Г. Большой Камень



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.71 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4





г. Большой Камень

2013-2014г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Светлячок»

городского округа ЗАТО Большой Камень
ПРИНЯТА Рекомендована к использованию

педагогическим советом заведующей МБДОУ №18 «Светлячок»

МБДОУ № 18 «Светлячок» ____________________Е.Ю.Куликовой

протокол №__________ «_______» _________________2013г.

От « »___________________2013г.
Рабочая программа

педагога-психолога

«Психологическая служба в ДОУ»
Разработала:

Тимофеева Е.С.

педагог-психолог МБДОУ №18

«Светлячок»



Содержание




  1. Пояснительная записка. …………………………………………………………3 стр.




  1. Перспективный план работы педагога-психолога ДОУ………………………9 стр.



  1. Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в

образовательном процессе…………………………………………………………..13 стр.

3.1. Психодиагностика………………………………………………………....13 стр.

3.2. Психопрофилактика……………………………………………………….15 стр.

3.3. Коррекционная и развивающая работа…………………………………..15 стр.

3.4. Психологическое консультирование……………………………………..45 стр.
3.5. Психологическое просвещение и обучение……………………………...45 стр.


  1. Методическое обеспечение….…………………………………………………..47 стр.

Пояснительная записка

Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: "Почему?" Многочисленные реформаторы дошкольных учреждений как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и какими знаниями должен обладать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ребенок на выходе из дошкольного учреждения, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно-нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм, участия государства и семьи в воспитании детей, повышения ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и благополучие каждого ребенка.

Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад №18 «Светлячок» определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет.

Основная идея общеобразовательной программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доброты, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Рабочая программа «Психологическая служба в ДОУ» определяет содержание и организацию психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в психическом развитии детей. Рабочая программа обеспечивает организацию психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи рабочей программы:


  1. Охрана жизни и укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционально-психологического благополучия детей.

  2. Обеспечение социально-личностного, творческого развития детей; воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

  3. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и к творчеству.

  4. Осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии детей.

  5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.

  6. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основные принципы рабочей программы:

-принцип развивающего обучения,

-принцип культуросообразности,

-принцип преемственности ступеней образования.

-принцип гуманно-личностного отношения к ребенку.

Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 год).

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности педагога-психолога ДОУ:


  1. Психодиагностика.

  2. Психологическая коррекция и развитие.

  3. Психопрофилактика.

  4. Психологическое консультирование.

  5. Психологическое просвещение. 

Дети 21 века растут в среде, насыщенной разнообразной информацией, к ним часто предъявляют высокие требования, перегружают деятельностью. Цель дошкольного образовательного учреждения – охрана и укрепление здоровья детей, развитие гармонично развитой личности. Исходя из этого основной целью педагога-психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью педагог - психолог выполняет следующие задачи:

-развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду;

-оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям.

-распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.

- психологическое обеспечение образовательных программ. 

Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ  можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

    Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение. 


    Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. 
   Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность. 
    Психологическая служба ДОУ призвана содействовать: 
- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка; 
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени; 
- повышению психологической компетентности педагогов; 
- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом. 
Цель и задачи психологической службы ДОУ

Цель психологической службы ДОУ – создать условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.




    Основными задачами психологической службы в ДОУ являются: 



  1. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

  2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.

  3. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов по вопросам работы с детьми, испытывающими проблемы в развитии, одаренными.


Функции психологической службы ДОУ 

  

  Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей. 


  Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. 
  Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. 
  Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. 
  Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности. 
  Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. 
  Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. 
  Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми. 
  Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. 
Для реализации задач и направлений психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе, необходимо:

  • обеспечить активное участие членов педагогического коллектива в разработке и сопровождении рабочих программ, коррекционно-развивающих, индивидуальных образовательных программ;

  • осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, родителей;

  • расширить использование в образовательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями детей; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама).

  Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.


Работа с детьми:

• помощь детям в адаптации к детскому саду;

• проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;

• определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;

• диагностика игровой деятельности детей;

• организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;

• диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).
Работа с родителями: • психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);

• развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;

• снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;

• обучение родителей методам и приемам организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста;

• ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);

• обеспечение более высокого уровня подготовки детей к школе.



Работа с педагогами:

• индивидуальное и групповое консультирование;

• подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении;

• повышение психологической компетенции педагогов.



Основные требования об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (инстр. метод. письмо №29/1886-6 от 24.12.2001 г.)

Общее рабочее время педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них



  • 18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертно-консультационную и профилактическую работу с родителями и педагогами;

  • 18 часов – на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование и др.

Показатели деятельности педагога-психолога по основным видам деятельности в течение учебного года составляют:

  • индивидуальное обследование (100-150 человек);

  • групповое обследование (10-20 групп);

  • индивидуальная консультация (100-150 консультаций);

  • индивидуальное занятие (100-150 занятий);

  • групповое занятие (200 занятий);

  • просветительская работа со взрослыми (40 занятий);

  • участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях (10 заседаний).


Циклограмма работы на неделю

День недели

Время

Содержание работы

Направление

Понедельник

1030-1200

(1,5 часа)

1200-1400

(2 часа)


1400-1500

(1 час)


1500-1630

(1,5 часа)



1630-1730

(1 час)


Психодиагностика (индивидуальная и групповая)

Методическое время (обработка результатов)

Групповое консультирование воспитателей

Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные и групповые)

Консультирование родителей (индивидуальное и групповое)

По плану

По плану


По плану, по запросу

По плану, по запросу

По плану, по запросу


Вторник

800-900

(1 час)


900-1200

(3 часа)


1200-1300

(1 час)


1300-1500

(2 часа)


Консультирование родителей (индивидуальное)

Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные и групповые)

Психодиагностика (индивидуальная и групповая)

Методическое время (оформление документации)

По плану, по запросу

По плану, по запросу

По плану, по запросу

По плану


Среда

Методическая работа

(Посещение городских мероприятий, изучение специальной литературы и освоение новых технологий, коллегиальное консультирование смежных специалистов, исследовательская деятельность, разработка программ и т.д.) (7 часов)



Четверг

800-900

(1 час)


900-1000

(1 час)


1000-1100

(1 час)


1100-1200

(1 час)


1200-1500

(3 часа)


Консультирование родителей (индивидуальное)

Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (групповые)

Психодиагностика (индивидуальная и групповая)

Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные)

Консультирование воспитателей (индивидуальное)


По плану, по запросу

По плану


По плану

По плану, по запросу

По плану, по запросу


Пятница

800-900

(1 час)


900-1100

(2 часа)


1100-1300

(2 часа)


1300-1500

(2 часа)



Консультирование родителей (индивидуальное)

Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные и групповые)

Психодиагностика (индивидуальная и групповая)

Методическое время (обработка результатов)

По плану, по запросу

По плану, по запросу

По плану



Перспективный план работы педагога-психолога

МБДОУ №18 «Светлячок»
Психодиагностическая деятельность.

Категория

Содержание работы

Сроки выполнения

 

Работа с детьми





  1. 1. Психологическая диагностика готовности к обучению в школе

  2. (подготовительная «А», подготовительная «Б», подготовительная логопедическая группы).

2. Диагностика психического развития детей (старшая «А» и старшая «Б» группы)

3. Диагностика познавательной сферы детей (подготовительная «А», подготовительная «Б», подготовительная логопедическая группы)

4. Диагностика психического развития детей (средняя «А», средняя «Б» группы)

5. Диагностика психического развития детей

(2 младшая «А» и 2 младшая «Б» группы)


Сентябрь, апрель

Октябрь, март

Ноябрь, май

Декабрь, май

Февраль


Работа с педагогами

  1. "Экспресс-методика" по изучению социально- психологического климата в коллективе.

  2. Оценка нервно-психической устойчивости педагога.

  3. Выявление способности педагогов к саморазвитию.

Январь

По запросам, в течение года



Работа с родителями

  • Анкетирование "Я и мой ребенок".

  • Тест «Ваш стиль общения и воспитания»

В течение года

Коррекционно-развивающая деятельность

 

Работа с детьми



  1. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей к детскому саду в 1 младших группах.

  2. Психогимнастика в младшей и средних группах.

  3. Групповые коррекционно-развивающие занятия в старших группах (развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей).

4 Индивидуальные развивающие занятия с детьми старшего возраста с низким уровнем развития.

5. Групповые психокоррекционные занятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления в подготовительных группах (подготовка к школе).

6. Неделя сказкотерапии.


сентябрь, в течение года

В течение года

1 раз в неделю в течение года

1 раз в неделю в течение года

1 раз в неделю с сентября по май

Октябрь


Работа с педагогами

1. Практикум для педагогов «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель».

2. Психологическое занятие « Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя!»

3. Круглый стол «Учимся переводить агрессию в позитив»

4. Психологический тренинг по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания.



Сентябрь

Ноябрь


Март

Апрель


Работа с родителями

  • Конференция с родителями 2 младших групп "Как справиться с кризисом трех лет"

  • Круглый стол «Учимся переводить агрессию в позитив»

  • Тренинг «Стили семейного воспитания»

Сентябрь

Декабрь


Апрель

Консультирование

Работа с педагогами



  1. Консультации с воспитателями по результатам диагностики психического развития воспитанников.

  2. Медико-психолого-педагогический консилиум по результатам психологической диагностики готовности к обучению в школе.

  3. Индивидуальные консультации для педагогов

  4. «Демонстративные дети», консультация для педагогов.

В течение года, по запросам

Май


По запросам. В течение года.

Февраль


Работа с родителями

  1. Групповая консультация для родителей 1 младших групп "Ребенок идет в детский сад". «Как отучить ребенка сосать палец». Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад.

  2. Индивидуальные консультации по результатам диагностики психического развития и эмоциональной сферы ребенка.

  3. Групповая консультация для родителей старших групп " Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности".

  4. Индивидуальные консультации для родителей подготовительных групп по результатам психологической диагностики готовности к обучению в школе.

Сентябрь

В течение года по запросам

Апрель

Сентябрь, апрель



Психопрофилактическая и просветительская деятельность

Работа с детьми



 

 

Работа с педагогами

  1. Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп "Странички психолога".

  1. Участие в семинарах, пед.советах, проводимых в детском саду.

В течение года

По запросу.


В течение года

Работа с родителями

  1. Оформление стендов "Уголок психолога" по темам:

    • Как вести себя родителям, когда ребенок идет в детский сад (младшая группа)

    • «Типичные ошибки родителей в период адаптации» (младшая группа)

    • Как помочь ребенку избавиться от привычки сосать палец (младшая группа)

    • Десять заповедей для родителей (во всех возрастных группах)

    • Детские капризы (младшая группа)

    • Бранные слова (средняя группа)

    • Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
      Как научить ребенка владеть собой? (средняя группа)

    • Готовность к школе (старшая группа)

    • Застенчивость (средняя группа)

    • Как научить ребенка любить книгу (старшая группа)

    • Кризис 7 лет (старшая группа)

  1. Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах.

  2. Заседание «Что такое детские капризы и как с ними бороться»

Сентябрь

По запросу.


В течение года

По запросу.


В течение года

Ноябрь



Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе:

      1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется педагогом-психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. 

    Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства (приложение №1). Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

     Обязательно: 

 Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. 


 Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. 
 Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк. 
 Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. 

     Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (сентябрь) и в конце (апрель).  

Для обследования применяются следующие методики:

1. Тест на переключение и распределение внимания «Проставь значки».

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка. Тест Пьерона-Рузера.


3. «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Цель: определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности.

4. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р.Лурия). Цель: оценка состояния слуховой памяти, утомляемости, активности внимания.

5. Тест «Дорожки». Цель: определение уровня развития тонкой моторики руки.

6. Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева. Цель: исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике — предметными картинками) для запоминания и припоминания.



7. Методика «Установление последовательности событий» А. Н. Бернштейна. Цель: выявление сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

8. Методика «Исключение предметов (Четвертый лишний)». Белопольская Н.Л. Цель: исследование аналитико-синтетической деятельности испытуемых, уровня течения мыслительных процессов – способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков.

9. Диагностика познавательных процессов. «Чем залатать коврик?». Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы увиденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

10. Тест на определение зрительной памяти «10 предметов».


11. Методика «Тексты». Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Каталог: sveden -> files
files -> 1. Цели дисциплины
files -> Направления научно-исследовательской деятельности ноу впо «мгта» и Липецкого филиала ноу впо «мгта» и база для ее осуществления
files -> 1. общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста
files -> Педагогика и психология высшей школы для аспирантов бгсха им. В. Р. Филиппова
files -> Направления научно-исследовательской деятельности ноу впо «мгта» и Липецкого филиала ноу впо «мгта» и база для ее осуществления
files -> «История»
files -> «Философия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница