Г. Екатеринбург Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого неба, языка, губ, нижней челюсти



Скачать 86,86 Kb.
Дата27.05.2016
Размер86,86 Kb.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 356

_______________________________________________________


Роль артикуляционной гимнастики в воспитании правильной речи у детей с дизартрией

Составил:

Учитель-логопед МБДОУ – детский

сад компенсирующего вида № 356

1 квалификационная категория

Зяблова Елена Олеговна


г. Екатеринбург

Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого неба, языка, губ, нижней челюсти. Следствием этого являются дефекты произношения, изменение тембра голоса, недоразвитие речи.

Успех в преодолении этих нарушений во многом зависит от правильного сочетания специального лечения, обучения и семейного воспитания.

Родители могут оказать неоценимую помощь, если будут систематически терпеливо выполнять рекомендации специалиста-логопеда и в домашних условиях применять ряд упражнений, направленных на выработку правильной речи.

Для того, чтобы овладеть произношением звуков, дети с диз­артрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях (артикуляционной гимнастике). Систему упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необхо­димые данному ребенку, планирует логопед. Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществлять в домашних условиях.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные охраны речи - язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Артикуляция связана с ра­ботой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотатель­ных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специ­альной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упраж­нения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза: она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.

Проводится артикуляционная гимнастика по такой схеме: внача­ле воспитываются общие движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выпол­нять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения дви­жения и положения органов артикуляционного аппарата). С по­мощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что де­лает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы - «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подра­жания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Логопед также при­учает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий.



Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпений. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как родители помогают ребенку проводить логогимнастику в домашних условиях.
Логопедическая гимнастика (образец)

(выполняется ежедневно в течение 10-15 минут)

  1. Развитие мелкой моторики:

  • Массаж пальчиков и кистей рук;

  • Упражнения: Зайка, Коза, Петушок, Замок, Колечки и др.;

  • Игры с мозаикой, со шнуровочками, колючими мячиками и др.;

  • Застегивание и расстегивание пуговиц.

  1. Развитие сильной, направленной воздушной струи:

  • сдувать кусочек ватки с ладошки;

  • выдувать мыльные пузыри;

  • надувать воздушные шарики;

  • дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;

  1. Развитие артикуляционной моторики: (перед зеркалом)

  1. Упражнения для губ:

  • «произносить» без голоса гласные А О У И Э (следить за четкой работой губ)

  • находить в тексте гласные А О У И Э Ы и называть их, четко проговаривая;

  • проговаривать слоговые дорожки: МА – МО – МУ – МЫ;

ПА – ПО – ПУ – ПЫ; БА – БО – БУ – БЫ; ВА – ВО – ВУ – ВЫ;

  1. Упражнения для нижней челюсти:

- движения нижней челюсти вниз-вверх, вправо-влево, вперед-назад, круговые движения.

  1. Упражнения для языка:

  • «Лопаточка»: рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе;

  • «Иголочка»: узкий напряженный язык вытянуть вперед;

  • «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковые края языка приподняты, не касаясь зубов;

  • «Горка»: рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, средняя часть (спинка) языка поднята вверх, напряжена;

  • «Грибок»: рот открыть, весь язык присосать к небу;

  • «Часики»: рот приоткрыт, кончиком языка попеременно тянуться и дотрагиваться то правого, то левого уголка рта;

  • «Качели»: рот широко открыт, кончиком языка тянуться то к верхним, то к нижним резцам;

  • «Чистим зубки»: рот приоткрыт, кончиком языка проводить с внутренней стороны по всем нижним, а затем по всем верхним зубам; рот закрыть – провести языком между губами и зубами;

  • «Маляр»: рот открыт, кончиком языка, как кисточкой проводить от верхних резцов до мягкого неба;

  • «Вкусное варенье»: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, затем – нижнюю;

  • «Молоточек»: рот приоткрыть, кончиком языка «стучать» по альвеолам (бугорки за верхними резцами): т-д-т-д-т-д-т-д-т, ускоряя темп;

  • «Болтушка»: быстрые движения кончика языка между губами вперед-назад с проговариванием: бл-бл-бл-бл-бл…

«Лошадка»: цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница