Г. Москва 022 Практическое задание Цель



Скачать 32,64 Kb.
страница1/3
Дата08.08.2022
Размер32,64 Kb.
#188118
ТипПрограмма
  1   2   3
Связанные:
ррработка 3 правильное
моя работа, моя работа 2, пр3, Практическое задание 3, Модуль Практическая психодиагностика, Задание 3!!!, Документ (1), практ 3, работа 3 практ, Работка 3, не то

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620)
Дисциплина: Современные подходы и методы психологического консультирования
Практическое задание 2 , Модуль 2. Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании

Выполнил:
слушатель Егорова Ольга Игоревна
Преподаватель:
Деева Наталья Александровна
г. Москва - 2022

Практическое задание 2
Цель: Формирование теоретической базы по ABC теории личности, умений обнаружения и опровержения иррациональных верований на основе научного (эмпирические доказательства плюс логика) метода.
Задание 1: Проанализируйте материалы лекции по теме «Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) и другие когнитивно-бихевиоральные подходы в психологическом консультировании». В форме дневниковых записей проведите самонаблюдение и самоанализ любого актуального для Вас события по концептуальной схеме:
А - активирующее событие;
В (belief) - мнение о событии;
С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события;
D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки);
Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).
Основатель РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят». Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда – основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис – по-видимому, под влиянием А. Адлера – значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д. Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек – существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям, начиная с биологического уровня и до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному – идет ли речь о психоаналитической редукции или благоприятном психологическом климате терапии, центрированной на клиенте, – А. Эллис не склонен.

Основные теоретические положения концепции. Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии – это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие «ловушка» – все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный «кодекс невротика» – ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: «я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают – это ужасно»; «я должен нравиться всем значимым для меня людям»; «лучше всего – ничего не делать, пусть жизнь решает сама». А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А-В-С-D – теория). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А – активирующее событие, В (belief) – мнение о событии, С (consequence) – последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) – последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) – завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).
Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: «событие-восприятие-реакция-обдумывание-вывод» обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:

признание личной ответственности за свои проблемы;


принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;
признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;
обнаружение (осознавание) этих представлений;
признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;
согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
согласие на использование РЭТ.
Убеждения
Все мы объясняем себе, что для нас значит то или иное событие. На какой-то момент избегайте суждений вроде «хорошо» или «плохо» и просто примите ситуацию такой, какая она есть. Мы часто подвергаемся иррациональным убеждениям, которые приводят к неадекватным эмоциям. Они всегда возникают, когда нам недостает доказательств или когда мы слишком обобщаем причину или проблему.

Пример: «Ну вот, у меня ничего не получилось. У меня никогда ничего не получается».

3. Последствия
Последствия — это всегда нечто большее, чем просто результаты события. Они могут принимать поведенческие и эмоциональные формы. Мы часто наблюдаем ситуацию извне, замечая как человек с криком набрасывается на нас или повышает голос. Что еще следует рассмотреть, так это внутренние факторы: беспокойство или печаль другого человека.

Пример: сожаление, разочарование в человеке, с которым вы имеете дело или разочарование в вас.

4. Оспаривание
Мы дошли до практической части техники. Этот шаг включает сознательное оспаривание и прерывание негативной системы убеждения при помощи вдумчивого размышления и вопросов. Для начала вы должны вытащить свои подсознательные убеждения наружу, а затем войти в фазу диспута.

Я тоже просил деньги у своего друга раньше/я тоже нарушаю свое слово, к тому же этот поступок не говорит о том, что он меня не уважает — у него просто много проблем в семье.


Я ведь все равно одолжу ему деньги, так зачем переживать по этому поводу? Мое мышление негативное, мне нужно подумать о хороших сторонах своего друга.
Многие великие люди терпели сотни неудач, прежде чем добиться успеха. То, что у меня не получилось сейчас, не говорит о том, что так будет всегда. Нужно осваивать свои навыки, поработать над ошибками и повышать свои шансы достичь цели.
Мои негативные эмоции наносят вред дружбе и взаимоотношениям с другими людьми. Следует повышать свой эмоциональный интеллект и научиться управлять своими эмоциями.
5. Результаты
Отметьте для себя все положительные результаты этой техники. Когда вы проясняете ситуацию, не вовлекаете негативных эмоций и следите за своими убеждениями, то можете развивать способность создавать альтернативную линию мышления, которая базируется на правдоподобных и разумных убеждениях.

Техника работы с мыслями


Уделите этому упражнению максимальное количество времени — от 1 до 3 часов. Вы можете его закончить и за 10 минут, однако большую пользу оно вам принесет, если вы возьмете лист бумаги и ручку, сосредоточитесь и начнете размышлять.

Воспоминания, от которых я хочу избавиться: __


Перечислите все мысли, чувства, ощущения и воспоминания. Вам может показаться, что хватит и десяти пунктов, однако будьте терпеливы и создайте список из ста пунктов по каждому параметру.

Дополните это упражнение следующими техниками:

Отвлечения: перечислите все, что вы когда-либо делали, чтобы отвлечься от неприятных мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний. Вы с удивлением можете обнаружить, что неосознанно применяли эффективные техники. Пора о них вспомнить и применять сознательно.

Уклонения: перечислите виды деятельности, людей, интересы, события и места, которых вы должны избегать, чтобы преодолеть негативное мышление. После этого составьте список тех же элементов, в которые вам нужно чаще вовлекать свое сознание.

Мыслительные паттерны: перечислите все неудачные стратегии, которые вы применяли для избавления от болезненных ощущений. Например:

Беспокойство

Помогло ли мне это избавиться от неприятных мыслей и эмоций? Если нет, то что можно сделать, чтобы избавиться от них в долгосрочной перспективе?
Стала ли моя жизнь насыщенной, полной и значимой? Если нет, то что нужно для этого сделать?
Во что нужно вложить время, деньги, энергию и ресурсы, чтобы изменить образ своего мышления?
Техника оптимистической интервенции
Чтобы применить эту технику вам понадобится шесть дней, однако вы можете справиться и за несколько часов. В этом случае главным условием будет регулярный пересмотр техники и периодическое повторение упражнений. Она имеет сходство с позитивной визуализацией, но имеет некоторые отличия.

День 1
Выделите себе достаточно времени и подумайте о своей самой идеальной семейной жизни (скажем, в следующие 10 лет). Представьте, что все настолько прекрасно, насколько это только можно вообразить. Например, рядом с вами находится понимающий супруг/супруга, а с вашими детьми у вас отличные взаимоотношения. Более того, возможно вы живете рядом со своими родителями, друзьями и родственниками, поэтому можете уделять им достаточно времени.

Запишите все, что вам пришло в голову по этому поводу. Используйте следующие инструкции:

Будьте настолько креативны, насколько пожелаете.


Используйте наиболее удобный для вас письменный стиль.
Не переживайте насчет грамматических ошибок.
Добавляйте как можно больше деталей.
День 2
Выделите время и подумайте об идеальной работе или карьере в будущем. Не спешите с ответом, потому что мы редко думаем о таком. Например, вы считаете, что идеальным для вас будет создание инновационной компании или работа дизайнером при полной свободе действий. Не ограничивайте свою фантазию, пусть даже у вас на данный момент нет необходимых навыков для того, чтобы получить эту должность.

Используйте те же инструкции.


День 3
Выделите время и подумайте о своем умственном и физическом здоровье в будущем. Представьте, что вы достигли всего, чего хотели.

Какими вы видите свои умственные возможности? Вы креативны или логически последовательны? Как обстоят дела с вашим критическим мышлением?

Подумайте о своем теле. Насколько часто вы упражняетесь и в какой форме находитесь? Какую пищу вы употребляете?

Используйте те же инструкции.


День 4
Выделите время и подумайте о своей идеальной романтической жизни в будущем. Представьте, что все идет так, как вы хотите. Возможно, вы замужем/женаты или рядом с вами надежный партнер, с которым вы можете поделиться любыми переживаниями и знаете, что вас услышат и поддержат? Отпустите в полет вашу фантазию и проживите в деталях свой идеальный романтический день.

Используйте те же инструкции.


День 5
Выделите время и подумайте о самых увлекательных хобби или интересах в будущем. Что это будет? Возможно это верховая езда или рукоделие? Если это путешествия, какие страны вы посетите и какие эмоции у вас это вызывает? Если чтение, то какое количество книг вы уже прочли, какие знания приобрели и как себя чувствуете благодаря этому?

Используйте те же инструкции.


День 6
Выделите время и подумайте о своей идеальной социальной жизни в будущем. Представьте, что у вас тихие и приятные соседи, верные и надежные друзья, а вы сами без труда находите общий язык с любым человеком. Вы без проблем можете заговорить с незнакомым человеком и вызвать у него симпатию, умеете влиять на людей и уверенно чувствуете себя в обществе. Каковы ваши ощущения? Представьте свой идеальный образ во всех деталях.


Скачать 32,64 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница