Формирование у школьников общелогических умений на уроках математики как условие развития личности и ее социальной адаптации



Скачать 135.79 Kb.
Дата09.03.2016
Размер135.79 Kb.
Формирование у школьников общелогических умений на уроках математики как условие развития личности и ее социальной адаптации.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький».

Конфуций.

Результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (TTIMS) показали, что из 45 стран, участвовавших в тестировании, Россия по математике оказалась на 15 месте. К существенным недостаткам математической подготовки российских школьников, выявленным в ходе тестирования, относят: неумение применять полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни; недостаточное развитие пространственных и вероятностных представлений; неумение интерпретировать количественную информацию в форме таблиц, диаграмм и графиков. Учащиеся теряются, когда задания носят не «лобовой» характер, а предполагают несколько мыслительных операций, интерпретацию данных и обоснование ответа. В целом сделан вывод, что на уровне ряда требований международного теста на математическую грамотность не достигается основная цель - подготовка выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни.

В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею. Таким образом, школа должна предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях.

В то же время в массовой школе все еще преобладает ее традиционная модель, ориентированная на усвоение знаний, умений и навыков учащихся в каждой области знаний, с ее неизменными атрибутами - классно-урочной системой и ориентацией на деятельность учителя. Таким образом возникает противоречие между преобладающими в школе фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания и стремлением достичь развития учащихся средствами учебного предмета, между декларируемыми целями образования и его реальными результатами, между необходимостью дифференциации образования и единообразием технологии обучения, между неизбежными результатами обучения традиционными методами (доминированием памяти над мышлением, пассивностью в учебной работе, перегрузками учащихся) и стремлением достичь развития учащихся средствами учебного предмета.

В истории психолого-педагогической науки и опыте отечественной школы существует целый ряд исследований, которые направлены на преодоление наиболее значимых недостатков традиционной школы, на совершенствование как содержания образования, так и самого процесса обучения. Но все характерные особенности новых технологий обучения явно или неявно подразумевают умение учащихся учиться самостоятельно и рассчитаны на него. Большинство технологий сохраняет основной недостаток традиционной методики обучения, не ставящей в явном виде цели научить учащихся учиться.

Математика является наиболее удобным предметом для усвоения общеучебных навыков. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики. Формирование общеучебных навыков у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения и предусматривает способность полноценно аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать. Но в системе общеучебных умений есть и такие, в основе которых лежат не практические, а умственные действия, скрытые от непосредственного контроля за их выполнением. Успешное овладение основами наук и применение их в жизни невозможно без приобретения навыков умственного труда, культуры мышления. Еще Т.А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить.

Необходимой предпосылкой и важной составной частью такой способности является логическая грамотность, т.е. некоторый минимум логических знаний и умений, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Как отмечает академик А. В. Погорелов, автор учебника геометрии, «...очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд ли найдется хотя бы один, которому не придется рассуждать, анализировать, доказывать».

Далее представлен опыт работы над формированием общелогических умений и навыков на уроках математики в общеобразовательной школе, с 5 по 11 класс, с самым разным уровнем математической подготовки.

Для реализации опыта необходима классификация умений и система заданий для их отработки.

Основная идея данного подхода состоит в том, что специальное целенаправленное личностно ориентированное формирование общих логических приемов учебной деятельности учащихся в процессе обучения математике является необходимым и достаточным условием самообучения, саморазвития учащихся, средством их социальной адаптации. Психологическую основу данного подхода к обучению составляет положение доказанное Львом Семеновичем Выготским и Алексеем Николаевичем Леонтьевым: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной умственной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. При этом каждой «порции знаний» соответствует строго определенная работа. Задача учителя

- правильно организовать эту работу. Несформированность умений и навыков учебной деятельности является одной из причин неумения мыслить, отсутствию самостоятельности, организационной беспомощности, а это ведет к перегрузке учащихся, неуспеваемости, нежеланию учиться. Основные принципы данного подхода к обучению: -принцип человеческих приоритетов (подчинение реальным потребностям, интересам и возможностям ученика);

-адекватная связь с изучаемым материалом и межпредметная связь; -принцип личностно деятельностного подхода к обучению (ученик должен учиться сам, а учитель - включать ученика в деятельность);

-принцип непрерывности (подход должен реализовываться на всех ступенях обучения, во всех математических курсах и темах, на всех уроках);



Что собою представляет данный опыт? Это система заданий и приемов деятельности направленных на формирование у учащихся общелогических умений. Что это дает?

  1. владение общелогическими приемами деятельности реализует идею гуманизации образования, так как вырабатывает у ученика и совершенствует с возрастом его умение самостоятельно учиться, в частности учиться математике; повышает уровень решения учебных и математических задач, изменяет общий стиль умственной деятельности учащихся;

  2. усвоение учащимися общелогических приемов учебной деятельности дает возможность для осуществления межпредметных связей на уровне видов деятельности, для активизации, интенсификации и уровневой дифференциации учебной деятельности.

Как осуществлялась работа в данном направлении? На основе результатов анализа учебного материала был составлен перечень общелогических умений, которыми должны владеть учащиеся. Эти умения естественным образом распределились на три группы:-умения, связанные с формулировками (определений, теорем, правил, алгоритмов)

-умения, связанные с классификацией понятий; -умения, связанные с выполнением логических действий «умозаключение» и «доказательство» (элементы дедукции).

Далее были определены основные типы заданий для формирования умения.

I. Формирование умения работать с формулировками (определений, теорем, правил, алгоритмов).

Значение определений в процессе воспитания логической культуры школьников трудно переоценить. Для того чтобы определить понятие, надо указать его место в ряду других понятий данной науки, выявить его связи, зависимости от других понятий, а такая работа, несомненно, способствует более глубокому пониманию изучаемых объектов, фактов, явлений. Систематическая работа по составлению и анализу определений приучает учащихся ответственно относится к своей речи, ясно, кратко и точно выражать свои мысли. Для формирования необходимых умений были отобраны следующие задания:

-вставить пропущенные слова в формулировке, чтобы она была верной; -среди предложенных формулировок (формул) выбрать правильную; -определить, истинно или ложно данное утверждение (чертеж, схема, формула);

-определить, являются ли сформулированные свойства необходимыми, достаточными, необходимыми и достаточными признаками данного понятия;

-для данного свойства сформулируйте обратное, противоположное, определите истинно ли оно;

-сформулировать другое, равносильное определение данного понятия; -назвать объект про который можно сказать «...»-привести примеры объектов, процессов, явлений, описываемых данным понятием, свойством;

-сформулировать основные определения, теоремы, правила в изученной теме;

-составить «родословную» данного понятия (теоремы, правила); -привести примеры и контрпримеры к понятию, теореме, правилу; -прочитать словами данную символическую информацию (рисунок, чертеж, график, математическое выражение, формулу, схему;

-перекодировать известную словесную информацию (определение, понятие, теорему, правило) в виде схемы, рисунка, чертежа, графика, символической записи, блок-схемы, диаграммы, таблицы, опорного сигнала или конспекта, наглядного пособия, другой произвольной иллюстрации;

-вставить вместо выделенных в данной формулировке слов противоположные по смыслу;

-найти ошибку в формулировке (определения, теоремы, правила); -исправить ошибку в формулировке; -задания на установление родо-видовых отношений, -подвести данный объект под понятие или свойство; -назвать термины данной теории (темы, раздела); -установить соответствие между данными терминами и символами, объектами и их свойствами;

-для термина назвать символ и наоборот; -записать определения (свойства, правила) символически; II. Формирование умения классифицировать объекты. Классификация имеет огромное значение для теоретической и практической деятельности людей. Она облегчает процесс изучения предметов и явлений окружающего мира. Она широко используется в математике, химии, биологии, общественных науках .говоря о воспитательном эффекте уроков математики, А. Я. Хинчин выделяет «борьбу за полноту и выдержанность классификации» как один из компонентов воспитания культуры мысли учащихся, подчеркивая при этом особое значение уроков математики. «Явно и неукоснительно, - пишет он, - требование полноты классификации провозглашается в математике преимущественно перед другими науками, и поэтому уроки математики более всех других воспитывают в школьнике этот обязательный элемент правильного мышления». В своей работе мы используем такую систему упражнений:

-подметить закономерность и добавить недостающий объект; -найти закономерность и продолжить ряд чисел, объектов; -исключить в данном перечне лишнее;

-рассмотрев ряд объектов, таблицу, график, вывести формулу; -объединить в группы по какому либо признаку: -определить, что объединяет данные объекты; -назвать признак по которому данные объекты разделены; -разделить данные объекты по какому-либо признаку и дать название каждой группе;

-установить соответствие между двумя системами объектов; -воспроизвести изученную (или построить) классификацию основных понятий темы, изобразить ее схематически, установить отношения между ними;

-сформулировать прием классификации объектов; -найти ошибку в классификации; -исправить классификацию;



III. Формирование умения строить умозаключения и доказывать. Важнейшая задача школы состоит в том, чтобы не только дать учащимся сумму конкретных знаний, но и научить делать самостоятельные выводы на базе этих знаний, привить навыки научно - теоретического мышления. Один из путей решения данной задачи состоит в формировании умения рассуждать. Математике принадлежит здесь ведущая роль. Математическому рассуждению присущ ряд специфических качеств: доминирование логической схемы рассуждения, четкая расчлененность его

хода, полноценная аргументация, логическая интуиция. Для формирования умения рассуждать и доказывать была отобрана следующая группа заданий: -выполнив наблюдение, вычисление, преобразование, сопоставление, сформулировать гипотезу;

-по условию данной математической задачи установить, какие определения, теоремы, правила необходимо использовать для решения; -теоретически обосновать решение задачи;

-выполнить упражнение на доказательство с подробным теоретическим обоснованием;

-доказать истинность утверждения, равенства, исходя из известных свойств, законов;

-не выполняя вычислений, назвать результат,

-составить план доказательства теоремы;

-описать основную идею (метод, прием) доказательства теоремы; -перечислить теоремы, которые доказывались тем же методом; -выделить среди предложенных задач те, для решения которых можно использовать данную теорему;

-составить задачу на применение данной теоремы; -для данного, кратко записанного доказательства дать соответствующую аргументацию;

-представить доказательство теоремы в виде логической цепочки.

-построить доказательство или опровержение утверждения;

-дополнить данное умозаключение;

-составить рассуждение по данной схеме;

-проверить правильность рассуждения;

-записать предложение, которое следует из данных;

-опровергните с помощью контрпримера;

-установить истинность или ложность утверждения;

-выявить характер связи между предложениями;

-установит наличие или отсутствие следования между предложениями;

-подобрать предложение, являющееся следствием данного; -подобрать пары предложений, связанных отношением следования;



На основе применения данного подхода можно сделать выводы: 1)Умение самостоятельно учиться вырабатывается у учащихся постепенно. Если учитель осуществляет руководство этим процессом своевременно, то еще в стенах школы учащиеся приобретают необходимые умения и навыки рациональной организации учебной деятельности. Это, в свою очередь, формирует у них общий стиль рациональной деятельности в целом, различные межпредметные умения и навыки. Использование приемов этой деятельности со временем становится фундаментом повышения уровня знаний и развития способностей, создает предпосылки для будущей комфортной профессиональной деятельности.

2)Даже фрагментарная работа учителя по обучению учащихся основным приемам учебной деятельности повышает уровень решения учебных задач учащимися.

3) формирование приемов учебной деятельности должно начаться как можно раньше. Программа каждого года обучения и возрастные особенности учащихся определяют свои задачи.

При обучению названным приемам учебной деятельности большинство обучаемых знают, как взяться за решение учебной задачи. Учащиеся обнаруживают более высокий уровень мышления и сформированности умения учиться. Владение наиболее рациональными способами учебной деятельности дает возможность человеку самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания, т.е. является одним из средств и условий его социальной адаптации.






Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница