Гагонин с. Г. 1 Уровни управления в организме и поведении человека (управленца) Аннотация Основными стержневыми моментами в изучении человека являются понятия



Скачать 201.31 Kb.
Дата01.06.2016
Размер201.31 Kb.
ГАГОНИН С.Г.1

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ И ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (УПРАВЛЕНЦА)

Аннотация

Основными стержневыми моментами в изучении человека являются понятия «организм», «психика», «сознание», «личность» и «деятельность». При тесной взаимосвязи всего, что заключено в диапазоне от биохимических изменений организма до творческих взлетов гения, эти понятия отражают относительно самостоятельные, мощные блоки управления поведением человека.

Организм, или сома, — это материальная, биологиче­ская основа психики, сознания и личности, которые явля­ются основным предметом изучения в человеке. Собствен­но говоря, описание соматических особенностей человека не является объектом психологической науки. Это пред­мет анатомии, физиологии, биохимии, медицины. Однако, не описать его в характеристиках человека, значит, оторвать психику от материальной основы. Да и такое понятие, как здоровье, отражающее, казалось бы, состояние организма, на самом деле предопределяет массу психологических особенностей человека.

В организме можно выделить три основных уровня управления - это макромолекулярный (клеточный), гумо­ральный и вегетативный, теснейшим образом связанные в единую систему регуляции организма. В данной публикации мы обратимся к другому, более высокому уровню управления и рассмот­рим некоторые психологические понятия.

Определяя направление работы кафедры физической культуры СЗИУ РАНХ и ГС по результатам проверки в 2012 году, директор института профессор В.А. Шамахов обозначил параллель в подготовке управленцев и спортсменов высокой квалификации. Аксиоматично, что спорт высших достижений, являясь секретной научно исследовательской «лабораторией», разрабатывает самые передовые технологии развития и функционирования человека в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности, которые впоследствии становятся общественным достоянием.


Ключевые слова
Бессознательный уровень, вегетативный уровень, гуморальный уровень, деятельность, интериоризация, личность, макромолекулярный уровень, организм, подсознательный уровень, психика, результат, экстериоризация.
Текст статьи

Определяя направление работы кафедры физической культуры СЗИУ РАНХ и ГС по результатам проверки в 1912 году, директор института профессор В.А. Шамахов обозначил параллель в подготовке управленцев и спортсменов высокой квалификации. Аксиоматично, что спорт высших достижений, являясь секретной научно исследовательской «лабораторией», разрабатывает самые передовые технологии развития и функционирования человека в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности, которые впоследствии становятся общественным достоянием [1. c ].



Основными стержневыми моментами в изучении человека являются понятия «организм», «психика», «сознание», «личность» и «деятельность». При тесной взаимосвязи всего, что заключено в диапазоне от биохимических изменений организма до творческих взлетов гения, эти понятия отражают относительно самостоятельные, мощные блоки управления поведением человека. В характеристи­ках, которые мы даем окружающим людям, на передний план часто выдвигается какой-то один из этих блоков [2. c. 138].

Организм, или сома, — это материальная, биологиче­ская основа психики, сознания и личности, которые явля­ются основным предметом изучения в человеке. Собствен­но говоря, описание соматических особенностей человека не является объектом психологической науки. Это пред­мет анатомии, физиологии, биохимии, медицины. Однако, не описать его в характеристиках человека, значит, оторвать психику от материальной основы. Да и такое понятие, как здоровье, отражающее, казалось бы, состояние организма, на самом деле предопределяет массу психологических особенностей человека.

В организме можно выделить три основных уровня управления - это макромолекулярный (клеточный), гумо­ральный и вегетативный, теснейшим образом связанные в единую систему регуляции организма и, которые будут рассмотрены ниже. Мы же обратимся к другому, более высокому уровню управления и рассмот­рим некоторые психологические понятия [3. c.210].

Психика.

Психические явления характеризуют как человека, так и животное. Однако у человека психические проявления подчиняются более высоким уровням управления, таким, как сознание, личность и деятельность (о них речь пойдет дальше). Здесь же мы условно разграничиваем проявления психики и регуляторные механизмы сознания и личности, представляя их, так сказать, в чистом виде лишь для простоты понимания и выделяя два уровня управления: бессознательный и подсознательный.

Бессознательный уровень есть реализация врожденных, генетически обусловленных программ, как относительно простых безусловных рефлексов (сосание, мигание, глотание, чихание и пр.), так и сложных пове­денческих актов (инстинктов). Инстинкты определяют основные виды влечений чело­века. Их четыре группы:

1-я группа — влечение к сохра­нению вида. Это влечение обусловлено двумя инстинкта­ми - половым и родительским. Недостаточный сознательный контроль этого инстинкта в соответствии с принятыми нормами челове­ческого поведения и профессиональными требованиями может существенно влиять на результаты деятельности. Такого рода «биологическая активность» является одним из объектов самоконтроля.

Вторым рефлексом сохранения вида является роди­тельский. Проявление его мы определяем по отношению к потомству, причем далеко не только к своему.



2-й группой инстинктов в бессознательной сфере является влечение к сохранению индивида, базирующееся на пищевом и оборонительном безусловных рефлексах. Одна из немалых задач человека - управлять этими реф­лексами. Оборонительный рефлекс в неожиданных ситуациях проявляется в виде ориентировочной реакции и является одной из основ двигательного качества ловкости; в ситуа­циях риска, опасности — в защитных или агрессивных действиях либо уходе, бегстве от травмирующих ситуаций. Когда мы говорим о человеке: трус, мы тем самым под­черкиваем неумение человека совладать с этим рефлексом. Его выраженность определяет мнительность, нерешитель­ность, беспокойство, робость, тревожность, страх. Пре­одоление оборонительного рефлекса — один из главных путей развития такого волевого качества, как смелость.

3-я группа инстинктов - стремление к деятельности. Несомненно, любая целенаправленная деятельность чело­века в высшей степени сознательна. Но в ней можно усмотреть проявления нижележащих уровней управления. В данном случае это также два рефлекса, описанные в свое время И. П. Павловым: рефлекс цели и рефлекс свободы.

О человеке с ярко выраженным рефлексом цели мы говорим: знает, чего хочет, целеустремлен, всегда стремит­ся к новым вершинам. О человеке с ярко выраженным рефлексом свободы мы говорим: этот своего достигнет, чего бы это ни стоило, и пока не достигнет, не успокоится. Эти два рефлекса между собой теснейшим образом связа­ны. Первый дает возможность человеку увидеть, обосно­вать достижимость и определить цель. Немало людей, которые по своим возможностям несомненно достигли бы большего, но этого большего они не могут увидеть перед собой. Это недостаточное проявление рефлекса цели. Но когда цель поставлена, проявляет себя рефлекс свобо­ды. Стимулами служат препятствия к ее достижению. Имея цель, человек не чувствует себя свободным, пока не достигнет ее.

Таким образом, рефлексы цели и свободы являются теснейшим образом взаимосвязанными. Есть люди, кото­рые далеко идущих целей не ставят и поэтому внутренне чувствуют себя относительно свободными. Они избегают препятствий. Такие люди легко живут, но мало чего достигают. Другой тип человека - при явно выраженном рефлексе цели у человека недостаточно выражен рефлекс свободы. Это разбросанный человек, мечущийся от одной цели к другой. Поскольку достичь высокой цели трудно, он меняет цель, находя в этом себе оправдание. «Великие» начинания так и остаются незавершенными. Иногда этот поиск рано или поздно приводит к успеху.

4-я группа рефлексов обусловливает безусловно-рефлек­торную основу общительности человека.

Первый рефлекс - подражательный - обеспечивает усвоение человеком элементарных навыков в общении с окружающими. Чрезмерное проявление этого рефлекса при определенных условиях может явиться причиной повышенной внушаемости и конформности. Второй рефлекс - групповой. Он определяет стрем­ление человека к людям, к совместным с ними действиям, стремление, с одной стороны, найти опору в группе, с другой - содействовать достижению коллективных целей. Рабочий коллектив - мощный инструмент воспитания и мотивации человека.

Вторая сфера психической саморегуляции - подсознательная. Благодаря ей реализуются поведенческие про­граммы, приобретенные в течение жизни, но нередко в той или иной степени ставшие неосознанными. В пер­вую очередь это психологические установки. Восприятия, воспоминания, мысли, переживания, волевые усилия, движения, которые предшествуют определенному дей­ствию, формируют установку, как бы предварительную готовность к совершению этого действия.

Формируясь на основе прошлого опыта, установки выступают элементом практически любого акта челове­ческого поведения, определяют устойчивое предрасполо­жение к определенной форме реагирования. В подсознательном уровне управления лежит и огром­ное число выработанных в процессе жизни навыков: сенсорных, мыслительных, двигательных, речевых, пове­денческих. В многократно встречающихся похожих ситуа­циях вырабатывается наиболее целесообразная последова­тельность движений, действий, операций, которая, будучи закрепленной, автоматически используется при повто­рениях.

Начальные стадии образования навыков, безусловно, сознательны, но суть их совершенствования состоит в «опускании» управления из коры в подкорку. В подсозна­нии скапливается большое количество программ отдель­ных движений, нередко действий, а возможно, и планов поведения, которые реализуются в значительной мере автоматически, с минимальными нервными и физическими затратами.

То, что в цельном движении или действии выполняется без участия сознания, и есть навык. Этот навык включается в сознательное действие. Всякое вмешательство в автоматизм навыка чревато негативными последствиями, такими, как нарушение гармонии в работе мышц-антагонистов, снижение эконо­мичности работы, переключение каких-то звеньев созна­тельного контроля (число которых всегда ограничено) с общего управления движением на его детали и пр.

Неосознаваемыми стимулами поведения могут быть внушения, воспринятые в дремотном или гипнотическом состоянии. Так, немало примеров из работы психотера­певтов в спорте, когда после одного или нескольких сеансов гипноза спортсмен избавлялся от страха исполне­ния какого-то элемента упражнения, возникшего после травмы. К постгипнотической реализации внушений относится также снижение предсоревновательной тревож­ности, страха перед тренировочной нагрузкой и др.

Следующее, так сказать, базовое понятие - это созна­ние. Если развитие живых организмов пришло к появле­нию психического, то, в свою очередь, развитие психики определило возникновение сознания человека. Оно описы­вается следующими пятью характеристиками.

Первое, что характеризует сознание, — это совокуп­ность знаний, которая формируется благодаря познава­тельным психическим процессам: ощущению, восприятию, памяти и мышлению



Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов, а также внутрен­них состояний организма при непосредственном воздей­ствии раздражителей на органы чувств. Высокое развитие отдельных ощущений лежит в основе ряда специальных способностей. В спортивной деятельности особое значение имеют мышечно-двигательные ощущения. Однако в дея­тельности человека ощущения обычно выступают в комп­лексе, когда предметы и явления окружающего мира отражаются в сознании в совокупности их свойств и частей, в виде целостных образов. Это уже восприятие, которое вместе с мышлением оп­ределяет наблюдательность человека.

Память — это познавательный процесс, который выполняет функцию запечатления, сохранения и воспроиз­ведения прошлого опыта. Развитие профессиональной памяти определяет глубину психолого-педагогической наблюда­тельности специалиста, во многом определяющей успех. В большинстве случаев разновидности воспроизведения - представление и воображение - рассматривают как само­стоятельные психические процессы. Когда речь идет о воссоздании образов в отсутствии раздражителей, имеют в виду представление. Создание новых образов на основе реконструкции имеющихся представлений есть воображение.

Представление движений имеет огромное значение в спорте при изучении и совершенствовании спортивной техники и выполняет при этом программирующую и регу­лирующую функцию. Элементом спортивной тренировки иногда выступает идеомоторная тренировка, базирующая­ся на тренирующей функции представления движений.

Высшим из познавательных процессов является мыш­ление. В его структурной единице - понятии - отража­ются общие и существенные признаки предметов. Опе­рируя понятиями, человек все глубже отражает связи и отношения между предметами и явлениями. Именно развитое мышление позволяет нам назвать специалиста умным. Как правило, человек наблюдательный и с хорошей памятью бывает и умен. Но из этого правила есть исключения. При великолепной памяти и тонкой дифференцировке воздействующих на человека раздра­жителей он может и не отличаться большим умом. Пока будет действовать старая, знакомая ситуация, такой че­ловек может не обнаружить недостатков в развитии своей познавательной сферы, но когда, оказавшись в новой си­туации, он продолжает вести себя по-старому, его дей­ствия вряд ли окажутся умными.

Человек не может отражать окружающий мир, не пе­реживая к нему своего отношения. Вторая характеристика сознания определяется как связь знаний с пережива­ниями. Это эмоции и чувства человека, осуществляющие вторую функцию сознания - функцию отношений. Условно можно считать, что если человек переживает свое отношение к удовлетворению или неудовлетворению естественных, органических потребностей, то это эмоции. Если испытывается удовлетворение или неудовлетворение высших, духовных, культурных потребностей, эти пережи­вания называют чувствами. В обобщенных характеристи­ках человека называют добрым или злым в зависимости от того, какие из переживаний преобладают.

Высокий уровень развития познавательных психиче­ских процессов и высших чувств позволяет назвать его интеллигентным.

Еще одна характеристика сознания - это его актив­ность, избирательность и целенаправленность. Это регу­лирующая функция сознания, состоящая в том, что на основе отражения и отношения человек управляет своим поведением. В ней выделяют два пси­хологических процесса - волю и произвольное внимание. Если развитие предыдущих психических процессов позво­ляло назвать нам человека умным и добрым, то наличие воли позволяет нам назвать человека сильным. В основе воли лежит волевое усилие, направленное на организацию других психических процессов. Оно определяет продолжи­тельность и качество наблюдений, участвует в создании четкости образов, представлений и воображений, форми­рует глубину понятий, катализирует всю познавательную сферу человека. Волевое усилие включается и в регуляцию переживаний, определяя динамику эмоций и чувств. Спе­цифичная особенность воли заключается в том, что она всегда проявляется в действиях, направленных на дости­жение сознательно поставленных целей или на преодо­ление препятствий.

Важны знания не только об особенностях эмоций и воли, но и об их соот­ношении в регуляции деятельности каждого человека.

Рассматривать все функции эмоций здесь нет ни воз­можности, ни особой нужды. Но одну из них затронуть необходимо - это функция управления энергетическими потоками, обеспечивающая деятельность.

В построении профессиональных планов эмоции и воля могут выступать в некотором роде антиподами. Эмоции опреде­ляют, так сказать, «ближнюю» мотивацию. Воля же - это чаще всего «дальняя» мотивация, это трудности профессионального успеха, это тяготы преодоления препятствий, это отказ от мелких радостей ради достижения больших це­лей. Вероятно, как и во всем, здесь нужна гармония. С од­ной стороны, человек, слишком часто поддающийся разного рода эмоциям, рано или поздно испытает силь­нейшее разочарование по поводу отсутствия профессиональных успехов. С другой стороны, волевой человек вдруг об­наруживает, что его жизнь - это сплошные усилия, из-за которых он вообще потерял радость мироощущения. Это житейская мудрость - делать титаническую работу и при этом сохранять легкость и свободу в широком смысле этого слова.

Четвертая характеристика сознания - это рефлек­сия, т. е. направленность сознания на самого себя. Ины­ми словами, самосознание. Наиболее общими понятиями, которыми описывается самосознание, являются его основ­ные функции: самоотражение, самоотношение и саморегуляция. Самоотражение - сложное психическое явление, определяющее построение концепции своего «я». Эта кон­цепция тройственна: отражение своего физического «я», психического «я» и социального «я».

Конституция человека, его анатомо-физиологические особенности и возможности определяют многие поведен­ческие акты и особенности деятельности человека. Ни для кого не секрет, что если девушка чрезмерно полна или высока, то в большинстве случаев оценка ею своего физического «я» заметно сказывается на ее переживаниях и социаль­ных связях с окружающим миром.

С детства отражая свои способности в познавательной деятельности, человек формирует свое психическое «я». Каждый более или менее точно знает о своей наблюда­тельности, об особенностях своей памяти, о возможностях мышления. Чаще всего это называется самоотражением или самооценкой. Она существенно помогает понять са­мого себя. Неадекватная оценка самого себя может явиться одной из наиболее характерных черт спортсмена. Всем известно, как мы называем человека, чьи самооценки значительно превышают его возможности. Не является полезной для личности и недостаточно высокая, не соот­ветствующая возможностям, самооценка.

Самооценка теснейшим образом связана с самоотно­шением. Адекватная самооценка формирует самоуважение и, что очень важно в профессиональной деятельности, в хорошем смысле слова са­моуверенность (впрочем, когда о ней говорят в положи­тельном смысле, то чаще употребляют термин «уверен­ность в себе»). Отношение к самому себе - огромная часть внутренней, глубоко интимной жизни человека. Са­моотношение часто определяет уровень или норму пси­хического здоровья человека, и плохо, когда человек к самому себе относится без должной степени уважения и любви

Еще один аспект самосознания – саморегуляция - очень часто находит отражение в тех характеристиках, которые дают людям. Это не только сторона созна­ния, регулирующая познавательные процессы, пережива­ния и деятельность, как это имеет место в волевом пове­дении. Саморегуляция - это также то, что направлено на совершенствование регуляторной стороны сознания, это высший самоконтроль воли. Саморегуляция в самосозна­нии - это воля, направленная на волю же. В одном случае волевое усилие, как структурная единица воли, проявля­ется в организации и активизации структурных единиц других психических процессов: образов, понятий, пережи­ваний, действий. В другом случае осуществляется само­контроль волевых усилий и их самосовершенствование. Фактически саморегуляция самосознания выступает как бы верховным главнокомандующим в сознании человека, контролируя все его функции, включая и регулирующую. Саморегуляция как основа самовоспитания представляет собой важную проблему в психопедагогике спорта [ 4. c. 14 ].

Переходим к пятой характеристике сознания. Обозна­чить ее можно как взаимосвязь общественного и индиви­дуального в сознании человека. Имеется в виду, что ход индивидуального развития человека, онтогенез его созна­ния представляют собой, с одной стороны, созревание, развитие его природных предпосылок, а с другой - итог сложной системы общественных, социальных воздействий, преломленных сквозь призму этих индивидуальных осо­бенностей.

Это большой вопрос формирования и развития созна­ния и личности. Без знания его очень часто понять чело­века просто невозможно. Нередко основой понимания человека являются особенности его жизни в раннем детстве, специфика окружающей его социальной среды, отношения родителей между собой и к ребенку, наличие психотравмирующих ситуаций, отношения с детьми в дет­ском саду, взаимоотношения в школе с учителями и свер­стниками, условия быта, наличие идеалов, ярких жизнен­ных впечатлений, оставляющих след в мировоззрениях и убеждениях человека, и пр. Сложный процесс усвоения социального и культурно-исторического опыта челове­чества нередко называют социализацией.

Для понимания человека важно учесть те социаль­ные роли, которые ему пришлось исполнять в жизни: сов­мещение ролей, возможность противоречия в них, особен­ности смены одной роли другою, желание исполнять ту или иную роль и пр. как положительными, так и отрицательными.

Чтобы разобраться в этих сложнейших сочетаниях, исследовательская мысль создала множество теорий лич­ности. Из большого числа концепций мы берем для рас­смотрения наиболее доступную и распространенную, пред­ставленную в понятиях - темперамент, характер, способ­ности и направленность личности.

Начнем с темперамента. Классические его типы - холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик - сохрани­лись до наших дней. Эта удивительная жизненная наблю­дательность Гиппократа в целом получила подтверждение в исследованиях свойств нервной системы.

В самом общем виде сангвиник - живой, энергичный, отзывчивый. В основе этого лежит сильная, уравновешен­ная, подвижная нервная система. Холерик - неуравнове­шенный, аффективный, бурный, порывистый, горячий, резкий человек. Флегматик отличается сильной, уравнове­шенной, но инертной нервной системой. Это спокойный, медлительный, слегка вяловатый, но упорный труженик. И наконец, меланхолик - слабый тип, отличающийся высокой чувствительностью, ранимостью. Часто это груст­ный, подавленный, робкий, нерешительный человек.

Темперамент- это преимущественно врожденное свой­ство личности, отличающееся устойчивостью в течение жиз­ни и постоянством проявлений в различных ситуациях. В целом темперамент характеризуется динамикой психи­ческой деятельности человека, в которой проявляются си­ла и скорость протекания психических процессов, устой­чивость психических явлений и общий жизненный тонус. В темпераменте отражаются общая чувствительность чело­века, сила его эмоционального реагирования, степень активности воздействия на внешний мир, легкость и гиб­кость приспособляемости к изменяющимся внешним воз­действиям, особенности коммуникативности (скорость установления социальных контактов, особенности разре­шения конфликтных ситуаций и т.д.), тревожность, соп­ротивляемость к неблагоприятным внешним воздействиям и многое другое, что в современных психологических тео­риях обозначается специальными терминами, например сензитивность, реактивность и пр.

Темперамент тесно связан с характером. Харак­тер- в основном приобретенное в виде отношений свойство личности. Но не в виде отношений как внутрен­ней деятельности сознания (как это имеет место в эмо­циях), а в виде действенной стороны отношений.

Характер является основной и высшей организацией сознательной саморегуляции личности. Чтобы лучше разобраться в характере человека, выделяют пять групп отношений. Это отношение к людям - доброта, чуткость, отзывчивость, справедливость, благородство, до­верчивость, вежливость, честность и т. д.; отношение к самому себе и к своей личности - скром­ность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, самоуважение ит. д.; отношение к труду - трудолюбие, добро­совестность, инициативность, ответственность и др.; отношение к вещам - аккуратность, бережливость и др.; отношение к препятствиям - настойчи­вость, решительность, самостоятельность, самооблада­ние и др.

Перечень черт характера может быть очень велик, к то­му же каждая положительная черта имеет свою отрица­тельную (противоположную) сторону. Сочетание в личности врожденных особенностей в виде свойств темперамента с приобретенными в течение жизни отношениями придает каждому человеку такое своеобра­зие, которое уже на этом этапе рассмотрения личности за­ставляет говорить об абсолютной ее неповторимости. Свойствами личности, отражающими меру возможностей человека в спортивной деятельности и уровень развития двигательных природных предпосылок, являются способности. Именно в способностях наилучшим образом отражается то, насколько верно и своевременно природное и приобретенное шло навстречу друг другу. Можно выделить способности общие, обеспечивающие относительную лег­кость в овладении знаниями, умениями и разнообразными навыками, и специальные, позволяющие достигать высоких результатов в отдельных видах спортивных упражнений.

И наконец, последнее понятие (последнее в логическом описании свойств личности, но обычно первое в характе­ристиках) - это направленность личности, как система побуждений, определяющих избиратель­ность деятельности и активность личности в ней. По сути, категориями направленности личности дается ответ на воп­рос, почему человек действовал так, а не иначе, другими сло­вами, какова мотивация его деятельности и поведения. Сюда относятся разнообразные потребности человека: естественные и культурные; интересы, как сосредоточен­ность внимания и деятельности на объектах, обусловлен­ных значимостью или эмоциональной привлекательностью; мировоззрение, как наиболее стойкий мотив деятельности, как система обобщенных отношений и взглядов на мир, природу, общество и человеческое мышление. Мировоззре­ние включает в себя убеждения, как глубоко осознанные и обоснованные принципы, которым он следует в жизни, и идеалы, выступающие высшим мотивом в виде образов, ко­торыми руководствуется личность в настоящем и которые определяют планирование будущего. При объяснении причинности того или иного поведения человека используют и другие понятия, например систему ценностных ориентации личности, помогающую обнаружить наиболее сильные и значимые мотивы.

Представленные свойства личности проявляются в дея­тельности человека. Самым общим, самым интегративным и в то же время самым объективным критерием в оценке личности является результат ее деятельности. Проявление личности в построении основной жизненной деятельности и достижении главного результата можно обозначить как стратегию жизни чело­века (по сравнению с каждодневными делами при решении частных задач, в которых больше заметна, так сказать, так­тико-техническая сторона деятельности). В этой стратегии можно усмотреть два различных направления сочетания образования и будущей деятельности:

1) усвоение знаний, умений и выполнение деятельности по отработанному об­разцу;

2) усвоение знаний, умений и творчество. Не ред­кость, когда человек проявляет большие способности в учебной деятельности, усвоении знаний, как говорят в пси­хологии, в переводе внешних воздействий во внутренние психические явления (интериоризация). Учиться всегда полезно, если в стратегических жизненных планах и делах полученные знания не откладываются мертвым грузом, а рано или поздно трансформируются в творчество, перехо­дят во внешнее в новом, прогрессивном качестве (экстериоризация). Но если ученичество затягивается на всю жизнь, оно может привести к широкой эрудиции, но в то же время оказаться тормозом на пути создания нового. Важно не закреплять стереотип потребления знаний, не удовлетворяться, не успокаиваться процессом учебы. Вся­кий раз, тратя время на усвоение новых знаний, помнить, что их надо переработать, создать на их основе новые пути решения задач, проверить их на практике, доказать ре­зультатами деятельности их лучшее качество по сравнению с усвоенными знаниями.
Список литературы

  1. Инновационные технологии в психофизической подготовке студентов вузов управленческого профиля. Статья/ Управленческое консультирование. № 2/ СЗИУ РАНХ и ГС, 2012.

  2. Гагонин С.Г. Искусство бесконтактного боя, или Магия чемпионов. Монография /С.Г. Гагонин; Регион-Про.- СПб., 2011.- 224 с.

  3. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга: Монография / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб, 1997. - 352 с.

  4. Стрелец В.Г. Человек и вселенная. психолого-педагогические и медико-биологические основы духовного и физического совершенствования человека (избранные лекции).- СПб.: Издательский дом «Олимп», 2005.-С 14.


1 Гагонин Сергей Георгиевич

Санкт-Петербург

СЗИ РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации

Доцент кафедры физической культуры

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер РФ

E-mail: sbe03@yandex.ru



Телефон: + 7 931 294 0693


Каталог: publ -> data -> uploads
publ -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
publ -> Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
publ -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордеева
publ -> Публичный доклад государственная организация образования
publ -> Некоторые аспекты изучения нравственно-ценностной мотивации поведения студенческой молодежи
uploads -> Развитие теории и практики физической культуры
uploads -> Самовоспитание в процессе психофизической подготовки управленца
uploads -> Лекция Акмеологическая составляющая в личностно-профессиональной подготовке взрослого человека (4 ч.) А. Вводная лекция
uploads -> На основе оздоровительных систем китая


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница