Формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности



Скачать 435.64 Kb.
страница1/3
Дата10.02.2016
Размер435.64 Kb.
  1   2   3
На правах рукописи

СОРОКИНА Вера Михайловна

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ

ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Волгоград — 2010


Работа выполнена в Государственном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет».
Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор
Разбегаева Людмила Павловна (ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный педа-
гогический университет»).
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Мандриков Виктор Борисович (ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный меди-
цинский университет»);
кандидат педагогических наук, доцент
Алешина Лариса Ивановна (ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный педа-
гогический университет»).
Ведущая организация – ГОУ ВПО «Ярославский государствен-
ный педагогический университет

им. К. Д. Ушинского».


Защита диссертации состоится _______________ в ____ час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волго­град, пр. им. В.И. Ленина, 27.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: http://www. vspu.ru 23 ноября 2010 г.
Автореферат разослан 23 ноября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.А. Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. В начале XXI в. каждая сфера человеческой деятельности связана со здоровым образом жизни, поскольку это индивидуальная система поведения человека, вызывающая положительные эмоции и способствующая профилактике болезней и несчастных случаев, т.е. поведение, направленное на достижение полного физического, психического и социального благополучия (Е.Н. Назарова). Не случайно последние годы ученые все чаще обращаются к здоровому образу жизни как к самостоятельному социальному феномену, характеризуют его как особое состояние личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лу­бышева). Тем не менее феномен здорового образа жизни личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Развитие общества определяет ценностный статус здорового образа жизни. Отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности способствует успешности в любой сфере профессиональной деятельности, т. к. хорошее здоровье является предпосылкой для высокоэффективного труда, творческой активности, наиболее полного самовыражения личности. Таким образом, здоровый образ жизни играет ключевую роль в профессиональном становлении личности, а формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности выступает важнейшим компонентом профессионального обучения студентов. Это отражено в таких документах, как «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» и проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (на период до 2020 года)».

Важнейшая роль в их реализации отводится общим гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам высшего образования с возможностью поэтапного решения обозначенных проблем с учетом возрастных и психологических особенностей студентов, поскольку возраст студенчества (18–22 года) в силу присущего ему ценностного самоопределения является сензитивным периодом для формирования ценностного сознания личности. Анализ состояния практики формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности позволяет сделать вывод о том, что зачастую формирование данного личностного образования происходит стихийно. По результатам констатирующего эксперимента на базе Камышинского технологического института (филиал Волгоградского государственного технического университета), целенаправленной работе по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности постоянно уделяют внимание 19% преподавателей, 63% – лишь иногда, 18% – не придают этой проблеме значения.

Проблемы, связанные со спецификой формирования отношения к здоровому образу жизни, исследовались Р.И. Айзманом, Г.К. Зайцевым, Э.М. Казиным, В.В. Колбановым, Г.А. Кураевым, А.П. Лаптевым, Т.Н. Маляренко. Валеологические аспекты изучаемой проблемы и оптимизация двигательной активности рассматривались в работах М.В. Баженовой, Б.А. Барабанщикова, А.М. Зыскиной, А.П. Исаева, С.Н. Малафеевой, И.В. Муравой, С.В. Попова, С.Б. Тихвинского, В.И. Харитонова. Ценностные аспекты здорового образа жизни затрагивались в работах В.В. Гаврилюка, Д.Н. Давиденко, А.М. Зыскиной, С.Н. Малафеевой, В.П. Петленко, В.Ю. Салова, Н.А. Трикз. Однако процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности не являлся предметом отдельного исследования.

Значимость и актуальность выбранного направления исследования подтверждаются рядом противоречий, выявленных в результате изучения и анализа состояния современной практики формирования отношения у студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Это противоречия между:

– возрастающей ролью здорового образа жизни в профессиональной деятельности личности и отсутствием научного обоснования процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как к ценности в контексте профессионального становления;

– потенциалом общих гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в формировании у студентов отношения к здоровому образу жизни как ценности и недостаточной подготовленностью преподавателей для решения этой задачи;

– закономерностями становления ценностного сознания студенчества, актуализацией потребности в профессиональной самореализации и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в ходе обучения в вузе.



Проблема диссертационного исследования заключается в необходимости научного обоснования процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности определили выбор темы исследования: «Формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности».



Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вузе.

Предмет исследования – формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Цель исследования – научно обосновать процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Гипотеза исследования: процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности станет более эффективным, чем в массовом опыте, если:

· здоровый образ жизни как профессиональная ценность будет раскрываться в идеях ценности здоровья, ведения здорового образа жизни, человека как ответственного субъекта, а формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности будет выступать одной из целей профессионального образования;

· основой формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности будет являться уровневая модель, представляющая последовательный переход от безразлично-потребительского уровня через нейтрально-пассивный к осознанно-действенному уровню;

· логика поэтапного процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности будет обусловлена спецификой обобщенного ценностного механизма «поиск – оценка – выбор – проекция», а содержание этапов моделируемого процесса – уровнем сформированности у студентов отношения к исследуемому личностному образованию;

· в системе средств формирования у студентов данного личностного образования на всех этапах процесса приоритетными будут личностно значимые педагогические ситуации, средством создания которых выступают задачи ценностно-смыслового характера, актуализирующие ценностно-смысловую сферу личности. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1) выявить сущностные характеристики отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, определить критерии и уровни сформированности у студентов данного личностного образования;

2) обосновать модель процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности с учетом обобщенного ценностного механизма «поиск – оценка – выбор – проекция»;

3) разработать и экспериментально проверить систему педагогиче­ских средств формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.



Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– концептуальные идеи теории целостного педагогического процесса (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев), проявляющиеся в организации определенной последовательности его этапов «цель – средство – результат»;

– идеи личностно ориентированного подхода в образовании (Е.А. Крюкова, В.В. Сериков), обусловившие выбор средств формирования исследуемого личностного образования в двустороннем педагогическом процессе;

– теория деятельностного подхода в образовании (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина) позволила опираться на концепцию поэтапного формирования умственных действий, что обусловило логику формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни и включение обучающихся в активную творческую деятельность;

– ценностный подход в образовании (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева), ориентированный на осознание, осмысление и принятие студентами ценностей.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2005–2010 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2005–2007 гг.) изучалась педагогическая, психологическая, методическая и философская литература, определялась степень разработанности проблемы в науке, формулировалась гипотеза, разрабатывалась методика исследования, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2007–2009 гг.) проводился формирующий эксперимент с целью конструирования модели процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности и выявления средств, обеспечивающих его эффективность.

На третьем этапе (вторая половина 2009-го – начало 2010 г.) осуществлялись теоретическое осмысление, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, завершение научного обоснования основных положений исследования, апробация и внедрение модели процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в педагогический процесс вуза, оформление текста диссертации.

На первом этапе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ концептуальных положений, представленных в философской, психологической и педагогической литературе по проблеме исследования; моделирование, систематизация, обобщение, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах исследовательской работы.

На втором этапе применялись методы эмпирические – опросно-диагностические (анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями, проектирование), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), обобщение педагогиче­ского опыта, формирующий педагогический эксперимент.

На третьем этапе исследования применялись методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпириче­ских результатов, математической обработки исследовательских результатов.

Базу исследования составили опытно-экспериментальная работа и инновационная деятельность автора как преподавателя-исследователя в Камышинском технологическом институте (филиал Волгоградского государственного технического университета). Всего в эксперименте приняли участие 56 преподавателей и 293 студента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Здоровый образ жизни – это профессиональная ценность, неотъемлемая часть профессиональной деятельности личности, направленная на укрепление здоровья, работоспособности, повышение творческой активности и трудового долголетия. В условиях здорового образа жизни у личности формируется ответственность за здоровье как часть общекультурного развития; возникают реальные предпосылки для профессиональной активности в случаях, когда наиболее полно раскрывается творче­ский потенциал личности. Отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности представляет собой интегративное личностное образование, включающее знания о связи успешности в профессии с осознанием ценности здорового образа жизни через идеи ценности здоровья человека как ответственного субъекта; принятие здорового образа жизни как личностной и профессиональной ценности, эмоционально-смысловое отношение к нему; реализацию деятельностных аспектов отношения.

Структура исследуемого личностного образования представлена когнитивным, эмоциональным, смысловым и деятельностным компонентами.

Когнитивный компонент выполняет информационную функцию, включает в себя знания о здоровом образе жизни как личностно и профессионально значимой ценности на уровне представлений, понятий и идей. Содержательная составляющая компонента представлена категориями ценности, профессиональной ценности, ценности здоровья и здорового образа жизни, ответственного субъекта.

Эмоциональный компонент выполняет функцию эмоционального подкрепления. Он связан с особенностями эмоционального восприятия знаний о здоровом образе жизни как ценности; их содержание, преломляясь через эмоциональную сферу личности, становится ее внутренним требованием к себе, приобретает личностный смысл. Эмоциональный компонент на разных этапах формирования характеризуется следующими чертами: наличие общего эмоционального фона при восприятии знаний о здоровом образе жизни; устойчивое эмоциональное отношение к здоровому образу жизни как условию успешной профессиональной деятельности.

Смысловой компонент выполняет рефлексивную функцию, предполагает поиск, осознание и принятие субъектом личностного и профессио­нального смысла ценности здорового образа жизни. Компонент характеризуется осознанием необходимости применения на практике законов сохранения и восстановления здоровья и всех систем жизнеобеспечения, пониманием ответственности за состояние здоровья как личной и профессиональной ценности, самостоятельным поиском оптимальных форм и способов ведения здорового образа жизни. Компонент является интегративным и проявляется в осознанном отношении к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, в рефлексии, самоанализе, самоконтроле профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент выполняет преобразующую функцию, отражает анализ, регуляцию и проектирование студентом собственной профессиональной деятельности с учетом ценности здорового образа жизни. Данный компонент предполагает систему умений, а именно: умения оценивать физическое состояние собственного организма и его си­стем; подбирать наиболее приемлемый способ ведения здорового образа жизни в профессиональной, общественной, личной деятельности; применять средства, методы здорового образа жизни, необходимые для сохранения и восстановления своего здоровья; проявлять самостоятельность, организованность в процессе ведения здорового образа жизни.

Сформированность отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности определяется по следующим критериям: полнота и системность знаний о ценности «здоровый образ жизни», форма и характер эмоционального отношения студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, степень осознанности личностной и общественной значимости исследуемой ценности, характер мотивов активности в процессе формирования данного личностного образования, степень сформированности у студентов умений и навыков ведения здорового образа жизни, полнота реализации деятельностных аспектов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Критерии фиксируют его на безразлично-потребительском, нейтрально-пассивном и осознанно-действенном уровнях сформированности.

2. Процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности включает в себя три этапа: мотивационно-информационный, оценочный, деятельностно-практический. Логика процесса определена механизмом присвоения личностью ценностей «осознание – осмысление – принятие», что предполагает оценку и выбор студентом значимых ценностей и проектирование на этой основе будущей профессиональной деятельности. Происходит последовательное формирование исследуемого личностного образования соответственно уровням его проявления. Мотивационно-информационный этап предполагает формирование данного личностного образования на безразлично-потребительском уровне. Наблюдается отсутствие осознания общественной, а значит, и профессиональной значимости здорового образа жизни. Здоровьесберегающая деятельность студентов носит избирательно-ситуативный характер. Оценочный этап направлен на до­стижение студентом нейтрально-пассивного уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Знания о здоровом образе жизни имеют личностный характер, студенты заинтересованы в регулярности их получения, но редко проявляют инициативу и самостоятельность. Студенты эпизодически, непроизвольно используют умения, связанные со здоровым образом жизни, в практической деятельности. Чувство ответственности за здоровье проявляется в отдельных жизненных ситуациях. Деятельностно-практический этап предполагает становление практического опыта здорового образа жизни в профессиональной среде, что проявляется в системе привычек разумного отношения к здоровью. Наблюдается потребность выстраивать свою профессиональную деятельность в контексте здорового образа жизни, осознается значимость здорового образа жизни для профессионального самосовершенствования. Достижение осознанно-действенного уровня отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности представляет собой приоритетную цель профессионального становления студентов.

3. Процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности эффективен при организации личностно значимых педагогических ситуаций, стимулирующих активность студентов по присвоению ценности «здоровый образ жизни», поиску смыслов и проектированию собственной профессиональной деятельности в соответствии с ними. Системообразующим дидактическим средством создания личностно значимых педагогических ситуаций на каждом этапе являются задачи ценностно-смыслового характера, позволяющие студенту конструировать будущую профессиональную деятельность в контексте ценности здорового образа жизни. На мотивационно-информационном этапе процесса доминируют задачи репродуктивного уровня сложности, направленные на актуализацию знаний студентов о здоровом образе жизни как профессиональной ценности; на оценочном – частично-поисковые, они направлены на поиск студентом профессионального смысла ценности «здоровый образ жизни». На деятельностно-практическом этапе личностно значимые педагогические ситуации создаются посредством задач ценностно-смыслового характера и исследовательского (творческого) уровня сложности, направленных на интеграцию личностного смысла ценности «здоровый образ жизни» в систему профессиональных отношений студентов.



Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

· впервые в педагогической теории отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности раскрыто как целостная система, включающая когнитивный, эмоциональный, смысловой и деятельностный компоненты, которые обеспечивают выполнение следующих функций: информационной, функции эмоционального подкрепления, рефлексивной, преобразующей, что подчеркивает многоаспектность содержания данного отношения;

· выявлены особенности организации процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в условиях образовательного процесса в вузе с учетом динамики целей и средств их реализации; систематизирован диагностический инструментарий выявления у студентов уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности;

· конкретизированы критериально-уровневые характеристики отношения к здоровому образу жизни как ценности и смоделирован поэтапный процесс его формирования в условиях обучения в вузе, определены цели и система средств каждого этапа, обусловливающие его результативность, – это личностно значимые педагогические ситуации, средством создания которых выступают задачи ценностно-смыслового характера;

· дополнено научное знание о формировании ценностного сознания студентов в контексте их профессионального становления.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в развитие ценностного подхода и теории профессионального образования. Решение актуальной проблемы профессионального становления студентов рассмотрено в контексте формирования их ценностного сознания; определено ценностное содержание здорового образа жизни через идеи ценности здоровья, здорового образа жизни, человека как ответственного субъекта; представлена педагогическая система формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности: выделены сущностные характеристики, обоснована модель процесса, описаны уровни проявления, выявлена специфика средств формирования данного отношения.

Разработана содержательная характеристика отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, описан процесс его формирования в условиях высшего профессионального образования с позиций целостного подхода и в логике механизма присвоения ценностей, что может стать теоретической базой для обоснования процесса присвоения иных ценностей. Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут служить теоретической основой для исследования формирования отношения к здоровому образу жизни на различных этапах онтогенеза.



Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы (методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений); совокупностью методов исследования, адекватных его целям, задачам и логике; изучением педагогической практики формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в обучении общим гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам; корректной организацией опытно-экспериментальной работы по формированию данного личностного образования; до­статочной количественной базой эксперимента; объективностью обработки полученных в ходе эксперимента данных; репрезентативностью объема выборки; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного анализа; статистической значимостью экспериментальных данных и контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; использованием результатов в учебно-воспитательном процессе Камышинского технологиче­ского института; личным многолетним опытом работы диссертанта в высшей школе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана и апробирована комплексная методика оценки уровней сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, что позволяет преподавателю диагностировать у студентов исследуемое личностное образование; выявлены возможности использования системы задач ценностно-смыслового характера для формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе.

Результаты исследования могут служить основой для совершенствования системы дидактических средств формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в различных вузах.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница