Гендерный аспект самоопределения личности в бизнес- среде



Скачать 82.46 Kb.
Дата16.02.2016
Размер82.46 Kb.
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В БИЗНЕС- СРЕДЕ

Корягина Наталья Александровна

Национальный Исследовательский Университет

«Высшая школа экономики»
Жизнь современного человека – это круговорот событий, обязанностей, проблем и прочей непредсказуемости. Многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана современной динамической жизни постоянно подвергают проверке устоявшиеся представления человека о себе и в конечном итоге оказываются вопросами об идентичности. Все это стимулирует стремление ученых к теоретическому осмыслению процесса социального самоопределения личности [5]. Данное самоопределение может выражаться как в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида (личностная идентичность), так и в терминах отнесения себя к определенной социальной группе (социальная идентичность) [2].

Методологические основы психологического подхода к проблеме изучения самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия [7, 9].

Профессиональное самоопределение – осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией [7].

В настоящее время многие исследователи отмечают, что в современном обществе растет потребность в развитых в социальном и психологическом планах кадрах. И в первую очередь здесь речь идет о руководителях и бизнесменах. В психологии крайне слабо изучены вопросы, касающиеся профессионального становления личности бизнесмена, его жизненных ценностей, специфики выбора направления профессионального развития, а также факторов, влияющих на вхождение человека в мир бизнеса. Данные вопросы включаются в проблематику самоопределения личности в бизнесе, однако изучаются фрагментарно и не позволяют представить целостную картину механизмов, форм, направлений соответствующей активности личности [4].

Согласно исследованиям Н.Л. Ивановой (2009), при оказании эффективной помощи личности в адаптации в бизнес среде, необходимо воздействовать на механизмы личностной активности самоопределения в бизнесе. Механизмом самоопределения как процесса принятия решений выступает необходимость поиска новых свойств субъекта, оказавшегося в проблемной ситуации, принятия решения о самом себе или своем месте в окружающей среде [4].

Самоопределение личности в бизнесе сопровождается постижением норм, правил, ценностей и других аспектов сообщества, к которому относит себя бизнесмен. В то же время человек обретает представление о своих профессионально-важных качествах, способностях и других характеристиках, обеспечивающих профессионализацию. Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

Бизнес как социальная и профессиональная среда развития личности пока что только входит в предметную область психологических исследований, поэтому проблема самоопределения личности в бизнесе является слабо изученной. Рассмотрение бизнеса как деятельности и социальной среды позволяет более полно проводить психологический анализ личности бизнесмена [3].

Необходимость исследования гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны [10]. Гендерный аспект представляет собой функцию разноуровневых явлений объективного и субъективного порядка, которые находят отражения в ролевом поведении личности профессионального самоопределения [6]. Роль гендера часто относят к типу предписанных ролей, как фактор гендерных стереотипов. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации и профессионального самоопределения личности [8].

Одним из оснований формирования традиционных гендерных стереотипов в профессиональном самоопределении выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению.

Традиционные гендерные стереотипы мешают процессу профессионального самоопределения личности, при этом существует концепция андрогинии Сандро Бэм и Дж. Плека, согласно которой не существует единой мужской или женской роли. В обратном случае это вызывает ситуацию рассогласования традиционного полоролевого поведения и потребности личности в изменении содержания предписанных социальных ролей [9].

Таким образом, влияние гендерных аспектов на профессиональное самоопределение личности – это не только процесс самореализации личности, но и выбор жизненного пути, а также взаимосвязи ее с социальной средой и получения личностного социального опыта.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что профессиональное самоопределение, а также самореализация индивида в бизнесе с одной стороны является результатом воздействия многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендер. С другой стороны, вхождение в бизнес среду и последующая профессиональная деятельность могут оказывать определенное влияние на гендерные идентификационные модели, гендерную идентичность и соответственно на социальные модели поведения личности, например, стили руководства. Новизна нашего исследования заключается в рассмотрении теоретических и практических вопросов самоопределения личности в бизнесе согласно гендерному аспекту.

Гендер – сложная система биологических, личностных и средовых детерминант, поэтому необходимо ее учитывать в профессиональном самоопределении личности.

В обзорах отмечают малочисленность исследований о влиянии самой деятельности на гендерное развитие и гендерную идентичность. Исследования наиболее часто касаются обнаружения различий в профиле профессиональных интересов мужчин и женщин, в профессиональной эффективности, карьере, лидерстве [10]. Возникает необходимость углубления представлений о том, как взаимосвязаны и взаимосвязаны ли гендерные типы и процесс профессионального самоопределения. Мы считаем, что именно гендерный аспект позволяет рассмотреть особенности ценностно-смысловой сферы личности мужчин и женщин руководителей, а также степень ответственности человека за свои жизненные планы и перспективы. Существуют данные, согласно которым выделяют разные стили руководства женщин и мужчин, различные способы ведения переговоров и прочие особенности, связанные с влиянием управленческой деятельности на гендерное развитие личности. В целом гендерный аспект проблемы самоопределения в бизнесе в настоящее время изучен недостаточно.

Целью нашего исследования явилось: 1) выявление факторов, влияющих на профессиональное самоопределение в бизнесе; 2) установление связи гендера и процесса самоопределения в бизнес среде.

Объект исследования – профессиональное самоопределение и управленческая деятельность в гендерном аспекте.

Предмет исследования - проблема профессионального самоопределения индивида в бизнесе. Гендерный аспект.

Методы организации исследования:

1) теоретический анализ исследований по проблемам профессионального самоопределения и гендерной идентичности;

2) тестовые методики:

-методики исследования структуры и содержания идентичности: «Самоописание половых ролей» С. Бем (BSRT), методика «Кто Я?» Т. Макпартлэнда – М. Куна,

-тест-опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в модифицированном варианте Л.Н. Собчик,

-методики исследования уровня профессионального самоопределения: «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда, личностный дифференциал,

-методика исследования особенностей личности: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла;

3) сравнительный анализ показателей по тестовым методикам мужчин и женщин, имеющих свой бизнес, либо занимающих руководящие должности.

Выборку составили 64 испытуемых в возрасте от 30 до 56 лет.

На основании проведенного исследования, мы можем предполагать, что профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека. Стоит отметить, что часто именно негативные условия окружения позволяют кому-то проявить себя и тем самым выделиться, быть гибким и креативным в решении проблемы.

Гендерная идентичность, являясь одной из базовых структур самосознания, играет важную роль в процессах построения жизненного плана, самоопределения, формирования образа будущего.

Гендерная идентичность, совпадающая с биологическим и психологическим полом личности, способствует успешному профессиональному самоопределению. Размытая гендерная идентичность, низкая дифференцированность половых эталонов снижает влияние гендерной идентификации как механизма, влияющего на выбор ценностей, профессиональное самоопределение.

Личностные характеристики мужчин и женщин, выявленные в ходе определения самоактуализации, соотносимы с традиционным описанием мужчины и женщины и не меняются в ходе их профессионального становления. Кроме того, знание и применение своих специфических личностных особенностей представителями обоих полов способствуют более эффективному освоению управленческой деятельности.

В ходе профессионализации мужчины и женщины управленцы интегрируют различные представления: в процессе профессионального становления происходит согласование гендерных и профессиональных представлений личности о себе.

Например, в исследованиях Т.П. Авдуловой отмечается, что в ходе профессионального самоопределения у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин - профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся. В планировании собственной карьеры женщины чаще ориентированы на текущее положение дел, нежели на перспективу развития [10]. Кроме того, автор указывает, что в ходе многочисленных исследований выяснилось, что у мужчин и женщин гораздо больше схожих качеств, чем отличий. Многие из действительно существующих различий поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. По мере развития общества традиционная картина начинает размываться, но скрытая дискриминация женщин остается.

В заключение можно сделать следующий вывод: при выборе стиля руководства и женщины, и мужчины демонстрируют достаточно разные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности. При этом необходим поиск моделей сочетания мужского и женского типов лидерства в управлении фирмой.

Сопоставление данных, полученных при анализе эффективности руководства, осуществляемого мужчинами и женщинами, позволяет утверждать, что при сравнении успешности мужчина более «эффективен» при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств.



С другой стороны, женщина «эффективнее» в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений - она с большей пользой использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля, то мужчины и женщины реализуют его одинаково успешно. Вывод напрашивается однозначный: потенциалы преимуществ мужчин и женщин-руководителей дополняют друг друга [1; 4; 7; 10].
Литература:




  1. Абульханова - Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Психологический журнал. 1994. Том 14. -№ 4.- С. 9-55.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000, с. 181.

  3. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе. – М.-Ярославль: Изд-во МАПН, «Аспект-Пресс», 2008.

  4. Иванова Н.Л. Типологические особенности самоопределения представителей менеджмента бизнес-организаций // Психология обучения. – М., 2009. - № 4. – С. 77-90.

  5. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. – М.: Изд-во СГУ, 2009.

  6. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. – М., 1975. – С. 763-776.

  7. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

  8. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994.

  9. Bem S., The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology.- 1974.- Vol.42.- P.165-172.

  10. Авдулова Т.П. Гендерные аспекты управленческой деятельности. - [Электронный ресурс]: статья, Центр дистанционного образования «Элитариум», 2010. URL: http://www.elitarium.ru




Каталог: data -> 2011
2011 -> Проскурякова Н. А
2011 -> Темы магистрам курсовые
2011 -> Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки магистр
2011 -> Давыдова Е. А. Ст преподаватель кафедры экономической теории
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Кафедра психологии личности (new 2011-2012) Старовойтенко Елена Борисовна
2011 -> Общая психология
2011 -> Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 080200. 62 «менеджмент»
2011 -> Профессиональное самоопределение личности сущность профессионального самоопределения
2011 -> Программа дисциплины Организационная психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница