Формирование родительской компетентности у молодых родителей семей группы риска



Скачать 46.34 Kb.
Дата27.02.2016
Размер46.34 Kb.
Формирование родительской компетентности

у молодых родителей семей группы риска.


Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Как малая группа, семья выполняет функции воспроизводства и поддержания нового поколения, является первичным институтом социализации – успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь человека. От социального самочувствия семьи зависит будущее общества. По мнению доктора экономических наук Ф.С.Тумусова «…именно семьи, объединившись, создают села и города. Города и села создают районы. Республики, края, области по сути своей – не что иное, как совокупность районов, а значит совокупность семей. … наша Россия начинается именно с семьи».

В семье хорошо – хорошо в государстве.

В современных условиях наблюдается прогрессирующая тенденция обострения социальных проблем детства и семьи. Каждую неделю средства массовой информации сообщают о фактах, свидетельствующих о низком воспитательном потенциале родителей, отсутствия психологической культуре общения в семье.

Повышение родительской компетентности является актуальной задачей для социального педагога, функционирующего с семьей. При организации помощи социально незрелым родителям, а также родителям, выросшим в неблагополучной семейной модели, очень важным аспектом является организация социальной помощи ранней профилактической направленности. Кандидаты педагогических наук Г.И. Репринцева и И.А. Милькевич в своих исследованиях показывают зависимость развития ребенка первого года жизни от характера отношения к нему родителей и необходимости организации помощи молодой семье со стороны государства.

«…высокая младенческая смертность и заболеваемость по причинам некомпетентного ухода за младенцем, социальное сиротство уже на первом году его жизни, факты жестокого обращения, оставление его матерью в медицинских и социальных учреждениях - прямые доказательства того, что первый, особенно важный для ребенка отрезок жизни становится для него непосильным испытанием, границей между физическим выживанием и несформированностью необходимых социальных и психологических характеристик младенца. Несомненно, всё это требует особого беспокойства, в первую очередь, со стороны государственной власти, в также профессионалов специализированных учреждений различных ведомств. Вместе с тем, повышение компетентности родителей в вопросах внутриутробного и младенческого развития ребенка, гармонизации детско-родительских и внутрисемейных отношений как основы благополучного развития ребенка до и после рождения, изменение отношения к сложному, но интересному миру детства – также первостепенные задачи социально-педагогических, медико-психологических служб в работе с семьей, а также самих родителей.»

Сегежский «Центр социальной помощи семье и детям», где я работаю, является уникальным учреждением, в деятельности которого решаются многие задачи помощи родителям в вопросах семейных трудностей. Деятельность социального педагога и психолога в учреждении направлена на воздействие чувств, мыслей, поступков родителей и детей, предотвращая негативнее явления в семье, находя выход из трудной жизненной ситуации.

При межведомственном взаимодействии с социальными институтами города социальный педагог организует поэтапную помощь семье, направленную на предупреждение семейного неблагополучия.

Это:


  • Раннее выявление социального неблагополучия

  • Диагностика и комплексная оценка семейной ситуации

  • Установление доверительных отношений со всеми членами семьи

  • Определение с родителями приоритетов в решении семейных проблем, разработка плана совместных действий

  • Формирование родительской компетентности.

«Компетентность родителя проявляется в понимании социокультурной и социально-педагогической природы семьи и ее воспитательной функции». Дети, выросшие в семьях группы риска, став родителями, имеют большую силу сопротивления при взаимодействии с социальным педагогом. Она основана на страхе и негативном опыте взаимодействия родительской семьи, с социальной службой. Любые, настойчиво рекомендуемые педагогом изменения (в поведении, семейном укладе), если их необходимость не осознается родителями, рассматривается ими, как силовой метод вмешательства, попросту говоря, как психологическое насилие над личностью. Изменения, которые ожидает социальный педагог в поведении людей, сначала должны произойти в их сознании. Это непросто, т.к. требует достаточной самодисциплины и терпения.

В организации помощи родителям семей группы риска в учреждении социальным педагогом и психологом разработана комплексная стратегия формирования родительской компетентности, задача которой – донести до сознания родителей «ценности ребенка, включенности матери и отца в хрупкий и загадочный мир детства на фоне рефлексии сложного реального мира». Стратегия основана на поэтапном взаимодействии с молодой семьей:

Первый этап особенно важен. Он проводится только с согласия родителей. И называется «Посещение семьи в домашних условиях». Этот этап используется как диагностический метод и способ установления контакта с родителями и членами семьи. По мнению Л.С. Алексеевой: «Нигде с такой точностью нельзя уловить атмосферу семьи, как в естественной для нее обстановке. Ее точным указателем в домашних условиях становиться и сам ребенок. Каково ему дома? Если он сидит скованно, тихо, с опаской поглядывая на присутствующих взрослых, значит, ему не совсем уютно. Иной раз просто трудно узнать в робеющем перед родителями, испуганном существе шустрого непоседу, который так активно вел себя в других условиях. И напротив, послушная, с полуслова все понимающая девочка дома грубит родителям, изводит всех домочадцев, чувствуя свою исключительность и безнаказанность. Подобные впечатления имеют важнейшее значение для более полного и объективного понимания семьи и ребенка.»

Второй этап включает диалог, как способ налаживания контакта с семьей. Контакт – своеобразная форма планирования помощи, заранее и совместно обсуждаемые регулярность, продолжительность, время и место встреч. Учитывая сложность систематического посещения родителями консультаций, связанную с уходом за ребенком, для них организуются заочное телефонное консультирование, индивидуальные детско-родительские занятия в домашних условиях.

На третьем этапе родители поднимаются на более высокий уровень отношений добровольного сотрудничества, участвуя в детско-родительских занятиях «Кроха», организуемых в учреждении.



Ответственность за происходящие изменения в жизни семьи социальный педагог постепенно передает родителям, таким образом, вселяя в них веру в себя и свои возможности.
Клевина Наталья Ивановна

Директор МБУ «Центр социальной помощи семье и детям»

Со-руководитель Школы «Счастливые Родители,

Прародители – Счастливые Дети»

Литература:

Научно-методическое пособие «Комплексные методики активизации работы с семьей», г.Москва, 2011 г.



Научно-методическое пособие «Формы и методы работы с детьми и родителями Центров социальной помощи семье», г. Москва, 1999 г.

Л.С.Алексеева, В.Ю.Меновщиков «Семейная психотерапия в Центре психолого-педагогической помощи», г.Москва, 1998 г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница