Формирование у школьников общелогических умений на уроках математики как условие развития личности и ее социальной адаптации



Скачать 135,79 Kb.
страница1/5
Дата18.01.2021
Размер135,79 Kb.
#91798
ТипУрок
  1   2   3   4   5

Формирование у школьников общелогических умений на уроках математики как условие развития личности и ее социальной адаптации.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький».

Конфуций.

Результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (TTIMS) показали, что из 45 стран, участвовавших в тестировании, Россия по математике оказалась на 15 месте. К существенным недостаткам математической подготовки российских школьников, выявленным в ходе тестирования, относят: неумение применять полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни; недостаточное развитие пространственных и вероятностных представлений; неумение интерпретировать количественную информацию в форме таблиц, диаграмм и графиков. Учащиеся теряются, когда задания носят не «лобовой» характер, а предполагают несколько мыслительных операций, интерпретацию данных и обоснование ответа. В целом сделан вывод, что на уровне ряда требований международного теста на математическую грамотность не достигается основная цель - подготовка выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни.

В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею. Таким образом, школа должна предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях.

В то же время в массовой школе все еще преобладает ее традиционная модель, ориентированная на усвоение знаний, умений и навыков учащихся в каждой области знаний, с ее неизменными атрибутами - классно-урочной системой и ориентацией на деятельность учителя. Таким образом возникает противоречие между преобладающими в школе фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания и стремлением достичь развития учащихся средствами учебного предмета, между декларируемыми целями образования и его реальными результатами, между необходимостью дифференциации образования и единообразием технологии обучения, между неизбежными результатами обучения традиционными методами (доминированием памяти над мышлением, пассивностью в учебной работе, перегрузками учащихся) и стремлением достичь развития учащихся средствами учебного предмета.

В истории психолого-педагогической науки и опыте отечественной школы существует целый ряд исследований, которые направлены на преодоление наиболее значимых недостатков традиционной школы, на совершенствование как содержания образования, так и самого процесса обучения. Но все характерные особенности новых технологий обучения явно или неявно подразумевают умение учащихся учиться самостоятельно и рассчитаны на него. Большинство технологий сохраняет основной недостаток традиционной методики обучения, не ставящей в явном виде цели научить учащихся учиться.

Математика является наиболее удобным предметом для усвоения общеучебных навыков. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики. Формирование общеучебных навыков у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения и предусматривает способность полноценно аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать. Но в системе общеучебных умений есть и такие, в основе которых лежат не практические, а умственные действия, скрытые от непосредственного контроля за их выполнением. Успешное овладение основами наук и применение их в жизни невозможно без приобретения навыков умственного труда, культуры мышления. Еще Т.А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить.

Необходимой предпосылкой и важной составной частью такой способности является логическая грамотность, т.е. некоторый минимум логических знаний и умений, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Как отмечает академик А. В. Погорелов, автор учебника геометрии, «...очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд ли найдется хотя бы один, которому не придется рассуждать, анализировать, доказывать».

Далее представлен опыт работы над формированием общелогических умений и навыков на уроках математики в общеобразовательной школе, с 5 по 11 класс, с самым разным уровнем математической подготовки.

Для реализации опыта необходима классификация умений и система заданий для их отработки.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 135,79 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница