Формирование рефлексивных умений как необходимое условие организации контрольно – оценочной деятельности младшего школьника
Введение.
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования: все большую ценность приобретают учебная самостоятельность и активность, способность младшего школьника к самооценке учебных достижений и самоконтролю. Концепция модернизации Российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, где «на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей».
Система развивающего обучения Л.В. Занкова, по которой я работаю с 1995 года, основывается на развивающем подходе и предоставлении равных возможностей учащимся в саморазвитии. Чтобы развивать у обучающихся учебную самостоятельность, необходимо сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.
Дети, приходящие из детского сада и из семьи, как правило, знакомы с авторитарной оценкой их действий. Они воспринимают эти оценки не дифференцированно, относя их не к действиям, а к себе непосредственно, что в большинстве случаев деформирует самооценку ребенка, делает ее в одном случае не адекватно завышенной, в другом случае – ущербной.
Тем не менее, контроль и оценка – важнейшие учебные действия. Без них не формируется умение учиться. Если у ребенка своевременно формируется действие оценки, он способен точно знать о своем знании и незнании, умеет провести границу между известным и неизвестным, может сформулировать запрос о недостающем знании не в форме призыва «помогите!», а в форме «я смогу решить эту задачу, если узнаю…». Другими словами, ученик, обладающий учебной самостоятельностью, умеет учиться. Осознание ребёнком собственной деятельности происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности-способы решения задач или рассуждения. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо начинать обучение рефлексии, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Поделитесь с Вашими друзьями: |