Формирование социальной безопасности личности будущего педагога 19. 00. 07 педагогическая психология



страница1/5
Дата14.02.2016
Размер0,93 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

Кисляков Павел Александрович


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Нижний Новгород – 2014

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГБОУ ВПО "ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Научный консультант

Назаров Владимир Иванович

доктор психологических наук, профессор


Официальные оппоненты:
Синягина Наталья Юрьевна

доктор психологических наук, профессор,

ФГБНУ "Центр исследования проблем воспитания,

формирования здорового образа жизни, профилактики

наркомании, социально-педагогической поддержки

детей и молодежи", директор
Володько Наталья Валерьевна

доктор психологических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный

университет «МИФИ», Саровский Физико-технический институт,

кафедра психологии, заведующая кафедрой
Телепова Надежда Николаевна

доктор психологических наук, доцент

ГБОУ ВПО "Московский городской педагогический

университет", Самарский филиал, кафедра педагогической

и прикладной психологии, заведующая кафедрой
Ведущая организация

ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный

педагогический институт им М.Е. Евсевьева"
Защита состоится «23» июня 2014 г. в 10:00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет" по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет" и на сайте www.nngasu.ru.
Автореферат разослан « » мая 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. Комарова




Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Одной из актуальных жизненных и профессиональных проблем на сегодняшний день стала проблема социальной безопасности человека и общества. Значимость системы образования в противодействии негативным социальным процессам (наркотизм, алкоголизация, преступность среди молодежи, религиозный и национальный экстремизм, беспризорность, социально обусловленные заболевания и пр.) и в формировании здорового и безопасного образа жизни общества подтверждается стратегическими ориентирами государственной политики. В современных условиях сформировался заказ на разработку психолого-педагогических основ проблемы социальной безопасности личности, как компонента национальной безопасности страны (И.А. Баева, Ю.В. Варданян, Е.Н. Волкова, В.В. Рубцов и др.).

Негативные социокультурные трансформации, происходящие в современном обществе, и, как следствие, психологическая трансформация личности и ее образа жизни убедительно требуют поиска путей и разработки процесса обеспечения социальной безопасности подрастающего поколения, субъектом которого выступает педагог. Поэтому перед системой образования стоит задача развития социальной безопасности личности, включая подготовку к безопасному существованию в современном социуме, формирование способностей противостоять факторам социального риска, умений защитить себя и своих близких в случае возникновения экстремальной, кризисной ситуации социального происхождения.

Анализ практики образовательных учреждений позволил выявить необходимость обеспечения социальной безопасности субъектов образования как от внешних, так и от внутренних угроз. Школа сегодня рассматривается как социально значимый объект обеспечения безопасности, в котором должны быть созданы условия для охраны здоровья и обеспечения безопасности детей и педагогов. Кроме того, педагог, как субъект системы образования, должен быть безопасным по отношению к обучаемым в рамках реализации учебно-воспитательного процесса, формирования личности обучаемого.

Формирование социальной безопасности личности будущего педагога призвано обеспечить интеграцию социально значимых качеств в единую систему, определяющую психологическую готовность личности к обеспечению социальной безопасности субъектов образования.

Однако фактический уровень подготовки выпускников педагогических вузов не всегда соответствует требованиям социальной безопасности. Поступающая в вузы молодежь уже имеет накопленные факторы риска асоциального поведения. Происходящие сегодня изменения в политической, социально-экономической и духовной сферах российского общества ставят перед системой высшего профессионального образования задачи не только образования, но и воспитания будущего специалиста, формирования у него способности решать личные и общественно значимые проблемы (А.А. Деркач, В.И. Жуков, Д.И. Фельдштейн и др.). Кроме того, вуз должен выступать как социально безопасная образовательная среда, обеспечивающая студенту состояние психосоциального благополучия и социально-психологической защищенности, адекватные условия развития его целостной личности.

Таким образом, перспективным видится разработка системно-личностного подхода к формированию и развитию социальной безопасности личности будущего педагога в совокупности его социально ценных качеств (как индивида, личности, субъекта образовательной деятельности). По данным исследований (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.В. Селезнева), внедрение системно-личностного подхода в современное педагогическое образование является действенным фактором, обеспечивающим усиление профессиональной мотивации будущих педагогов, стимулирующим развитие их профессиональной ответственности, творческого потенциала, позволяющим выявить и плодотворно использовать личностные ресурсы для достижения успеха в профессиональной деятельности посредством формирования психологической готовности и социальных компетенций.

Изложенное позволяет определить необходимость реализации системно-личностного подхода в формировании и развитии социальной безопасности личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в вузе.

Основные противоречия, вызывающие востребованность формирования социальной безопасности личности будущего педагога, могут быть сформулированы следующим образом:

на методологическом уровне

– между необходимостью реализации системно-личностного подхода в формировании социальной безопасности личности будущего педагога, обеспечивающего интеграцию знаний и навыков, личностно и профессионально значимых качеств в единую систему, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований проблемы;

на теоретическом уровне

– между необходимостью научного обоснования процесса личностно-профессионального развития будущего педагога (как индивида, личности, субъекта образовательной деятельности) по вопросам социальной безопасности и отсутствием целостной психолого-педагогической концепции этого процесса;

– между необходимостью формирования социальной безопасности личности будущего педагога и недостаточной изученностью ее системно-личностных психологических характеристик;

на методическом уровне

– между потенциалом психологической науки, определяющим сущность системного анализа в решении психолого-педагогических задач и отсутствием системно-личностного подхода к подготовке будущих педагогов;

– между растущим потенциалом психологических и педагогических технологий личностного и профессионального развития и недостаточной разработанностью методических основ формирования и развития социальной безопасности личности будущего педагога, а также его подготовки к обеспечению социальной безопасности субъектов образования;

на личностно-профессиональном уровне

– между объективной необходимостью в получении российским обществом высокопрофессиональных педагогических кадров, психологически готовых к эффективному формированию социальной безопасности учащихся и недостаточным вниманием к этим вопросам в педагогическом образовании;



на личностно-аксиологическом уровне

– между нарастающей деформацией духовной сферы общества (искаженные нравственные нормы, неадекватные социальные установки и ценностные ориентации), ведущие к деморализации личности и дегуманизации отношений, и традиционными ценностями и нормами развития российского общества и воспитания детей и молодежи.

Поиск путей разрешения указанных противоречий определил проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки психолого-педагогической концепции формирования социальной безопасности личности будущего педагога и модели ее реализации в вузе на основе системно-личностного подхода.

Состояние научной разработанности проблемы. В современной литературе сложились определенные предпосылки рассмотрения отдельных аспектов социальной безопасности личности в системе психологического, педагогического, социологического знания.

В отечественной науке социальная безопасность исследовалась в основном в контексте анализа социальной безопасности общества (С.Н. Алиев, Е.В. Барковская, А.В. Возжеников, В.И. Жуков, В.Н. Кузнецов, В.С. Плотников, А.В. Рахлеев, Р.Г. Яновский и др.), личности (О.В. Вознесенская, Ю.А. Кораблин, Д.В. Коростелев, В.Б. Пугин и др.) или в сфере обеспечения национальной безопасности (А.Я. Голов, А.В. Гончаренко, В.А. Кольцов, Л.И. Шершнев) через ее восприятие различными категориями населения, базируясь на теории безопасного развития социума и отдельной личности.

Психологами исследуются проблемы психологии безопасности личности (В.С. Агапов, Ю.П. Зинченко, Т.М. Краснянская, М.Ф. Секач и др.); социальной психологии безопасности (О.Ю. Зотова, С.Н. Илларионов, А.К. Сухов и др.); психологической готовности личности к деятельности в экстремальных ситуациях (М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Л.А. Китаева-Смык, А.М. Столяренко, М.М. Филатова-Шуева). В рамках акмеологической теории исследованы вопросы корпоративной безопасности организации (И.С. Бусыгина), профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, С.А. Масалов, И.В. Успенский, В.В. Черняева), стрессоустойчивости в профессиональной деятельности (Н.С. Ильева, М.Л. Хуторная), обеспечения безопасности психического здоровья (Ю.Н. Казаков, А.Г. Старунский, О.В. Чернов).

Изучению проблемы психологической безопасности субъектов образования посвящены работы И.А. Баевой, Ю.В. Варданян, Е.Н. Волковой, Ю.М. Забродина, Г.М. Коджаспировой, Л.В. Лидак, В.В. Рубцова и др. В работах, освещающих проблемы обеспечения безопасности образовательной среды, рассмотрены вопросы проектирования психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева, Н.В. Дашкова, В.А. Дмитриевский, Н.Л. Иванова, С.Н. Илларионов, В.В. Рубцов и др.), ненасильственной социально-педагогической среды (В.Г. Маралов и В.А. Ситаров).

Проблемам формирования социальной безопасности и безопасного типа личности в общенаучном и методическом плане посвящены работы Л.А. Михайлова, Ю.В. Репина, С.В. Петрова, И.В. Ситки, В.П. Соломина и др. Здесь разработаны теоретико-методологические и технологические подходы к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов по вопросам социальной безопасности, их готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Социальная безопасность личности как предмет теории и методики обучения и воспитания рассмотрена в исследованиях И.И. Близнюковой, Н.В. Гаряева, А.В. Пелиховой.

Вместе с тем, в научной литературе недостаточно внимания уделяется теоретико-методологическим основам системно-личностного подхода к социальной безопасности личности будущего педагога, включая вопросы обеспечения социально безопасной среды, что ведет к недостаточной профессиональной подготовке, как на концептуальном, так и на технологическом уровнях.



Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогическую концепцию формирования социальной безопасности личности будущего педагога и модель ее реализации в вузе на основе системно-личностного подхода к обучению.

Объект исследования – системный психолого-педагогический процесс подготовки будущего педагога в образовательной среде вуза.

Предмет исследования – социальная безопасность личности будущего педагога и психолого-педагогическая концепция ее формирования в условиях реализации системно-личностного подхода.

Гипотеза исследования. Исходным для выдвижения гипотезы является понимание социальной безопасности личности как ее системной характеристики в совокупности: социальных норм и нравственных ценностей, определяющих осознанное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих; состояния защищенности и психологической устойчивости к факторам социального и профессионального риска; ориентаций на здоровый и безопасный образ жизни и его формирование у обучающихся; способностей проектировать и осуществлять деятельность по выявлению, предупреждению, ослаблению и устранению социальных опасностей и угроз на всех уровнях образовательной среды.

Гипотеза представлена следующими предположениями:

– предполагаемая структура социальной безопасности личности включает ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, креативный компоненты; этим компонентам соответствуют основные направления формирования социальной безопасности личности будущего педагога;

– предполагаемыми психологическими результатами и показателями сформированности социальной безопасности личности выступают профессиональная направленность, ответственность, социальная антиципация, коммуникативные навыки, социальная толерантность, социально-психологическая стрессоустойчивость личности;

– предполагается, что высокие объяснительные возможности разрабатываемой концепции формирования социальной безопасности обеспечиваются опорой на системно-личностный подход, интегрирующий в себе средовой, личностный и личностно-профессиональный подходы с учетом достижений теории и практики педагогики и психологии безопасности, педагогики и психологии среды, гуманистической педагогики и психологии, педагогики и психологии толерантности;

– эффективность практической реализации концепции в образовательном процессе вуза обеспечивается разработкой модели формирования социальной безопасности личности будущего педагога, включающей целевой, содержательный, технологический, субъектно-объектный, оценочно-диагностический компоненты, раскрывающие социальную безопасность личности на социально-профессиональном, социально-личностном, и индивидуальном уровнях;

– в качестве важнейших психолого-педагогических условий эффективности формирования социальной безопасности личности предполагаются: 1) разработка стратегии, тактики и технологии ее формирования на основе предлагаемой психологической модели; 2) системно-личностный характер образовательного процесса и профессиональной подготовки педагога; 3) ориентация на проектирование и обеспечение социально безопасной среды вуза через интеграцию деятельности всех участников образовательного процесса; 4) осуществление комплексной диагностики социальной безопасности личности будущего педагога по этапам ее формирования с всесторонним учетом диагностических данных; 5) разработка и реализация развернутой программы психолого-педагогического сопровождения этого процесса.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы формирования и развития социальной безопасности субъектов образования, выявив основные теоретико-методологические подходы к развитию социальной безопасности личности в педагогическом образовании.

2. Провести теоретико-методологическое исследование психологических факторов формирования социальной безопасности личности будущего педагога как субъекта образования.

3. Обосновать психологические характеристики системно-личностного подхода к формированию социальной безопасности личности будущего педагога в процессе его обучения в вузе.

4. Раскрыть сущность, содержание и функциональные характеристики социальной безопасности личности будущего педагога, а также критерии и показатели оценки уровней ее сформированности через описание психологической модели.

5. Разработать авторскую концепцию формирования социальной безопасности личности будущего педагога в процессе его обучения в вузе, объединяющую теоретико-методологические основания, основную авторскую идею, принципы, условия, системно-личностную технологию формирования будущего педагога, психологический результат, критерии и показатели эффективности.

6. Разработать, обосновать и апробировать модель процесса формирования социальной безопасности личности будущего педагога на основе системно-личностного подхода, а также психолого-педагогическое сопровождение ее реализации в вузе, определив структуру социально безопасной образовательной среды.

7. Разработать диагностический аппарат и провести психолого-педагогический эксперимент, выявляющий эффективность модели процесса формирования социальной безопасности личности будущего педагога в вузе.

8. На основе анализа результатов экспериментальной психолого-педагогической работы раскрыть системный характер взаимосвязи между проектированием социально безопасной среды вуза и формированием социальной безопасности личности будущего педагога.



Методологическую основу исследования составляют идеи многоаспектности и системности социального развития и личностной зрелости человека; социологические и психологические основы безопасности систем жизнедеятельности; представление о целостности человека, единстве социального и биологического в человеке, адаптации личности в социальной среде; принципы комплексности, детерминизма, развития, оптимальности, объективности, а также гуманизма, субъекта деятельности, социальной обусловленности развития личности; методологические основы моделирования профессионально-образовательных систем; совокупность подходов к подготовке специалистов: средовой, личностно-развивающий, личностно-ориентированный, гуманистический, деятельностный, акмеологический, компетентностный.

Теоретическую основу исследования составляют:

– фундаментальные теории о сущности личности, ее психологической структуре и системности ее становления в процессе индивидуального развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн и др.) и профессионального становления (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина);

– концепции индивида, личности и субъекта деятельности в психологии (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.Н. Ленонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина), педагогике (А.А. Вербицкий, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.);

– теории управления социальными (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин) и педагогическими системами (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин); концепция системогенеза учебной и профессиональной деятельности (А.В. Карпов, Г.А. Суворова, В.Д. Шадриков и др.);

– социологические (В.Н. Кузнецов, Р.К. Максутов, М.А. Лесков, Н.Н. Потрубач, В.Б. Пугин, Г.Г. Силласте), психологические (И.А. Баева, Ю.В. Варданян, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Т.М. Краснянская, М.Ф. Секач) и педагогические (Л.А. Михайлов, С.В. Петров, Л.И. Шершнев) учения о социальной безопасности личности;

– теория педагогики и психологии ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) и толерантности (А.Г. Асмолов, М.А. Викулина, И.В. Волкова, Б.3. Вульфов А.А. Погодина, Н.Ю. Синягина, Г.У. Солдатова и др.);

– научные идеи и положения о развитии студентов как субъектов учебной (Е.Д. Божович, А.А. Деркач, Е.А. Климов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.) и социальной (И.В. Волкова, И.С. Кон, Ю.А. Лебедев, В.А. Сластенин, Э.Л. Торндайк, Л.В. Филиппова и др.) деятельности;

– теории социально-психологической безопасности образовательной среды (О.О. Андронникова, И.А. Баева, М.Г. Гераськина, Н.В. Дашкова, С.Н. Илларионов, Т.С. Кабаченко, Т.В. Карасева, В.В. Рубцов и др.), образовательного учреждения (В.Н. Латчук, Г.А. Минаев, С.В. Петров и др.);

– теория гуманизации образовании (И.А. Зимняя, В.А. Петровский, Н.Д. Селиванова, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Л.В. Филиппова, И.С. Якиманская и др.);

– психологические теории обучения и его психолого-педагогического сопровождения (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.А. Кручинин, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин, и др.);

– теории профессионального становления, профессиональной подготовки и психологической готовности педагога к деятельности (М.А. Викулина А.А. Деркач, Е.Н. Дмитриева, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.В. Рыжов, Г.В. Сорокоумова, С.Н. Толстов, Л.В. Филиппова и др.);

Важное значение для диссертационного исследования имеют положения и выводы, раскрывающие различные аспекты профессионализма педагога: антиципации (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин, А.В. Бершулинский, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Сурков и др.), общения и коммуникативных навыков (Б.Г. Ананьев, Н.В. Клюева, А.К. Маркова), психологической устойчивости личности, стрессоустойчивости и психологической компетентности (О.А. Иванова, В.И. Моросанова, В.В. Рыжов, М.Ф. Секач, Н.Н. Телепова), творческого потенциала (Л.Е. Варфоломеева, Ю.Н. Кулюткин, Г.В. Сорокоумова, Е.Е. Щербакова и др.), социальной компетентности (И.А. Зимняя, Л.А. Громова, В. Хугмахер).



Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, прогнозирование, проектирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обобщение опыта образовательной деятельности, анализ продуктов деятельности, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, социологическое исследование); статистические (количественная и качественная обработка результатов исследования с применением статистических пакетов "EXCEL" и "SPSS 17").

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в течение 2005-2014 годов.

Первый этап (2005-2009 гг.) – поисково-теоретический – был посвящен изучению проблемы подготовки педагогических кадров к обеспечению социальной безопасности субъектов образования. На основе анализа литературных и нормативных источников, практического опыта по обеспечению социальной безопасности в условиях образовательного учреждения, а также результатов, полученных путем наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, анкетирования, выявлены психологические критерии и показатели, характеризующие состояние социальной безопасности педагога. Выявлялась и формулировалась проблема исследования, были определены методологические и теоретические основы исследования, сформулированы объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, выбран план, подобран и разработан комплекс методов и методик психолого-педагогического исследования. Осуществлялся поиск основ психолого-педагогической концепции формирования социальной безопасности личности будущего педагога и модели ее реализации в процессе обучения в вузе на основе системно-личностного подхода, а также технология ее экспериментальной проверки. Проводился констатирующий этап эксперимента.

Второй этап (2009-2013 гг.) – опытно-экспериментальный. На данном этапе реализована психолого-педагогическая концепция формирования социальной безопасности личности будущего педагога в процессе обучения в вузе на основе системно-личностного подхода, подвергнута эмпирической проверке и уточнению гипотеза исследования, выполнены формирующий и контрольный этапы эксперимента. Этап содержал сочетание методологического и констатирующего исследования, уточнялись основные понятия, осуществлялся подбор экспериментальных методик и технологий. Основные результаты и выводы данного этапа отражены в программах авторских курсов, учебных пособиях и учебно-методических изданиях, базах данных и программах для ЭВМ.

Каталог: science -> dissertation advice -> information of defense -> dm 212 162 05
dm 212 162 05 -> Демина Диана Сергеевна психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков
dm 212 162 05 -> Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками
dm 212 162 05 -> Баранов андрей николаевич
dm 212 162 05 -> Щербакова мария вадимовна
dm 212 162 05 -> Фан чунг киен сравнительный анализ систем
dm 212 162 05 -> Баранов андрей николаевич
dm 212 162 05 -> Психологические условия и механизмы развития профессиональной личности студентов юридических специальностей в процессе вузовской подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница