Формирующее оценвание- новый подход к оценке учебных достижений учащихся



Скачать 34.13 Kb.
Дата04.06.2016
Размер34.13 Kb.
Формирующее оценвание- новый подход к оценке учебных достижений учащихся
Формирующее оценивание – новый подход к оценке учебных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС.

Традиционная оценка это процесс соотношения реальных результатов образования с планируемыми целями, при этом условно – формальным (знаковым) выражением этого процесса является отметка.



Слайд1

Т.е. в существующей системе оценивания достижения школьника сравниваются не с его предыдущими результатами, а со среднестатистической нормой. Потому учащийся лишен возможностей получать адекватную информацию о своих субъективных достижениях и, следовательно, не может планировать результат, который он собирается достичь в процессе обучения.

Недостатком существующей системы оценивания усугубляются принятой бальной отметкой. С помощью разницы в один балл невозможно детализировано описать уровни достижения результатов образования, что подводит к подмене мотивации учащихся: не освоить результат более высокую отметку.

Таким образом, рассмотрение реализации существующей в настоящее время системы оценивания образовательных результатов своих функций заставляет признать правомерным стремление пересмотреть подходы к оцениванию. Оценка должна быть ориентирована не только на определение уровня усвоения учащимися единого для всех содержания образования, но и глубины и объема их индивидуальных знаний, готовности их использования, овладение специальными и универсальными способами деятельности, степени и характера личных усилий учащихся.

Итак, сегодня актуальной является разработка такого подхода к оцениванию образовательных результатов учащихся, который позволил бы:

Сл. 2 – устранить противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания.

- связать оценку с индивидуальным приращиванием образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей) учащихся и создать условия, в которых учащиеся получат опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая «адекватную самооценку»

- ввести в практику оценку новых результатов образования.

Попробуем ответить на вопросы: что же такое формирующее оценивание? Чем оно отличается от проводимого всеми учителями первичного текущего оценивания?


Слайд 3. Внутреннее формирующее оценивание предполагает оценку достижений учащихся, который их обучает, то есть человеком находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся.

Технология формирующего оценивания позволяет учителю:



Слайд 4. – четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

- сделать учащихся субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Ученику в этом процессе отводится активная роль. Ему помогают осознавать, как, собственно, он учится, и находить наилучшие стратегии и способы для своей учебной деятельности.

Слайд 5. У учеников последовательно формируются важнейшие умения, которые в новом Стандарте отнесены к общеучебным:

- анализировать и понимать новую информацию, а не просто приобретать знаний;

- вписывать новые идеи и концепции в имеющийся у обучающихся контексты;

- оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнося их с четко определенными учебными целями и ясными критериями качества.



Слайд 6. (ромашка Блюма)

Это, собственно, и есть основа, необходимая для того, чтобы учится в течение всей жизни.

Любая технология строится на основе определенных принципов, технология формирующего оценивания соответствует базовым принципам оценивания для обучения, которые решают основные задачи поддержки обучения.

Слайд 7.

Соблюдение принципов формирующего оценивания является целью воспитания способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Какова же характеристика формирующего обучения.



Слайд 8.

- Центрировано на ученике

Оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и коррекции учебной работы ученика. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать процесс учения.



- Самооценка ребёнка предшествует оценке учителя

Оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать каким образом и как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.

- Сфокусировано на учении

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся, вовлекает их в рефлексию и самооценивание, тем самым поддерживает учебную мотивацию и активность.

Учитель находится в постоянной рефлексии собственной преподавательской деятельности и должен ответить на ключевые вопросы:

- какие наиболее существенные знаний и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?

- как я могу выяснить, научились ли они этому?

- как я могу помочь им лучше организовать свою учебную деятельность?

Результатом становится то, что учитель расширяет свои преподавательские умения и повышает качество преподавания.

- формирует учебный процесс

Цель данного оценивание – улучшать качество учения, а не обеспечить основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной бальной шкале, может быть анонимным. Оно должно стать «дорожной картой» которая помогает продвигаться в направлении поставленных учебных целей. Учитель действует так:

- переводит учебные цели в измеряемые результаты;

- определяет необходимый уровень достижений;

- отбирает учебное содержание и техники оценивания;

- проводит обучение

- организует оценивание и устанавливает, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.



- соответствует субъекту

Оценивание должно соответствовать особенностям и нуждам учителя, учеников и изучаемого предмета. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдет для другого.



- Непрерывно

Оценивание запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро и освоить, учитель получает от учеников обратную связь о том, как они учатся, и представляет им обратную связь относительно результатов и возможностей их улучшить.

Если этот механизм интегрируется в ежедневную ученую работу в классе, коммуникация учителями с учениками и связь учения с преподаванием становятся более действенными и эффективными.

- целенаправленно на корректировку

Подобное оценивание позволяет построить на основе существующей достаточно успешно практики еще более подвижную и эффективную практику, поскольку предоставляет учителю новые возможности получать информацию о том, как идет учебный процесс, и более своевременно и целенаправленно его корректировать.

Оно требует, чтобы учитель сосредоточился на том, что делает ученик, как его учебная деятельность развивается в процессе урока, и определял, какие улучшения надо внести и какими будут последующие шаги.

Для такого сотрудничества в оценивании требует прежде всего предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) – то, что должно быть изучено, - и учебные результаты – то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. На доступном для детей языке учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников, чему они научатся и что смогут сделать в конце обучения и по ходу урока. Для этого учитель в процессе оценивания используя основные стратегии.


  • Наблюдение

- Учителю необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.

- Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение.

- Наблюдая за отдельными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.


  • Дискуссия

- Учитель проводит краткие импровизированные обсуждения наиболее интересных и неожиданных ответов и предложений детей, прозвучавших во время урока.

- Обсуждая материал с учениками, учитель оценивает, насколько дети его поняли, выявляет причины затруднений и ошибочных суждений, фиксирует проблемные пункты урока.

- Проводя дискуссию, а не привычный опрос, учитель проверяет предыдущие оценки, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания, чтобы подготовить следующие шаги в обучении.


  • Анализ

-Письменные работы учитель обсуждает и оценивает вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы.

  • Проверка понимания

- Проверка повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с детьми их знания, скорость, с которой они восстанавливают пройденное.

- Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам и учителю выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, и спланировать следующие этапы курса.



  • Рефлексия процесса учения

- В классе поддерживается и развивается самооценивание и партнерское оценивание. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, что остается для них трудным или непонятным и что им надо сделать в дальнейшем.

- В ходе урока происходит непрерывная обратная связь между учителем, отдельными учениками и группами, определяется в каком направлении надо продвигаться, и планируется то, как дети будут учиться в ближайшем будущем.

Надо заметить, что оценивание не только включено в процесс урока, но может происходить и за его рамками: на перемене, во время внеурочных занятий детей это зависит от того, насколько важные замечания и предложения хотят сделать учитель. При этом дети всегда вовлекаются в процесс оценивания.

Пример 4

Дети работали в парах. В середине урока учитель собрал класс вместе и предложил каждой паре задать возникшие вопросы, чтобы получить ответы, которые помогут справиться с заданием. Учитель объединил пары в группы так, чтобы они могли обменяться вопросами. Ученики отвечают друг другу на вопросы и фиксируют те, на которые ответить не в состоянии. Учитель собирает все вопросы и планирует разбор полученных ответов в целом классе на заключительном обсуждении.

Слайд 9.

Для развития формирующего оценивания на уроке учителю можно использовать алгоритм оценивания, либо переносимый на разные предметы и формы работы.



Слайд 10. Рассмотрим инструменты формирующего оценивания.

Слайд11

Применяя в учебном процессе оценивание, учитель может точно указать ученику его сильные и слабые стороны и посоветовать как их развить; быть конструктивным в отношении слабостей; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу.



Слайд 12

Используя в описании формирующего оценивания метафору. Если представить учеников в образе растения, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутренне (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост.



Слайд 12

(заставка разв. цветке)
Каталог: srp
srp -> Рабочая программа по обществознанию (включая право) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования
srp -> Создавать рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью в пределах установленной квоты
srp -> Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля
srp -> Основная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
srp -> Практическое задание для самостоятельной работы педагогов-психологов
srp -> Пояснительная записка к планированию уроков физики в 7 классе
srp -> «колыбель игры народной»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница