литературного произведения // Запорожец А. В. Психология действия. Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого–социальный институт; Воронеж: Изд–во «МОДЭК», 2000.

4. Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе: русские сказки // Преображение. 1998. № 6.

5. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; - Воронеж: Изд – во НПО «МОДЭК»,2004.

6. Каган В.Г. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет.// Вопросы психологии. 2000-. №2.

7. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. – Л., 1928.

8. Люсин В. Н. Особенность архетипов женского/девичьего успеха в русской сказке // Общественные науки и современность. 2000. № 4.

9. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Старшая группа. / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей».

10. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей».

11. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной –– СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)В каталоге: Психология

12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.,1946.

13. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

14. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования., 2008.



15. Шангина И.И. Русские дети и их игры. – СПб.: Искусство, 2000.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница