Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 457.11 Kb.
страница1/2
Дата14.02.2016
Размер457.11 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи
Салаватова Майя Камиловна

Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования




АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Майкоп – 2006


Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета


Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор

Цахаева Анжелика Амировна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Семенов Курман Борисович

кандидат педагогических наук, доцент



Блягоз Нафсет Шумафовна
Ведущая организация - Ставропольский государственный университет

Защита состоится «22 » декабря 2006 года в 15-00 часов на заседании дис­сертационного совета ДМ 212.001.04 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан «22» ноября 2006 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор М.Р. Кудаев


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Преобразования в социально-экономической жизни, научно-технической сфере в России поставили ряд проблем, нуждающихся во внимании со стороны общественности и специалистов. Среди них наиболее важная - укрепление и сохранение здоровья.

Реформирование экономики государства не может не повлиять на формирование общественного воспитания молодежи. Средства массовой информации оказывают огромное воздействие на личность, в ходе которого создаются новые взаимоотношения, стиль и образ жизни, определяются иерархии общечеловеческих ценностей.

Недостаточная двигательная активность, несбалансированное и нерегулярное питание, избыток различного вида информации, ухудшение экологического состояния, психоэмоциональные стрессы - все это приводит к нарушению полноценного развития ребенка. Влияние социальных условий приводит к разобщенности, конфликтам, утрачиваются традиции, культурные и этнические ценности многих народов. Вследствие этого происходят серьезные нарушения психического и физического здоровья человека.

С увеличением роста заболеваемости снижается и продолжительность жизни. Продолжается рост суицида среди молодых людей.

Резко увеличивается количество людей употребляющих токсические и наркотические вещества, наблюдается раннее употребление алкоголя и пристрастие к табакокурению. Продолжается рост ранней подростковой беременности, искусственных абортов, заболеваний передающихся половым путем.

Катастрофически уменьшается рождение физиологически здоровых детей. Высока материнская и детская смертность.

Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем по формированию физически и психически здорового человека, то есть, по формированию здорового образа жизни.

Народы Дагестана всегда бережно относились к здоровью молодого поколения, так как оно является важнейшей категорией, характеризующей экономическое, социальное и нравственное благополучие обще­ства. В современном российском обществе состояние здоровья школьников вы­зывает тревогу. В числе наиболее важных факторов такого состояния находятся: тяжелое экономическое положение, региональные конфликты, рост числа социально-неблагополучных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения. Среди дагестанцев, в настоящее время наблюдаются такие факты как несоблюдение обычаев и традиций, нарушение требований горского этикета и норм поведения. В частности, нарушение требования об ограничении потребления спиртных напитков, нарушение установки - не курить при старших. Эти факторы располагают молодое поколение к алкоголизму и курению. Определенная доля вины за снижение уровня здоровья детей обоснованно возлагается на семью и общеобразовательную школу.

В числе факторов формирующих здоровый образ жизни главным является физическая культура. Человечество на протяжении многовековой истории своего существования изучает социолого-педагогические основы физической культуры. Физическая культура является составной частью общей культуры человечества. Дагестанцы эмпирически, чувственно, на основе здравого смысла определяли важность здорового образа жизни и отражали ее в своей многовековой практике на первичном понятийном уровне.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т.е. человек, в котором гармонически сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство. Социальный заказ меняется, время требует, и формирование всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей. Какие бы задачи не стояли перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти на компромиссы в решении конфликтных ситуаций. В решении этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе.

Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что формирование здорового образа жизни тесно связано с другими задачами воспитания, т.е. с трудовым, умственным, нравственным, физическим и эстетическим. Для воспитания культуры здоровья этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется противоречие между обширным материалом, фиксирующим нравственные нормы и нравственные требования воспитательного процесса в учении, физической культуре, спорте, труде, другой деятельности, и недостаточностью знаний о том, как, в каких процессах нравственные нормы, знания, нравственные требования педагога становятся достоянием личности. Так как проблемы формирования здорового образа жизни будут всегда актуальны, пока существует человечество, то исследование этого вопроса в условиях Дагестана представляется уместным. Следовательно, такие ценности как культура, здоровье, активное долголетие могут рассматриваться как критерии социального прогресса.

Рассмотрение проблемы с различных сторон, выявление ее связей, в том числе и глубинных, сущностных, не заметных на первый взгляд, со многими явлениями культуры и истории, рассмотрение ее в системе других ценностей, не изолированно и узконаправленно, а всесторонне, является важным и полезным для насыщения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей и в какой-то мере восполнения этого пробела. Такой подход, на наш взгляд, продуктивен и необходим, особенно для нынешнего состояния проблемы.

В семейном воспитании имеются определенные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей, такие как драма родителей, связанная с алкоголизмом, неуважение друг друга, курение и т.д. Это отмечается в трудах таких российских ученых как: Ю.П. Азаров, И.А. Арабов, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, К.Б. Семенов, Б.А. Титов, Л.Г. Машкова и другие.

К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, российские ученые Э.Н.Вайнер, Н.К.Иванова, А.М.Куликов, Е.А.Ямбург и др. относят перегрузку детей учеб­ными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся во многом зависит от совместных усилий медицинских работников и учителей. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки.

Особую актуальность для педагогики представляет проблема здоровья старшеклассников. От состояния здоровья выпуск­ников средней школы зависит благополучие молодой семьи. Данные статистики свидетельствуют, что по Дагестану 10% выпускников являются практически здоровыми, 47% подвержены хроническим заболеваниям. Среди юношей 27% употребляли алкоголь, 48% - курят. Как видно из данных статистики, состояние здоровья старшеклассников по республике и по России примерно одинаково.

Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% стар­шеклассников пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья старших школьников – это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема. Пе­ред отечественной школой стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни.

Многие из отечественных ученых занимались проблемами здоровья учащихся. Пути сохранения и возможности укрепления здоровья учеников исследо­вались С.Н. Бегидовой, Н. Ш. Блягоз, Ю.Л. Варшамовым, А.Г. Голевым, Е.Д. Марьясисом, В.П. Саломиным, А.А. Семеновым, Н.Х. Хакуновым, А Г. Хрипковой, К.Д. Чермитом, С.Н. Шевердиным и др. Валеологическим образованием учащихся занимались Р.И. Айзман, В.И. Бондин, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Л.Г. Татарникова и др. Экологическое образование в школе исследовано А.А.Колесником, З.Г.Нигматовым, Ф.Г.Сидтиловым. Школьные здоровьесберегающие технологии охарактеризованы в публикациях В.Ф. Ба­зарного, Л.А. Ждановой, Н.К. Ивановой, Т.В. Русовой. Однако, в Дагестане проблемы формирования здорового образа жизни у старшекласс­ников в семье и школе недостаточно изучены. В России отдельные аспекты этой проблемы исследовались С.В. Березиным, Ю.Е. Клевцовой, Л.С. Колесовой, А.М. Кулико­вым, Л.В. Назаровой, К.С. Лисецким (профилактика наркомании, курения, алкоголизма, формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и др.). Не исследованы возможно­сти учебных курсов средней школы в формировании у старше­классников здорового образа жизни. Не обоснована педагогиче­ская целесообразность использования здоровьесберегающих тех­нологий в семье и школе.

Актуальность исследования возрастает и в связи с тем, что в Дагестане проблема формирования здорового образа жизни учащихся до сих пор недостаточно исследована.

Актуальность названной проблемы для отечественной педагогической науки и школы, недостаточная разработанность ее на теоретическом уровне обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы».

Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов позволил выявить следующие противоречия между:

- требованиями времени и современным состоянием системы воспитания детей в семье и школе;

- необходимостью эффективного использования здоровьесберегающих технологий с целью формирования здорового образа жизни учащихся и недостаточностью исследований в этой области;

- возрастающей потребностью в формировании здорового образа жизни у учащихся и реальным содержанием образования и воспитания.

С учетом вышеизложенного, а также выявленных противоречий проблема исследования сформулирована следующим образом: каково содержание образования и воспитания, организации педагогического процесса, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни.



Цель исследования состоит в теоретическом обосновании педагогических условий и экспериментальной проверке авторского курса «Здоровье» способствующего формированию целостной системы здорового образа жизни.

Объектом исследования явился педагогический процесс в общеобразовательной средней школе и современной национальной (дагестанской) семье.

Предмет исследования - содержание и особенности форми­рования здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы.

Гипотеза исследования: эффективность формирования здорового образа жизни у старшеклассников обеспечивается, если:

- выявлены педагогические и психологические основы формирования здорового образа жизни старшеклассников и содержание учебных курсов будет обогащено научными понятиями, идеями, фактами, раскрывающими сущность здорового образа жизни;

- в учебной работе и семейном воспитании используются педагоги­ческие методы, направленные на осознание учащимися ценности здоровья и позволяющие самостоятельно повышать уровень культуры здорового образа жизни;

- в школе созданы благоприятные условия для сохране­ния и укрепления здоровья с учетом психофизиологических осо­бенностей старшеклассников, а также осуществляется систематическое диагностирование и коррекция состояния их физического, психологического и нрав­ственного здоровья

- на основе опытно-экспериментальной работы будут разработаны практические рекомендации по формированию здорового образа жизни у старшеклассников .

В соответствии с целью исследования, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

- раскрыть и конкретизировать основные понятия формирования здорового образа жизни «здоровье», «уровень здоровья», «потенциал здоро­вья», «образ жизни» на основе анализа концепций отечествен­ных ученых;

- выявить состояние сформированности здорового образа жизни и определить педагогические и психофизиологические нормы жизни у старшеклассников;

- определить задачи, содержание и структуру формирования здорово­го образа жизни у старшеклассников, разработать формы и методы, позво­ляющие формировать у учащихся здоровый образ жизни;

- выявить педагогические условия, экспериментально проверить и разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни у старшеклассников;

- разработать и апробировать интегрированный курс «Здоровье», который опирается на знания получаемые при изучении естественно-математических и дисциплин гуманитарных раскрывает и формирует основы укрепления и сохранения здоровья.

Методологическую основу исследования составили сле­дующие положения: утверждение философского и гносеологического плюрализ­ма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знания; диалектическая взаимосвязь объективного и субъектив­ного; системный подход к исследованиям; аксиологический подход, признающий человека наивыс­шей ценностью; учет общих закономерностей деятельности и сознания, физиологических особенностей развития детей соответствующе­го возраста.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, в которых раскрыты:

- гуманизация образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Е.А. Ямбург, Е.Н. Шиянов, А.А. Цахаева);

- личностно-ориентированный подход к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.В. Зеленцова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Макаев, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, Н.М. Сажина, В.А. Сухомлинский);

- проблемы содержания общего образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, З.К. Меретукова, М.В. Рыжаков, М.Н. Скаткин);

- валеологический аспект образования и воспитания (И.И. Брехман, А.Г. Голев, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицин, С.В. Попов, К.Д. Чермит, Б.Н. Чумаков);

- психологические основы теории формирования личности (В.В. Белоус, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский).

Использованы следующие методы исследования: анализ государственных документов об образовании и о здоровье населения РФ, учебных планов, программ и учебников, философской, психологической, медицинской, валеологической, педагогической литературы; систематизация и обобщение научных данных; моделирование педагогического процесса; педагогическое наблюдение; беседа, интервьюирование, анкетирование (педагогов, родителей, детей); изучение продуктов деятельности школьников; обобщение педагогического опыта.



Экспериментальной базой исследования являлись старшеклассники средних общеобразова­тельных школ №1, г. Дербента и старшеклассники средних общеобразовательных школ № 5, №6 г. Махачкалы. В эксперименте приняло участие 195 учеников.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002-2003гг.) проводились изучение и анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме, документов правительства РФ и Республики Дагестан об образовании и мерах по укреплению здоровья детей; выявлял­ся уровень разработанности проблемы, определялась методоло­гия и методы исследования. Выявлялся исходный уровень со­стояния здоровья учащихся опытно-экспериментальных классов, определялись от­рицательные факторы, влияющие на их здоровье.

Второй этап (2003-2004 гг.) включал изучение опыта работы учителей школ г. Махачкалы, Дагестана по исследуемой проблеме, обновлялось содержание образования в стар­ших классах с учетом задач формирования здорового образа жиз­ни, разрабатывался авторский курс «Здоровье», создава­лись условия для их эффективного внедрения в педагогический процесс, проводилась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) вносились коррективы в программу опытно-экспериментальной работы, обобщался и сис­тематизировался полученный материал, проводились апробация и внедрение результатов исследования в практику.



Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнены и конкретизированы основные понятия формирования здорового образа жизни «здоровье», «уровень здоровья», «потенциал здоро­вья», «образ жизни» на основе анализа концепций отечествен­ных ученых по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников;

- выделены этапы формирования здорового образа жизни на основе анализа и систематизации научных трудов, собственных наблюдений (раскрытие основных идей концепции здорового образа
жизни; формирование основ метода
познания, обучение школьников умению применять эти знания в
обыденной жизни; ознакомление учащихся с системой сохранения и укрепления здоровья; синтез и развитие всех знаний о сохранении и укреплении своего здоровья в курсе «Здоровье»; применение принципов здорового образа жизни в повседневной деятельности);

- выявлены педагогические условия способствующие более эффективному формированию здорового образа жизни старшеклассников (постоянный учет и корректировка уровня валеологической грамотности учащихся; высокий уровень учебно-воспитательного процесса по предмету «Здоровье» как фундамента валеологических знаний, умений и навыков учащихся; систематическое использование возможностей физической культуры для овладения учащимися методикой работы над собой; достаточно высокая валеологическая подготовка учителя; использование возможностей каждого предмета для формирования валеологических убеждений);

- раскрыты особенности, содержание формирования здорового образа жизни у старшеклассников с учетом социокультурных, климатических и традиционных условий жизни в республике Дагестан;

- выявлены положительные результаты формирования здо­рового образа жизни у школьников, разработано содержание культуры здорового образа жизни школьников, формируемой в учебной работе и семейном воспитании.



Теоретическая значимость исследования состоит:

- в уточнении и расширении научно-педагогических основ сохранения и укрепления здоровья школьников;

- в целостной характеристике системообразующих понятий, идей, концептуальных положений здо­рового образа жизни в общеобразовательной школе и семье;

- теоретически определены базовые задачи по формированию здорового образа жизни школьника (формирование у школьников мотивации к занятиям, направленным на сохранение и укрепление своего здоровья; обучение знаниям, умениям и навыкам использования средств и методов валеологии в повседневной деятельности и на занятиях; формирование взглядов и убеждений на ведение здорового образа жизни).



Практическая значимость исследования в том, что:

- основные научные выводы и результаты могут исполь­зоваться в школе и семье в целях сохранения и укрепления физического здоровья учащихся и формирования у них здорово­го образа жизни;

- разработан и апробирован авторский интегрированный курс «Здоровье» способствующий эффективному формированию здорового образа жизни у старшеклассников;

- реализован комплекс психолого-педагогических условий и разработаны методические рекомендации, обеспечивающие эффективность формирования здорового образа учащихся;

- определены критерии и уровни сформированности здорового образа жизни, позволяющие более целенаправленно осуществлять подбор средств и методов педагогического воздействия на учащихся.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке факультативных занятий для учащихся и программ, в расширении содержания базовых курсов в процессе подготовки преподавателей вузов и учителей средних образовательных школ. Сформулированные автором положения могут быть включены в курс педагогики для педагогических учебных заведений, использованы в системе повышения квалификации работников образования.



Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечиваются исходны­ми методологическими положениями, системой методов исследо­вания, адекватных поставленным задачам, позитивным влиянием разработанного автором курса «Здоровье» на формирование здорового образа жизни учащихся, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Здоровый образ жизни - это часть общей культуры и представляет собой тип жизнедеятельности человека, который предполагает знание закономерностей и особенностей организма, выражается в заботливом от­ношении к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, в поведении, направленном на поддержание здоровья. Здоровый образ жизни характеризуется соблюдением оптимально­го двигательного режима, личной гигиены, рациональным питанием, непринятием антисоциальных привычек, позитивным отношением к жизни, следо­ванием нравственным нормам и поведения, принятым в обществе.

Научно-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья школьников, включающие следующие положения: здо­ровье человека - это уравновешенное состояние организма, кото­рое определяется физической, психической и нравственной согласованностью и представляет личностную и общественную ценность.

2. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников будет эффективным при активной деятельности самих школьников по укреплению своего здоровья, через осознанную физическую и психологическую подготовку, что является важным фактором в формировании их здорового образа жизни как в процессе воспитания так и самовоспитания, а также самостоятельной организации оздоровительной деятельности. При недостаточной физической и психологической подготовке средства по укреплению здоровья для учащихся становятся предметом созерцания и соответственно не вызывает должного отношения к своему здоровью. А без достаточно сильных оценок, размышлений и других факторов, влияющих на укрепление своего здоровья, убеждения не формируются.

Содержание формирования здорового образа жизни учащихся в школе включает зна­ние соответствующих фактов, понятий, теоретических положе­ний, закономерностей, изучаемых в курсах основ наук, а также умения и навыки рациональной организации умственного труда, профилактики заболеваний, личной гигиены, развития потребно­сти в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих.

3. Сформировать целостную систему здорового образа жизни можно на основе применения авторского курса «Здоровье», который опирается на знания получаемые при изучении естественно-математических дисциплин (физики, химии, астрономии, физической географии, биологии, математики), гуманитарных (литературы и языка, экономической географии, истории), в процессе трудового обучения, но больше всего на знания полученные, на уроках ОБЖ и физической культуры. Углубляя и расширяя эти знания и умения, курс «Здоровье» раскрывает и формирует основы укрепления и сохранения здоровья, а с созданием определенных условий в микросоциуме будет способствовать формированию здорового образа жизни.



Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, психологии Дагестанского государственного педагогического университета, на городских и республиканских совеща­ниях работников образования (2003 - 2006 гг.), в Дагестанском республиканском институ­те повышения квалификации работников образования (2006г.), на городских научно-методических конференциях учителей, на Всероссийской научно-практической конференции «Коррекционно-развивающее образование» в г. Махачкале (2006 г.).

Опубликованные материалы использовались членами ка­федры педагогики Дагестанского государственного университета, учителями школ г.Махачкалы, использовались студентами при выполнении дипломных и курсовых работ по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использован­ной литературы и приложений.


Каталог: statji -> docs
docs -> На правах рукописи
docs -> Социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе игровой деятельности
statji -> Академия гуманитарных исследований Е. Я. Басин статьи об искусстве москва 2010
statji -> Экзистенциальная терапия в группах
docs -> Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза
docs -> Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница