Формирование



Скачать 407.89 Kb.
Дата13.02.2016
Размер407.89 Kb.
ФОРМИРОВАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Дегтярев Николай Владимирович,

Учитель технологии МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №10

1.Цели и задачи формирования универсальных учебных действий.

 Цель формирования универсальных учебных действий - обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной системы «Школа России».



Задачи:

  1. актуализация ценностных ориентиров содержания начального общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и программы внеурочной деятельности;

  2. разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов;

  3. уточнение характеристик личностных результатов, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

  4. описание механизмов формирования УУД;

5.      разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;

6.      разработка мониторинга результатов и системы оценки сформированности УУД.



2. Характеристики универсальных учебных действий на ступени основного общего образования и их связь с учебными предметами.

2.1 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки

и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в

социальных ролях, и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделять три вида личностных действий - самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация.



Виды личностных

УУД

Уровень формирования

Приоритетные виды работ для развития УУД

 


Формы учебной деятельности

Технологии, методы, приёмы

Формы организации учебной деятельности

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Самоопределение

На уровне представления

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по наставлению учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



Проектно-исследовательская

Деятельностно-игровые методы

Эвристические методы

Обучение моделированию

Трад. урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Смыслообразование

На уровне представления

Формальный (с помощью учителя)

помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по наставлению учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



Проектно-исследовательская

Деятельностно-игровые методы

Эвристические методы

Обучение моделированию

Трад. урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Нравственно- этическое

На уровне представления

Формальный (с помощью учителя

помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по наставлению учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



Проектно-исследовательская

Деятельностно-игровые методы

Эвристические методы

Обучение моделированию

Трад. урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Виды коммуникативных

УУД

Уровень формирования

Приоритетные виды работ для развития УУД

 


Формы учебной деятельности

Технологии, методы, приёмы

Формы организации учебной деятельности

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Целеполагание

На уровне представления, с помощью учителя

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



сотрудничества

Деятельностно-игровые методы

Метод проблемно-диалогового обучения

Обучение моделированию

Трад.урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Прогнозирование

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



сотрудничества

Деятельностно-игровые методы

Метод проблемно-диалогового обучения

Обучение моделированию

Учебное занятии

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Саморегуляция

На уровне представления

с помощью учителя и самостоятельно

Предметный с помощью учителя и самостоятельно)

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Проектирование и исследовательская работа

 

Совместная

Учебное сотрудничество

рефлексивная

Метод проблемно-диалогового обучения

Рефлексия целеполагание

Методы обучения исследованию

Нетрадиц.урок

Учебное занятие внеучебные формы

Учебная дискуссия

Конференции уроки по выбору

Коррекция

На уровне представления, с помощью учителя

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и

самостоятельно



Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



сотрудничества

Деятельностно-игровые методы

Проблемно-диалоговый

Обучение моделированию

Трад.урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская








































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2.3 Познавательные универсальные учебные действия (включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем )

  

Виды

познавательных

УУД


Уровень формирования

Приоритетные виды

работ для развития

УУД


Формы учебной

деятельности



Технологии, методы, приёмы

Формы организации учебной деятельности

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Общеучебные

Формальный (с помощью учителя)

Функциональный

(самостоятельно



Работа с текстом

Работа с разными инструкциями

самостоятельно и с помощью учителя

самостоятельный

Игровая

Учебное сотрудничество

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Самостоятельная работа с учётом дополнительной информации

Деятельностно-игровой

Развивающие, эвристические методы

Элементы технологии РКМЧП, проблемно-диалогового обучения

Традиц. урок в игровой форме

Учебное занятие (групповая, индивидуальная работа)

Конференции, семинары



Знаково-символические

Предметный (с помощью учителя и самостоятельно)

Функциональный

(самостоятельно



Работа с текстом

Работа с разными инструкциями

самостоятельно и с помощью учителя

самостоятельный

Совместная

Учебное сотрудничество

Творческая, исследовательская

Деятельностно-игровой

Развивающие, эвристические методы

Обучение моделированию

Творческая мастерская

Индивидуальная работа

Творческая мастерская

Логические

Предметный (с помощью учителя и самостоятельно)

Предметный (самостоятельно и спомощью

Функциональный

(самостоятельно



Работа с текстом

Работа с разными инструкциями

самостоятельно и с помощью учителя

Проектирование и исследовательская работа

Игровая, трудовая, спортивная, индивидуальная, совместная

Индивидуальная, совместная, самостоятельная, учебное сотрудничество

Контрольно-оценочная, рефлексивная, самостоятельная с использованием дополнительных источников информации, учебное сотрудничество, целеполагание

Творческая, исследовательская, проектная, контрольно-оценочная, учебное сотрудничество, рефлексивное

 

 

Обучение проектированию

Методы обучения исследованию

 

Консультационные занятия

Учебная дискуссия

Познавательная лаборатория

2.4 Коммуникативные универсальные учебные действия - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных

УУД

Приоритеты предметного содержания

Уровень формирования

Приоритетные виды работ для развития УУД

 


Формы учебной деятельности

Технологии, методы, приёмы

Формы организации учебной деятельности

 

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Технология


На уровне представления

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



Проектно-исследовательская

Деятельностно-игровые методы

Эвристические методы

Обучение моделированию

Трад.урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество

Технология 

На уровне представления

Предметный (с помощью учителя и самостоятельно)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Работа по преобразованию информации

Элементы творчества

Игровая

Учебное сотрудничество

Спмостоятельная работа с использ.доп.инф.

Творческая работа

Приёмы рефлексивной деятельности

Целеполагание и рефлексивная деятельность

Эвристические методы

Обучение прогнозированию

 

Парная работа

Лекции

Семинары

Разрешение конфликтов

Технология

На уровне представления

с помощью учителя и самостоятельно

Предметный с помощью учителя и самостоятельно)

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Проектирование и исследовательская работа

 

Совместная

Учебное сотрудничество

рефлексивная

Метод проблемно-диалогового обучения

Рефлексия целеполагание

Методы обучения исследованию

Нетрадиц.урок

Учебное занятие внеучебные формы

Учебная дискуссия

Конференции уроки по выбору

Управление поведением партнёра

Технология

 


ознакомительный

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Проектирование и исследовательская работа

Трудовая


Совместная

Самостоятельная

Контрольно-оценочная

Диалоговое обучение

Обучение проектированию



 

Урок групповая и парная работа

 

Познавательная лаборатория

Умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

Технология

с помощью учителя и самостоятельно

Функциональный (все самостоятельно)

Работа с текстом (по алгоритму (5-6 классы), с помощью учителя самостоятельно

Применение умений на практике

Индивидуальная

Самостоятельная

нахождение информации



Рефлексивная

Учебное сотрудничество

Развивающее обучение

Элементы РКМЧП



Трад.урок в игровой форме

Индивидуальная работа

Индивидуальные задания

 

3. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

 

Организация преемственности осуществляется при переходе от начального образования к основному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).



Задача детей к обучению в основной школе включает в себя:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие навыков самообслуживания;

- знакомство с основами безопасности жизнедеятельности;

- способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами;

Универсальный характер УУД проявляется тем, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.



На ступени основного общего образования можно выделить следующие показатели сформированности универсальных учебных действий:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется прежде всего личностной готовностью подростка к школьному обучению

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель,

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату,

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 


- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

- операция установления взаимно-однозначного соответствия;

- умение выделять существенные признаки конктерночувственных объектов;

- умение устанавливать аналогии на предметном материале;

- операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале.


- потребность подростка в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению,



-умение слушать собеседника.

 


 

На ступени основного общего образования у учеников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.




4. Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от начальной ступени образования к основному общему образованию.

 


УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения в пятом классе

Личностные действия–

самоопределение, смыслообразование



ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные действия

 


Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.

Понятие сохранения (на примере дискретного множества).



- Проявляет самостоятельность в трудовой деятельности, выбирая ту или иную работу и способы ее осуществления;

- умеет слушать, понимать и выполнять простые задания по технологии изготовления изделий из конструкционных материалов

 


Предпосылки формирования мышления как условие освоения технологии.

Познавательные и знаково-символические действия

Дифференциация планов символ/знак и означаемого.

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности.

-Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему;

- умеет следовать образцу, правилу, инструкции

 


Предпосылка и условие успешности овладения технологиями обработки материалов

Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.



Регулятивные действия

- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

- ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция,

-оценка


Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

-умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности;

- умеет обсуждать возникающие проблемы, правила; - умеет выбирать себе род занятий,

-способен выстроить внутренний план действия в деловой деятельности

 

 



 

Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)

Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных работах, организует их,

-проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений;

-способен договариваться, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим

-поддержать разговор на интересную для него тему.

 


Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.



  1. Для оценки сформированности универсальных учебных действий предлагаются различные задания / формы:

 

УУД

Задания

Форма (ситуация оценивания):

Оцениваемые УУД

Метод оценивания

Личностные:

Действия самоопределения и смыслообразования.

 

 

 



Беседа о школе

 


индивидуальная беседа с учеником.

действия, направленные на определение своего отношения к школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

беседа

Задание на усвоение нормы взаимопомощи.

индивидуальная беседа с учеником.

действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений

беседа

Регулятивные действия

Выкладывание узора из мозаики

 


Индивидуальная работа

умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез

 

 

Проба на внимание (поиск различий в изображениях)

 

 



 

Индивидуальная работа. Предъявляются две сходные детали, имеющие 3 различия. Ученика просят найти и показать (назвать) различия между деталями.

 


регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.

 


 

Познавательные

Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952).

 


индивидуальная работа с учеником.

логические универсальные действия.

 

 

Методика «Кодирование»

(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976

Индивидуальная или групповая работа с учениками.

 

Ситуация оценивания: ученику предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.

 


знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

 


 

Коммуникативные действия, направленные

на учет позиции собеседника (партнера)

(интеллектуальный аспект общения)

«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).

 


индивидуальное обследование ученика

 

 



действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

 

Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

 


 

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)

 


работа учащихся в классе парами

коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

 


Коммуникативно-речевые действия по передаче

информации и отображению предметного

содержания и условий деятельности

(коммуникация как предпосылка интериоризации

 

 

«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

 


выполнение совместного задания в классе парами

умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая определяет необходимые для этого элементы ИКТкомпетентности.

Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.

При освоении личностных действий ведётся формирование:

·критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

·уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

·основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

·использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

·поиск информации;

·фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

·структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

·создание простых гипермедиасообщений;

·построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

·обмен гипермедиасообщениями;

·выступление с аудиовизуальной поддержкой;

·фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности включает следующие разделы.

Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.

Запись, фиксация информации. Ввод информации в компьютер с фото и видеокамеры. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флэшкарт).

Создание текстов с помощью компьютера. Составление текста. Клавиатурное письмо. Основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работа в простом текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический контроль. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете. Создание планов территории. Создание диаграмм и деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста фотоизображений и их цепочек (слайдшоу), видео и аудиозаписей.

Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и

ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).



Создание структурированных сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов.

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото или видеокамеры, цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм.

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.

6.Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.

Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ– электронной почты, чата, форума, аудио и видеоконференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

Основное содержание программы «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечивается:

·естественная мотивация, цель обучения;

·встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

·повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

·формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.

При этом специфика ИКТ-компетентности сказывается и в том, что зачастую сам учитель не обладает достаточным уровнем профессиональной ИКТ-компетентности. Тем самым естественным образом создаётся контекст, в котором учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается».

Распределение материала по различным предметам не является жёстким, начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Предлагаемое в данной программе распределение направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.

7.Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся (примерный вариант):

«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля. «Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением.

Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.



«Математика и информатика». Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

«Технология». Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

«Искусство». Знакомство с простыми графическим редактором изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ.

8.Алгоритм проектирования УУД в календарно - тематическом планировании

УУД должно выступать в качестве предмета обучения; выделяться в тематическом планировании каждого раздела предмета и уточняться поурочно в календарно-тематическом планировании. Таким образом, УУД должно являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока. При этом учитель должен владеть видами и содержанием каждого из УУД и знать связи между ними.



Действия учителя при планировании:

1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся.

2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока.

3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД .

4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.

5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.



6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) используется система учебных задач и ситуаций.

 


Каталог: media -> upload -> pages link -> source
upload -> Баразгова Елена Станиславоана
upload -> Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита
upload -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 03. 01 «Экономика» Профиль
upload -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 03. 01 «Экономика» Профиль
upload -> Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
upload -> Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного
source -> Народные музыкальные игры как средство формирования полоролевого поведения детейдошкольного возраста
source -> Формы общения педагога с родителями в доу


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница