Генезис предмета психологической теории
|
Этап развития психологии (века)
|
Психологи
|
Научное
направление
|
Предмет психологии
|
Методы исследования
|
Основные труды
|
Вклад в науку
|
1 этап – более 2-х тысяч лет назад. Психология как наука о душе
конец VI — начало V в. до н. э.
530-470 гг. до н. э.
|
Гераклит
|
Материалистическое понимание психики
|
Материальная природа психических явлений и единство души и тела.
Все вещи суть модификации огня, а огненное начало в организме и есть душа — психея.
|
Как таковых методов нет
|
Гераклит: "О природе". Книга состоит из частей "О боге", "О природе" и "О государстве".
|
Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения. «Все течет, все изменяется». А также первым предположил, что существует 2 этапа переработки знаний - ощущения и разум.
|
VI–V вв. до н. э
|
Алкмеон
Кротонский
|
Материалистическое понимание психики
|
Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных, как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало, таким образом, новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом
|
Алкмеон последовательно проводит метод аналогий, прежде всего — в учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса — Солнцу, Луне и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа, находящаяся в вечном круговом движении.
|
Автор сочинения «О природе».
|
Впервые изложил натурфилософскую концепцию о человеческом теле как микрокосме и системе противоположностей. Предположительно первым среди античных врачей занимался анатомо-физиологическими исследованиями на животных, описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал.
|
VII в. до н.э.– V в. н.э.
|
Демокрит,
Аристотель,
Сократ,
Платон, Пифогор, Эпикур
|
Донаучная психология.
|
Душа – источник активности тела
|
Как таковых методов нет
|
Трактат «О душе» Аристотеля, Платон «Федон», «Государство», Демокрит «Большой мирострой».
|
Общее представление о понятии «душа»
|
Средние века (V-XVI вв.)
|
Авиценна,
Аверроес,
Алгаценна
|
В эту эпоху средневековья борьба материализма и идеализма не прекращается. Рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика
|
Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, познание чувственного мира
|
Интроспекция (самонаблюдение)
Авиценна: ассоциативный эксперимент при лечении больных людей.
|
Авиценна «Канон врачебной науки»
|
Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии.
Аверроэс также известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля. Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало.
|
Эпоха возрождения (XVI-XVII вв.)
|
Гасман, Вивес, Людвиг, Гоклениус, Бернардино Телезио
|
Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии. Гуманистическая концепция человека
|
В это время зародился новый предмет психологической науки, как науки о сознании. Также продолжением была
душа как ее проявление.
|
Наблюдение, интроспекция.
Телезио считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс.
|
Вивес «De anima et vita», Гоклениус, Гасман «Философский словарь»
|
Исследовательский подход к явлениям действительности.
Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Коменского.
|
|