Формирование среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции



Скачать 379.65 Kb.
Дата13.02.2016
Размер379.65 Kb.
ТипАвтореферат


На правах рукописи

Ананьина Юлия Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КЛАСТЕРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Специальность 13.00. 08 - теория и методика
профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2013

Работа выполнена в Центре профессионального образования федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Блинов Владимир Игоревич


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Новиков Петр Николаевич

кандидат педагогических наук



Крель Наталья Александровна


Ведущая организация

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования»


Защита диссертации состоится «26» ноября 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.342.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при Федеральном институте развития образования по адресу: 125319 Москва, ул. Черняховского, 9, ком.103.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАУ «Федеральный институт развития образования».


Текст автореферата размещен на сайтах: vak.ed.gov.ru; www.firo.ru
Автореферат разослан «25» октября 2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета, В.Н. Манюкова

кандидат педагогических наук,доцент



Актуальность проблемы

В ближайшие годы система российского среднего профессионального образования (СПО) должна найти ответы на целый ряд новых «вызовов времени», среди которых: качественное изменение типа современной экономики; обострение демографических проблем; усиление разрыва между предложениями рынка труда и личностными ожиданиями молодежи; старение кадровых ресурсов системы СПО и др.

Особенности этой системы в том, что с ее деятельностью связывается получение значимых социально-экономических эффектов, в прямую зависимость от ее качества ставится модернизация и технологическое развитие российской экономики. Решение этих задач связано с совершенствованием человеческого капитала, формирование которого было и остается одним из приоритетов образования на его разных уровнях.

Современный профессионал – это человек, ориентированный на личностное развитие, инициативу и инновации в области своей профессиональной деятельности, наращивание квалификации, способный к ответственным самостоятельным решениям. Это означает, что профессиональное образование уже не может ограничиваться созданием локальной, закрытой учебной среды, обеспечивающей прочные знания и умения. Оно должно предоставить обучающемуся опыт самостоятельной деятельности, в контексте которой формируется готовность к выбору, к успешной социализации и активная личностно-профессиональная позиция.

Образование перестает быть закрытой системой, делом сугубо и исключительно педагогического сообщества. Успех реформ зависит не только от усилий отдельных образовательных учреждений, он является результатом широкого социального диалога.

Одним из следствий этого процесса является тенденция перехода от конкурентных к партнерским стратегиям взаимодействия образовательных учреждений СПО. Кроме того, с начала 2000-х гг. в широких кругах российского научно-образовательного сообщества и в системе государственного управления происходит переосмысление сложившихся стереотипов о том, что за сферу образования несут ответственность одни лишь образовательные учреждения. Формируется осознание того, что только заинтересованное участие в развитии образования государства, неправительственного сектора и сферы бизнеса, в установлении партнерства и ответственности всех сторон, позволит эффективно решать задачи модернизации образования и создания обучающегося общества.

Не случайно повышение эффективности функционирования образовательных учреждений СПО в новых социально-экономических и демографических условиях России в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ, определенными в стратегических документах 2000-2013 гг., рассматривается с позиции развития механизмов социального партнерства, сетевого взаимодействия и кластерной интеграции.

Социальное партнерство – относительно новое для России явление общественной практики, связанное с развитием демократических начал. Анализ зарубежных и отечественных источников, определяющих данное понятие, выводит на обобщенное понимание социального партнерства как такого типа социальных отношений, при котором достигается социальная стабильность и прогресс общества. Под социальным партнерством понимается совместная деятельность различных заинтересованных сторон, направленная на обеспечение качества реализации образовательных программ, построенная на принципах взаимной заинтересованности, добровольности принятия ответственности за результат деятельности.

Близким понятием является сетевое взаимодействие (сетевое сотрудничество), которое трактуется как способ организации образовательной деятельности, основанный на интеграции информационных, инновационных, методических, кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов нескольких организаций. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в сетевом взаимодействии также могут участвовать научные и медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, объединения работодателей и иные организации, обладающие потенциалом, необходимым для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и др.

Интеграция ресурсов обеспечивает создание единой (в масштабах сети) образовательной среды. Включение образовательных учреждений в сетевое взаимодействие строится на основе системы горизонтальных и вертикальных связей, а также на принципах саморегуляции деятельности, обеспечивающих единые подходы в рамках образовательной сети к содержанию, технологии и организационным преобразованиям.

Дальнейшее развитие процессов социального партнерства и сетевого взаимодействия в профессиональном образовании, связанное с их выходом за пределы локального и субрегионального уровня на региональный и далее - на межрегиональный уровень, происходит в форме формирования территориальных профессионально-образовательных кластеров. Кластер выступает как организационная форма, создаваемая для совместного, реализуемого на основе механизмов социального партнерства использования научного, образовательного, производственного, инфраструктурного, кадрового потенциала, привлечения административного ресурса для управления качеством образования, достижения сбалансированности «спроса и предложения» в подготовке кадров. Назначение профессионально-образовательных кластеров состоит в том, чтобы сблизить образовательный процесс с заказчиком и потребителем квалифицированных кадров – предприятием - и создать новую систему подготовки кадров, строящуюся на принципах паритетного финансирования и интеграции.

Новые обстоятельства, в которых оказалось профессиональное образование, исчерпанность прежних форм его деятельности, осознанная и уже нормативно закрепленная потребность в системных изменениях, требует осмысления теории и практики организации образовательной среды особого типа, основанной на принципах кластерной интеграции и обеспечивающей раннюю включенность в профессиональную деятельность и систему профессиональных отношений, возможности непрерывного личностно-профессионального развития студентов, расширения их социального и профессионального опыта.

Исследования социального партнерства и сетевого сотрудничества в профессиональном образовании – новая область знаний, обусловленная новизной самого предмета исследования. Ее активное развитие в последние годы привело к большому количеству работ, среди которых можно выделить труды И.В. Абанкиной, Т.В. Абанкиной, С.А. Вараксы, Е.В. Васиной, Т.П. Грибоедовой и С.И. Мешковой, О.Я. Дымарской, П.Н. Новикова, А.Г. Петренко, Г.А. Федотовой, М.П. Черемных и некоторых других исследователей.

В то же время, анализ нормативных документов, теоретико-педагогических работ, актуальной педагогической периодики в сопоставлении с изучением современной региональной практики среднего профессионального образования позволил нам выделить ключевые противоречия

– между потребностью в определении теоретико-методологических и организационно-педагогических основ создания пространства личностно-профессионального развития обучающихся и отсутствием научно разработанной концептуальной модели, обеспечивающей его системную и планомерную организацию;

– между требованиями обновления структуры и содержания профессионального образования и недостаточным использованием в образовательной практике социально-педагогического потенциала кластерной интеграции в системе СПО.

На разрешение названных противоречий и было нацелено настоящее исследование, что определило его тему: «Формирование среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции».

Цель исследования – разработать организационно-педагогические основания формирования продуктивной среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции.

Объект исследования – среда профессионально-личностного развития студентов.

Предмет исследования – формирование среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции.

Гипотеза исследования состоит в следующем предположении.

Результативность организации среды личностно-профессионального развития студентов колледжа обеспечивается

- преобразованием учебной среды образовательных учреждений профессионального образования на основе сетевой кластерной интеграции образовательных, профессиональных, общественных организаций, предприятий региона с целью эффективного использования социального и педагогического потенциала кластера, повышения качества подготовки кадров, обеспечения условий профессионального и личностного роста обучающихся и педагогов;

– наличием единых ценностей участников образовательного кластера и мотивационных механизмов, побуждающих к реализации этического кодекса в профессиональной деятельности;

– включенностью обучающихся в разнообразные профессиональные и социально-культурные практики, образовательных учреждений - в реальные территориально-культурные и бизнес-процессы;

- насыщенностью образовательной среды кластера профессиональным контекстом и моделированием в ней системы профессиональных отношений;

– разработкой модели, соблюдением принципов и реализацией комплекса педагогических условий организации среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:



  1. определить условия создания среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции

  2. сконструировать модель среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции;

  3. разработать базовые принципы организации среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции;

  4. разработать систему показателей социально-педагогической эффективности среды личностно-профессионального развития студентов колледжа и на их основе провести экспериментальную проверку гипотезы исследования.

Методологической основой исследования являлись:

- на общенаучном уровне: диалектический, системный, субъектный, деятельностный и генетический (историко-педагогический) подходы в познании общественных явлений; принципы: взаимосвязи субъекта и объекта, личности и деятельности, процесса и результата, единичного, особенного и общего, теории и практики; развития; системности в изучении явлений объективной реальности; комплексности;

- на частно-научном уровне: личностно-ориентированный, компетентностный (модульно-компетентностный) и средовый подходы к изучению и проектированию явлений и процессов в системе среднего профессионального образования.



Теоретическая основа исследования базируется на положениях:

- теории ведущей роли деятельности в процессе развития человеческой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);

- теории профессионального образования (П.Ф. Анисимов, С.Я. Батышев, А.П. Беляев, С.Г. Вершловский, Е.А. Климов, В.И. Кондрух, А.Т. Маленко, Г.Н. Сериков и др.) и его развития в условиях социально-экономический модернизации (А.Н. Лейбович, А.М. Новиков, И.П. Смирнов и др.);

- концепции профессионального становления личности (К.Ш. Ахияров, С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, А.Я. Найн, Е.М. Павлютенков, А.К. Маркова, В.Л. Савиных, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др.);

- модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании (В.И. Блинов, Ю.В. Коновалова, А.Н. Лейбович; А.А. Муравьёва, О.Н. Олейникова, Н.А. Переломова, Е.В. Сартакова и др.);

- средового и пространственного подхода в образовании (Г.Ю. Беляев, П.П. Блонский, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, Ю.Н. Кулюткин, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, С.В. Тарасов, С.Т. Шацкий, В.А. Ясвин и др.).

На логику и содержание исследования оказали значительное влияние исследования в области:

- внешней социально-экономической эффективности образования (Р.М. Баскаев, С.Боулс, Л.Г. Борисова, К.Ф. Колесникова, В.Н. Турченко, Л.М. Фридман, Т.Шульц, .А. Унгаев и др.);

- управления качеством профессионального образования (М.Л. Агранович, В.П. Беспалько, Е.Я. Бутко, А.Т. Глазунов, А.Н. Лейбович, В.П. Панасюка, О.Е. Пермяков, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто и др.);

- социального партнерства и сетевого сотрудничества в профессиональном образовании (И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, С.А. Варакса, Е.В. Васина, Т.П. Грибоедова, О.Я. Дымарская, С.И. Мешкова, П.Н. Новиков, А.Г. Петренко, Г.А. Федотова, М.П. Черемных и др.).

В процессе исследования нами использовались следующие виды источников:


  • диссертации и научные монографии, посвященные проблематике, близкой к проблематике настоящего исследования;

  • нормативно-правовые документы, федерального, регионального и локального уровня, регламентирующие деятельность федеральной и региональных систем профессионального образования, образовательных сетей и отдельных образовательных учреждений;

  • стратегические документы РФ, определяющие цели, задачи, этапы и мероприятия в рамках процесса модернизации отечественного образования;

  • региональные программы развития (модернизации) профессионального образования;

  • материалы научно-практических конференций, семинаров;

  • публикации научно-методической и научно-популярной периодической печати по проблематике, близкой к проблематике настоящего исследования;

  • материалы различного рода, опубликованные на образовательных сайтах сети Интернет, близкие к теме настоящего исследования.

В ходе работы использовались следующие взаимодополняющие методы исследования:

  • методы сбора эмпирических данных: изучение различных, обозначенных выше, видов литературных источников; изучение практики модернизации региональных систем профессионального образования в различных регионах; наблюдение; регистрация педагогических фактов; анкетирование; педагогическая экспертиза; опытно-экспериментальная работа;

  • теоретические методы: обобщение; абстрагирование; различные виды анализа (историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный); синтез; метод педагогического моделирования;

  • ранжирование и математические методы обработки полученных данных.

Экспериментальной базой исследования выступало государственное бюджетное образовательное учреждение «Перевозский строительный колледж», а также созданный по его инициативе Образовательный консорциум, объединяющий 18 учреждений СПО Нижегородской, Кировской, Воронежской, Тамбовской областей, Республики Мордовии и Мари Эл, Ставропольского и Алтайского края.

Организация и основные этапы исследования. Настоящее исследования проводилось на протяжении шести лет, в несколько этапов.

На первом, теоретико-аналитическом этапе (2007-2009 гг.) изучались и анализировались: источники, посвященные различным аспектам методологии, теории, методики и практики современного этапа модернизации профессионального образования; источники, посвященные проблемам проектирования и оценки образовательной среды; нормативно-правовые документы; практика работы учреждений СПО в области социального партнерства и сетевого сотрудничества. Были выявлены основные противоречия и проблемы, уточнены методологические и теоретические основы, понятийно-терминологический аппарат, цель, объект, предмет и задачи исследования. Была предварительно сформулирована гипотеза. Итоговым продуктом данного этапа стали разработка и научное обоснование модели пространства личностно-профессионального развития студентов колледжа, а также выявление педагогических условий и принципов его организации.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2010-2012 гг.) была реализована опытно-экспериментальная работа по апробации разработанной ранее модели на базе Перевозского строительного колледжа и созданного на его базе Образовательного консорциума. В ходе опытно-экспериментальной работы проводился сбор эмпирических данных, характеризующих социально-педагогическую эффективность апробируемой модели.

На третьем, итогово-обобщающем этапе (2012-2013 гг.) проведен анализ и теоретическое обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Были осуществлены систематизация и интерпретация полученных материалов, обобщены теоретические и практические результаты исследования, оформлен текст диссертации.



Обоснованность и достоверность основных положений и выводов исследования обусловлены: внутренне непротиворечивыми теоретико-методологическими основами исследования и их последовательной реализацией; использованием взаимодополняющих методов исследования, которые соответствуют целям, задачам и предмету исследования; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на различных этапах исследования; взаимным сопоставлением данных, содержащихся в литературных источниках, с данными, полученными в результате опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящей работе впервые:

- разработана модель среды личностно-профессионального развития студентов колледжа, формируемой на основе кластерной интеграции;

- доказано, что системообразующим компонентом среды личностно-профессионального развития студентов колледжа является корпоративная культура участников кластера, включающая общие цели, профессионально значимые ценности, социальные приоритеты и обеспечивающая самореализацию в профессиональной деятельности;

- определены условия создания среды личностно-профессионального развития студентов колледжа;

- сформулированы базовые принципы организации среды личностно-профессионального развития студентов колледжа;

- разработан комплекс показателей социально-педагогической эффективности среды личностно-профессионального развития студентов колледжа.



Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

- выявлена тенденция перехода среднего профессионального образования от нацеленности на создание учебно-квазипрофессиональной среды к формированию образовательных кластеров, насыщенных социальным и профессиональным контекстами, обеспечивающих включение обучающихся в социально-культурные и профессиональные практики, достижение значительных социально-педагогических и экономических эффектов в пределах региона, отрасли;

- введено в научный аппарат понятие «среда личностно-профессионального развития студентов колледжа», определяемое как современная форма реализации профессиональных образовательных программ, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям обучающихся в профессиональном самоопределении, наращивании человеческого капитала (в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, нравственном развитии) за счет включения в профессиональную деятельность, интеграции профессиональной, территориально-культурной и образовательной сред, формирования корпоративных ценностей, социально-культурных целей и приоритетов, разделяемых всеми субъектами образовательного кластера.

- уточнено содержание понятий «сетевая кластерная интеграция в системе профессионального образования», «социально-педагогический эффект».

В целом, полученные научные результаты существенно дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об образовательной среде и сетевой кластерной интеграции в системе среднего профессионального образования, условиях успешного профессионального и социального становления обучающихся, поэтому могут служить основой для дальнейших теоретических и практико-ориентированных исследований в данной области.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования в системе среднего профессионального образования следующих его результатов:

- рекомендаций по организации образовательного процесса в учреждениях и организациях СПО в условиях сетевой кластерной интеграции;

- методического обеспечения целенаправленной педагогической деятельности по организации среды личностно-профессионального развития студентов колледжа;

- комплекса управленческих и педагогических приемов, обеспечивающих личностно-рефлексивное осознание и использование субъектами образовательного процесса потенциала сетевой кластерной интеграции.

Кроме того, отдельные положения, разработанные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы в системе непрерывного педагогического образования, при разработке содержания учебных курсов, учебных и методических пособий, нацеленных на повышение квалификации руководящих и педагогических кадров системы среднего профессионального образования, преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования, методистов и других категорий обучающихся.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Организационно-педагогическими условиями создания среды личностно-профессионального развития студента колледжа являются:

– кластерная интеграция, обеспечивающая взаимодействие образовательных, профессиональных, общественных организаций, предприятий региона в целях эффективного использования научного, образовательного, производственного, инфраструктурного, кадрового потенциала, достижения сбалансированности «спроса и предложения» в подготовке кадров, обеспечения возможностей для профессионального и личностного роста обучающихся и педагогических кадров;

– сформированность корпоративной культуры участников образовательного кластера;

– гармонизация интересов участников образовательного кластера и наличие мотивационных механизмов, побуждающих к реализации ценностных ориентиров в профессиональной деятельности;

– включенность обучающихся в профессиональные и социально-культурные практики, дающие опыт профессиональной деятельности на основе нравственных идеалов, социальных ролей, поведенческих моделей;

- насыщенность профессиональным контекстом, направленность на познание «себя в профессии», эмоциональная насыщенность, индивидуализированность;

– преемственность по отношению к традициям профессионального и территориально-культурного сообщества;

– сформированная атмосфера взаимопонимания и взаимодействия между участниками образовательного кластера, моделирующая систему профессиональных отношений.

2. К базовым принципам организации пространства личностно-профессионального развития студента колледжа следует отнести:

– принцип открытости образовательной среды, который предусматривает 1) включение в образовательный процесс социальных партнеров, 2) моделирование профессиональной деятельности в ее инновационном развитии; 3) непосредственное включения организации СПО в профильные бизнес-процессы на основе практико-ориентированного аутсорсинга; 4) удовлетворение социально-культурных и профессиональных потребностей обучающихся;

- принцип интеграции образовательной, профессиональной, территориально-культурной сред;

- принцип событийности, предполагающий насыщенность образовательного процесса личностно значимыми профессиональными и социально-культурными событиями.

- принцип вариативности, который предусматривает многообразие индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

- принцип субъектности, обеспечивающий формирование осознанной субъектной позиции обучающегося по отношению к профессиональному образованию и профессиональной деятельности.

4. Модель среды личностно-профессионального развития студента колледжа включает следующие компоненты:

- ценностно-целевой (корпоративная культура, профессиональное мировоззрение, профессиональные и социальные приоритеты, цели и задачи деятельности участников образовательного кластера);

- ресурсный (кадровые (преподаватели и мастера производственного обучения, представители работодателей, профессиональных и общественных организаций, территориально-культурного сообщества и др.), информационно-коммуникационные, материально-технические ресурсы);

- организационно-технологический (функции участников образовательного кластера, механизмы координации их деятельности, образовательные и производственные технологии);

- личностно-смысловой, который возникает как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов модели, обеспечивающий обучающемуся условия для личностного и профессионального развития, реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности.

5. Показателями социально-педагогической эффективности среды личностно-профессионального развития студентов колледжа:

- мотивационная и деятельностная готовность студентов к использованию потенциала образовательного кластера: познавательная, профессиональная, социальная активность;

- повышение качества и совершенствование культуры профессиональной деятельности педагогической деятельности;

- концентрация в образовательной среде кластера значительного объема разнопрофильных и разноуровневых образовательных, производственных, бизнес-ресурсов;

- формирование единого учебного и событийного пространства общения студентов, преподавателей, представителей работодателей и др.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на международных и всероссийских конференциях «Компетентностно-ориентированная среда образовательного учреждения: опыт проектирования и реализации», г.Волгоград, 2013; «Инновационные технологии в профессиональном образовании Нижегородской области», г.Перевоз, 2012; «ITForum 2020/Информатизация нашей жизни», г.Н.Новгород, 2012; XV юбилейный Российский образовательный форум, г.Москва, 2011; Международная конгресс – выставка «Global Education – Образование без границ - 2011»., г. Москва, 2011 и др.

Всего по теме диссертации опубликовано 5 работ:

- Образовательная среда СПО: состояние и проблемы;

- Особенности образовательной среды среднего профессионального образования;

- Перспективные тенденции развития социального партнерства в системе среднего профессионального образования;

- Развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции;

- Организационно-педагогические условия эффективного использования потенциала образовательной среды СПО в системе сетевой кластерной интеграции.

Монография – Развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции.

Основные идеи и содержание диссертации


Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 279 источников.

Во Введении дано обоснование темы исследования, его целей, задач, объекта и предмета, приведена гипотеза исследования. Раскрыты методы и источники исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Особенности развития среднего профессионального образования в современной России» - на основе анализа различных типов источников показано, что с начала XXI в. в нашей стране заметно усилился интерес к различным аспектам социально-педагогической и экономической эффективности образования, связанный с пониманием образования как важнейшего фактора, влияющего на качество человеческой жизни в целом.

Высококачественная система образования должна быть направлена на достижение долгосрочных эффектов (результатов), отражающих не столько сегодняшние, сколько прогнозируемые потребности меняющегося общества и личности. Повышение социально-педагогической и экономической эффективности системы среднего профессионального образования связано с переходом от парадигмы оказания образовательных услуг к парадигме формирования человеческого капитала.

Центральным элементом новой парадигмы выступают социальные образовательные эффекты. В настоящем исследовании социальный образовательный эффект определяется как изменение в социуме, его структурных, качественных и/или количественных характеристиках, закономерно вызванное образованием и обеспечивающее удовлетворение запросов личности в общекультурном и профессиональном развитии, потребностей общества в расширенном воспроизводстве человеческого потенциала.

Анализ региональных программ развития профессионального образования, документов учреждений СПО и практики их работы показывает, что в немногих случаях в качестве показателей качества и эффективности учреждений СПО принимаются такие результаты, которые соотносятся с задачами совершенствования человеческого капитала, широкой социально-экономической модернизации российского общества, укрепления и развития механизмов рыночной экономики, инновационного технологического развития (наличие у выпускников творческого, инновационного профессионального мышления, готовности к изобретательству и рационализаторству; готовность выпускников к организации производства и бизнеса в роли менеджеров и предпринимателей; социальное партнерство между учреждениями СПО и предприятием работодателя на основе реальной взаимной выгоды, превращение учреждения СПО в высокоприбыльный инновационный образовательно-производственный комплекс и т.п.).

Для достижения подобных образовательных эффектов необходимо использовать адекватный набор современных управленческих средств, одним из центральных среди которых выступает социальное партнёрство учреждений профессионального образования, которое предполагает переход от конкурентных стратегий к стратегиям взаимодействия образовательных учреждений СПО. Более масштабных и значимых системных социальных образовательных эффектов позволяет добиться выстроенное партнерство образовательных учреждений и предприятий. Не случайно одним из трендов в развитии среднего профессионального образования становится сетевая интеграция, в том числе в форме профессионально-образовательных кластеров.

Анализ региональных материалов и первичного опыта формирования профессионально-образовательных кластеров обнаруживает следующие инвариантные условия их эффективности: наличие устойчивой стратегии регионального развития, выраженной в программе, для выполнения которой консолидируются интересы бизнеса, органов власти, консалтинга, финансовых организаций, образовательных учреждений; системный характер действий по модернизации той части региональной системы профессионального образования, которая обеспечивает подготовку кадров для соответствующего кластера; высокая степень доверия институциональных субъектов кластера по отношению друг к другу.

Формирующиеся региональные модели профессионально-образовательных кластеров отличаются значительным разнообразием. В условиях построения инновационной экономики в современной России наиболее значимым оказывается различие, связанное со степенью вовлеченности в кластер научных структур. Оно позволяет выделить следующие типы формирующихся в регионах профессионально-образовательных кластеров: а) вузо-ориентированные кластеры (НИИ – вуз – работодатель); б) многоуровневые кластеры (учреждения среднего профессионального образования – вуз – работодатель); в) кластеры довузовского уровня (учреждения среднего профессионального образования – работодатель).

Возникновение и развитие профессионально-образовательных кластеров позволяет констатировать тенденцию перехода среднего профессионального образования от нацеленности на создание учебно-квазипрофессиональной среды к формированию образовательных кластеров, насыщенных социальным и профессиональным контекстами, обеспечивающих включение обучающихся в социально-культурные и профессиональные практики, достижение значительных социально-педагогических и экономических эффектов в пределах региона, отрасли.



Во второй главе - «Построение эффективной образовательной среды личностно-профессионального развития студентов колледжа» - представлен анализ содержания, структуры и уровневых характеристик феномена «образовательная среда». Образовательная среда определяется как совокупность влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в окружении. Центральным моментом в этом определении является категория «возможности», подчёркивающая активный характер человека, осваивающего среду, и взаимный характер влияния человека и среды. Образовательная среда – часть более широкой социокультурной среды, понимаемой как сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека и происходит развитие его личности. Специфическим свойством образовательной среды является ее насыщенность образовательными ресурсами.

Исходя из сложившегося в педагогической науке понимания образовательной среды и с учетом особенностей системы среднего профессионального образования, в исследовании сформулировано понятие «среда личностно-профессионального развития студентов колледжа»: это современная форма реализации профессиональных образовательных программ, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям обучающихся в профессиональном самоопределении, наращивании человеческого капитала (в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, нравственном развитии) за счет включения в профессиональную деятельность, интеграции профессиональной, территориально-культурной и образовательной сред, формирования корпоративных ценностей, социально-культурных целей и приоритетов, разделяемых всеми субъектами образовательного кластера.

Формирование среды личностно-профессионального развития студента колледжа обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий.

Одним из определяющих условий названа кластерная интеграция, в рамках которой происходит взаимодействие образовательных, профессиональных, общественных организаций, предприятий региона. Такое взаимодействие является основой для эффективного использования научного, образовательного, производственного, инфраструктурного, кадрового потенциала, достижения сбалансированности «спроса и предложения» в подготовке кадров, обеспечения возможностей для профессионального и личностного роста обучающихся и педагогических кадров. Успешная организация среды личностно-профессионального развития студента колледжа зависит от выбора интегрирующего фактора, «идеологического фундамента», от сформированности корпоративной культуры участников образовательного кластера. Во-первых, она закладывает и поддерживает традиции, обеспечивает единство в понимании целей и результатов совместной деятельности, способствует созданию и поддержанию атмосферы доверия, взаимопонимания между учащимися, учащимися и педагогами, педагогами, учащимися и администрацией; образовательными учреждениями и их социальными партнерами, интегрирует все виды деятельности в рамках реализации образовательных программ, центрирует их вокруг решения главной задачи –подготовки профессионала, готового к непрерывному развитию. Третьим условием, производным от предыдущего, является гармонизация интересов участников образовательного кластера и наличие мотивационных механизмов, побуждающих их к реализации ценностных ориентиров в профессиональной деятельности. За счет четвертого условия - включенности обучающихся в профессиональные и социально-культурные практики, дающие опыт профессиональной деятельности на основе нравственных идеалов, социальных ролей, поведенческих моделей, - обучающиеся не готовятся к профессиональной деятельности, а уже решают значимые социальные и профессиональные задачи, актуализируют получаемые знания и формируемые умения, приобретают необходимый практический опыт. Погружение в профессиональную деятельность и систему профессиональных отношений предполагает наличие таких условий, как: насыщенность среды профессиональным контекстом, направленность на познание «себя в профессии», эмоциональная насыщенность, индивидуализированность; преемственность по отношению к традициям профессионального и территориально-культурного сообщества; сформированная атмосфера взаимопонимания и взаимодействия между участниками образовательного кластера.

Выделенные организационно-педагогические условия позволили сформулировать базовые принципы организации среды личностно-профессионального развития студента колледжа.

Принцип открытости образовательной среды, который предусматривает 1) включение в образовательный процесс социальных партнеров, 2) моделирование профессиональной деятельности в ее инновационном развитии; 3) непосредственное включения организации СПО в профильные бизнес-процессы на основе практико-ориентированного аутсорсинга; 4) удовлетворение социально-культурных и профессиональных потребностей обучающихся. Принцип открытости обеспечивает адекватность образовательной микросреды учреждений СПО профессиональной макросреде и, в целом, современной профессиональной культуре, характерной для соответствующей отрасли, а также синхронизацию деятельности системы профессионального образования и процессов социально-экономического развития территориально-отраслевого кластера.

Принцип интеграции образовательной, профессиональной, территориально-культурной сред. Этот принцип требует достижения не только сонаправленности, но и оптимального уровня единства по всем функциональным компонентам образовательной среды кластера. Элементы учебной среды взаимодействуют с элементами профессиональной и социокультурной сред, за счет чего открывается возможность для формирования особой среды, моделирующей профессиональную и социальную реальность в своих пределах.

Принцип событийности предполагает насыщенность образовательного процесса личностно значимыми профессиональными и социально-культурными событиями. К числу таких событий относятся социально-культурные проекты, осуществляемые в соответствии с программой развития региона, проекты выполняемые по заказу предприятий, совместные мероприятия, организуемые всеми участниками кластера, закладывающие традицию, формирующими особый уклад, благодаря «скрытому содержанию» которого и обеспечивает включенность в сложный мир профессиональных и общекультурных ценностей, в систему профессиональных отношений, чувство ответственности за результаты своей деятельности.

Принцип вариативности предусматривает многообразие индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и, соответственно, удовлетворение личностных потребностей и запросов, повышение познавательной мотивации, заинтересованности в освоении профессии, эффективное педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов колледжа.

Принцип субъектности обеспечивает формирование осознанной субъектной позиции обучающегося по отношению к профессиональному образованию и профессиональной деятельности.

Анализ и конструктивное развитие научно-педагогических представлений об образовательной среде учреждения СПО, особенностях кластерной сетевой интеграции в системе профессионального образования и принципов социального партнерства образования и бизнеса позволили разработать и представить в исследовании модель среды личностно-профессионального развития студентов колледжа, основные компоненты которой отражены на схеме.



Схема 1

Модель среды личностно-профессионального развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции



Традиционные компоненты модели обновляются содержательно в условиях кластерной интеграции, которая обеспечивает привлечение многоцелевых ресурсов, предоставляемых участниками кластера для повышения качества (насыщенности) образовательной среды. Формируемая образовательная среда обладает следующими свойствами: насыщенностью профессиональным контекстом; (2) адекватностью современным производственным технологиям; (3) привлекательностью для абитуриентов; (4) принципиально новыми возможностями для формирования высокой мотивации студентов к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности; (5) повышением качества педагогической деятельности в масштабах кластера за счет гибких «горизонтальных» механизмов обмена опытом, позволяющих минимизировать риски деквалификации педагогического корпуса СПО в условиях быстрой смены профессиональных технологий.

Концентрация ресурсов позволяет на принципиально более высоком уровне обеспечивать индивидуализацию образовательного процесса, расширяет число предлагаемых для изучения вариативных курсов. Кроме того, существенно возрастает первичный «социальный капитал» студентов посредством создания единого учебного и событийного пространства общения взаимодействия участников образовательного кластера.

Таким образом, создаются условия для личностно-профессионального развития, реализации творческого потенциала обучающихся, обеспечивается формирование осознанной профессиональной позиции, готовности к сознательному выбору нравственных и профессиональных ценностей, моделей социального и профессионального поведения. Такой эффект достигается через актуализацию опыта разных субъектов, гармонизацию содержания разных видов учебной, социальной, культурной, профессиональной деятельности, через раннее включение в систему профессиональных отношений.

Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась нами на базе ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж» (Нижегородская обл.). Оценка результативности предложенной модели пространства личностно-профессионального развития студента колледжа предполагала выбор обоснованных, адекватных поставленным задачам показателей и критериев. Такая оценка носит преимущественно качественный, экспертный характер, ее целью является установление динамики изменений:

- внутренней атмосферы колледжа, ценностных установок преподавателей и студентов, сформированности насыщенного профессиональным контекстом событийного пространства образовательного кластера;

- характера взаимодействия между преподавателями, студентами, социальными партнерами;

- мотивации к формированию и использованию потенциала образовательного кластера, к непрерывному личностно-профессиональному развитию.

В связи с этим показателями результативности модели выбраны:

- мотивационная и деятельностная готовность студентов к использованию потенциала образовательного кластера: познавательная, профессиональная, социальная активность;

- повышение качества и совершенствование культуры профессиональной деятельности педагогической деятельности;

- концентрация в образовательной среде кластера значительного объема разнопрофильных и разноуровневых образовательных, производственных, бизнес-ресурсов;

- формирование единого учебного и событийного пространства общения студентов, преподавателей, представителей работодателей и др.

По каждому показателю определена группа критериев, по типу являющихся долевыми или констатационными. Отметим также, что большинство критериев трудно измеримы, носят не итоговый, а промежуточный характер, что обусловлено отсроченностью результатов образовательного процесса во времени. Показатели, критерии, методы получения информации и изменения в значениях критериев за период экспериментальной работы представлены в таблице 1.



Таблица 1

Показатели

Критерии

Методы получения информации

Значения

2011г.

2012 г

Мотивационная и деятельностная готовность студентов к использованию потенциала образовательного кластера: познавательная, профессиональная, социальная активность

Динамика результатов текущего контроля и промежуточной аттестации

Анализ отчетной документации

43,5

43,7%

Доля студентов,

участвующих в проектах, выполняемых по заказу работодателей, от общего числа обучающихся



Анализ отчетной документации, экспертная оценка проектов

0,5

1%

Доля студентов, участвующих в социально-культурных проектах, от общего числа обучающихся

Анализ отчетной документации, экспертная оценка результатов выполненных работ

18,5%

25,3%

Динамика результатов оценивания работы студентов на практике

Опросы работодателей, анализ отчетной документации

49,7

51%

Доля студентов, участвующих в конкурсах профмастерства (региональных, всероссийских, международных), от общего числа обучающихся

Анализ отчетной документации, изучение портфолио студентов

2%

3%

Динамика результатов выполнения выпускных квалификационных работ

Анализ отчетной документации, экспертная оценка ВКР

15%

16% с отличием

Доля выпускников, осваивающих дополнительные профессиональные образовательные программы, реализуемые кластером, от общего числа выпускников

Анализ отчетной документации, содержащей информацию о контингенте слушателей программ ДПО

0

3%

Динамика оценок качества подготовки выпускников работодателями (соотношение рекламаций и положительных отзывов)

Опросы работодателей

1/50

1/50

Доля выпускников, успешно прошедших процедуру независимой оценки и сертификации квалификаций

Анализ отчетной документации, запросы в центры оценки и сертификации квалификаций

0

0

Отрицательная динамика уровня преступности среди молодежи и студентов

Анализ отчетной документации

2 человека

1 человек

Повышение качества и совершенствование культуры профессиональной деятельности педагогической деятельности

Наличие механизмов «горизонтального» обмена опытом

анкетирование преподавателей

Проведение совместных круглых столов, выставок

Проведение совместных обучающих семинаров, круглых столов, вебинаров, выставок. Стажировки в рамках ОУ сети

Наличие механизмов формирования и поддержки функционирования проектных команд преподавателей

Анализ локальных нормативных актов и методической документации образовательного учреждения, опросы преподавателей




Временные творческие группы в составе УМО колледжа

Доля программ повышения квалификации, соответствующих компетентностному подходу, принципу модульности и индивидуального подхода, от общего числа программ повышения квалификации, предлагаемых преподавателям

Анализ программ повышения квалификации, отчетных материалов преподавателей

65%

90%

Доля преподавателей и мастеров производственного обучения, участвующих в выполнении проектов по заказу работодателей, от общего числа преподавателей

Анализ отчетных материалов

20%

40%

Доля преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших стажировку на ведущих предприятиях отрасли, в том числе зарубежных, от общего контингента

Анализ отчетных материалов

60%

80%

Доля преподавателей и мастеров производственного обучения, пришедших из реального бизнеса

Анализ кадрового состава образовательного учреждения

15%

30%

Наличие учебников и (или) учебно-методических пособий, разработанных преподавателями колледжа

Анализ библиотечных ресурсов, методической документации

9 учебников

93 учебно-методических пособий



20 учебников

198 учебно-методических пособий



Концентрация в образовательной среде кластера значительного объема разнопрофильных и разноуровневых образовательных, производственных, бизнес-ресурсов


Наличие современной материально-технической базы, обеспечивающей использование наиболее современных технологий, аналогичных тем, которые используются на предприятиях работодателя

Анализ состояния и перспектив развития МТБ

На 30%

На 50%

Доступность базы предприятия для реализации студенческих проектов и практик

Анализ документации, анкетирование преподавателей и студентов

да

Да

Доля практикоориентированных образовательных технологий, в общем числе образовательных технологий, реализуемых колледжем

Анализ методических материалов, результаты взаимопосещений занятий

60%

80%

Наличие структурных подразделений, которые концентрируют сетевые ресурсы




ОМОиРПП

ОМОиРПП

Доля работ, соответствующих профильным бизнес-процессам и выполняемых студентами и преподавателями, на основе аутсорсинга




78%

80%

Сформированность единого учебного и событийного пространства общения студентов, преподавателей, представителей работодателей

Наличие Положения о социальном партнерстве с представителями работодателей, общественными организациями и др.

Анализ документации, опросы и анкетирование преподавателей, студентов

2 (совместные проект шт.)

----


Положение о базовых кафедрах

15
---



Наличие программы, представляющей различные направления деятельности студентов, перечень совместных проектов студентов, преподавателей, представителей бизнеса

Наличие корпоративного кодекса, гармонизирующего ценностные ориентиры всех участников кластера

Число событий, организованных и проведенных всеми участниками кластера, в год

Анализ отчетной документации, анкетирование участников

0

5

Доля преподавателей и студентов, удовлетворенных атмосферой, сложившейся в колледже

Анкетирование преподавателей и студентов

90%

95%

Сформированность специализированной локальной образовательной среды первого курса

Анализ учебного плана, программ учебных дисциплин, внеурочной занятости студентов

да

да

Опытно-экспериментальная работа показала, что реализация разработанной модели среды личностно-профессионального развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции обеспечивает позитивную динамику мотивационной и инструментально-деятельностной готовности студентов к использованию потенциала образовательной среды, повышение качества педагогической деятельности, настройку параметров внутренней, учебной среды УСПО на актуальные параметры профессиональной-образовательной среды кластера в целом. В рамках опытно-экспериментальной работы нами были разработаны и реализованы механизмы непосредственного включения учреждения СПО в профильные бизнес-процессы на основе практико-ориентированного аутсорсинга. Это позволило сформировать в колледже бизнес-среду, обладающую: адекватностью внешним требованиям; гибкостью и адаптивностью; нацеленностью на формирование предпринимательских компетенций всех субъектов образовательного процесса. Также в ходе экспериментальной работы нами было установлено, что системообразующим компонентом среды личностно-профессионального развития студентов колледжа является корпоративная культура участников кластера, включающая общие цели, профессионально значимые ценности, социальные приоритеты и обеспечивающая самореализацию в профессиональной деятельности.

В Заключении подведены общие итоги исследования, которые позволяют констатировать, что гипотеза работы подтвердилась, цель достигнута, поставленные исследовательские задачи реализованы. Сформулированы основные выводы по работе и показано перспективное направление продолжения исследования.



1. Ананьина Ю.В. Образовательная среда среднего профессионального образования: состояние проблемы в педагогике // Известия Южного Федерального Университета. Серия «Педагогические науки», 2012, № 8. – С. 99-107

2. Ананьина Ю.В. Особенности образовательной среды среднего профессионального образования // Известия Южного Федерального Университета. Серия «Педагогические науки», 2012, № 9. – С. 122 - 133

3. Ананьина Ю.В. Перспективные тенденции развития социального партнерства в системе среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование, 2013, № 3. - С. 53-58

4. Ананьина Ю.В. Развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции // Инициативы 21 века, 2013, № 3. – С. 58-61

5. Ананьина Ю.В., Блинов В.И., Сергеев И.С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции: Монография / под ред. В.И. Блинова. – М.: Изд-во ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ», 2012. – 152 с.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница